РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
методическая разработка (1 класс) по теме
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания.
Эта программа связана с общей концепцией школы: необходимость дать прочные знания сочетается с воспитанием нравственной личности. В программе формируется общекультурная компетентность, т.е. способность ученика ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К истокам Родины | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( Социальное НАПРАВЛЕНИЕ)
(тип программы: комплексная)
_____________К истокам Родины_________________
________________________1класс_________________
__________________________6,5 – 7лет________________________
(возраст обучающихся)
Количество часов: всего 33; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания.
Эта программа связана с общей концепцией школы: необходимость дать прочные знания сочетается с воспитанием нравственной личности. В программе формируется общекультурная компетентность, т.е. способность ученика ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни.
Изучая данную программу школьники будут учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, учиться анализу текстов, чтению под "историческим микроскопом", обогатятся практическими знаниями, попробуют свои силы в творческих видах работ; научатся видеть своеобразие, особенности истории, подготовятся к самостоятельной оценке исторических явлений и позиций историков.
Задачи учителя в ходе реализации программы:
- применение новых приемов работы, новых форм урока;
- систематизация накопленных учащимися знаний;
- развитие индивидуальных творческих способностей учеников.
В программе есть возможность формировать навыки исследовательской работы путем работы с историческими документами на практических занятиях (анализ первоисточников).
Беседа, дискуссия вырабатывает навыки и одновременно предполагает навык грамотного владения устной речью.
Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы учащихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады и рефераты. При этом необходимо работать с источниками: статьей, документами, исторической монографией и т.п., обосновывать свое видение проблемы.
Формирование у ученика способностей к самостоятельной оценке теоретических положений, фактов и явлений становится возможным в результате освоения методов поисковой, исследовательской деятельности.
По итогам усвоения программы у учащихся развивается общеисторическое мышление, позволяющие применять знания на практике.
Формы занятий:
1. лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы)
2. экскурсии
3. видеоуроки
4. практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний
5. игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд)
Предполагаемые результаты освоения программы к концу обучения: учащиеся должны показать углубленный уровень знаний по предмету, а именно, прочное усвоение содержание курса;
- умение активно оперировать знаниями, применять их для решения проблем с привлечением научных принципов, понятий и данных;
- способность устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы с применением научных методов познания.
Итоговым показателем должно стать успешное выполнение тестовых заданий.
Программа рассчитана на 33 ч. при недельной нагрузке в 1 ч.
Общая характеристика курса
Приобщать детей к изучению истории возможно уже в начальной школе. На последующих этапах исторического образования школьники будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи.
Основная задача курса - ввести учащихся в контекст предмета и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. Уже в начальной школе детей следует учить дополнять текст картой, а карту текстом.
В начальной школе (1-4 класс) реально познакомить учащихся с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов.
Тексты должны быть привязаны к конкретным местам на карте.
Задачи курса:
- ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как к науке;
- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
- формировать историческое сознание, воспитывая чувство сопричастности прошлому, прежде всего истории своей родины.
После вводных занятий, на которых формируется первоначальное представление об историческом источнике в целом, школьники встретятся с многообразием письменных и вещественных источников, затем учащиеся знакомятся со следующими вспомогательными дисциплинами: антропонимикой, геральдикой, генеалогией, нумизматикой, соррагистикой, топонимикой, исторической метрологией, хронологией.
Чтобы избежать перегруженности курса информацией, одни и те же источники, факты могут быть использованы при изучении разных тем, обрастая новыми подробностями и деталями. Так о берестяных грамотах учащиеся впервые узнают на уроках по изучению письменных источников.
Они же могут рассказать о том, какие имена звучали на Руси (антропонимика), какие применялись меры длины, веса, денежные единицы (метрология, нумизматика).
Задачи курса и возраст учеников требуют и соответствующей формы обучения. Наиболее приемлемой является сюжетно-образная форма. Введение в историю учеников осуществляется в игровой форме.
Вопросы и задания предусматривают работу учащихся с хронологией, картой, текстом и иллюстрациями учебника. В целом они нацелены на активизацию имеющихся заданий, на формирование умений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Творчески работающие учителя истории всегда искали пути и способы совершенствования преподавания истории. Традиционные методы обучения подвергались критике.
Обновление содержания образования требует новой методики. Традиционные методы обучения построены на запоминании, вопросно-ответном методе обучения (когда в голове учителя всегда есть эталон правильного ответа), иллюстративность должны уйти в прошлое.
Нужна новая методика - активная, несущая высокую степень самостоятельности учащихся.
Одним из способов построения курса истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.
Уже на начальных этапах обучения необходимо использовать фрагменты подлинных исторических текстов (в V классе это Гесиод, Плутарх, Гомер; в VI - Плутарх, Цезарь, Цицерон, Флавий, Библия). Основные задачи работы с источниками на этих этапах - внимательное чтение, понимание, интерпретация.
Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Поиск ошибок может быть главной задачей; ее решение способствует развитию критических способностей учащихся.
На многих занятиях, посвященных прошлому России, можно использовать фрагменты трудов крупнейших российских историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Д.О. Ключевского, Н.И. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, Е.В. Тарле.
Учащиеся получат представление о картине мира, заложенной в сознании людей прошлого, об их мировоззренческих установках, нормах социального поведения, особенностях менталитета.
Использование на уроках трудов выдающихся российских историков, расширит кругозор учащихся, сделает их учебную деятельность более разнообразной.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе учащегося:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 класс (33 часа) | |||||
Введение. | 1 | * | |||
1 | От чего ведётся отсчёт лет? | ||||
I раздел «Древняя Русь». | 13 | 13 | |||
1 | Первые люди на Земле | * | |||
2 | Древние люди на Кубани | * | |||
3 | От прошлого к будущему. Зачем мне история | * | |||
4 | "Говорящие" рукописи | * | |||
5 | "Говорящие" вещи | * | |||
6 | О берестяных грамотах | * | |||
7 | Как появились рукописи | * | |||
8 | Восточные славяне | * | |||
9 | Какой была Русь при первых князьях | * | |||
10 | Путешествие в древний Новгород | * | |||
11 | Владимиро-Суздальская земля | * | |||
12 | Батыево нашествие | * | |||
13 | Как Русь боролась со шведскими немецкими захватчиками | * | |||
II раздел. «Московская Русь» | 5 | 5 | |||
1 | Возвышение Москвы | * | |||
2 | Куликовская битва | * | |||
3 | Иконописец Андрей Рублёв | * | |||
4 | Московский Кремль | * | |||
5 | Как жили Московская Русь при "Грозном" царе | * | |||
III раздел. «Россия» | 5 | 1 | 4 | ||
1 | Минин и Пожарский и их славные дела | * | |||
2 | Царский дворец и его обитатели | * | |||
3 | Жизнь людей в деревне и в городе | * | |||
4 | Землепроходцы | * | |||
5 | Как и чему учились наши предки | * | |||
IV раздел. Российская империя | 9 | 6 | 3 | ||
1 | Царь Пётр и его дела | * | |||
2 | Михаил Васильевич Ломоносов | * | |||
3 | Царствование Екатерины Великой | * | |||
4 | Великий полководец Суворов | * | |||
5 | Отечественная война 1812 года | * | |||
6 | "Золотой век" русской литературы | * | |||
7 | Освобождение крестьян и другие изменения в России | * | |||
8 | Расцвет русской музыки и живописи | * | |||
9 | Царствование Николая II и конец Российской империи | * |
Содержание программы по разделам
№ | Раздел | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||
1 класс 33 часа | |||
1 | «Древняя Русь» | 14 | |
2 | «Московская Русь» | 5 | |
3 | «Россия» | 1 | 4 |
4 | «Российская империя» | 6 | 3 |
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
№п /п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Наличие |
1 | Библиотечный фонд | |
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): Учебное пособие. - Самара: Издательство «Учеб ная литература | + | |
Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва. | + | |
Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар. | + | |
2 | Печатные пособия | |
Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины | + | |
3 | Технические средства обучения | |
Музыкальный центр, компьютер. | + | |
4 | Экранно – звуковые пособия | |
Интерактивная доска | + | |
5 | Игры и игрушки | + |
6 | Оборудование класса | |
Уголок «Моя Кубань - моя Россия» | + |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
МОБУ СОШ № 20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖОК СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«К истокам Родины»
Класс 1
Количество часов: всего 33; в неделю 1 час
Учебно-тематический план
1 класс (33 часа)
Наименование разделов, блоков, тем | Всего | Дата | |
Введение. | |||
1 | От чего ведётся отсчёт лет? | 1 | |
I раздел «Древняя Русь». | |||
1 | Первые люди на Земле | ||
2 | Древние люди на Кубани | ||
3 | От прошлого к будущему. Зачем мне история | ||
4 | "Говорящие" рукописи | ||
5 | "Говорящие" вещи | ||
6 | О берестяных грамотах | ||
7 | Как появились рукописи | ||
8 | Восточные славяне | ||
9 | Какой была Русь при первых князьях | ||
10 | Путешествие в древний Новгород | ||
11 | Владимиро-Суздальская земля | ||
12 | Батыево нашествие | ||
13 | Как Русь боролась со шведскими немецкими захватчиками | ||
II раздел. «Московская Русь. | |||
1 | Возвышение Москвы | ||
2 | Куликовская битва | ||
3 | Иконописец Андрей Рублёв | ||
4 | Московский Кремль | ||
5 | Как жили Московская Русь при "Грозном" царе | ||
III раздел. «Россия» | |||
1 | Минин и Пожарский и их славные дела | ||
2 | Царский дворец и его обитатели | ||
3 | Жизнь людей в деревне и в городе | ||
4 | Землепроходцы | ||
5 | Как и чему учились наши предки | ||
IV раздел. "Российская империя" | |||
1 | Царь Пётр и его дела | ||
2 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||
3 | Царствование Екатерины Великой | ||
4 | Великий полководец Суворов | ||
5 | Отечественная война 1812 года | ||
6 | "Золотой век" русской литературы | ||
7 | Освобождение крестьян и другие изменения в России | ||
8 | Расцвет русской музыки и живописи | ||
9 | Царствование Николая II и конец Российской империи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "К истокам"
Программа рекомендована классным руководителям начальных классов для использования в работе по внеурочной деятельности, рассчитана на детей7 – 11 лет, относится кхудожественно-эстетической...
рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса
Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения. Данная программа направлена на формирование а...
программа по внеурочной деятельности "Родные истоки" для детей 7-11 лет
И я давно уже мечтаю ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука истоков"
Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
Краткая аннотация программы: Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...
Комментарии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.К истокам Родины