Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (2 вариант) 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Дарья Николаевна Казакова

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskaya_deyatelnost.docx60.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Предметно-практическая деятельность»

Учебный год: 

Класс: 

Количество часов в неделю:  2;   в год: 68

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Рабочую программу составил учитель _________________

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Общая характеристика коррекционного курса  «Предметно-практическая деятельность»

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Задачи и направления рабочей программы:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места коррекционного курса  «Предметно-практическая деятельность» в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно-практическая деятельность» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. По учебному плану на изучение коррекционного курса отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

  1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
  2. Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
  3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  4. Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом 5. Использование доступных жестов для передачи сообщения.
  1. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  2. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  3. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
  4. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Основное содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  1. «Действия с материалами».
  2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

  1. Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).
  2. Формирование количественных представлений. Знакомство с числом и цифрой «1».
  3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «Длинный - короткий».
  4. Формирование представлений о форме «Квадрат» (круг (повтор), квадрат).
  5. Формирование пространственных представлений «Середина».
  6. Формирование пространственных представлений «Поровну», «Больше-меньше».

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Наблюдение за движущимися заводными игрушками.

1

Перекладывание бобов из банки.

1

Прослеживание движений предмета.

1

Выполнение совместных движений (стучим, гладим).

1

Выбор предметов по образцу.

1

Смена подражательных действий.

1

Складывание предметов в коробку.

1

Катание шаров  в определенном направлении.

1

Группировка предметов по цвету (по коробкам).

1

Бросание шаров.

1

Заполнение отверстий грибочками.

1

Сталкивание предметов палкой со стола.

1

Раскладывание плоских предметов.

1

Группировка предметов по цвету.

1

Дидактическая игра «Шароброс»

1

Группировка предметов по форме.

1

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

1

Дидактическая игра «Тарелочки» (подбор по цвету).

1

Нанизывание шаров на шнур.

1

Складывание домика из счетных палочек.

1

Постройка дорожек из строительного материала.

1

Нанизывание больших и маленьких колец на разные стержни.

1

Складывание ворот из деревянных палочек.

1

Постройка башни из строительного материала.

1

Наложение предметов и сравнение по величине.

1

Постройка заборчика из строительного материала.

1

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

Складывание окна из деревянных палочек.

1

Постройка домика из строительного материала.

1

Упражнения с флажками.

1

Соотнесение названия  с формой: шарик.

1

Нанизывание колец пирамидки.

1

Доставание предмета с помощью палки.

1

Группировка предметов  по величине: большой - маленький.

1

Выбор предметов одной формы (круг, квадрат).

1

Выбор цвета по названию.

1

Открывание коробок.

1

Закрывание коробок.

1

 Группировка предметов по величине: тонкий - толстый.

1

Открывание матрешки.

1

Закрывание матрешки.

1

Работа с вкладными кубами.

1

Катание клубочков.

1

Перемещение колец по проволоке.

1

Захват двумя пальцами (сенсорные мешочки)

1

 Группировка предметов по величине:  длинный – короткий.

1

Перекладывание предметов.

1

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

1

Постройка дорожки из брусков.

1

Использование предметов как орудий.

1

Постройка забора из брусков.

1

Открывание баночек.

1

Использование палки с кольцом на конце.

1

Открывание флаконов.

1

Группировка одинаковых по величине предметов.

1

Использование палки с крючком на конце.

1

Открывание шкатулок.

1

Группировка одинаковых по цвету предметов.

1

Использование палки с сачком.

1

Постройка домика с крышей.

1

   61-62

Группировка одинаковых по форме предметов.

2

63-64

Составление чередующихся рядов.

2

65-66

Исполльзование ложки для доставания предметов.

2

67-68

Выкладывание заборчика из палочек.

2

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

Формируемые базовые учебные действия

(БУД)

Основные виды деятельности учащихся

Наблюдение за движущимися заводными игрушками.

1

5.09

Регулятивные БУД:

                                     

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со словом, предложением;

Познавательные БУД:

- ориентироваться в учебнике;

-  отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные БУД:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; как члена семьи, одноклассника, друга;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир  в  единстве  его  природной  и  социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

 

Коммуникативные БУД:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые        ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать   и   понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать        с взрослыми        и сверстниками        в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Рассматривание игрушек. Называние. Показ ключика и способа завести игрушку. Наблюдение за движением игрушек. Словарная работа: катится, прыгает, бегает, едет.

Перекладывание бобов из банки.

1

7.09

Поможем маме сварить бобы.

Перекладывание из банки в кастрюлю. Словарная работа: мало положили, много положили.

Прослеживание движений предмета.

1

12.09

Внесение игрушек би-ба-бо.

Игра «Куда идет игрушка».

Упражнение с колокольчиком, бубном.

Выполнение совместных движений (стучим, гладим).

1

14.09

Рассматривание молоточка, постучим молоточком: гвозди заколачивает, кулачком стучим в дверь.

Погладим ладошкой стол, подушку.

Словарная работа: мягкий, твердый.

Выбор предметов по образцу.

1

19.09

Рассматривание матрешки. Игра «Что внутри». Расставим матрешек – их много. Возьмем самую маленькую, самую большую.

Смена подражательных действий.

1

21.09

Игра «Катаем» - катание мяча, машинки. Бросим мяч в корзину, поставим машинку в коробку.

Складывание предметов в коробку.

1

26.09

«Все игрушки рассыпались, будем собирать». Складывание в коробку мелких игрушек. Словарная работа: много, мало, осталось, все.

Катание шаров  в определенном направлении.

1

28.09

Рассматривание иллюстрации клоуна с шарами. У нас тоже много шаров, будем их катать. Называние цвета, смена направления движения шаров.

Группировка предметов по цвету (по коробкам).

1

3.10

Рассматривание цветных коробок. Называние цвета. Рассматривание предметов, называние их цветов.

Игра «Разложи по цвету».

Бросание шаров.

1

5.10

Будем играть шарами: катать, толкать, кидать. Совместная деятельность. Словарная работа: укатился, далеко, упал.

Заполнение отверстий грибочками.

1

10.10

Рассматривание игрушек-грибочков. Называние размера. Рассматривание коробочки с отверстиями: маленькие, большие. Игра «Разложи грибы».

Сталкивание предметов палкой со стола.

1

12.10

Достанем игрушки, не получается, они далеко. Будем  сталкивать их палкой.Совместная деятельность.

Раскладывание плоских предметов.

1

17.10

Складывание разрезной картинки.

Совместная деятельность: работа с мозаикой.

Группировка предметов по цвету.

1

19.10

Рассматривание ведерок и предметов.

Называние цветов и размеров.

Раскладывание предметов по ведеркам соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Шароброс»

1

24.10

Совместная деятельность. Игра с  шарами: катать, толкать, кидать.

Словарная работа: укатился, далеко, упал.

Группировка предметов по форме.

1

26.10

Рассматривание коробок разных форм: круглая, овальная прямоугольная и квадратная.

Рассматривание предметов разных форм.Игр «Разложи».

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

1

7.11

Рассматривание геометрических форм с отверстиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Рассматривание стержней разных форм. Нанизывание.

Дидактическая игра «Тарелочки» (подбор по цвету).

1

9.11

Рассматривание тарелочек, называние цветов. Рассматривание предметов разных цветов. Игра «Разложи».

Нанизывание шаров на шнур.

1

14.11

Рассматривание шаров, называние цветов. Рассматривание шнура: длинный. Игра «Соберем на шнур шары».

Складывание домика из счетных палочек.

1

16.11

Внесение деревянных палочек, обследование. Посмотри, я сложу из палочек домик, теперь сложим другой домик вместе с тобой.

Постройка дорожек из строительного материала.

1

21.11

Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики.

«Будем строить дорожки». Игра «Машинки едут».

Нанизывание больших и маленьких колец на разные стержни.

1

23.11

Снесение пирамидок разных размеров.  Называние цветов колец.

«Соберем маленькую пирамидку. Соберем большую пирамидку». Называние цвета коле и размера.

Складывание ворот из деревянных палочек.

1

28.11

Рассматривание деревянных палочек, обследование. Рассматривание иллюстрации «Ворота для теремочка». Чтение сказки.

Выкладывание ворот.

Постройка башни из строительного материала.

1

30.11

Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики.

«Будем строить башню».

Игра «высокая и низкая башни».

Наложение предметов и сравнение по величине.

1

5.12

Рассматривание предметов.

Называние величины. Игра «Что больше» - наложение предметов.

Постройка заборчика из строительного материала.

1

7.12

Рассматривание иллюстрации.

Рассматривание строительного материала.«Будем строить заборчик».

Обыгрывание.

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

12.12

Внесение предметов разных цветов и размеров. «Разложим в ряд».

Складывание окна из деревянных палочек.

1

14.12

Рассматривание деревянных палочек, обследование. Рассматривание иллюстрации «Окно». Выкладывание окна из палочек.

Постройка домика из строительного материала.

1

19.12

Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики.

«Будем строить домик».

Игра «Большой и маленький домик».

Упражнения с флажками.

1

21.12

Рассматривание флажков. Называние цветов и размеров. Упражнение «Разложи по размеру, по цвету»

Соотнесение названия  с формой: шарик.

1

26.12

Рассматривание шаров разных цветов и размеров. Игра «Где шарик».

Нанизывание колец пирамидки.

1

28.12

Внесение пирамидки. Называние цветов колец. Сбор и разбор пирамидки (совместная деятельность).

Доставание предмета с помощью палки.

1

9.01

Посмотри. Какая красивая игрушка, давай ее достанем рукой. Не получается. Палка нам поможет – будем двигать палкой игрушку, вот и достали.

Группировка предметов  по величине: большой - маленький.

1

11.01

Посмотри, как много игрушек, будем их раскладывать: большие к большим, маленькие к маленьким.

Выбор предметов одной формы (круг, квадрат).

1

16.01

У маня есть две коробочки – круглая и квадратная. Разложим предметы в коробки. Ищи глазками, где круглые предметы, сложим их в круглую коробочку. Теперь ищи квадратные предметы, их складываем в квадратную коробку.

Выбор цвета по названию.

1

18.01

Сегодня снова будем играть с коробочками. У нас много коробочек, все они разного цвета. Возьмем красную, теперь синюю. Где желтая? Где зеленая? Вот белая, вот черная.

Открывание коробок.

1

23.01

Посмотри, как много разноцветных коробочек. Что в них? Давай вместе будем их открывать и посмотрим, что внутри.

Закрывание коробок.

1

25.01

Разложим предметы в коробки. Много коробок и много предметов. Теперь коробки нужно закрыть. Сделаем это вместе.

 Группировка предметов по величине: тонкий - толстый.

1

30.01

Посмотри, как  много предметов в коробке. Давай рассмотрим: карандаши, палочки. Будем раскладывать их по коробкам. Тонкие предметы в одну коробку, толстые в другую. Теперь все тонкие предметы в одной коробке, а все толстые в другой.

Открывание матрешки.

1

1.02

Рассматривание матрешки: внутри большой есть маленькие куколки, посмотри. Откроем вместе. Теперь матрешки спрячутся, вот так я их закрою. Теперь снова будем открывать.

Закрывание матрешки.

1

6.02

Посмотри, какая сегодня матрешка пришла в гости, будем ее открывать и закрывать. Я открою, посмотри, сколько матрешек получилось. Вместе будем закрывать куколок.

Работа с вкладными кубами.

1

8.02

Рассматривание кубов, называние цвета, размера. Вкладывание кубов друг в друга, разбор кубов по одному.

Катание клубочков.

1

13.02

Котенок принес клубочки, он любит их катать, вот так. Мы тоже будем катать клубочки. Теперь, смотри, как котенок катает клубочки в корзину, попробуем и мы также.

Перемещение колец по проволоке.

1

15.02

Внесение игрушек на проволоке: медведь, овечка, шарики. «Эти игрушки можно передвигать. Вот так. Давай вместе поиграем».

Захват двумя пальцами (сенсорные мешочки)

1

20.02

Вносятся три мешочка, в каждом по одному предмету. Рассматривание мешочков и предметов, называние цвета, размера, предмета. Совместно с учителем ребенок совершает захват предмета двумя пальцами и достает каждый из мешочка.

 Группировка предметов по величине:  длинный – короткий.

1

22.02

Посмотри, сколько предметов в коробке. Давай их, рассмотрим: ленточки, шнурки. Будем раскладывать их по коробкам. Длинные предметы в одну коробку, короткие в другую. Теперь все длинные предметы в одной коробке, а все короткие в другой.

Перекладывание предметов.

1

27.02

Рассматривание предметов в коробке, называние цвета предметов, коробки, формы и размера. Складывание предметов в одну коробку, перекладывание в другую.

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

1

1.03

Рассматривание предметов, называние цвета, формы. Рассматривание стержней, называние формы. Будем собирать фигуры на стержни и разбирать.

Постройка дорожки из брусков.

1

6.03

Игра «Кто в домике живет?». Рассматривание игрушечных домиков, называние, кто там живет. Будем строить дорожки к домикам. Все, кто живет в них, будут ходить в гости друг к другу.

Использование предметов как орудий.

1

13.03

Игра в сухом бассейне. Захват крупы в кулачок.  Теперь будем пересыпать крупу с помощью ложки, кружки. Получается быстрее.

Постройка забора из брусков.

1

15.03

Внесение деревянных брусков. Чтение сказки «Теремок» . постоим для теремка заборчик. Из брусков. Теперь медведь не сможет сломать теремок.

Открывание баночек.

1

3.04

Рассматривание баночек. Называние цвета, формы. Будем открывать баночки и посмотрим, что там внутри (совместная деятельность).

Использование палки с кольцом на конце.

1

5.04

У меня есть палка и кольцо. Привяжем кольцо на конец палки, теперь палка с кольцом на конце. Такой палкой можно доставать предметы, которые от нас далеко. Давай попробуем.

Открывание флаконов.

1

10.04

Мы с тобой уже учились открывать баночки, сегодня поучимся открывать флаконы. Рассматривание флаконов, называние цвета, размера, открывание.

Группировка одинаковых по величине предметов.

1

12.04

Рассматривание предметов. Где большие, где маленькие. Разложим по ведеркам. Маленькие предметы сложим в маленькое ведерко, а большие предметы в большое.

Использование палки с крючком на конце.

1

17.04

Изготовим другую палку для помощи. Привяжем к палке крючок. Палка стала длиннее и ей можно зацеплять разные предметы. Давай, попробуем.

Открывание шкатулок.

1

19.04

Рассматривание шкатулок. Будем открывать шкатулки, они все с сюрпризом. Это музыкальные шкатулки и у каждой своя музыка.

Группировка одинаковых по цвету предметов.

1

24.04

Рассматривание предметов. Здесь есть красные, синие, желтые и зеленые предметы. Будем раскладывать по коробкам. В зеленую коробку соберем все зеленые предметы. В красную коробку будем складывать красные предметы, и т.д.

Использование палки с сачком.

1

26.04

Изготовим палку с сачком. Посмотрим как эта палка может нам помочь. Будем доставать предметы сачком.

Постройка домика с крышей.

1

3.05

Рассматривание кубиков и призм, называние цвета, размера. Построим их них домик. Сначала поставим кубик, получился домик, а теперь нужна крыша.

61-62

Группировка одинаковых по форме предметов.

2

10.05

15.05

Рассматривание предметов, называние формы. Раскладывание по коробкам различной формы. В круглую коробку сложим круглые предметы, а в квадратную – квадратные.

63-64

Составление чередующихся рядов.

2

17.06

22.05

Посмотри, как я разложила фигуры: круг, квадрат. Давай разложим вместе также. Теперь два круга и квадрат.

65-66

Исполльзование ложки для доставания предметов.

2

24.05

29.05

Рассматривание деревянных ложек с ручками различной длины. Попробуем достать картофель маленькой ложкой, теперь большой.

67-68

Выкладывание заборчика из палочек.

2

31.05

(упл.)

Мы делали заборчик для теремка из брусков. Сегодня будем делать заборчик из палочек. Выкладывание палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельнос...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класса (второго года обучения)

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс (второй год обучения)

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...