Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodina_-_rossiya_-_nasha.docx | 93.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г.Сыктывкара
Рабочая программа внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ООО
«Наша Родина - Россия»
Направление программы: общекультурное
для учащихся 1 класса
срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год
Авторы программы НапалковаИ.П,.СтариковаЛ.П учителя начальных классов |
Сыктывкар, 2016
- Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» для 1 класса являются следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.
Актуальность программы обусловлена:
1) общекультурной направленностью. В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». Разработанная программа направлена на создание условий, обеспечивающих приобщение первоклассников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России, воспитание в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, культурного и интеллектуального развития.
2) методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации познавательно-творческой деятельности учащихся, так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе), проектной деятельности, которая в будущем станет основой для организации социальной и научно-исследовательской деятельности на уровне СОО и ООО.
3) психологическими особенностями данного возраста детей является период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка, когда он должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.
Основанием для разработки программы стали:
- существующие противоречия между: объективной потребностью государства в культурных и интеллектуально - развитых граждан России и отсутствием разработанных и готовых к использованию в практике целостных программ общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста;
- потребностью и социальным заказом родителей учащихся и самих учащихся (результаты анкетирования).
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
• Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, качества гражданина и патриота своей Родины;
• Знакомить учащихся с историей своей Родины, жизнью замечательных людей, Конституцией РФ, основными документами по правам человека и ребенка;
• Формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка, учебные и жизненные ситуации;
• Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей, развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
• Развивать творческие способности младших школьников.
Данная программа внеурочной деятельности направлена на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания» основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара в соответствии с Моделью воспитательной деятельности гимназии.
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Наша Родина - Россия» 1 класса являются следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Устав МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара.
Особенности построения программы
Программа «Наша Родина - Россия» рассчитана на один год. На освоение программы отводится до 20 часов в год.
Программа состоит следующих разделов:
Россия – моя страна (6 часов)
Великие люди: М.В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Ю. А. Гагарин(3 часа)
Такие разные праздники (до 10 часов)
«Моя Родина – Россия» (1 час)
Особенности реализации программы
Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:
1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.
2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.
3. Готовность родителей к сотрудничеству со школой, управлению этим процессом в условиях семьи.
4. Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности.
5. Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Для реализации программы используются следующие виды внеурочной деятельности:
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Сообщения
- Коллективное чтение и обсуждение литературных произведений
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Создание фотовыставки
Особенности возрастной группы детей 7 – 8 лет:
Отбор содержания в 1 классе осуществляется в соответствии с интересами учащихся данного возраста, с учетом их реальных общекультурных, личностных, социальных, коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах.
Возраст 7 – 8 лет – это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
Личностные результаты | Модель поведения учащегося |
-приобретение школьниками общекультурных знаний, знание общекультурных норм; - понимание общекультурной реальности в повседневной жизни; - знание правил работы в паре; -формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям); -формирование позитивных отношений школьника к общекультурной реальности в целом; -стремление к коллективной творческой деятельности -получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия; -развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем; -проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности); - опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей. | Проявление коммуникативной активности; Соблюдение культуры поведения в обществе; Проявление доброты, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания Проявление осознанных и добрых отношений к другому человеку Готовность и способность вести диалог со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми; Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм. |
Формы подведения итогов работы.
Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Наша Родина - Россия» является метод наблюдения педагога за детьми, а также задания диагностического характера («Дерево достижений», «Неоконченные предложения») из публикации Власовой А.Я. регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий. Одной из форм подведения итогов является фотовыставка «Моя Родина – Россия» и игра по станциям «Моя Родина – Россия»
ΙΙ. Тематический план
Название темы | Уровень результатов | Модель поведения учащегося | Количество часов | |||
Приобретение общекультурных знаний | Формирование ценностного отношения к общекультурных реальности | Получение опыта самостоятельного общекультурного действия | ||||
Ι. Россия – моя страна (6 часов) | ||||||
Государственные символы РФ: герб, гимн, флаг. | Беседа с творческим заданием | Проявляет коммуникативную активность. Принимает идеи собеседника. Уважает мнение собеседника. Умеет выстраивать поддерживать диалог. Принимает на себя позицию «Я – ученик», «Я – гражданин». Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность. Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению. Умеет слушать. Умеет рефлексировать, используя оценочный лист. | 2 | |||
Москва - столица России. | Игра - путешествие | 2 | ||||
Конституция – основной закон. | Классный час | 1 | ||||
Конвенция о правах ребёнка | Беседа | 1 | ||||
ΙΙ. Великие люди России (3 часа) | ||||||
М.В. Ломоносов – великий русский ученый | Интеллектуально-познавательная игра | Проявляет коммуникативную активность. Принимает идеи собеседника. Уважает мнение собеседника. Умеет выстраивать поддерживать диалог. Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность. Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению. Проявляет доброжелательность, сочувствие, сопереживание, милосердие. Стремится прийти на помощь и оказать её. Имеет представление об эстетических и художественных ценностях культуры. | 1 | |||
А. С. Пушкин – великий русский поэт | Викторина | 1 | ||||
Ю. А. Гагарин – первый космонавт | КВН | 1 | ||||
ΙΙΙ. Такие разные праздники (до 11 часов) | ||||||
День Гимназии | Экскурсия | Умеет общаться и сотрудничать. Принимает позицию «Я – ученик», «Я – гражданин». Формирует основы общекультурного поведения в обществе. Проявляет патриотизм и гражданскую солидарность. Формирует ценностное отношение к Родине, её истории, старшему поколению. Способен выражать себя в различных доступных и привлекательных видах творческой деятельности. Умеет рефлексировать, используя оценочный лист. | 1 | |||
4 ноября - День национального единства. | Классный час | 1 | ||||
День Победы | Классный час | 1 | ||||
Мамочка, любимая моя! | Литературно – музыкальная композиция | 3 | ||||
Нам вместе весело | Литературно – музыкальная композиция Праздник ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта. | 3 | ||||
«Моя Родина – Россия» | Игра по станциям Фотовыставка | 1 | ||||
до 20 часов |
ΙΙΙ. Список литературы.
1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
8. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
8. Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.
10. Спутник классного руководителя 1 – 4 классы. Под. редакцией Максименко М.А. – Волгоград: Учитель, 2008 год
11. Наша Родина – Россия. Федеральное агентство по образованию (РОСОБРАЗОВАНИЕ), 2015 г
Приложение
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших школьников.
Диагностический инструментарий разработан с помощью пособия Перелыгиной Е.А., Фишман И.С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008.
Диагностика проводится в виде тестов. На выполнение тестового задания отводится 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться учителем в зависимости от подготовки и уровня класса.
Каждый тест содержит 3 части – 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый.
Правильность каждого задания оценивается:
- I уровня сложности одним баллом,
- II уровня – двумя баллами,
- III уровня - тремя баллами.
По результатам проверки подсчитывался суммарный балл.
Максимальное количество набранных баллов – 24 балла.
Уровни сформированности компетентности:
- Ученик, набравший от 21 до 24 баллов – это высокий уровень,
свыше 70 %;
- от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %
- от 12 до 14 баллов – низкий уровень,до 50 %
- от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.
Если говорить о социальной компетентности, то выпускник начальной школы должен обладать следующими компетенциями:
- Уметь вести и быть ведомым.
- Уметь взаимодействовать с окружающими.
- Уметь налаживать контакты.
- Уметь выбирать приоритеты.
- Уметь ставить перед собой цель.
- Уметь планировать свою деятельность.
- Уметь организовывать свободное время.
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности
в)Делу- время, потехе-час.
III уровень
1.В свободное время я обычно:
а) лежу на диване перед телевизором
б) бесцельно слоняюсь по улице
в) посещаю кружки по интересам
2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то:
а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции
б) будешь посещать кружки и секции по настроению
в) не будешь, так как это отнимает много времени
3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях друг с другом:
а) Живут как кошка с собакой.
б) Живут душа в душу.
в) Все идет как по маслу.
4. «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.
-Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...
Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!
Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...»
Как можно сказать про Диму:
а) Много слов, но мало дела.
б) Умелые руки не знают скуки.
в) Обещанного три года ждут.
Таблицы сформированности социальной компетентностиучащихся
Таблица №1
Ф.И.уч-ся | Социальная компетентность | Уровни сформированности (в баллах) | |||
не сформирова ны | низкий | средний | высокий | ||
1. | умение вести и быть ведомым | + | |||
2. | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".
Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....
Программа внеурочной деятельности Орлята России
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...
Программа внеурочной деятельности "Орлята России"
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации духовно-нравственного направления «Патриоты России&ra...