Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 3 года.
Участие в данной программе даст младшим школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы, неформальных группах), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_yarullina_-_kopiya.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО Большетиганской сош _________/Яруллина Р.Д./ Протокол №____ от «___»__________2011г. | Утверждено Директор МБОУ Большетиганской сош _________/Байрамов Х.Х./ Приказ №____ от «___»__________2011г. | Согласовано Методист ИМЦ Алексеевского муниципального района _________/ А.Х.Белкина/ от «___»__________2011. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большетиганская средняя общеобразовательная школа
Авторская программа внеурочной деятельности
по краеведению
«Моя малая Родина»
Программа рассчитана на детей в возрасте 8- 11 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Республиканский туристский маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана».
Составитель:
Яруллина Римма Дамировна –
учитель начальных классов
Большие Тиганы 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………………………….3 - 4
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы…………5
Цели и задачи……………………………………………………………………………. 6
Отличительные особенности программы ……………………………………………..6 - 7
Ожидаемые результаты усвоения материалов программы …………………..............8 - 9
Содержание программы…………………………………………………………………10 - 21
Методы и приёмы, используемые в работе по программе………………………..22 - 23
Образовательная среда, организуемая для реализации программы………………….. 24
Литература для учащихся и учителя ………………………………………………..…..25
Интернет ресурсы…………………………………………………………………………26
Приложения………………………………………………………………………………..27-48
Пояснительная записка.
Одной из задач системы образования является задача воспитания личности, готовой к жизни в изменяющемся мире. От педагогов во многом зависит, смогут ли дети радостно, содержательно провести период детства на своей родной земле и самореализоваться в будущем. Чтобы научиться жить в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.
Для этого необходимо приобщение к многообразию исторической памяти своего народа, его культурному опыту. Такой опыт новое поколение сможет сохранить, творчески переосмыслить и на его основе создать что - то новое. Осознав себя носителями исторического сознания, будущие граждане, смогут обеспечить себе достойную жизнь на родной земле. Формирование такого сознания нужно начинать уже с младшего школьного возраста через приобретение ребёнком начальных представлений о взаимосвязи, преемственности прошлого и настоящего. Ребёнок, научившись понимать простые исторические закономерности развития своего края, сможет в дальнейшем прогнозировать их будущее и, исходя из этого, планировать свою жизнь.
Отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружён в культуру своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её богатейшую культуру и приобщиться к ценностям мировой цивилизации, стать преобразователем и творцом.
Программа «Моя малая Родина» предполагает ознакомление младших школьников с историей, культурой и природой своей малой Родины как части Родины большой, так как ценности небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённый отрезок времени являются одновременно ценностями общегосударственными, общечеловеческими и общеисторическими. Особенно это актуально в условиях городов «Золотой Орды», сохранивших свои культурные и природные памятники –это древний город Великий Булгар ( или Болгар) (сейчас он представляет собой небольшое городище с несколькими каменными палатами, большим и малым минаретами, музеем, расположенным в рядом стоящей церкви, и очаровательной природой; город Биляр - старинная столица Волжской Булгарии, и камни, оставшиеся от сего града, хранят тайны давно минувших дней.
В 2006 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан инициировано создание Республиканского туристского маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана».
Утверждена схема маршрута, который состоит из Малого и Большого кольца. Большое кольцо объединяет туристские центры международного и федерального значения: Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главными звеньями туристского потенциала этих центров является богатейшее культурно-историческое наследие, которое сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопках древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки (Казань, Елабуга, Чистополь), а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника, Чистых лугов. Эти «жемчужины» активно продвигаются на внутреннем и международном туристских рынках, привлекая внимание все большего числа туристов.
Булгар (тат. Болгар) — одна из столиц Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Золотой Орды.
Город был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался. Городище расположено около современного города Болгар в Татарстане. Действует Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Многими поколениями ученых на территории Алексеевского района РТ обнаружено около 500 археологических памятников, начиная с эпохи каменного века до позднего средневековья. Некоторые из них являются уникальными.
Биляр – так же крупнейший город «Золотой Орды». Тысячу лет назад это имя носил один из самых больших городов в тогдашнем мире – площадью почти в 800 гектаров, с населением до 70 тысяч человек, он являлся крупным центром промышленности, ремесел, торговли, культуры. В русских летописях Биляр зовется уважительно и почетно – «Великим городом»: в сравнении с ним что Париж, что Лондон, что Киев выглядели поселками…
Биляр – был огромным торговым центром. Об этом свидетельствуют найденные в городище предметы, сделанные на Ближнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии, на Руси. Сейчас Биляр – место археологических раскопок, памятник древней архитектуры. Какие загадки таят камни, покрытые многовековой пылью?
Пожалуй, не менее древнюю историю имеют и село Большие Тиганы, основанное еще в начале XVII века. Поблизости расположен знаменитый археологический памятник VIII-X веков - Большетиганский могильник. В 70-80-е годы прошлого века здесь проводил раскопки известный археолог профессор А. Халиков. Они обнаружили более 150 захоронений с элементами языческих обрядов. В одном из погребений нашли останки древнего воина с конем, керамической посудой, наконечниками копий и стрел. Как утверждают историки, в этих местах в VIII веке проживали венгры.
В Больших Тиганах есть местный музей. Среди богатой музейной коллекции есть материалы о родном селе, его происхождении, о знаменитых земляках, об известном татарском писателе Салихе Баттале, о его брате Абдулле Баттале о красноармейце, джалиловце, которые родились и выросли в Больших Тиганах.
В Музее родного края им. В.И. Абрамова, находящемся в районном центре в п.г.т. Алексеевское, собрана интереснейшая краеведческая коллекция, включающая в себя более 9 тысяч предметов по истории края, этнографии, развитию местных ремёсел, прикладному искусству.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы заключается:
- в раскрытии одного из возможных подходов к созданию условий, способствующих дальнейшему возрождению и сохранению культурно-исторического потенциала села и региона, формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к памятникам истории и культуры малой Родины;
- создании целостной системы элементов педагогической работы с младшими школьниками, нацеленной на развитие основ патриотического самосознания личности; предложении практического использования методики «исследовательского обучения» в качестве средства развития устойчивого интереса к познанию культурно-исторического наследия родного края, а также способности самостоятельно добывать и творчески применять знания;
- разработке путей интегрирования программы «Моя малая Родина» в образовательное пространство муниципального района через связь с образовательными программами начальной школы;
- создании в качестве специальной образовательной среды активно действующего местного краеведческого музея имени Салиха Баттала.
В настоящее время разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания является актуальной проблемой. Недавние преобразования в стране сопровождались изменениями в социально- экономической, политической и духовной сферах общества. Снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. При этом также не всегда в пропаганде патриотических идей и ценностей соблюдается принцип учёта региональных условий, характеризующихся любовью к родному краю, селе, что особенно значимо для детей младшего школьного возраста. Основные тенденции модернизации содержания образования определили важность развития способности детей самостоятельно приобретать и применять знания, что способствует дальнейшему формированию личности.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека на протяжении всей его жизни. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый этап на пути своей зрелости, поднимаются до уровня патриотического самовоспитания. Умение самостоятельно добывать и применять знания, навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. Патриотические чувства, формирующиеся у ребёнка путём активного, самостоятельного исследовательского поиска, способствуют развитию личности, готовой к самоопределению и самореализации в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира.
Цель программы: Развитие личностных основ патриотического самосознания и познавательного интереса младших школьников через активное взаимодействие с культурно - историческими ценностями родного села и края.
Задачи:
1. Осуществлять патриотическое воспитание личности ребёнка путём развития эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре своей «малой Родины».
2. Развить у детей способность к самообразованию и самореализации путём применения современных развивающих методик.
3. Сформировать устойчивый интерес к активному познанию родного села и края посредством предоставления возможностей для реализации творческого потенциала ребёнка в свободной самостоятельной деятельности.
4. Способствовать развитию у старших детей желания помочь младшим приобрести необходимые знания через создание ситуаций взаимообучения, взаимопомощи и организации совместных мероприятий.
5. Развить у детей чувство гордости за культуру своей «малой Родины», ощущение сопричастности к судьбе своих земляков, желание беречь культурное и природное наследие.
Отличительные особенности программы «Моя малая Родина».
Программа представляет вариант использования регионального компонента в единой педагогической системе Алексеевского муниципального района на этапе начальная школа и построена в основном на местном учебном материале.
Программа «Моя малая Родина» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 11 лет. Продолжительность образовательного процесса по программе «Моя малая Родина» - 3 года.
В рамках программы происходит освоение 3-х курсов.
Курс «Жизнь Большетиганцев от древности до наших дней» рассчитан на 8-9 лет и построен на развитии элементарных представлений о жителях села Большие Тиганы в истории и культуре, на ознакомлении с знаменитыми земляками, с известным татарским писателем Салихом Батталом, с его братом Абдулла Батталом (красноармейцем и джалиловцем) и др., которые родились и выросли в Больших Тиганах. Курс построен на освоении жизни наших предков, тесно связанного с природой родного края. Практическая часть курса отводится воссозданию местных традиций и обрядов.
Курс «Юные исследователи «Великого города» Биляра» нацелен на изучение истории города и исследовательскую деятельность учащихся какого- либо культурно - исторического объекта.
Курс « История Великого Булгара как часть истории России» является дополнением программы начальной школы по предмету «История России» (составлен в соответствии с региональным компонентом) и позволяет детям ощутить свою принадлежность к Российскому народу, его истории и культуре через познание истории и культуры малой Родины.
При реализации программы используются методы, активизирующие детскую поисковую и творческую деятельность.
Программа предусматривает взаимодействие детей 8-11 лет, педагогов и родителей на всех этапах освоения образовательного содержания.
Темы занятий предлагаются в форме вопроса, на который дети в результате обучения бывают готовы дать ответ.
Педагогические принципы деятельности.
1.Принцип учёта региональных педагогических условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.
2.Принцип использования социально значимого опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за своих предков.
3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
4.Принцип деятельностного участия ребёнка в процессе приобретения и применения знаний.
5.Принцип хронологической последовательности и преемственности в подаче познавательного содержания.
6.Принцип использования знаний, умений и навыков в качестве средств развития личности.
7.Принцип опоры на эмоционально- личностное отношение ребёнка к предмету освоения.
8.Принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребёнку свободу выбора (деятельности, партнёра, средств).
С целью приобщения родителей к работе детям предлагаются домашние задания, выполнять которые можно вместе с родителями. Выполнение этих заданий не является обязательным и показывает наличие у детей интереса к содержанию программы.
Основной организационной формой занятий является исследовательская практика ребёнка в процессе проблемно - поисковой дидактической игры. Предполагается чередование индивидуальной и коллективной деятельности, используются элементы взаимного обучения.
Виды занятий:
- Познавательные - «Путешествие в прошлое» (занятия в местном музее имени Салиха Баттала, экскурсии по деревни, экскурсии в экспозиции Алексеевского краеведческого музея, в Билярский музей-заповедник, в городище Булгар ).
- Творческие - «Творческая мастерская» (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, сочинение рассказов, создание проектов);
- «Исторический театр» (подготовка праздников, спектаклей, концертов);
- Общественно-полезные - «Наша помощь селу» (наглядная агитация, пропаганда, природо - и культуроохранные акции).
Ожидаемые результаты усвоения материалов программы детьми:
1. Воспитанность патриотических качеств личности ребёнка: любви к родному краю, гордости за его успехи и достижения, интереса к прошлому «малой Родины», чувства ответственности за будущее своего села.
2. Развитие компетентности (умения анализировать ситуацию и находить способ решения проблем), самостоятельности, коммуникативности, воображения и творчества.
3. Сформированность устойчивого интереса к родной селе и родному краю.
4. Освоение детьми определённой системы знаний, представлений, практических умений в соответствии с содержанием программы.
5. Развитие психофизических качеств и эмоционально - чувственной сферы.
Методика отслеживания результатов.
Оценка результатов, достигнутых детьми при освоении содержания программы «Моя малая Родина» ориентирована на относительные показатели детской успешности.
1.Участие детей в краеведческих мероприятиях (кружка, района, региона).
2.Результаты викторин по каждому разделу в конце учебного года и конкурсов.
3.Участие в коллективных культуроохранных, природоохранных и пропагандистских акциях.
4.Создание наглядных и дидактических пособий, игрового материала.
5.Деятельность в местном краеведческом музее имени С.Баттала .
6.Анализ результатов выполнения творческих, домашних и летних заданий.
Ожидаемые результаты программы.
Дети могут знать.
Познавательный материал, включённый в среду помещения для занятий и краеведческого музея имени С.Баттала. Культурно - исторические объекты Билярского музея-заповедника, места археологических раскопок, памятника древней архитектуры. Исторические даты Великого Булгара. Исторические карты Великого Булгара. Исторические находки Булгара. Памятники истории, культуры и природы Булгара.
Методы поиска информации (обращение к личному опыту, вопросы к взрослым, книги, телепередачи, кинофильмы, наблюдения, обследование, интуиция (догадка), экспериментирование).
Дети могут уметь.
Общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Отражать и пополнять свои знания и впечатления, развивать способности в значимой деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ручном труде, играх (сюжетно- ролевых, дидактических, настольно- печатных, подвижных, театрализованных), наблюдении, обследовании, экспериментировании, участии в подготовке и проведении праздников, досугов и т.д.
Изготавливать дидактический и наглядный материал, в т.ч. карты, схемы, модели, макеты, проекты, тематические альбомы, буклеты.
Использовать в продуктивной деятельности различные материалы.
Использовать для самообразования методы познания: обращение к личному опыту, интуицию, вопросы, наблюдение, обследование, эксперимент.
Организовывать процесс познания: актуализировать проблему, выбрать тему исследования, выработать гипотезы, определить последовательность исследовательских действий, подобрать материалы для исследования, собрать и обобщить информацию.
Понимать язык знаков и символов, ориентироваться на местности и карте.
Понимать и использовать в речи некоторые названия и специальные термины.
Понимать образный язык фольклорных произведений.
Выразительно читать стихи, исполнять произведения фольклора.
Составлять интересный, выразительный рассказ (из опыта, описательный, фантастический, рассказ-экскурсия).
Рассуждать, вести диалог.
Сравнивать, сопоставлять, выделять, классифицировать, анализировать, синтезировать, делать выводы, аргументировать.
Беречь результаты человеческого труда, природу, культурно - историческое наследие.
Уважать, учитывать и использовать опыт предков.
Выражать свою любовь к Родине в конкретных стремлениях, делах и поступках.
Определить своё место в социуме, выбрать значимую и востребованную сферу деятельности.
Видеть красоту окружающего мира (рукотворного и нерукотворного), понимать значение, своеобразие и культурно- историческую ценность родного города.
У детей могут развиться.
Коммуникативность, познавательные способности, интеллект, креативность, способность к самоопределению и самореализации, способность к самооценке и рефлексии, эмоционально-чувственная и волевая сферы, речь, физические качества, эстетические чувства.
У детей могут быть воспитаны:
Национальное самосознание.
Любовь к малой Родине.
Гордость за успехи и достижения жителей села.
Уважение к прошлому; интерес к местным традициям, истории, культуре.
Нравственные качества личности, общечеловеческие ценности.
Патриотизм, ответственность за судьбу своего края, бережное отношение к культурно- историческому наследию, активная жизненная позиция.
Содержание программы
Содержание программы «Моя малая Родина», общее для всех курсов, предусматривает освоение блоков:
- история;
- архитектура;
- этнография;
- религия;
- изобразительное и декоративно - прикладное искусство;
- ремёсла и художественные промыслы;
- литература, музыка (в том числе фольклор);
- праздники, обряды, традиции, уклад жизни;
- взаимоотношения с природой, сельское хозяйство;
- знаменитые земляки;
- туристическая индустрия, охрана культурно исторического и природного наследия, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский музей-заповедник.
Познание происходит от курса к курсу по принципу спирали, при котором содержание блоков расширяется, углубляется, предлагается для практического освоения.
Учебно-тематический план первого года обучения.
Курс «Жизнь большетиганцев от древности до наших дней»
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория. | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Хочешь ли ты побольше узнать о своём родном селе Большие Тиганы? | 2 | 1 | 1 |
2 | Почему люди решили построить здесь село и назвать его «Большие Тиганы»? | 1 | 1 | - |
3 | Чем занимались первые жители села? | 2 | 1 | 1 |
4 | Какой была в старину большая семья, которая жила в Больших Тиганах? | 1 | 1 | - |
5 | Моя семья. Что такое «родословная», кем были твои предки? | 2 | 1 | 1 |
6 | Какие дома строили в старину тиганцы? | 3 | 1 | 2 |
7 | Что было у крестьянина во дворе? | 1 | 1 | - |
8 | Каким был в старину огород? | 1 | 1 | - |
9 | Какой была кухня в старинном сельском доме? | 2 | 1 | 1 |
10 | Что мы увидим и узнаем на экскурсии в музей? | 2 | 1 | 1 |
11 | Какой была одежда жителей нашего села в старину? | 2 | 1 | 1 |
12 | Чем занимались в старину тиганские рукодельницы? | 2 | 1 | 1 |
13 | Чем в старину играли крестьянские дети? | 2 | 1 | 1 |
14 | Какие обычаи и праздники отмечали и отмечают жители нашего села? | 5 | 2 | 3 |
15 | Какие знаменитые люди жили в Больших Тиганах? | 2 | 1 | 1 |
16 | Как в Больших Тиганах берегут и охраняют старину? | 1 | 1 | - |
17 | Каким будет Большие Тиганы в будущем? | 2 | 1 | 1 |
18 | Итоговое занятие. Что ты узнал о жизни жителей нашего села от древности до наших дней? | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 20 | 16 |
Содержание программы первого года занятий.
Курс «Жизнь большетиганцев от древности до наших дней»
Введение. Хочешь ли ты побольше узнать о своём родном селе Большие Тиганы? Ознакомление с целями и задачами кружка, законами кружковцев, символикой объединения. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение плана занятий на год. Понятие «малая Родина». Выявление первоначальных представлений о селе, о крае. Символика района. Уникальность нашего села и края. Имеющее древнюю историю село Большие Тиганы, основанное еще в начале XVII века. Поблизости расположен знаменитый археологический памятник VIII-X веков - Большетиганский могильник, село расположено поблизости крупнейших городов Золотой Орды Булгара и Биляра. Обучение методам самостоятельного исследования.
Практические занятия по теме:
Как изготовить герб нашего района? (Ручной труд).
Почему люди решили построить здесь село и назвать его «Большие Тиганы»? Причины основания села, выбор места. Природные условия. Последовательность заселения территории. Социальные слои населения. Происхождение названия. Начальные представления о работе экскурсовода. Обучение методам самостоятельного исследования.
Чем занимались первые жители села Большие Тиганы? Древнейшие занятия жителей: охота, скотоводство, земледелие. Древнейшие ремёсла: гончарное, кузнечное, ткачество и т.д. Названия и назначение изделий, способы, орудия и материалы производства. Способность предков жить в единении с природой. Начальные представления о работе археолога. Археологические находки в Больших Тиганах (знаменитый археологический памятник VIII-X веков), рассказывающие о занятиях жителей.
Практические занятия по теме:
Как изготовить изображения находок археологов? (Рисование, лепка, конструирование).
Какой была в старину семья в Больших Тиганах? Состав семьи, степень родства. Традиционные мужские и женские занятия и обязанности в семье. Семейные обычаи (отношение к детям и старикам, приметы). Семейные праздники.
Моя семья. Что такое «родословная» , кем были твои предки? Смысл слов «Отечество», «малая Родина», «предки», «родословная». Значение устных источников для получения исторических знаний. Своеобразие истории родного края. Распространённые фамилии и история их происхождения.
Практическое занятие: Составление родословной.
Какие дома строили в старину Большетиганцы? Виды жилищ (землянка, изба, дом), их расположение, конструкция и техника (материал, инструменты, этапы) строительства. Строительные обряды. Символика сюжетов деревянной резьбы. Загадки о конструктивных элементах жилища. Польза, прочность, красота постройки.
Практические занятия по теме:
Как построить дом из брёвен? (Лепка, конструирование).
Как нарисовать резные украшения для деревянного сельского дома? (Рисование).
Что было у крестьянина во дворе? Строения и части двора (сенник, конюшня, хлев, курятник, погреб, дровяной сарай). Типы ограждений. Предметы, традиционно располагающиеся во дворе (громоздкий сельскохозяйственный инвентарь, средства передвижения, инструменты, предметы быта). Домашний скот и традиции животноводства. Загадки о предметах и животных, находящихся во дворе.
Какой была кухня в старинном сельском доме? Особенности расположения кухни. Место, конструкция и значение печи. Мебель, приспособления для приготовления пищи, кухонная утварь, посуда. Названия, назначение, материал, конструкция, декор предметов. Традиционные блюда местной кухни. Ритуал семейной трапезы. Обычаи гостеприимства и хлебосольства. Праздничное и будничное убранство стола.
Практические занятия по теме:
Как в древнем в селе встречали и угощали гостей? (Развлечение с участием родителей).
Какими были комнаты в сельском доме? Традиционная конструкция дома. Наличие в интерьере встроенной (лавки, полки) и передвижной мебели. Предметы быта в интерьере, их названия, назначение, конструкция, способы изготовления и украшения (резьба, роспись, вышивка, кружево). Особенно ценные вещи (книги), их место в убранстве комнат.
Что мы увидим и узнаем на экскурсии в музее им. С.Батала? Представление о музейной экспозиции, демонстрирующей жилище. Архитектурные особенности, декор. Внутренняя планировка и особенности. Мебель, предметы интерьера, посуда, книги . Изразцы как украшение печи. Название, материал, конструкция, назначение, декор предметов. Начальные представления о работе реставратора.
Практические занятия по теме:
Как нарисовать сельские дома? (Рисование).
Как сделать мебель для сельского дома? (Конструирование).
Какой была одежда сельских жителей в старину? Особенности народного костюма. Детская, женская, мужская одежда. Повседневная и праздничная одежда. Сезонная одежда. Названия, материал, цвет, детали, способ производства. Украшение одежды (вышивка, кружево). Старинная обувь, головные уборы. Традиции, связанные с одеждой, обувью, головными уборами. Загадки, пословицы, поговорки об одежде, обуви, головных уборах. Традиционные причёски и ношения украшений.
Практическое занятие по теме:
Что мы узнали из книги «Как рубашка в поле выросла?» (К. Ушинский). (по литературному произведению).
Чем занимались в старину рукодельницы нашего села? Производство и обработка льна и шерсти. Прядение, ткачество, вышивка, вязание. Инструменты, способы изготовления изделий. Названия и виды изделий. Украшение изделий (вышивание «крестиком», « гладью»). Символика орнамента, цвета. Традиции трудового воспитания девочек. Обряды, обычаи. Фольклор о рукоделии. Традиции посиделок.
Практические занятия по теме:
Какие узоры были любимыми у Большетиганских рукодельниц? (Рисование).
Чем занимались рукодельницы на посиделках? (Развлечение).
Чем в старину играли сельские дети? Игрушка как отражение предметного рукотворного мира взрослых. Игрушка как средство воспитания и развития детей.
Игрушка как предмет украшения быта. Назначение (для определённого возраста, пола), материал, виды игрушек (глиняная, деревянная, плотницкая двигающаяся, лоскутная, соломенная и т.д.). Названия, технология изготовления, украшение игрушек (роспись, резьба). Игрушки, изготовляемые детьми. Игрушечные промыслы. Традиции, связанные с игрушкой.
Практические занятия по теме:
О чём и как нам рассказала сказка «Куколка»? (По литературному произведению).Как слепить свистульку? (Лепка).
Какие обычаи и праздники отмечали и отмечают Большетиганские жители? Традиции, обычаи и обряды празднования Сабантуя, Науруз, «Карга боткасы», сбора урожая.
Практические занятия по теме:
Как отмечали на Большетиганской земле праздник урожая?
Как большетиганские жители веселились в празднике Науруз?
Как проходит в Больших Тиганах праздник «Сабантуй»? и т. д.
Какие знаменитые люди жили в Больших Тиганах? Известный татарский писатель Салих Батталов – в годы Великой Отечественной войны военный летчик, великий писатель, публицист, член Союза писателей СССР, Кавалер ордена Красной Звезды, Мубарак Батталов – Кавалер орденов Красной Звезды и Славы II и III степеней, гобоист, Заслуженный артист ТАССР (1957), в 1941-42, 1946-47 годах артист и солист оркестра Татарского театра оперы и балета, Абдулла Батталов – красноармеец, джалилец. Простой крестьянский паренек был связным в составе подпольной группы Мусы Джалиля и погиб 25 августа 1944 г. мученической смертью в тюрьме Плетцензее г. Берлина. Почётные граждане села и района. Биографии знаменитых земляков, их заслуги. Память о знаменитых земляках.
Как в нашем крае берегут и охраняют старину? Охрана культурного наследия и развитие туризма. Деятельность музея по охране, восстановлению и пропаганде культурного наследия. Памятники природы и их охрана. Внесение жителями города (детьми и взрослыми) своего вклада в охрану старины.
Каким будет наше село в будущем? Особенности села, определяющие его развитие (сохранность памятников старины, отсутствие промышленности, плодородная земля).
Необходимость сохранения памятников старины в современном селе, преемственность старого и нового. Развитие туристической индустрии и музейного дела. Развитие художественных промыслов и ремёсел. Развитие сельского хозяйства. Профессиональное самоопределение. Улучшение состояния села, жизни сельчан. Задание на лето.
Практические занятия по теме:Сочинение коллективного рассказа «Мы попали в будущее».
Итоговое занятие. Что ты узнал о жизни большетиганцев от древности до наших дней?Выявление знаний, умений, навыков, воспитанности, интереса. Определение уровней развития.
Практические занятия: Викторины, конкурсы.
Учебно-тематический план второго года обучения.
Курс «Юные исследователи «Великого города» Биляра»
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Чем необычен город Биляр, бывшая столица Волжской Булгарии? | 1 | 1 | - |
2 | Из каких частей состоял древний Биляр? | 2 | 1 | 1 |
3 | Какие мастера жили в Биляре в старину? | 4 | 2 | 2 |
4 | Как жили и что делали жители Биляра? | 2 | 2 | - |
5 | Какие постройки были в Биляре? | 6 | 4 | 2 |
6 | Почему монголы завоевали Билярскую землю? | 2 | 1 | 1 |
7 | Что мы увидим и узнаем на экскурсии в Билярское городище X-XIII вв., с. Билярск? | 4 | 3 | 1 |
8 | Что делали билярские рукодельцы ? | 2 | 1 | 1 |
9 | Легенды о Великом городе. | 4 | 2 | 2 |
10 | Что мы увидим и узнаем на экскурсии в Билярский «святой ключ»? | 2 | 1 | 1 |
11 | Почему Биляр входит в Республиканский туристический маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана"? | 1 | 1 | - |
12 | Что бы ты хотел сделать для родного края? | 2 | 2 | - |
13 | Итоговое занятие. Знаешь ли ты свой край? | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы второго года занятий.
2. Курс «Юные исследователи «Великого города» Биляра»
Введение. Город Биляр, бывшая столица Волжской Булгарии. Понятие «народное достояние» по отношению к культурным ценностям. Памятники истории, культуры и природы Билярского городища, как народное достояние, охраняемое государством. Необычная историческая судьба Биляра. Площадь до разграбления монголами составляла (вместе с укреплениями) 6 202 000 м², а население — вплоть до 100 тысяч человек.
Город был торговым центром, куда шли торговые пути из Руси и Прибалтики, Западной Европы и Скандинавии, Средней Азии и Персии, Индии и Китая, Византии и Кавказа.
В 1236 году Биляр был разграблен и сожжен во время монгольского нашествия на Волжскую Булгарию. После этого момента попыток восстановить город не было, но предпринимались попытки восстановления на других местах. Развитие туризма.
Ознакомление с тематическим планом занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Из каких частей состоял древний Биляр? Постройка города- крепости. Укрепления города, особенности расположения цитадели, внутреннего города, внешнего города, посада. Население, постройки (жилые, культовые, гражданские) и назначение. Городские укрепления: ров, вал. Ориентирование на плане, чертеже.
Практические занятия по теме:
Как сделать макет древнего Биляра? (Конструирование).
Какие мастера жили в Биляре в старину? Ранние ремёсла: гончарное, кузнечное, ювелирное, литейное. Причины развития ремёсел. Технология изготовления изделий (материал, инструменты, способы и этапы производства). Назначение, структура, форма, декор предметов. Ремесленные традиции, отношение к труду мастеров, фольклор.
Практические занятия по теме:
Что и как нам рассказали о билярских мастерах сказки, загадки, пословицы? (По литературным произведениям).
Как нарисовать изделия мастеров? (Рисование).
Какие постройки были в Биляре? Основные объекты Билярского городища. Особенности месторасположения поселения. Постройки: культовые (церковь, Билярский комплекс мечеть, часовня); жилые (изба, дом); хозяйственные (овин, амбар, баня, колодец). Традиционное расположение построек, улицы деревни. Назначение, части, декор построек. Материал, способы строительства, конструктивные элементы сруба, кровли.
Традиции и обряды, связанные с постройкой жилища. Традиции использования построек.
Музей Билярско государственного историко-археологического и природного музея-заповедника. История создания, экспонаты.
Практические занятия по теме:
Как построить деревню? (Аппликация).
Как жили и что делали жители Билярска? Традиционные занятия и обязанности членов семьи. Планировка крестьянской избы, расположение мебели, утвари. Традиционные места и предметы утвари членов семьи в пространстве избы.
Календарные виды труда крестьян. Экспонаты музея Билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника, рассказывающие о земледельческом труде и традиционных занятиях крестьян. Верования, фольклор.
Какие постройки были в Биляре? Территория города , укрепленные части города, жилые кварталы, усадьбы знати, общественные сооружения - мечети и бани, базары, а также городские кладбища. Укрепления города ограничивают подпрямоугольную территорию и делят ее на две части - внутренний и внешний город.
Практические занятия по теме:
Как построить мечеть и Карван сарай? (Конструирование, рисование).
Почему монголы завоевали Билярскую землю? История татаро-монгольского завоевания Билярской земли. Причины поражения и победы. Событии в Лаврентьевской летописи (6744 [1236 г.]). Попытки основать новое поселение на другом месте — Балынгузское городище, Билярское III селище. Легенды.
Практические занятия по теме:
Что мы узнаем о любви наших предков к Родине из летописей, легенд, пословиц.
Что мы увидим и узнаем на экскурсии в Билярское городище X-XIII вв., с. Билярск? Расположение, история и постройки города (комплекс мечети, «дом феодала», часовня, «карван-сарай», баня, колодец , гончарный квартал). Расположение, название, назначение, история, архитектура построек. Экспозиции музея, названия, отражение в экспонатах истории и культуры Биляра.
Практические занятия по теме:
Какие постройки можно нарисовать для города Биляра? (Рисование).
Что делали билярские рукодельцы? Декоративно- прикладное искусство, его значение (изготовление и украшение предметов, составляющих интерьер дома), художественные приёмы (чеканка, литьё, резьба по металлу, способы шитья). Названия предметов, их назначение, материал (драгоценные металлы и камни), форма, декор. Традиции.
Практические занятия по теме:
Как нам сделать чеканку? (Ручной труд).
Легенды о Великом городе.
Легенды о трагической гибели великого города народ, которые до сих пор живы в народе. История о 40 девушках, о голубях.
Что мы увидим и узнаем на экскурсии в Билярский «святой ключ»? Сказочный уголок природы, расположенный к северо-западу от села в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»). Родник с кристально чистой и целебной водой стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство.
На самой горе издавна располагалось языческое святилище – древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре.
Разные веры, разные легенды, а место одно – тихое, красивое, во истину святое…
Почему Биляр входит в Республиканский туристический маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана"?
В 2006 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан был разработан туристский маршрута «Жемчужное ожерелье Татарстана». Было решено создать Малое и Большое кольцо.
Большое кольцо объединяет Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабугу. Главные достопримечательности сосредоточено в государственных историко-архитектурных музеях заповедниках (Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга), раскопах древних городищ (Джукетау, Биляр, Сувар) или в историческом ядре городской застройки таких городов как Казань, Елабуга и Чистополь.
Сохранность памятников старины - особенность истории и заслуга жителей. Защита, реставрация, охрана культурно- исторического наследия в нашем крае. Люди, посвятившие жизнь возрождению Биляра. История Билярского музея- памятника древней архитектуры, его деятельность, экспозиции.
Туристическая индустрия, особенности её развития в нашем крае. Своеобразие современной архитектуры туристических объектов. Современные ремёсла и промыслы - отражение древних традиций. Сувениры. Формы привлечения туристов, рынок услуг. Реклама для туристов, книги, буклеты, путеводители.
Практические занятия по теме:
Создание туристического буклета «Добро пожаловать в Билярский Святой источник!».
Что бы ты хотел сделать для родного края? Перспективные направления развития нашего края. Профессии и род деятельности, востребованные в наших краях. Значение труда людей для процветания села. Почётные земляки, сделавшие вклад в развитие села. Наш вклад в развитие и процветание нашего села.
Практические занятия по теме:
Исследовательская работа. Как мы будем исследовать? Составление алгоритма исследования выбранного объекта: получение и фиксирование информации, обработка информации, создание продукта исследовательской деятельности, демонстрация продукта исследовательской деятельности; доказательство актуальности результатов исследования, проект реальной помощи объекту, реализация проекта.
Определение методов исследования (получения информации): изучение литературы, непосредственное наблюдение и обследование, изучение вещественных источников, получение информации от людей, проведение экспериментов.
Формы (коллективные, групповые, индивидуальные) и виды исследования: определение проблемы и предполагаемых путей её решения; выдвижение гипотез; поиск и изучение литературы; наблюдение за объектом; обследование объекта; сбор, регистрация, изучение, хранение вещественных источников; составление опросников, интервьюирование; экспериментирование; фиксирование информации (записи, схемы-пиктограммы, рисунки, фотографии, аудиозаписи и т.д.); анализ и обобщение информации; создание продукта исследовательской деятельности (лекции, выставки, экскурсии, буклета и т.п.); создание проекта охраны и использования изучаемого объекта, защита проекта; действия по реализации проекта.
Итоговое занятие. Знаешь ли ты свой край? Выявление знаний, умений, навыков, воспитанности, интереса. Определение уровней развития.
Практические занятия по теме: Диагностика, викторины, конкурсы.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
Курс « История Великого Булгара как часть истории России»
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория. | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Территории Волжской Булгарии. | 2 | 1 | 1 |
2 | История Волжской Булгарии. | 4 | 3 | 1 |
3 | Население и Волжско-булгарский язык. | 1 | 1 | - |
4 | Как жили и что делали жители Волжской Булгарии? | 2 | 2 | - |
5 | Застройки в столице Волжской Булгарии в городе Булгаре в X-XIV веках. | 6 | 4 | 2 |
6 | Булгарская бытовая культура. | 6 | 3 | 3 |
7 | Как получили металл и что из него делали булгарские мастера? | 2 | 1 | 1 |
8 | Что производили гончары в городе Булгаре? | 4 | 2 | 2 |
9 | Какие науки изучали в булгарском государстве? | 1 | 1 | - |
10 | Архитектурные памятники города Булгара. | 2 | 1 | 1 |
11 | Экскурсия в Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник. | 3 | 3 | |
12 | Заключительное занятие. Почему можно сказать, что малая Родина часть большой Родины? Знаешь ли ты историю родного края? Знаешь ли ты свой край? | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы третьего года занятий
Курс « История Великого Булгара как часть истории России»
Введение. Территория Волжской Булгарии.
Расположение археологических памятников позволяющих в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Основные памятники булгарского времени которые находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
Письменные и археологические источники, которые по-разному определяют границы Волжской Булгарии.
Практические занятия: составление карты территории Волжской Булгарии.
История Волжской Булгарии.
Как образовалось государство Волжская Булгария? Археологические данные (серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии). Вторжение монгол в Волжскую Булгарию. Как территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды? Как булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а новым названием прежнего государства стало Казанское ханство.
Население и Волжско-булгарский язык.
Данные о численности населения Волжской Булгарии. Кто составлял основу населения Волжской Булгарии . Каким был волжско-булгарский язык.
Как жили и что делали жители Волжской Булгарии?
Что делали люди? (Труд и праздники, обряды, обычаи, фольклор).
Застройки в столице Волжской Булгарии в городе Булгаре в X-XIV веках. Каменные и кирпичные здания, водопровод, мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные.
Сохранившиеся до наших дней развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.
Практические занятия: макет зданий, конструирование из бумаги
Булгарская бытовая культура.
Ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; изделия из кожи; одежда, расшитая бисером и серебром.
Практические занятия: лепка посуды из глины, вышивка бисером, украшения из кожи ит.д
Как получили металл и что из него делали булгарские мастера?
Черная металлургия и обработка железа, изделия из железа (оружие, орудия труда и предметы быта). Обработка меди и ее сплавов (посуда, полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи). Бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями.
Практические занятия: изготовление чеканки(фольга)
Что производили гончары в городе Булгаре?
Развитие производства керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. Гончарные изделия для внутреннего потребления и булгарского экспорта в соседние земли и страны.
Практические занятия: лепка посуды(глина, «холодный фарфор»)
Какие науки изучали в булгарском государстве?
Научные центры страны- города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Начальные школы при мечетях.
Архитектурные памятники города Булгара.
Соборная мечеть, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Церковь Успенья, Малый минарет и Ханская усыпальница, Белая палата, Черная палата, Ханская баня, Малый городок и природные достопримечательности.
Практические занятия: Создать презентацию. Подготовка папки систематизированной информации об объекте (с иллюстративным материалом). Составление информационной справки.
Экскурсия в Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник.
Заповедник "Городище Булгар". Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан в 1969 году и является старейшим в Республике Татарстан.
При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшим ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии. В этот период в городе были построены каменные здания, частично сохранившиеся и по нынешний день.
Соборная мечеть. Строительство Соборной мечети было начато вскоре после монгольского завоевания и закончено, судя по археологическим данным, к 60-м годам XIII в. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.
Капитанский колодец или источник "Габдрахман сахабэ коесы". Первое название связано с исследователем этого края в 18 веке капитаном Н. П. Рычковым, второе – с одним из последователей пророка Мухаммеда. По легенде, источник возник от соприкосновения посоха имама Габдрахмана с землей, и целебная вода помогла выздоровлению дочери булгарского хана. После этого чуда хан и его приближенные приняли ислам.
Церковь Николая Чудотворца. Золотоордынский Восточный мавзолей (название условное), освященный как Никольская церковь во время существования на городище Булгар православного монастыря. В настоящее время - музейный объект.
Восточный мавзолей. Подобно другим памятникам Болгара, он имеет неповторимую историю. Восточный Мавзолей - усыпальница булгарской знати. Внутренний вид здания и купол сохранились в полной мере, четко выделяется тяжеловесный известняк в нижней части памятника и маленькие, почти воздушные кирпичики из туфа на куполе. На куполе небольшие отверстия - дань традициям архитектуры или юрты. Своеобразно и устройство голосников для улучшения акустики здания.
Северный мавзолей.Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в; был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.
От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы. В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.
Надписи на намогильных плитах являются важным источником. Как памятники Булгарской письменности они дают сведения о языке, грамотности, социальном положении, религиозных направлениях населения. Надписи сделаны на арабском, булгарском языках.
Часовня Авраамия Болгарского. Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море. На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы.
Заключительное занятие. Почему можно сказать, что малая Родина часть большой Родины? Знаешь ли ты историю родного края? Знаешь ли ты свой край?
Город Болгар являясь экономическим, политическим, духовным и административным центром волжской Булгарии на протяжении длительного времени, оказывал значительное влияние на окружающие территории.
Болгарский комплекс является наиболее сохранившимся средневековым архитектурно-археологическим памятником. Это самый северный в мире памятник мусульманского зодчества, уникальный и практически единственный образец булгаро-татарской архитектуры 13-14 вв., позволяющий судить о высоком уровне строительной техники и самобытном характере архитектуры.
Сегодня является мусульманской святыней, местом паломничества, туристско-экскурсионного показа и проведения крупных международных мероприятий.
Проблемы, стоящие перед человечеством (сохранение мира, охрана природы, сбережение культурно- исторических ценностей) и их решение на нашей земле. Международные связи. Организация охраны природы в нашем краю. Организация охраны культурно-исторического наследия городов Золотой орды - государственное дело. Стихи местных поэтов, фольклор.
Практические занятия:
Разработка моделей печатной продукции для туристов (карт- схем, путеводителей, буклетов, рекламных проспектов).
Викторины, конкурсы «Знаешь ли ты историю родного края?».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы « Моя малая родина»
1.Формы занятий.
Образовательная программа « Моя малая Родина» разрабатывалась как региональный компонент к программе начальной школы, поэтому в формах основных и дополнительных занятий прослеживается взаимосвязь.
В курсе нашли отражения формы занятий, соответствующие специфическим видам деятельности детей 8-11 лет:
- ознакомление с окружающим;
- ознакомление с художественной литературой;
- сочинение коллективных рассказов;
- рисование;
- лепка;
- конструирование;
- аппликация;
- ручной труд.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся как познавательно - исследовательские, предполагают, полное погружение в культурно-историческую образовательную среду и проводятся в пространстве местного музея имени С.Баттала, Болгарского государственно историко-архитектурного музея-заповедника, Билярского музея-заповедника. Эти занятия предусматривают также экскурсионную форму. Экскурсии с школьниками проводятся по селу и в экспозициях музея («Путешествие в прошлое).
Занятия продуктивной деятельностью строятся на творческом применении и отражении детьми приобретённых знаний и проводятся в помещении для занятий («Творческая мастерская»).
Особыми формами занятий являются подготовка и проведение, праздников, концертов («Исторический театр»), выставок («Наш музей»). Все эти формы организуются в местном музее.
С целью выявления результатов освоения программы проводятся викторины и конкурсы - как правило, в конце учебного года.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеют общественно- полезные акции («Наша помощь селу») - «Весенняя уборка у памятника», «Лучший цветник у школы и дома», которые проводятся детьми и родителями.
Формы деятельности предусматривают коллективное участие детей, практикуются подгрупповые занятия.
При освоении курса применяется следующие формы проведения занятий:
Самостоятельное исследование (выделение и постановка проблемы; выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовка и защита итогового продукта- доклада, проекта, экспозиции, выставки, буклета, альбома, агитационного плаката) определённого культурно- исторического объекта.
Развитие исследовательских умений в специальных играх и упражнениях.
Презентация творческих работ как форма выявления результатов.
Форма организации детей предусматривает наряду с фронтальными и подгрупповыми также индивидуальные занятия.
Поисково-познавательные занятия по истории Родного края как части истории России («Путешествие в прошлое»).
Знакомство с экспонатами местного музея имени С.Баттала, Болгарского государственно историко-архитектурного музея-заповедника, Билярского музея-заповедника. (Экскурсия).
Создание продукта исследовательско-творческой деятельности («Творческая мастерская»).
Культуро - и природоохранные акции. («Наша помощь селу»).
Викторины, конкурсы.
Методы и приёмы, используемые в работе по программе.
Наглядные:
Рассматривание иллюстративного, предметного, видео и фото материала; моделей, карт и схем. Наблюдение объектов, явлений. Демонстрация способа действий.
Практические:
Исследовательские действия с предметами, объектами, явлениями (обследование, экспериментирование). Игры (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные). Моделирование (ситуаций, объектов, явлений). Изображение предметов, объектов, явлений (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). Действия в проблемно - поисковых ситуациях. Выполнение творческих заданий. Упражнения. Труд. Акции.
Словесные:
Вопросы (к детям, детей). Объяснение (пояснения, указания). Рассказы (педагога, детей). Чтение и изучение литературы. Беседы. Выступления. Дискуссии.
На протяжении освоения всех курсов программы применяется методика исследовательского обучения, которая предполагает специальные методы:
-актуализация проблемы;
- выбор темы исследования;
- выработка гипотезы;
- определение последовательности проведения исследования;
- сбор и обработка информации;
- анализ и обобщение полученных материалов;
- подготовка отчёта исследования;
- защита продукта исследования.
Методика исследовательского обучения предусматривает приемы: игры, упражнения, задания по развитию культуры мышления.
Образовательная среда, организуемая для реализации программы.
1.Образовательная среда, которую педагог может использовать:
Среда (памятники архитектуры, природное окружение, традиционный уклад жизни, туристическая индустрия, местный музей имени С.Баттала, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский музей-заповедник).
Экспозиционное пространство, где представлен в основном наглядный и дидактический материал по хронологическим разделам: Билярский музей-заповедник
- Археологические коллекции Х- нач.ХIII вв., керамическая посуда, предметы вооружения, ремесла и торговый инструментарий - 550 предметов
- Коллекции бытовых предметов академика А.Е.Арбузова - 76 предметов
- Этнографический материал конца ХIХ- нач.ХХ вв. - 245 предметов
Болгарский государственно историко-архитектурный музей-заповедник
- экспозиции музея археологии «История города Болгар»
- выставки «Эпиграфические памятники города Болгар XIII - XIV вв.»
- экспозиции музея «Сувар», рассказывающая о древнем булгарском городе Сувар
- Архитектурные памятники: Соборная мечеть, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Малый минарет, Белая палата, Черная палата, Ханская баня, Ханская усыпальница, Малый городок, Колодец Габдрахмана, Озеро Рабиги и т.д.
2.Образовательная среда, которую педагог может использовать и частично формировать:
- Среда семьи (взаимоотношения, традиции и нравственные представления родителей; наличие дома познавательного материала: книг о селе, о крае, образцов местного народного быта, ремёсел, промыслов, культуры; беседы родителей с детьми о селе, о крае, познавательные прогулки, экскурсии, посещение музея, совместная продуктивная деятельность родителей и детей)
3.Образовательная среда, которую педагог может создавать, формировать, организовывать:
- Среда помещения для занятий (предметно - пространственное окружение и деятельность в нём).
Все виды образовательной среды взаимодействуют между собой. В образовательной среде осуществляется специально организованная, совместная, самостоятельная деятельность детей и взрослых.
Литература для учащихся:
- Биляр- Великий город Булгарский, Казань, 2004 г.
- Биляр - первая столица Волжской Булгарии, Н.Челны, 2004 г.
- Биляр: год 1236-й, или месть Субедея-Багатура.., К.А. Руденко - Казань, 2008 г.
- Путеводитель " Болгарское городище-музей под открытым небом". - 2000.
- Карта-схема Болгарского городища. - 2003.
- Альбом "Великий Булгар". - 2004.
- Буклет "Колодец святого Габдрахмана". - 2005.
- Набор открыток с видами архитектурных памятников Болгара.
- «Олы юлда –Олы Тигэнэле». Ш.Бадретдин, Казань, изд.«Слово»,2006г.
- А.Т.Фоменко и Г.В. Носовского «Чудо Света на Руси под Казанью.
Литература для учителя:
- Короткова М.В. Экскурсионная работа со школьниками: рекомендации и справочные материалы // ПИОШ. 2011. № 3. – С. 50 – 54. 2005, - № 6
- Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Набережные Челны, 2001
- Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2004
- Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.. 1999
- Замалетдинов Л.А. Татарские народные сказки. Казань, 2002
- Каюм Насыри – избранные произведения. /Под.ред. Бадюгиной Р., Миннибаева Казань, 1977.
- Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Казань,2001
- Сергеева Н. Бабушкин сундучок. Казань, 1995
- Тресковская А.П. Воспитание на народных традициях. М., 1986
- Фахрутдинов Р. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
- Харисов Ф.Ф. Современная действительностььи духовно-нарвственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Казань, 2003.
- Саубанова С. Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
- Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халкының мәдәнияте hэм традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
- Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
- К. Фукс «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (1830)
- Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия.- М.: Просвещение, 2001.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. И доп. – М.
21. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории.- М.: Просвещение, 1997.
17. Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой.- М.: Просвещение, 1989.
18. Косова И. М. Культурно- образовательная деятельность музеев.- М.: Брандес, 1997.
19. Младенчество. Детство. Отрочество. - М.: Художественная литература,1994.
20. Пименова И.К. История человечества.- М.:ЭКСМО - Пресс,1999.
21. Савенков А.И. Маленький исследователь.- Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Савенков А.И. Путь к одарённости.- М.: ПИТЕР, 2004.
23. Соколова В.К. Обряды и обрядовый фольклор. - М: Знание,1983.
24.Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2004.-112 с.
Интернет ресурсы:
http://www.nationalcard.ru/museum_info1786.html
http://old.kpfu.ru/amku/zbilar.htm
http://www.kremnik.ru/node/422490
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)
Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая Родина»
Изучение курса «Моя малая Родина» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине ч...
Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области
Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...
Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)
Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...
Внеурочное занятие по краеведению "Моя малая родина" для учащихся 1-4 классов
Сохранение культурного наследия малой родины...