Рабочая программа по предмету "Предметно-практическая деятельность" (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения: формирование положительного отношения к посильным видам ручного труда;обучение доступным приемам предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда;

развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков;коррекция сенсорной, эмоционально-волевой сферы и умственной деятельности;формирование навыков правильного поведения, коммуникабельности.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны уметь:

-следить взглядом за игрушками,

-выполнять движения за педагогом по подражанию,

-катать мячи в заданном направлении,

-строить башню из кубиков по словесной инструкции педагога,

- доставать предмет из коробки, опускать предмет в коробку по словесной инструкции,

-захватывать и удерживать в руке мелкий плоский предмет (пуговицы),

-самостоятельно собирать и разбирать матрёшку, пирамидку,

- самостоятельно собирать башню из цветных стаканчиков.   

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП ППД 2 кл84 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Предметно-практическая деятельность»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов __34_____, кол-во часов в неделю_1__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Одной из задач социокультурной абилитации и адаптации детей с психофизическими нарушениями является развитие и коррекция познавательных процессов, комплексные нарушения которых являются специфическими негативными факторами состояния этих детей. Значение предметно-практической деятельности для коррекции и развития различных сторон психической жизни аномальных детей, для более эффективного их обучения и воспитания, для подготовки к жизни в обществе трудно переоценить. Особое значение эта деятельность имеет в работе с детьми с тяжелыми недостатками умственного развития. Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено не столько на передачу детям определенной суммы готовых знаний и навыков, сколько на формирование у них основных навыков умственной деятельности через активную дидактически направленную предметно-практическую деятельность самих детей. Эта работа проводится сначала на уровне практического оперирования с реальными предметами и их частями, когда мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и т.д. еще не отделены от внешнего предметного действия. Развитие речи дает возможность на следующем этапе заменить некоторые практические действия выполнением их в умственном плане на основе речевых средств. Основные навыки и приемы умственной деятельности у детей с ОВЗ возможно и необходимо формировать именно на самом элементарном, сенсорном, предметно-практическом уровне: членение объектов на части и соединение их в единое целое, сравнение объектов по их особенностям.

Цель этих занятий, используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений наглядно-действенного    и    наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, часто определяется многообразием различных дефектов, присущих   детям с ОВЗ.  Тяжелые   нарушения   моторики, в    частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки, они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.  Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной    системе    в    предметно-манипуляторной   деятельности    и дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и т.д.). Каждая коррекционная задача включалась в различные виды детской деятельности.

Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкость взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание меж предметных, меж функциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по предметно-практической деятельности;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие: 

  • формирование положительного отношения к посильным видам конструирования;
  • обучение доступным приемам предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда;
  • развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков;
  • коррекция сенсорной, эмоционально- волевой сферы и умственной деятельности;
  •  формирование навыков правильного поведения, коммуникабельности.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

-следить взглядом за игрушками,

-выполнять движения за педагогом по подражанию,

-катать мячи в заданном направлении,

-строить башню из кубиков по словесной инструкции педагога,

- доставать предмет из коробки, опускать предмет в коробку по словесной инструкции,

-захватывать и удерживать в руке мелкий плоский предмет (пуговицы),

-самостоятельно собирать и разбирать матрёшку, пирамидку,

- самостоятельно собирать башню из цветных стаканчиков.

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • заводные игрушки «зайчик», «паровозик», «божья коровка» по количеству детей,
  • разноцветные мячи разного размера,
  • наборы цветных кубиков,
  • наборы круглых и квадратных коробок разного размера с крышками из «IKEA»,
  • разноцветные пуговицы,
  • удочки с магнитами на конце,
  • наборы разноцветных магнитов,
  • плоскостные геометрические фигуры с магнитами,
  • магниты на холодильник в виде рыб, животных,
  • пирамидки,
  • матрёшки,
  • цветные стаканчики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Развитие внимания и подражания

1

Прослеживание за предметом: «солнечный зайчик», заводная божья коровка, заводной паровозик.

Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

Слежение за заводными игрушками, ожидание их в определённых местах.

Заводные игрушки по количеству детей.

2

Подражательные действия: «Бабочка», «Дровосек», «Паровоз».

Развитие способности к подражанию, развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации.

Выполнение подражательных движений со сменой вида деятельности.

Сюжетные картинки, предметные картинки.

Развитие моторики рук и зрительно-двигательной координации

1

Игры с мячами и кубиками

Отработка навыка захвата круглых и квадратных предметов, обучение правильным действиям с предметами.

Катание мячей разного размера в определённом направлении, постройка башни из кубиков

Мячи по количеству детей, набор кубиков.

2

Игры с коробками разного диаметра

Обучение навыку захвата предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую

Выполнение упражнений по захвату предмета по заданию учителя, перекладывание из одних коробок в другие. Поиск предмета в коробке на ощупь.

Стеклянные бусины, игрушки из киндер-сюрпризов, коробки разной формы и размера.

3

Разрезные картинки

Развитие зрительного соотнесения частей картинки.

Составление целой картинки из 3-4 частей по степени усложнения (разрезаны по горизонтали, по вертикали, по косым линиям).

Разрезные картинки из 3-4 частей.

4

Игра «Картинное лото»

Развитие зрительного восприятия, развитие действий с плоскими предметами.

Умение выполнять правила игры: ожидание «своей» картинки, отказ от других, быстрое нахождение нужной картинки среди других, счёт парных картинок.

Деревянное картинное лото

5

Игра «Картинное цветовое лото»

Развитие зрительного восприятия, развитие действий с плоскими предметами.

Размещение цветных предметных картинок на таблицах соответствующих цветов с учётом расположения контуров, изображённых на таблицах.

Картинное цветовое лото.

6

Игра «Геометрическое лото»

Развитие зрительного восприятия, развитие действий с плоскими предметами.

Заполнение больших карточек, учитывая одновременно форму геометрических фигур и их цвет.

Геометрическое лото.

Развитие элементарной конструктивной деятельности

1

Мозаика из пуговиц

Обучение навыку захвата пуговиц разного диаметра по заданию учителя.

Выкладывание узора из пуговиц разного диаметра, определение цвета и размера.

Пуговицы разного цвета и размера

Сенсорное развитие с использованием предметов разного цвета, формы, величины

1

«Рыбалка»: выбор цвета

Развитие соотносящих действий, координации движений.

Ловля предметов на «удочку» с магнитом на конце.

«Удочки» по количеству детей, набор цветных магнитов.

2

«Рыбалка»: выбор формы

Развитие соотносящих действий, координации движений

Ловля предметов на «удочку» с магнитом на конце.

«Удочки» по количеству детей, магниты на холодильник разной формы.

3

Чередование по цвету

Закрепление названий цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), развитие мелкой моторики.

Повторение ранее изученных цветов, их названий, умение выбирать по названию, давать предметы названного цвета. Работа с цветными геометрическими фигурами. Выкладывание дорожки из мозаики с чередованием цвета.

Наборы мозаики

4

Чередование по форме

Закрепление геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), развитие мелкой моторики.

Повторение названий геометрических фигур. Доски Сегена разных видов, коробка форм, «Волшебный мешочек». Выкладывание ряда с чередованием по форме.

Картонные геометрические фигуры разного размера и цвета, наборы геометрических фигур «Учись считать».

5

Чередование по величине

Закрепление понятий «большой-маленький», развитие мелкой моторики.

Повторение величины на игрушках и геометрических фигурах. Составление ряда фигур от большего к меньшему и наоборот (не обращая внимание на цвет). Нанизывание крупных и мелких бусин и фигурок животных с чередованием по величине.

Картонные геом. фигуры разного размера и цвета, игра «Волшебный мешочек». Набор деревянных бусин.

6

Большой - маленький

Развитие действий с предметами разной величины.

Определение контрастной разницы по величине между неоднородными предметами.

Бытовые предметы, картинки.

7

Длинный - короткий

Развитие действий с предметами разной длины.

Сравнение предметов по длине путём наложения и приложения.

Цветные полоски и ленты.

8

Широкий - узкий

Развитие действий с предметами разной ширины.

Сравнение предметов по ширине путём наложения и приложения.

Цветные полоски и ленты.

9

Игра «Куда подходит?»

Развитие действий с предметами разной формы.

Размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена».

Доски Сегена разных видов, коробка форм, «Почтовый ящик».

Развитие манипулятивных и предметных действий

1

Действия с предметами: пирамидка, матрёшка.

Обучение сбору и разбору пирамидки, матрёшки

Демонстрация действий с пирамидками. Сбор и разбор пирамидки, матрёшки детьми.

Пирамидки и матрёшки по количеству детей.

2

Башня из цветных стаканчиков.

Обучение практическим действиям на соотнесение фигур

Игра с цветными стаканчиками (5-7 шт.) - постройка башни от большего к меньшему.

Цветные стаканчики по количеству детей.

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  5. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....