Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
рабочая программа (1 класс) по теме

             Программа    внеурочной   деятельности   «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 3 года. 

 

Участие в данной программе даст младшим школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы, неформальных группах), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_yarullina_-_kopiya.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                             

На заседании ШМО

Большетиганской сош

_________/Яруллина Р.Д./

Протокол №____

от «___»__________2011г.

Утверждено

Директор МБОУ Большетиганской сош

_________/Байрамов Х.Х./

Приказ №____

от «___»__________2011г.

Согласовано                  

Методист  ИМЦ Алексеевского муниципального  района

_________/ А.Х.Белкина/

от «___»__________2011.

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

Большетиганская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                   

Авторская  программа внеурочной деятельности

по краеведению

«Моя малая Родина»

Программа   рассчитана  на   детей в возрасте  8- 11  лет.

Срок  реализации  программы:  3  года.

     

Республиканский туристский маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана».

Составитель:

 Яруллина Римма Дамировна –

учитель начальных классов  

                                            Большие Тиганы  2011 г.

                                               

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 Стр.

Пояснительная записка………………………………………………………………….3 - 4

Новизна,  актуальность  и  педагогическая  целесообразность  программы…………5

Цели и задачи……………………………………………………………………………. 6

Отличительные  особенности  программы ……………………………………………..6 - 7

Ожидаемые  результаты  усвоения материалов программы …………………..............8 - 9

Содержание программы…………………………………………………………………10 - 21

Методы  и  приёмы,  используемые  в  работе  по  программе………………………..22 - 23

Образовательная среда, организуемая для реализации программы………………….. 24

Литература для учащихся и учителя ………………………………………………..…..25

Интернет ресурсы…………………………………………………………………………26

Приложения………………………………………………………………………………..27-48

Пояснительная записка.

Одной   из  задач  системы  образования    является  задача   воспитания  личности,  готовой к  жизни   в   изменяющемся   мире.  От  педагогов  во  многом  зависит,   смогут  ли  дети  радостно, содержательно  провести  период     детства  на  своей  родной  земле   и   самореализоваться   в  будущем.  Чтобы  научиться   жить  в   постоянно   меняющихся   условиях   окружающего  мира.                

Для  этого   необходимо   приобщение  к  многообразию   исторической  памяти  своего   народа,   его   культурному   опыту.  Такой   опыт   новое  поколение  сможет  сохранить,  творчески   переосмыслить   и  на  его  основе  создать   что - то   новое.  Осознав  себя  носителями   исторического   сознания,  будущие  граждане,  смогут  обеспечить  себе   достойную   жизнь   на  родной  земле. Формирование  такого   сознания  нужно  начинать   уже  с  младшего школьного   возраста  через   приобретение  ребёнком   начальных  представлений  о   взаимосвязи,   преемственности    прошлого  и  настоящего. Ребёнок,  научившись   понимать   простые  исторические   закономерности   развития  своего    края,  сможет  в  дальнейшем   прогнозировать   их   будущее  и,  исходя  из  этого,   планировать   свою   жизнь.

Отстоять  и  приумножить  ценности  российской  культуры,   сохранить   свою  самобытность,  приобрести   развитое   самосознание   возможно  только  тогда,   когда  каждый  с  детства  будет  погружён  в  культуру   своего  народа.  Только  став  патриотом  своей  малой  Родины,  своего  края,  можно  стать  гражданином   России,  освоить  её  богатейшую  культуру  и  приобщиться  к  ценностям   мировой   цивилизации,  стать  преобразователем  и  творцом.

  Программа «Моя малая Родина»  предполагает  ознакомление     младших  школьников  с   историей,   культурой  и  природой  своей   малой  Родины  как   части  Родины  большой,   так  как   ценности  небольшого   круга  людей,  живущих  в  определённой   местности  в  определённый   отрезок   времени   являются   одновременно  ценностями  общегосударственными,   общечеловеческими   и   общеисторическими.  Особенно   это   актуально   в  условиях   городов   «Золотой   Орды», сохранивших  свои   культурные   и  природные  памятники –это древний город Великий Булгар ( или Болгар) (сейчас он представляет собой небольшое городище с несколькими каменными палатами, большим и малым минаретами, музеем, расположенным в рядом стоящей церкви, и очаровательной природой;  город Биляр - старинная столица Волжской Булгарии, и камни, оставшиеся от сего града, хранят тайны давно минувших дней.

В 2006 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан инициировано создание Республиканского туристского маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана».

Утверждена схема маршрута, который состоит из Малого и Большого кольца. Большое кольцо объединяет туристские центры международного и федерального значения: Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главными звеньями туристского потенциала этих центров является богатейшее культурно-историческое наследие, которое сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопках древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки (Казань, Елабуга, Чистополь), а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника, Чистых лугов. Эти «жемчужины» активно продвигаются на внутреннем и международном туристских рынках, привлекая внимание все большего числа туристов.

Булгар (тат.  Болгар) — одна из столиц Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Золотой Орды.

Город был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался. Городище расположено около современного города Болгар в Татарстане. Действует Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

  Многими поколениями ученых на территории Алексеевского района РТ обнаружено около 500 археологических памятников, начиная с эпохи каменного века до позднего средневековья. Некоторые из них являются уникальными.

Биляр – так же  крупнейший город «Золотой Орды».  Тысячу лет назад это имя носил один из самых больших городов в тогдашнем мире – площадью почти в 800 гектаров, с населением до 70 тысяч человек, он являлся крупным центром промышленности, ремесел, торговли, культуры. В русских летописях Биляр зовется уважительно и почетно – «Великим городом»: в сравнении с ним что Париж, что Лондон, что Киев выглядели поселками…

Биляр – был огромным торговым центром. Об этом свидетельствуют найденные в городище предметы, сделанные на Ближнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии, на Руси. Сейчас Биляр – место археологических раскопок, памятник древней архитектуры. Какие загадки таят камни, покрытые многовековой пылью?

Пожалуй, не менее древнюю историю имеют и село Большие Тиганы, основанное еще в начале XVII века. Поблизости расположен знаменитый археологический памятник VIII-X веков - Большетиганский могильник. В 70-80-е годы прошлого века здесь проводил раскопки известный археолог профессор А. Халиков. Они обнаружили более 150 захоронений с элементами языческих обрядов. В одном из погребений нашли останки древнего воина с конем, керамической посудой, наконечниками копий и стрел. Как утверждают историки, в этих местах в VIII веке проживали венгры.

В Больших Тиганах есть местный музей. Среди  богатой музейной коллекции есть материалы о родном селе, его происхождении, о знаменитых земляках, об известном татарском писателе Салихе Баттале, о его брате Абдулле Баттале  о красноармейце, джалиловце, которые родились и выросли в Больших Тиганах.

В  Музее родного края им. В.И. Абрамова, находящемся в районном центре в п.г.т. Алексеевское, собрана интереснейшая краеведческая коллекция,  включающая в себя более 9 тысяч предметов по истории края, этнографии, развитию местных ремёсел, прикладному искусству.

Новизна,  актуальность  и  педагогическая  целесообразность  программы.

Новизна   программы заключается:

  - в раскрытии  одного  из  возможных  подходов  к   созданию  условий,  способствующих  дальнейшему  возрождению  и  сохранению  культурно-исторического   потенциала  села  и  региона,  формированию  у  детей  эмоционально-ценностного  отношения  к  памятникам  истории  и  культуры  малой  Родины;

- создании  целостной системы  элементов  педагогической  работы  с  младшими   школьниками,  нацеленной  на  развитие   основ  патриотического   самосознания   личности; предложении  практического  использования  методики  «исследовательского  обучения» в  качестве  средства  развития  устойчивого  интереса  к  познанию  культурно-исторического  наследия  родного  края,  а  также  способности  самостоятельно  добывать  и   творчески  применять   знания;

- разработке  путей  интегрирования  программы  «Моя малая  Родина»    в  образовательное  пространство  муниципального района  через   связь  с  образовательными  программами     начальной  школы;

- создании  в   качестве    специальной  образовательной  среды  активно   действующего  местного   краеведческого   музея  имени Салиха Баттала.

В  настоящее  время  разработка  научно   обоснованных  концептуальных  подходов  к  организации  патриотического   воспитания  является   актуальной   проблемой. Недавние  преобразования   в  стране  сопровождались  изменениями    в   социально-  экономической,   политической  и  духовной  сферах   общества.  Снизился  воспитательный  потенциал   российской  культуры,  искусства,  образования  как  важнейших  факторов  формирования  патриотизма. При  этом  также  не  всегда  в  пропаганде  патриотических  идей  и  ценностей  соблюдается  принцип  учёта  региональных  условий,  характеризующихся  любовью  к  родному  краю,  селе,  что   особенно  значимо  для   детей   младшего   школьного  возраста.  Основные  тенденции  модернизации  содержания   образования  определили  важность  развития   способности  детей  самостоятельно  приобретать  и  применять  знания,  что  способствует  дальнейшему  формированию  личности.

Патриотизм  проявляется  в  поступках  и  деятельности  человека  на  протяжении  всей   его   жизни.  Зарождаясь  из  любви   к  своей  малой  Родине,  патриотические  чувства,  пройдя  целый  этап   на  пути  своей   зрелости,  поднимаются  до  уровня  патриотического  самовоспитания.   Умение   самостоятельно  добывать  и   применять  знания,   навыки   исследовательского  поведения   требуются  от  современного   человека  в  самых   разных   сферах   жизни.  Патриотические  чувства,  формирующиеся  у  ребёнка  путём  активного,  самостоятельного  исследовательского  поиска,  способствуют  развитию  личности,  готовой  к  самоопределению  и  самореализации  в  постоянно  изменяющихся   условиях  окружающего  мира.      

Цель программы:  Развитие  личностных  основ  патриотического  самосознания  и   познавательного  интереса    младших  школьников    через  активное  взаимодействие  с  культурно -  историческими  ценностями  родного  села  и   края.

Задачи:

1.  Осуществлять  патриотическое  воспитание   личности  ребёнка  путём  развития  эмоционально-ценностного   отношения  к  истории  и  культуре  своей  «малой   Родины».

2. Развить  у  детей  способность  к   самообразованию  и   самореализации путём  применения  современных развивающих  методик.

3. Сформировать  устойчивый  интерес  к  активному   познанию  родного  села  и  края посредством  предоставления  возможностей  для  реализации  творческого  потенциала  ребёнка  в  свободной  самостоятельной   деятельности.

4.  Способствовать  развитию  у  старших  детей   желания  помочь  младшим  приобрести  необходимые  знания через  создание   ситуаций  взаимообучения,  взаимопомощи  и   организации   совместных   мероприятий.  

 5.  Развить   у  детей  чувство  гордости  за  культуру  своей  «малой  Родины»,  ощущение  сопричастности  к  судьбе  своих  земляков,  желание   беречь  культурное  и  природное   наследие.

Отличительные  особенности  программы  «Моя малая  Родина».

Программа  представляет  вариант  использования   регионального  компонента  в  единой   педагогической   системе    Алексеевского муниципального района  на   этапе   начальная   школа  и  построена  в  основном  на  местном  учебном   материале.

Программа  «Моя малая   Родина» рассчитана на детей в возрасте от  8  до   11   лет. Продолжительность  образовательного   процесса  по  программе  «Моя малая  Родина» - 3 года.

В  рамках  программы  происходит  освоение  3-х  курсов.

Курс  «Жизнь  Большетиганцев  от  древности   до  наших  дней»  рассчитан  на  8-9 лет и   построен  на   развитии  элементарных   представлений  о  жителях   села Большие Тиганы    в  истории  и  культуре, на ознакомлении с знаменитыми земляками, с известным татарским писателем Салихом Батталом, с его братом Абдулла Батталом (красноармейцем и джалиловцем) и др., которые родились и выросли в Больших Тиганах.  Курс построен  на  освоении     жизни  наших  предков,  тесно  связанного  с  природой  родного  края.  Практическая  часть   курса  отводится  воссозданию  местных  традиций  и  обрядов.

Курс «Юные  исследователи  «Великого города» Биляра»    нацелен  на изучение истории города и   исследовательскую  деятельность учащихся какого- либо культурно -  исторического  объекта.

Курс  « История  Великого Булгара  как  часть  истории  России»  является дополнением   программы  начальной  школы по  предмету  «История  России» (составлен в соответствии с региональным компонентом)    и  позволяет  детям  ощутить  свою  принадлежность  к  Российскому  народу,  его  истории  и  культуре  через  познание  истории  и  культуры  малой  Родины.

При  реализации  программы   используются   методы,  активизирующие  детскую  поисковую  и  творческую   деятельность.

Программа   предусматривает  взаимодействие   детей   8-11  лет,  педагогов  и  родителей   на   всех   этапах  освоения   образовательного   содержания.

Темы  занятий  предлагаются  в  форме   вопроса,  на  который  дети  в  результате   обучения  бывают  готовы  дать ответ.

Педагогические принципы деятельности.

1.Принцип  учёта  региональных  педагогических   условий  в  пропаганде  патриотических  идей  и  ценностей.

2.Принцип  использования  социально  значимого  опыта  прошлых  поколений,  культивирующего  чувство  гордости  за  своих   предков.

3.Принцип  учёта  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка.

4.Принцип  деятельностного   участия  ребёнка   в  процессе   приобретения  и  применения   знаний.

5.Принцип  хронологической  последовательности  и  преемственности  в  подаче  познавательного   содержания.

6.Принцип  использования  знаний,  умений  и   навыков  в  качестве  средств  развития  личности.

7.Принцип  опоры  на  эмоционально-  личностное  отношение   ребёнка   к  предмету   освоения.

8.Принцип   личностно-ориентированного  подхода,  предоставляющего  ребёнку  свободу  выбора (деятельности,  партнёра,  средств).

С  целью  приобщения  родителей   к  работе      детям   предлагаются  домашние   задания,  выполнять  которые  можно  вместе  с  родителями.  Выполнение этих  заданий  не  является  обязательным   и   показывает   наличие   у  детей   интереса  к  содержанию   программы.

Основной  организационной   формой   занятий  является  исследовательская   практика  ребёнка  в  процессе  проблемно - поисковой  дидактической   игры.  Предполагается  чередование   индивидуальной  и  коллективной  деятельности,    используются   элементы   взаимного   обучения.

Виды  занятий:

  • Познавательные -  «Путешествие   в  прошлое»  (занятия  в местном музее  имени Салиха Баттала,  экскурсии   по  деревни,   экскурсии   в  экспозиции   Алексеевского краеведческого    музея, в Билярский музей-заповедник, в городище Булгар ).                                                                                                          
  • Творческие -   «Творческая   мастерская»  (рисование,   лепка, конструирование,  ручной  труд,  сочинение   рассказов,  создание  проектов);
  • «Исторический  театр» (подготовка   праздников,  спектаклей,  концертов);
  • Общественно-полезные - «Наша   помощь  селу» (наглядная  агитация,  пропаганда,  природо -  и   культуроохранные   акции).  

Ожидаемые  результаты  усвоения материалов программы детьми:

1. Воспитанность  патриотических  качеств  личности   ребёнка:  любви   к  родному  краю,  гордости  за  его  успехи   и   достижения,  интереса    к  прошлому  «малой  Родины», чувства   ответственности   за   будущее  своего села.

2. Развитие  компетентности  (умения  анализировать  ситуацию  и  находить   способ  решения   проблем), самостоятельности,  коммуникативности,   воображения  и   творчества.

3.  Сформированность  устойчивого  интереса   к  родной селе  и  родному краю.

4. Освоение   детьми  определённой   системы  знаний,   представлений,   практических  умений  в   соответствии  с  содержанием   программы.

5. Развитие  психофизических   качеств  и   эмоционально -  чувственной   сферы.

Методика   отслеживания   результатов.

Оценка   результатов,  достигнутых  детьми  при  освоении  содержания  программы  «Моя малая   Родина»   ориентирована   на  относительные   показатели   детской  успешности.

1.Участие  детей  в   краеведческих   мероприятиях (кружка,  района,  региона).

2.Результаты  викторин   по  каждому  разделу   в  конце   учебного  года и  конкурсов.

3.Участие  в коллективных культуроохранных, природоохранных и   пропагандистских  акциях.

4.Создание  наглядных  и  дидактических   пособий,  игрового   материала.

5.Деятельность  в   местном  краеведческом  музее имени С.Баттала .

6.Анализ  результатов   выполнения  творческих,   домашних  и  летних   заданий.

 

Ожидаемые результаты программы.

Дети  могут  знать.

Познавательный   материал,  включённый   в  среду  помещения  для  занятий  и    краеведческого музея имени С.Баттала. Культурно -  исторические   объекты Билярского музея-заповедника, места археологических раскопок, памятника древней архитектуры. Исторические   даты  Великого Булгара. Исторические  карты  Великого Булгара. Исторические  находки Булгара. Памятники  истории,  культуры   и  природы  Булгара.

Методы   поиска   информации  (обращение   к  личному   опыту,  вопросы  к   взрослым,  книги,  телепередачи,  кинофильмы,  наблюдения, обследование,  интуиция  (догадка), экспериментирование).

Дети  могут  уметь.

Общаться  и  взаимодействовать   с  взрослыми   и  сверстниками. Отражать  и  пополнять   свои  знания  и  впечатления,  развивать  способности  в  значимой  деятельности:  рисовании,  лепке,  аппликации,  конструировании, ручном  труде, играх  (сюжетно-  ролевых,  дидактических,  настольно-  печатных,  подвижных,  театрализованных),  наблюдении,  обследовании,  экспериментировании,  участии  в  подготовке  и  проведении  праздников,  досугов  и  т.д.

Изготавливать  дидактический  и  наглядный   материал,  в   т.ч.  карты,  схемы,  модели,  макеты,  проекты,  тематические  альбомы,  буклеты.

Использовать  в  продуктивной   деятельности  различные   материалы.

Использовать  для   самообразования   методы   познания:  обращение   к  личному  опыту,  интуицию, вопросы, наблюдение, обследование,  эксперимент.

Организовывать  процесс  познания:  актуализировать  проблему,  выбрать  тему  исследования,   выработать  гипотезы,   определить  последовательность  исследовательских   действий,  подобрать  материалы  для  исследования,  собрать  и  обобщить   информацию.

Понимать  язык  знаков  и  символов,  ориентироваться  на  местности  и  карте.

Понимать  и  использовать   в  речи  некоторые   названия   и  специальные   термины.

Понимать   образный   язык   фольклорных  произведений.

Выразительно  читать  стихи,  исполнять  произведения   фольклора.

Составлять  интересный,  выразительный  рассказ  (из  опыта,  описательный,  фантастический,  рассказ-экскурсия).

Рассуждать,  вести  диалог.

Сравнивать,  сопоставлять,  выделять,  классифицировать,  анализировать, синтезировать,  делать  выводы,  аргументировать.

Беречь  результаты  человеческого  труда,  природу,  культурно -  историческое   наследие.

Уважать,  учитывать  и  использовать  опыт  предков.

Выражать  свою  любовь   к  Родине  в  конкретных  стремлениях,  делах  и  поступках.

Определить  своё  место  в  социуме,  выбрать  значимую  и  востребованную  сферу  деятельности.

Видеть  красоту  окружающего  мира  (рукотворного  и  нерукотворного),  понимать  значение,  своеобразие  и  культурно-  историческую  ценность   родного   города.

У  детей  могут   развиться.

Коммуникативность, познавательные  способности,  интеллект, креативность, способность  к  самоопределению   и  самореализации, способность  к  самооценке  и  рефлексии, эмоционально-чувственная  и волевая   сферы, речь, физические   качества, эстетические   чувства.

У  детей  могут  быть   воспитаны:

Национальное  самосознание.

Любовь  к  малой  Родине.

Гордость  за  успехи  и  достижения  жителей   села.

Уважение   к  прошлому;  интерес  к  местным  традициям,  истории,  культуре.

Нравственные   качества  личности, общечеловеческие   ценности.

Патриотизм, ответственность  за  судьбу  своего края, бережное   отношение   к   культурно- историческому  наследию, активная   жизненная   позиция.

Содержание программы

Содержание программы «Моя малая Родина», общее для всех курсов,   предусматривает   освоение   блоков:

-      история;

-      архитектура;

-      этнография;

-      религия;

-      изобразительное  и   декоративно -  прикладное   искусство;

-      ремёсла   и  художественные   промыслы;

-      литература,  музыка  (в  том  числе   фольклор);

-      праздники,  обряды,  традиции,  уклад  жизни;

-      взаимоотношения   с  природой,  сельское  хозяйство;

-      знаменитые   земляки;

-    туристическая   индустрия,  охрана   культурно  исторического   и  природного  наследия, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский музей-заповедник.

Познание происходит  от   курса   к  курсу    по  принципу   спирали,  при  котором  содержание   блоков  расширяется,  углубляется,  предлагается  для  практического  освоения.

Учебно-тематический план первого года обучения.

Курс «Жизнь  большетиганцев  от  древности   до  наших  дней»  

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория.

Практика

1.

Вводное  занятие.  Хочешь  ли  ты побольше  узнать  о  своём  родном селе Большие Тиганы?

2

1

1

2

Почему  люди      решили  построить

здесь   село и  назвать  его  «Большие Тиганы»?

1

1

-

3

Чем  занимались  первые  жители села?

2

1

1

4

Какой  была  в  старину большая  семья, которая жила в Больших Тиганах?

1

1

-

5

Моя семья. Что  такое  «родословная», кем были твои  предки?

2

1

1

6

Какие  дома   строили  в  старину тиганцы?

3

1

2

7

Что  было   у  крестьянина   во  дворе?

1

1

-

8

Каким  был  в  старину   огород?

1

1

-

9

Какой   была  кухня  в  старинном  сельском   доме?

2

1

1

10

Что  мы  увидим  и  узнаем   на  экскурсии  в  музей?

2

1

1

11

Какой  была  одежда   жителей нашего села в   старину?

2

1

1

12

Чем  занимались   в  старину  тиганские            рукодельницы?

2

1

1

13

Чем  в  старину   играли  крестьянские  дети?

2

1

1

14

Какие   обычаи и  праздники   отмечали и  отмечают    жители нашего села?

5

2

3

15

Какие  знаменитые   люди   жили   в  Больших Тиганах?

2

1

1

16

Как   в  Больших Тиганах   берегут  и  охраняют старину?

1

1

-

17

Каким   будет  Большие Тиганы   в  будущем?

2

1

1

18

Итоговое   занятие. Что  ты  узнал о  жизни  жителей нашего села от  древности  до наших  дней?

2

1

1

ИТОГО:

34

20

16

Содержание программы первого года занятий.

Курс «Жизнь  большетиганцев  от  древности   до  наших  дней»  

Введение. Хочешь   ли  ты   побольше   узнать  о   своём   родном   селе Большие Тиганы? Ознакомление   с  целями  и   задачами  кружка,  законами   кружковцев,   символикой   объединения. Инструктаж  по  технике   безопасности.  Обсуждение  плана  занятий  на  год.  Понятие  «малая  Родина». Выявление  первоначальных   представлений    о  селе, о крае.  Символика  района.  Уникальность  нашего села и края. Имеющее древнюю историю село Большие Тиганы, основанное еще в начале XVII века. Поблизости расположен знаменитый археологический памятник VIII-X веков - Большетиганский могильник, село расположено поблизости крупнейших городов Золотой Орды Булгара и Биляра. Обучение  методам  самостоятельного   исследования.

Практические  занятия   по  теме:

Как    изготовить    герб нашего района? (Ручной  труд).

Почему   люди  решили   построить  здесь село   и  назвать  его   «Большие Тиганы»? Причины  основания  села,  выбор  места. Природные  условия.  Последовательность   заселения  территории. Социальные  слои  населения.   Происхождение  названия. Начальные  представления   о  работе  экскурсовода. Обучение   методам   самостоятельного  исследования.

Чем   занимались первые    жители   села Большие Тиганы? Древнейшие   занятия   жителей: охота, скотоводство,  земледелие.   Древнейшие   ремёсла: гончарное,  кузнечное, ткачество и т.д. Названия  и  назначение  изделий,  способы,  орудия  и  материалы  производства. Способность  предков  жить  в  единении  с  природой.  Начальные  представления  о  работе  археолога.  Археологические  находки  в Больших Тиганах (знаменитый археологический памятник VIII-X веков),  рассказывающие  о  занятиях   жителей.

Практические  занятия  по  теме:

Как   изготовить  изображения   находок   археологов? (Рисование,  лепка,  конструирование).

Какой   была  в  старину    семья в Больших Тиганах? Состав  семьи,  степень  родства. Традиционные  мужские   и  женские   занятия   и  обязанности  в  семье.  Семейные   обычаи  (отношение  к  детям  и  старикам,   приметы).  Семейные  праздники.

Моя семья. Что  такое  «родословная» , кем были твои  предки? Смысл  слов  «Отечество»,  «малая  Родина», «предки», «родословная». Значение  устных  источников  для  получения  исторических  знаний. Своеобразие  истории  родного   края. Распространённые     фамилии  и  история  их  происхождения.    

Практическое  занятие: Составление   родословной.

 Какие  дома  строили  в  старину  Большетиганцы? Виды  жилищ (землянка, изба,  дом),  их   расположение,  конструкция  и  техника  (материал,  инструменты,  этапы) строительства.   Строительные  обряды. Символика  сюжетов   деревянной   резьбы.  Загадки   о  конструктивных  элементах   жилища.    Польза,   прочность,  красота постройки.

 Практические   занятия   по  теме:

Как  построить    дом  из  брёвен? (Лепка,  конструирование).

Как  нарисовать  резные   украшения   для   деревянного   сельского   дома? (Рисование).

Что было  у  крестьянина   во  дворе? Строения   и   части    двора  (сенник,  конюшня,  хлев,  курятник,  погреб,  дровяной   сарай). Типы   ограждений.    Предметы,  традиционно  располагающиеся   во   дворе  (громоздкий  сельскохозяйственный   инвентарь, средства   передвижения, инструменты,  предметы   быта). Домашний   скот   и  традиции   животноводства. Загадки   о  предметах   и  животных,  находящихся   во  дворе.

Какой   была  кухня   в  старинном   сельском   доме? Особенности   расположения  кухни.  Место,  конструкция  и  значение   печи.  Мебель,  приспособления  для  приготовления   пищи,  кухонная   утварь,  посуда.    Названия,  назначение, материал,  конструкция,  декор   предметов.  Традиционные  блюда  местной   кухни. Ритуал   семейной   трапезы. Обычаи  гостеприимства  и  хлебосольства. Праздничное  и  будничное   убранство  стола.

Практические  занятия  по  теме:

Как  в  древнем  в селе встречали  и  угощали   гостей? (Развлечение  с  участием   родителей).

Какими  были  комнаты  в сельском доме?  Традиционная  конструкция  дома.  Наличие   в  интерьере  встроенной  (лавки, полки) и  передвижной   мебели. Предметы  быта   в  интерьере,  их  названия,  назначение, конструкция, способы   изготовления  и  украшения  (резьба, роспись,   вышивка,   кружево). Особенно  ценные   вещи (книги),  их   место  в  убранстве   комнат.

Что  мы  увидим  и  узнаем  на  экскурсии  в  музее им. С.Батала? Представление  о  музейной   экспозиции, демонстрирующей  жилище. Архитектурные  особенности,  декор.  Внутренняя  планировка и  особенности.   Мебель,  предметы  интерьера,  посуда,  книги . Изразцы  как  украшение   печи.   Название,  материал,  конструкция,  назначение,  декор   предметов.  Начальные   представления  о  работе  реставратора.

Практические   занятия  по  теме:

Как   нарисовать  сельские дома?  (Рисование).

Как  сделать   мебель  для  сельского   дома? (Конструирование).

Какой  была  одежда   сельских  жителей   в  старину? Особенности   народного   костюма.  Детская,  женская,  мужская  одежда.  Повседневная  и  праздничная   одежда.  Сезонная   одежда.  Названия,  материал, цвет,  детали,  способ  производства. Украшение  одежды (вышивка,  кружево).    Старинная   обувь,   головные  уборы. Традиции,  связанные  с   одеждой,  обувью,  головными   уборами. Загадки, пословицы,  поговорки  об  одежде,  обуви,  головных  уборах.  Традиционные   причёски   и  ношения  украшений.

Практическое  занятие  по  теме:

Что  мы узнали   из  книги  «Как   рубашка   в  поле   выросла?»  (К.  Ушинский).  (по  литературному  произведению).    

Чем   занимались  в  старину рукодельницы нашего села?  Производство   и  обработка  льна   и  шерсти.  Прядение,  ткачество,  вышивка, вязание. Инструменты,  способы  изготовления  изделий. Названия   и  виды  изделий. Украшение  изделий  (вышивание «крестиком», « гладью»).  Символика  орнамента, цвета.   Традиции  трудового  воспитания   девочек. Обряды,  обычаи.  Фольклор  о  рукоделии.  Традиции   посиделок.

Практические   занятия  по  теме:

Какие  узоры   были   любимыми  у  Большетиганских   рукодельниц? (Рисование).

Чем  занимались   рукодельницы   на   посиделках?  (Развлечение).

Чем   в  старину  играли   сельские   дети? Игрушка  как   отражение  предметного   рукотворного  мира   взрослых.  Игрушка   как  средство  воспитания   и  развития   детей.

Игрушка   как  предмет  украшения  быта.  Назначение  (для  определённого  возраста,  пола),  материал,  виды  игрушек  (глиняная,  деревянная,  плотницкая  двигающаяся,   лоскутная,  соломенная  и  т.д.).  Названия,  технология  изготовления,   украшение  игрушек  (роспись,  резьба).  Игрушки,  изготовляемые   детьми.  Игрушечные   промыслы.  Традиции,  связанные   с  игрушкой.

Практические  занятия  по  теме:

О  чём  и  как   нам   рассказала   сказка  «Куколка»? (По  литературному   произведению).Как  слепить    свистульку? (Лепка).

Какие  обычаи и  праздники  отмечали  и  отмечают  Большетиганские   жители?   Традиции,  обычаи  и  обряды празднования Сабантуя, Науруз, «Карга боткасы», сбора  урожая.

Практические  занятия  по  теме:

Как  отмечали  на  Большетиганской   земле  праздник   урожая?

Как  большетиганские    жители  веселились  в празднике Науруз?

Как  проходит  в  Больших Тиганах    праздник «Сабантуй»? и т. д.

Какие  знаменитые   люди   жили  в Больших Тиганах? Известный татарский писатель Салих Батталов – в годы Великой Отечественной войны военный летчик, великий писатель, публицист, член Союза писателей СССР, Кавалер ордена Красной Звезды,  Мубарак Батталов – Кавалер орденов Красной Звезды и Славы II и III степеней, гобоист, Заслуженный артист ТАССР (1957), в 1941-42, 1946-47 годах артист и солист оркестра Татарского театра оперы и балета, Абдулла Батталов – красноармеец, джалилец. Простой крестьянский паренек был связным в составе подпольной группы Мусы Джалиля и погиб 25 августа 1944 г. мученической смертью в тюрьме Плетцензее г. Берлина. Почётные  граждане  села и района.  Биографии   знаменитых   земляков,  их  заслуги.  Память  о  знаменитых   земляках.    

Как  в  нашем крае   берегут   и  охраняют   старину? Охрана   культурного  наследия  и  развитие   туризма.  Деятельность   музея   по  охране,  восстановлению  и   пропаганде   культурного  наследия. Памятники   природы  и  их  охрана.  Внесение  жителями  города  (детьми  и  взрослыми)  своего  вклада   в  охрану  старины.

Каким  будет наше село  в  будущем? Особенности   села,  определяющие  его  развитие  (сохранность   памятников  старины,  отсутствие  промышленности,  плодородная   земля).

Необходимость  сохранения   памятников   старины   в  современном  селе,  преемственность  старого  и  нового.  Развитие   туристической   индустрии  и  музейного   дела. Развитие   художественных  промыслов   и  ремёсел. Развитие   сельского   хозяйства. Профессиональное   самоопределение. Улучшение   состояния   села,  жизни   сельчан. Задание  на  лето.

Практические  занятия  по  теме:Сочинение   коллективного  рассказа  «Мы  попали   в  будущее».

Итоговое  занятие. Что  ты  узнал  о  жизни   большетиганцев  от  древности  до  наших  дней?Выявление  знаний,  умений,  навыков,  воспитанности,  интереса.  Определение   уровней развития. 

Практические  занятия: Викторины,  конкурсы.

Учебно-тематический план второго года обучения.

Курс  «Юные  исследователи  «Великого города» Биляра»

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное  занятие.  Чем  необычен   город Биляр, бывшая столица Волжской Булгарии?

1

1

-

2

Из  каких   частей   состоял   древний Биляр?

2

1

1

3

Какие  мастера   жили  в Биляре   в старину?

4

2

2

4

Как  жили  и  что   делали  жители Биляра?

2

2

-

5

Какие    постройки  были  в  Биляре?

6

4

2

6

Почему  монголы  завоевали  Билярскую  землю?

2

1

1

7

Что  мы  увидим   и  узнаем   на  экскурсии  в Билярское городище X-XIII вв., с. Билярск?

4

3

1

8

Что  делали   билярские рукодельцы  ?

2

1

1

9

Легенды о Великом городе.

4

2

2

10

Что  мы  увидим  и  узнаем  на  экскурсии в Билярский «святой ключ»?

2

1

1

11

Почему  Биляр входит в Республиканский туристический маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана"?

1

1

-

12

Что  бы  ты  хотел  сделать  для  родного   края?

2

2

-

13

Итоговое  занятие.  Знаешь  ли  ты  свой  край?

2

1

1

ИТОГО:

34

22

12

Содержание программы второго года занятий.

2. Курс  «Юные  исследователи  «Великого города» Биляра»

Введение. Город Биляр, бывшая столица Волжской Булгарии.  Понятие  «народное   достояние»  по  отношению   к  культурным   ценностям.  Памятники   истории,  культуры  и   природы  Билярского городища,  как   народное   достояние,  охраняемое   государством.  Необычная  историческая   судьба  Биляра.  Площадь до разграбления монголами составляла (вместе с укреплениями) 6 202 000 м², а население — вплоть до 100 тысяч человек.

Город был торговым центром, куда шли торговые пути из Руси и Прибалтики, Западной Европы и Скандинавии, Средней Азии и Персии, Индии и Китая, Византии и Кавказа.

В 1236 году Биляр был разграблен и сожжен во время монгольского нашествия на Волжскую Булгарию. После этого момента попыток восстановить город не было, но предпринимались попытки восстановления на других местах. Развитие   туризма.

Ознакомление  с  тематическим   планом  занятий.  Инструктаж  по   технике   безопасности.

Из  каких   частей   состоял  древний   Биляр? Постройка  города-  крепости. Укрепления города, особенности расположения  цитадели, внутреннего города, внешнего города, посада.  Население,  постройки  (жилые,  культовые,  гражданские)  и   назначение. Городские  укрепления:  ров,  вал. Ориентирование  на  плане,  чертеже.

Практические  занятия  по  теме:

Как  сделать  макет   древнего  Биляра? (Конструирование).

Какие  мастера   жили  в  Биляре   в  старину? Ранние   ремёсла:  гончарное,  кузнечное, ювелирное,  литейное. Причины  развития   ремёсел.  Технология  изготовления  изделий  (материал,  инструменты,   способы  и   этапы  производства). Назначение,  структура,  форма,  декор   предметов. Ремесленные   традиции,   отношение   к  труду  мастеров,  фольклор.

Практические   занятия   по  теме:

Что  и  как  нам  рассказали  о билярских  мастерах  сказки,  загадки,  пословицы? (По литературным  произведениям).  

Как  нарисовать  изделия  мастеров? (Рисование).

Какие     постройки  были  в  Биляре? Основные объекты Билярского городища. Особенности  месторасположения  поселения.  Постройки: культовые (церковь, Билярский комплекс мечеть,  часовня);  жилые  (изба,  дом);   хозяйственные  (овин, амбар,  баня,  колодец). Традиционное  расположение   построек,  улицы  деревни.  Назначение,  части,  декор  построек. Материал,  способы  строительства,  конструктивные   элементы  сруба,  кровли.

Традиции  и  обряды,  связанные   с  постройкой  жилища.  Традиции  использования  построек.

Музей Билярско государственного историко-археологического и природного музея-заповедника. История  создания,  экспонаты.

Практические  занятия  по теме:

Как  построить  деревню?  (Аппликация).

Как  жили  и  что  делали  жители Билярска?  Традиционные  занятия  и  обязанности   членов   семьи. Планировка    крестьянской   избы,  расположение   мебели,  утвари.  Традиционные  места  и  предметы  утвари   членов  семьи  в  пространстве  избы.

Календарные  виды  труда  крестьян.  Экспонаты  музея Билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника,  рассказывающие  о  земледельческом   труде   и  традиционных   занятиях  крестьян. Верования,  фольклор.

 Какие    постройки  были  в  Биляре? Территория города , укрепленные части города, жилые кварталы, усадьбы знати, общественные сооружения - мечети и бани, базары, а также городские кладбища. Укрепления города ограничивают подпрямоугольную территорию и делят ее на две части - внутренний и внешний город. 

Практические  занятия  по  теме:

Как  построить мечеть и Карван сарай?  (Конструирование, рисование).

Почему  монголы  завоевали  Билярскую землю? История  татаро-монгольского  завоевания  Билярской   земли. Причины  поражения  и   победы. Событии в Лаврентьевской летописи (6744 [1236 г.]). Попытки основать новое поселение на другом месте — Балынгузское городище, Билярское III селище.  Легенды.

 Практические   занятия   по  теме:

Что  мы  узнаем  о  любви  наших   предков  к  Родине  из  летописей,  легенд, пословиц.

Что  мы  увидим   и  узнаем   на  экскурсии  в Билярское городище X-XIII вв., с. Билярск? Расположение, история   и  постройки  города  (комплекс мечети, «дом феодала», часовня, «карван-сарай», баня, колодец , гончарный квартал). Расположение,  название,  назначение,  история,  архитектура  построек.  Экспозиции  музея,   названия,  отражение   в  экспонатах  истории  и  культуры  Биляра.  

Практические  занятия   по теме:

Какие  постройки  можно  нарисовать   для  города Биляра? (Рисование).

Что  делали   билярские рукодельцы? Декоративно-  прикладное  искусство,  его  значение  (изготовление  и  украшение  предметов,  составляющих  интерьер  дома),     художественные приёмы  (чеканка,  литьё,    резьба  по  металлу,  способы  шитья). Названия   предметов,  их  назначение,  материал (драгоценные  металлы  и  камни),  форма,  декор. Традиции.

Практические  занятия   по  теме:

Как  нам  сделать  чеканку? (Ручной  труд).

Легенды о Великом городе.

Легенды о трагической гибели великого города народ, которые до сих пор живы в народе. История о 40 девушках, о голубях.

Что  мы  увидим  и  узнаем  на  экскурсии в Билярский «святой ключ»? Сказочный уголок природы, расположенный к северо-западу от села в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»). Родник с кристально чистой и целебной водой стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство.

На самой горе издавна располагалось языческое святилище – древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре.

Разные веры, разные легенды, а место одно – тихое, красивое, во истину святое…

      Почему  Биляр входит в Республиканский туристический маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана"? 

В 2006 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан был разработан туристский маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана». Было решено создать Малое и Большое кольцо.

Большое кольцо объединяет Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главные достопримечательности сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопах древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки таких городов как Казань, Елабуга и Чистополь.

 Сохранность  памятников  старины -  особенность  истории  и   заслуга   жителей. Защита,  реставрация,  охрана  культурно- исторического   наследия  в  нашем крае. Люди,  посвятившие  жизнь  возрождению  Биляра.  История Билярского музея- памятника древней архитектуры, его  деятельность,  экспозиции.

Туристическая  индустрия, особенности  её  развития  в  нашем крае.  Своеобразие  современной  архитектуры   туристических  объектов.  Современные  ремёсла  и  промыслы -  отражение  древних  традиций.  Сувениры. Формы  привлечения  туристов,  рынок  услуг. Реклама  для  туристов,  книги,  буклеты,  путеводители.

Практические  занятия  по  теме:

Создание  туристического буклета  «Добро  пожаловать  в Билярский Святой   источник!».

Что  бы  ты  хотел  сделать  для  родного   края?  Перспективные  направления  развития  нашего края.  Профессии  и  род  деятельности,   востребованные   в  наших краях. Значение  труда  людей  для  процветания  села.  Почётные   земляки,  сделавшие   вклад  в  развитие  села. Наш  вклад  в  развитие  и  процветание  нашего села.

Практические   занятия  по  теме:

Исследовательская работа. Как  мы   будем   исследовать? Составление   алгоритма   исследования  выбранного  объекта:  получение   и  фиксирование   информации,  обработка   информации,  создание   продукта   исследовательской   деятельности,  демонстрация   продукта  исследовательской  деятельности;  доказательство  актуальности   результатов  исследования,  проект   реальной  помощи  объекту,   реализация   проекта.

Определение   методов  исследования  (получения  информации):    изучение   литературы,  непосредственное  наблюдение   и  обследование,      изучение  вещественных источников,  получение   информации  от  людей, проведение   экспериментов.  

Формы (коллективные,  групповые,   индивидуальные)  и  виды исследования: определение   проблемы  и  предполагаемых  путей   её  решения;  выдвижение   гипотез;  поиск и  изучение  литературы;  наблюдение за   объектом;  обследование   объекта;  сбор,  регистрация,  изучение,  хранение  вещественных   источников;  составление   опросников,   интервьюирование; экспериментирование;  фиксирование  информации  (записи,  схемы-пиктограммы,  рисунки,  фотографии,  аудиозаписи  и  т.д.);  анализ  и   обобщение  информации;  создание  продукта  исследовательской   деятельности  (лекции,   выставки,  экскурсии,  буклета  и  т.п.);    создание   проекта  охраны   и  использования  изучаемого объекта,  защита  проекта;  действия  по  реализации   проекта.

Итоговое  занятие.  Знаешь  ли  ты  свой  край? Выявление   знаний,  умений,  навыков, воспитанности,  интереса.  Определение  уровней   развития.

Практические  занятия  по  теме: Диагностика,  викторины,  конкурсы.

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Курс « История  Великого Булгара  как  часть  истории  России»

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория.

Практика

1.

Вводное   занятие. Территории Волжской Булгарии.                  

2

1

1

2

История Волжской Булгарии.

4

3

1

3

 Население и Волжско-булгарский язык.

1

1

     -

4

Как жили и что делали жители Волжской Булгарии?

2

2

-

5

Застройки в столице Волжской Булгарии в городе Булгаре в X-XIV веках.

6

4

2

6

Булгарская бытовая культура.

6

3

3

7

Как получили металл и что из него делали булгарские мастера?

2

1

1

8

Что производили гончары в городе Булгаре?

4

2

2

9

Какие науки изучали в булгарском государстве?

1

1

-

10

Архитектурные памятники города Булгара.

2

1

1

11

Экскурсия в Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник.

3

3

12

 Заключительное   занятие.  Почему  можно           сказать,  что   малая  Родина  часть    большой  Родины?

Знаешь  ли  ты  историю  родного  края? Знаешь ли ты свой край?

1

1

ИТОГО:

34

20

14

Содержание программы третьего года занятий

Курс « История  Великого Булгара  как  часть  истории  России»  

 

Введение. Территория Волжской Булгарии.  

Расположение археологических памятников позволяющих в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Основные памятники булгарского времени которые находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

Письменные и археологические источники, которые  по-разному определяют границы Волжской Булгарии.

Практические занятия: составление карты территории Волжской Булгарии.

История Волжской Булгарии.

Как образовалось государство Волжская Булгария? Археологические данные (серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии). Вторжение монгол в Волжскую Булгарию. Как  территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды? Как булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а новым названием прежнего государства стало Казанское ханство.

Население и Волжско-булгарский язык.

Данные о численности населения Волжской Булгарии. Кто составлял  основу населения Волжской Булгарии . Каким был волжско-булгарский язык.  

Как жили и что делали жители Волжской Булгарии?

Что   делали  люди? (Труд  и   праздники, обряды, обычаи,  фольклор).

Застройки в столице Волжской Булгарии в городе Булгаре в X-XIV веках. Каменные и кирпичные здания, водопровод,  мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные.

Сохранившиеся до наших дней развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Практические занятия: макет зданий, конструирование  из бумаги

Булгарская бытовая культура. 

Ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; изделия из кожи; одежда, расшитая бисером и серебром.

Практические занятия: лепка посуды из глины, вышивка бисером, украшения из кожи ит.д

Как получили металл и что из него делали булгарские мастера?

Черная металлургия и обработка железа, изделия из железа (оружие, орудия труда и предметы быта). Обработка меди и ее сплавов (посуда, полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи). Бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Практические занятия: изготовление чеканки(фольга)

Что производили гончары в городе Булгаре?

Развитие производства керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. Гончарные изделия для внутреннего потребления и булгарского экспорта в соседние земли и страны.

Практические занятия: лепка посуды(глина, «холодный фарфор»)

Какие науки изучали в булгарском государстве?

Научные центры страны-   города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Начальные школы при мечетях.

Архитектурные памятники города Булгара.

Соборная мечеть, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Церковь Успенья, Малый минарет и Ханская усыпальница, Белая палата, Черная палата, Ханская баня, Малый городок и природные достопримечательности.

Практические занятия: Создать  презентацию. Подготовка  папки  систематизированной   информации  об  объекте  (с  иллюстративным   материалом). Составление   информационной   справки.

Экскурсия в Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник.

Заповедник "Городище Булгар". Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан в 1969 году и является старейшим в Республике Татарстан.

При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшим ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии. В этот период в городе были построены каменные здания, частично сохранившиеся и по нынешний день. 

Соборная мечеть. Строительство Соборной мечети было начато вскоре после монгольского завоевания и закончено, судя по археологическим данным, к 60-м годам XIII в. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.

Капитанский колодец или источник "Габдрахман сахабэ коесы". Первое название связано с исследователем этого края в 18 веке капитаном Н. П. Рычковым, второе – с одним из последователей пророка Мухаммеда. По легенде, источник возник от соприкосновения посоха имама Габдрахмана с землей, и целебная вода помогла выздоровлению дочери булгарского хана. После этого чуда хан и его приближенные приняли ислам.

Церковь Николая Чудотворца. Золотоордынский Восточный мавзолей (название условное), освященный как Никольская церковь во время существования на городище Булгар православного монастыря. В настоящее время - музейный объект.

Восточный мавзолей. Подобно другим памятникам Болгара, он имеет неповторимую историю. Восточный Мавзолей - усыпальница булгарской знати. Внутренний вид здания и купол сохранились в полной мере, четко выделяется тяжеловесный известняк в нижней части памятника и маленькие, почти воздушные кирпичики из туфа на куполе. На куполе небольшие отверстия - дань традициям архитектуры или юрты. Своеобразно и устройство голосников для улучшения акустики здания.

Северный мавзолей.Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в; был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.

От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы. В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.

Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники Булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках.

Часовня Авраамия Болгарского. Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море. На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы.

    Заключительное   занятие.  Почему  можно           сказать,  что   малая  Родина  часть    большой  Родины? Знаешь  ли  ты  историю  родного  края? Знаешь ли ты свой край?

Город Болгар являясь экономическим, политическим, духовным и административным центром волжской Булгарии на протяжении длительного времени, оказывал значительное влияние на окружающие территории.

Болгарский комплекс является наиболее сохранившимся средневековым архитектурно-археологическим памятником. Это самый северный в мире памятник мусульманского зодчества, уникальный и практически единственный образец булгаро-татарской архитектуры 13-14 вв., позволяющий судить о высоком уровне строительной техники и самобытном характере архитектуры.

Сегодня является мусульманской святыней, местом паломничества, туристско-экскурсионного показа и проведения крупных международных мероприятий.

Проблемы,  стоящие   перед  человечеством  (сохранение   мира,   охрана  природы,  сбережение   культурно-  исторических   ценностей)  и  их  решение   на  нашей  земле.  Международные   связи.  Организация   охраны  природы  в  нашем краю.   Организация   охраны    культурно-исторического   наследия  городов Золотой орды -  государственное  дело. Стихи  местных   поэтов,  фольклор.

Практические   занятия:

Разработка   моделей   печатной   продукции   для  туристов (карт-  схем,  путеводителей, буклетов,  рекламных   проспектов).  

Викторины,  конкурсы  «Знаешь  ли  ты   историю  родного  края?».

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы « Моя малая родина»

1.Формы   занятий.

Образовательная   программа  « Моя малая  Родина»  разрабатывалась  как  региональный   компонент к  программе начальной  школы, поэтому  в  формах   основных  и  дополнительных  занятий  прослеживается   взаимосвязь.

В  курсе  нашли  отражения  формы  занятий,  соответствующие   специфическим   видам  деятельности   детей  8-11  лет:

-  ознакомление  с  окружающим;

-  ознакомление  с  художественной  литературой;

-  сочинение  коллективных  рассказов;

-  рисование;

-  лепка;

- конструирование;

- аппликация;

-  ручной   труд.

Занятия  по  ознакомлению  с  окружающим   проводятся   как  познавательно - исследовательские,  предполагают,   полное   погружение  в   культурно-историческую  образовательную  среду  и  проводятся  в  пространстве местного   музея  имени С.Баттала, Болгарского государственно историко-архитектурного музея-заповедника, Билярского музея-заповедника. Эти  занятия  предусматривают также  экскурсионную форму.   Экскурсии  с  школьниками  проводятся  по  селу  и  в  экспозициях    музея  («Путешествие   в   прошлое).

Занятия   продуктивной  деятельностью   строятся  на  творческом  применении  и   отражении   детьми  приобретённых   знаний  и  проводятся  в  помещении   для   занятий («Творческая  мастерская»).

Особыми  формами   занятий  являются  подготовка  и  проведение,  праздников,  концертов («Исторический  театр»),  выставок  («Наш  музей»). Все  эти формы  организуются   в    местном музее.

С  целью  выявления  результатов   освоения  программы  проводятся  викторины  и  конкурсы -  как  правило,  в  конце  учебного  года.

Большое  значение  для  патриотического  воспитания   детей  имеют  общественно-  полезные  акции   («Наша  помощь  селу») - «Весенняя  уборка  у    памятника»,  «Лучший  цветник  у школы и  дома»,  которые  проводятся  детьми  и  родителями.

Формы  деятельности  предусматривают  коллективное  участие  детей,  практикуются   подгрупповые  занятия.

При  освоении курса применяется следующие  формы  проведения   занятий:

Самостоятельное  исследование (выделение  и  постановка  проблемы;  выработка  гипотез;  поиск  и   предложение   возможных   вариантов  решения;  сбор   материала;  анализ  и  обобщение   полученных   данных;  подготовка  и  защита  итогового  продукта- доклада,  проекта, экспозиции,  выставки,  буклета,  альбома, агитационного  плаката)  определённого  культурно-   исторического   объекта.

Развитие  исследовательских  умений  в  специальных  играх  и  упражнениях.

Презентация   творческих  работ  как  форма  выявления   результатов.

Форма  организации  детей   предусматривает  наряду  с  фронтальными  и  подгрупповыми   также   индивидуальные  занятия.

Поисково-познавательные  занятия  по  истории  Родного края  как  части  истории  России («Путешествие   в  прошлое»).

Знакомство  с  экспонатами местного   музея  имени С.Баттала, Болгарского государственно историко-архитектурного музея-заповедника, Билярского музея-заповедника. (Экскурсия).

Создание  продукта  исследовательско-творческой  деятельности  («Творческая   мастерская»).

Культуро -  и  природоохранные  акции.  («Наша  помощь  селу»).

Викторины,  конкурсы.

Методы  и  приёмы,  используемые  в  работе  по  программе.

Наглядные:  

Рассматривание  иллюстративного,  предметного,  видео  и  фото      материала; моделей, карт  и  схем. Наблюдение   объектов,   явлений. Демонстрация  способа   действий.

Практические:

Исследовательские  действия  с  предметами,  объектами,  явлениями (обследование,  экспериментирование). Игры  (дидактические,  сюжетно- ролевые,  подвижные).  Моделирование  (ситуаций,  объектов,  явлений).  Изображение   предметов,  объектов,  явлений  (рисование,  лепка,  аппликация,  конструирование,  ручной  труд). Действия  в  проблемно -  поисковых  ситуациях.  Выполнение  творческих  заданий.  Упражнения.  Труд.  Акции.

  Словесные:

Вопросы  (к  детям,  детей). Объяснение  (пояснения,  указания). Рассказы (педагога,  детей). Чтение  и   изучение  литературы.  Беседы.  Выступления. Дискуссии.

  На  протяжении  освоения   всех  курсов   программы  применяется  методика    исследовательского  обучения,  которая   предполагает  специальные  методы:

-актуализация  проблемы;

- выбор  темы  исследования;

- выработка  гипотезы;

- определение последовательности  проведения  исследования;

- сбор  и  обработка  информации;

- анализ  и  обобщение  полученных  материалов;

- подготовка  отчёта  исследования;

-  защита  продукта  исследования.

Методика  исследовательского  обучения  предусматривает  приемы:  игры,  упражнения,  задания  по  развитию  культуры   мышления.

Образовательная среда, организуемая для реализации программы.

1.Образовательная   среда,  которую  педагог  может   использовать:

Среда    (памятники  архитектуры,   природное   окружение,  традиционный  уклад   жизни, туристическая  индустрия,  местный   музей  имени С.Баттала, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский музей-заповедник).

Экспозиционное   пространство,  где   представлен   в  основном   наглядный   и  дидактический   материал  по  хронологическим   разделам:  Билярский музей-заповедник

  • Археологические коллекции Х- нач.ХIII вв., керамическая посуда, предметы вооружения, ремесла и торговый инструментарий - 550 предметов
  • Коллекции бытовых предметов академика А.Е.Арбузова - 76 предметов
  • Этнографический материал конца ХIХ- нач.ХХ вв. - 245 предметов

Болгарский государственно историко-архитектурный музей-заповедник

  • экспозиции музея археологии  «История города Болгар»
  • выставки «Эпиграфические памятники города Болгар XIII - XIV вв.»
  •  экспозиции музея «Сувар», рассказывающая о древнем булгарском городе Сувар
  • Архитектурные памятники: Соборная мечеть, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Малый минарет, Белая палата, Черная палата, Ханская баня, Ханская усыпальница, Малый городок, Колодец Габдрахмана, Озеро Рабиги и т.д.

2.Образовательная  среда,  которую  педагог   может   использовать  и   частично   формировать:

  • Среда семьи (взаимоотношения, традиции и  нравственные   представления родителей;  наличие   дома  познавательного  материала:  книг  о  селе, о крае,  образцов   местного  народного  быта,  ремёсел,  промыслов,  культуры;  беседы  родителей  с  детьми  о  селе, о крае,  познавательные   прогулки,  экскурсии,  посещение  музея,  совместная   продуктивная  деятельность   родителей  и  детей)

3.Образовательная   среда,  которую   педагог   может  создавать,  формировать,  организовывать:

  • Среда   помещения   для  занятий  (предметно -  пространственное   окружение  и   деятельность  в  нём).

Все  виды  образовательной   среды  взаимодействуют   между  собой.  В  образовательной   среде   осуществляется   специально организованная,  совместная,   самостоятельная  деятельность  детей  и  взрослых.

   

Литература для учащихся:

  1. Биляр- Великий город Булгарский, Казань, 2004 г.
  2. Биляр - первая столица Волжской Булгарии, Н.Челны, 2004 г.
  3. Биляр: год 1236-й, или месть Субедея-Багатура.., К.А. Руденко - Казань, 2008 г.
  4. Путеводитель " Болгарское городище-музей под открытым небом". - 2000.
  5. Карта-схема Болгарского городища. - 2003.
  6. Альбом "Великий Булгар". - 2004.
  7. Буклет "Колодец святого Габдрахмана". - 2005.
  8. Набор открыток с видами архитектурных памятников Болгара.
  9. «Олы юлда –Олы Тигэнэле». Ш.Бадретдин, Казань, изд.«Слово»,2006г.
  10.  А.Т.Фоменко и Г.В. Носовского «Чудо Света на Руси под Казанью.

Литература для учителя:

  1. Короткова М.В. Экскурсионная работа со школьниками: рекомендации и справочные материалы // ПИОШ. 2011. № 3. – С. 50 – 54. 2005, - № 6
  2.  Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Набережные Челны, 2001
  3. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2004
  4. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.. 1999
  6. Замалетдинов Л.А. Татарские народные сказки. Казань, 2002
  7. Каюм Насыри – избранные произведения. /Под.ред. Бадюгиной Р., Миннибаева Казань, 1977.
  8. Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Казань,2001
  9. Сергеева Н. Бабушкин сундучок. Казань, 1995
  10. Тресковская А.П. Воспитание на народных традициях. М., 1986
  11. Фахрутдинов Р. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
  12. Харисов Ф.Ф. Современная действительностььи духовно-нарвственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Казань, 2003.
  13. Саубанова С. Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
  14. Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халкының мәдәнияте  hэм  традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
  15. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
  16.  К. Фукс  «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (1830)
  17. Виноградова Н.Ф.,  Соколова  Л.А. Моя  страна  Россия.-  М.: Просвещение, 2001.
  18. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. И доп. – М.

  21. Ворожейкина  Н.И. Рассказы  по  родной  истории.- М.:  Просвещение, 1997.

17. Данилова  Л.И.  Окно  с  затейливой  резьбой.-  М.: Просвещение,  1989.

18. Косова  И. М.  Культурно-  образовательная  деятельность  музеев.-  М.: Брандес,  1997.

19. Младенчество. Детство. Отрочество. - М.: Художественная   литература,1994.

20. Пименова И.К.  История  человечества.-  М.:ЭКСМО - Пресс,1999.

21. Савенков  А.И.  Маленький  исследователь.-  Ярославль: Академия  развития,  2002.

22. Савенков  А.И.  Путь  к  одарённости.- М.: ПИТЕР,  2004.

23. Соколова  В.К.  Обряды  и  обрядовый  фольклор. - М: Знание,1983.

24.Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2004.-112 с.

Интернет ресурсы:

 http://www.bolgar.info/

http://bolgar-muzey.ru/

http://wmuseum.ru/rossiya/206-bolgarskiy-gosudarstvennyy-istoriko-arhitekturnyy-muzey-zapovednik.html

http://www.wanders

http://www.nationalcard.ru/museum_info1786.html

http://old.kpfu.ru/amku/zbilar.htm

http://www.kremnik.ru/node/422490

http://www.bolgarzapovednik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)

Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая Родина»

Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине ч...

Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...

Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)

Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...