Программа внеурочной деятельности "Ставрополье -родина моя"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 им.И.И.Вехова ст. Александрийской»
Программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Ставрополье – родина моя»
Разработала:
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24
Шумейко С.В.
Пояснительная записка.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление.
Данная программ составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Эта программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и станицы, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением традиций и культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой
Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, станицу (ее традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и края;
- изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей:
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 1 класса) включает периоды с сентября по май. Программа реализуется при 1 часовом режиме работы 1 раз в неделю, всего 33 часа.
Содержание программы.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников, представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
1. История моей семьи (6 часов).
2. История моей станицы (6 часов).
3. Образование Георгиевского района(6часов).
4. Ставропольский край – субъект Российской Федерации (6часов).
5. Природа нашего края (9 часов).
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
Знать/понимать:
- родословную своей семьи;
- историю своего населённого пункта, различных учреждений;
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции;
- основные краеведческие термины и понятия;
- администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Ставропольского края, значения официальных символов;
- основные этапы и ключевые события истории Ставропольского края с древности до наших дней;
- изменения природной среды Ставропольского края в результате деятельности человека;
- особенности природы, населения;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства;
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории Ставропольского края, образование Кавказских гор, Георгиевского района и своего населённого пункта;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;
- описывать традиции народов своего края;
- показывать на карте границы и географический центр Ставропольского края, Георгиевского района;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов края;
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты;
- работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проведения самостоятельного поиска информации;
- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;
- ориентирования на местности и чтения карт;
- учёта наблюдений в природе своей местности;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий;
- высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Ставропольского края;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов Ставропольского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежност;
.
Тематическое планирование.
I. История моей семьи ( 6часов).
1. Моя родословная.(1ч.)
2. Генеалогическое древо семьи. (1ч)
3.Старые фотографии рассказали (1ч)
4.Традиции семьи.(1ч)
Практические работы:
1) Составление древа семьи.
2)Изучение традиций семьи и их описание.
II. История родной станицы (6 часов).
1.История образования станицы Александрийской.(1ч)
2. История школы и других учреждений станицы. (1ч)
3.Народы, населяющие населённый пункт.(1ч)
4.Традиции народов, живущих в станице.(1ч)
Практические работы.
1) Посещение школьного музея «Наследие» с целью анализа данных о развитии станицы.
2) Изучение и описание традиций народов, живущих в нашей станице.
III.Образование Георгиевского района (6часов).
1.История района. (1ч)
2.Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц. (1ч)
3.Символы района. (1ч)
4.Администрация района.(1ч)
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Георгиевского района.
3) Изучение символики района.
IV. Ставропольский край– субъект Российской Федерации (6 часов).
1.Ставропольский край на карте Российской Федерации. (1ч)
2.Границы, пограничные территории.(1ч)
3.Ставрополь – столица нашего края. (1ч)
4.Официальные символы. (1ч)
5. Губернатор и правительство края.-1ч
Практические работа.
1) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.
V. Природа нашего края (9 часов).
1.Представители животного и растительного мира.(2ч)
2.Красная книга Ставропольского края.(1ч)
3.Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.(1ч)
4. Климат и погода. История метеонаблюдений. (1ч)
Практические работы.
1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.
2) Составление рассказа об озёрах и реках Ставропольского края
3) Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
4) Составление альбома о местных животных и растенияхКалендарно-тематическое планирование.
№ |
Раздел, тема | Количество часов | Форма занятий | |||||
всего | теор | практ | ||||||
I II. III IV V. | История моей семьи. 1.Моя родословная. 2. Генеалогическое дерево семьи. 3.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. 4.Традиции семьи. Практические работы: 1) Составление древа семьи. 2) Изучение традиций семьи и их описание. История родной станицы. 1.История образования станицы Александрийской. 2.История школы и других учреждений. 3. Народы, населяющие населённый пункт. 4. Традиции народов, живущих в станице Александрийской. Практические работы. 1) Посещение школьного музея « Наследие». 2) Изучение и описание традиций народов, живущих в нашей станице. Образование Георгиевского района
1. История района. 2. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц. 3.Символы района. 4. Администрация района. Практические работы. 1) Работа с контурной картой с целью обозначения границ Георгиевского района. 3) Изучение символики района. Ставропольский край – субъект Российской Федерации. 1. Наш край на карте России. 2. Границы, пограничные территории. 3. Ставрополь – краевой центр. 4. Официальные символы. 5. Губернатор и правительство края. Практическая работа 1) Символика края Природа нашего края. 1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. 2. Красная книга Ставропольского края. 3. Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. 4.Горы и возвышенности края.Легенды Кавказских гор. 5.Полезные ископаемые края. 6.Заповедные места. Курорты и здравницы. Практические работы. 1) Реки и озера Ставропольского края. 2) «Местные пейзажи в разные времена года». 3).« Берегите природу Ставрополья!»
| 6 6 6 6ч 9ч | 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1ч 3ч 1 1 1 | Рассказ учителя Беседа Презентация Беседа Творческий проект с защитой Беседа Рассказ учителя Презентации детей с защитой Праздник Экскурсия Просмотр презентации Рассказ учителя Рассказ учителя Беседа Исследовательский проект Просмотр фильма Презентация Рассказ учителя Беседа
Фотовыставка Беседа Просмотр презентации Рассказ учителя Круглый стол Презентация Работа с энциклопедией Сообщение
|
Материально-техническое обеспечение.
№1 | Наименование | Количество | Примечание |
1 | Физическая карта мира | 1 | На всех учащихся |
2 | Физическая карта России | 1 | На всех учащихся |
3 | Физическая карта Георгиевского района | 1 | На всех учащихся |
4 | Атлас Ставропольского края | 12 | На каждого учащегося |
5 | Контурные карты. | 12 | На каждого учащегося |
6 | Коллекция полезных ископаемых | 1 | На всех учащихся |
7 | Мультмедиа-класс | 1 | На всех учащихся |
8 | Набор картин растений и животных Ставропольского края | 1 | На всех учащихся |
9 | Набор плакатов с символикой района, края | 1 | На всех учащихся |
Учебно-дидактическое обеспечение.
Рекомендуемая литература:
1. Познай свой край. : Краткий справочник.- Ставрополь: «Абрис», 2004
2. Справочник административно - территориального деления. - Ставрополь: 1997 г.
Специальная литература:
1. Андреева М.А. География Ставропольский край: Учебник для 7~9 кл. - Просвещение, 2002
2. Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа «Георгиевский район». Ставрополь: «Абрис», 2006
3.Калишев В.У. У природы нет плохой погоды.- Ставрополь, 1998.
4. Флора и растительность Ставропольского края и их охрана. Выпуск 8. –Ставрополь, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....
"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)
Данная статья содержит информацию, которая поможет составить программу внеурочной деятельности по краеведению. Здесь представлена цель про...
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина" составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина".
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....
Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...