Методическая разработка урока по теме «Конфликт и способы его разрешения»
методическая разработка
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kelina_yu.a._metodicheskaya_razrabotka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»
Санкт-Петербург, 2019
Автор – составитель:
Келина Юлия Александровна – учитель ОРКСЭ, ОДНКНР
Рецензенты:
Зданович М.А. – учитель начальных классов, учитель ОРКСЭ
Келина Ю.А. .: Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»
Утверждено методическим советом ГБОУ 691 Невского района
Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС нового поколения «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
Актуальность темы урока обусловлена тем, что учащимся необходимо научится выстраивать отношения с друг другом. Каждый человек – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.
Урок носит компетентностно-ориентированный характер, поскольку задания на уроке выстроены на компетентностной основе и способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Содержание урока способствует не только формированию знаний на основе жизненного опыта, но также способствует адекватной самооценке учащихся, что очень важно при их будущей перспективе в профессиональной деятельности.
Тема урока: Конфликт и способы его разрешения
Цели урока:
Образовательный аспект: Познакомить учащихся с понятием «Конфликт» и способами его разрешения. Формировать готовность к разрешению проблем.
Развивающий аспект: Способствовать формированию умений работы в команде; развитию самоменеджмента, оценки и коррекции собственной деятельности
Воспитательный аспект: содействовать воспитанию личностных качеств: внимательности, ответственности за результаты своей работы.
Педагогические приемы:
- Притча
- Совместное целеполагание.
- Таблица Д. Огле
- Работа с ассоциациями
- Домино
- Вербальной и невербальной коммуникации.
Вид урока: компетентностно-развивающий на основе технологии критического мышления.
Организационные формы: Индивидуальное и групповое обучение.
Методы обучения: частично-поисковые, наглядно-демонстративные.
Методическое обеспечение: интерактивная доска, карточки с заданиями, видеосюжет, психологический тест.
ТСО: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Межпредметные связи: социальная психология, производственное обучение
Ход урока
- Стадия вызова
Организационный момент
Вступительное слово преподавателя (рассказывается притча):
Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.
Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.
Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что дает благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.
- Преподаватель: Точно так же будет зависеть от вас и то, как вы будете работать на этом уроке. А оценивать свою работу на уроке предлагаю вот в этих листах (лист самоконтроля).
А теперь предлагаю посмотреть видеоряд.
Просмотрев данный видеоряд, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- О конфликтах. Тема урока: «Конфликт и способы его разрешения»
Совместное целеполагание:
- Преподаватель: Сейчас я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу:
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Графу «Знаю» и «Хочу знать» вы заполняете сейчас, а графу «Узнал» предлагаю заполнить в конце урока (заполняют, спрашиваю, что записали).
- Преподаватель: Все мы с вами стремимся стать компетентными специалистами.
- Преподаватель: Вы можете себя назвать компетентными специалистами? (отвечают)
- Преподаватель: Кто такой компетентный специалист? (отвечают)
- Преподаватель: Скажите пожалуйста, что необходимо знать или уметь чтобы стать компетентным специалистом? (отвечают)
- Преподаватель: А в рамках нашей темы урока? (отвечают)
Ответы учащихся записываются на доске в графе таблицы «Хочу знать»
- Преподаватель: А теперь, из всего вами сказанного, попытаемся поставить цель на наш урок (учащиеся формулируют свой вариант). Цель урока: познакомиться с понятием «Конфликт» и способами его разрешения.
- Преподаватель: И так, мы поставили цель на этот урок и спланировали нашу работу. А теперь предлагаю оценить себя по первым трем позициям (листы самоконтроля).
- Стадия осмысления содержания
Работа с ассоциациями
- Преподаватель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите термин «Конфликт» (все ассоциации записываются на доске).
Составляется совместно определение «Конфликт», записывается в тетрадь.
- Преподаватель: Скажите между кем могут происходить конфликты.
Ответы записываются преподавателем на доске, из этого выделяется четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью. Записывается в тетрадь.
- Преподаватель: И так, мы выяснили, что такое конфликт и выделили четыре типа конфликтов. Предлагаю оценить себя по следующим двум позициям (лист самоконтроля).
Осмысление проблемы на основе жизненного опыта и проблемной кейс-ситуации.
- Преподаватель: Для того чтобы успешно выполнить следующее задание вам необходимо внимательно посмотреть отрывок из фильма (для просмотра предлагается кусок фильма «С меня хватит»)
После просмотра учащимся дается задание для работы в группе.
- Преподаватель: Обсудите в группе, какой это конфликт. Между кем он происходит, тип конфликта. Что можно сделать, чтобы избежать конфликта. Как бы в этой ситуации поступили вы (на столах в группах аналогичный текст имеются на карточках)
Задается время для работы.
После отведенного для работы времени учащимися дается полный анализ ситуации. Каждая группа высказывает свое мнение.
- Преподаватель: Каждый из вас предложил свой вариант решения проблемы. Так вот то, что вы сейчас предложили, имеет название «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».
- Преподаватель: Предлагаю попробовать выстроить термин «Стратегия» (на интерактивной доске предлагается набор слов, учащимся необходимо посовещавшись расположить их в нужном порядке). Записывают определение в тетрадь. Затем учащимся на слайде предлагается пять стратегий поведения в конфликтной ситуации с их расшифровкой (на столах в группах аналогичный текст имеются на карточках). Записывают в тетрадь.
- Преподаватель: И так мы с вами выяснили, что каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по разному. И выяснили, что авторами в литературе выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю оценить себя по следующим трем позициям (лист самоконтроля).
3. Стадия рефлексии
- Преподаватель: Предлагаю проверить то, как вы ведете себя в конфликтной ситуации (для работы индивидуально каждому предлагается психологический тест с его интерпретацией).
На слайде, на графике отражаются данные учащихся в группе, т.е. какая стратегия выраженная и количество человек. Отображается график, т. е. в целом какая стратегия поведения присуща данной группе. Затем, учащимися дается анализ графика. Задача преподавателя подвести учащихся к тому, какая стратегия для них как компетентных специалистов будет более грамотной во взаимоотношениях и почему.
- Преподаватель: А теперь предлагаю вернуться к нашей таблице. Помните, у нас третий столбец таблицы не заполнен. Заполните его.
- Преподаватель: В начале урока мы с вами говорили, для того чтобы стать компетентным специалистом, в рамках нашей темы и урока нам необходимо (то что мы записывали в таблице в графе «Хочу знать»). А теперь давайте сравним с тем, что написано в графе «Узнал». Анализируем. Совпадает или нет. Достигли цели урока или нет.
Домашнее задание.
«Умение избежать конфликта - одна из составных частей
педагогической мудрости учителя».
В.А. Сухомлинский
Еще раз немного о конфликтах
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.
В любом случае при решении конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем и имеет три возможных варианта.
Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться её требованиям.
Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации.
Вариант 3. Конфликт будет нарастать, углубляясь, разрастаясь, включая в себя новых участников и, как следствие этого, новые «зоны разногласий». Локальный конфликт, таким образом, превратится в долгую затяжную войну с переменным успехом и совершенно непредсказуемым результатом для обеих сторон.
При этом все три варианта являются деструктивными.
Альтернативным вариантом поведения в конфликте, направленным на его кон-
структивное завершение, является следующий универсальный алгоритм, ведущий к разрешению практически любой конфликтной ситуации.
- Шаг первый – установление доверия и сотрудничества
- Шаг второй – согласование восприятия конфликтующих сторон.
- Шаг третий - согласование интересов конфликтующих сторон.
- Шаг четвертый – поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.
- Реализация достигнутых договорных ценностей.
Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом. Необходимо постараться снизить своё внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка), разрядка необходима, но не на человеке, а в делах.
Что значит удачное завершение конфликта?
В споре нет победителя, есть либо два проигравших, либо два победителя. И нужно стремиться к тому, чтобы было два победителя. А это значит, что:
- беседа доведена до логического конца, т.е. спорная тема исчерпана;
- каждый сохранил достоинство, т.е. ни у кого нет чувства, что его всё - таки «прогнули», что он уступил, а другой - выиграл;
- после беседы не остаётся негатива и не выраженных неприятных чувств (так называемого «осадка на сердце»).
Несколько рекомендаций для предотвращения или эффективного разрешения конфликтов
- «Признаём и бережём ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла. (Чарльз Ликсон «Конфликт. Семь шагов к миру»)
- Развивайте умение выстраивать психологические границы, что поможет вам избежать конфликтов в определённых ситуациях. Конкретными приёмами построения психологических границ в общении является уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия.
- Установите внутреннее правило: высказывать свою мысль, свой ответ или возражение только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели...», «Давайте уточним, вы имели ввиду ...». Достоинство этой стратегии состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и одновременно вынуждаете его отказаться от скрытых игр, направленных на манипулирование, унижение, достижение неявных целей.
- Если вы чувствуете, что оппонент нарушает ваши границы, скажите: «Простите, что перебиваю, но мне трудно Вас слушать, поскольку меня злят подобные нападки. Я была бы очень признательна за ваше мнение не обо мне лично, а о проблеме или о том, что я сделала».
- Попробуйте отгадать потребности, которые мотивируют поведение партнёра по общению в данной конкретной (возможно, конфликтной) ситуации. Психология человека настолько сложна, что в каждый момент времени активны не менее трёх
- интересов своего ребёнка («не уделили достаточно внимания»), но и на самоутверждение или даже поиск информации. Причиной конфликтной ситуации может стать также предшествующий конфликт на работе, выплеск раздражения голодного человека, неосознанное желание продлить общение, пусть и конфликтное, потому что не хочется забирать ребёнка (дома его контролировать сложнее) и т. д. Потребности и мотивы могут быть самыми разными: от простых и понятных до скрытых и замысловатых.
- А теперь проделайте то же самое упражнение в отношении себя и ответьте на сле-
дующие вопросы: «Почему вы продолжаете спорить и отстаивать какую-то точку зрения?», «Почему очень эмоционально реагируете на конкретного человека?», «Почему стремитесь доказать свою правоту?», «Какие мотивы (не менее трёх) стоят за вашим поведением?». - Не пытайтесь буквально учить родителей (даже молодых), давать им указания, что правильно или неправильно. По законам межличностных отношений, тот, кто занимает позицию «родителя», всегда получает в партнёры «ребёнка», а ребёнок может быть непослушным. Важно строить общение на равных, признавая право родителя принимать решения и даже ошибаться, и при этом верить в его позитивную направленность и стремление заботиться о своём ребёнке.
- Помните, что существует феномен «самоисполняющегося пророчества», когда
уверенность в позитивном разрешении событий ведёт к ожидаемому результату. И дело
здесь не в мистике, а в том, что наша психика откликается на установки, которые
мы ей задаём.
Установка «Я найду точки соприкосновения с этим родителем» активизирует заинте-
ресованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять
друг друга.
Установка «С этим родителем невозможно общаться» даст сигнал
психике обнаруживать всё больше негативных качеств, выделять толь-
ко отрицательные характеристики и посылать невербальные сигналы
отвержения, которые сразу распознает партнёр по общению.
Вместо того чтобы избегать общения с «неудобными» родителями, наоборот, старайтесь общаться с ними как можно больше.
Подходите к решению конфликта творчески. Воспринимайте лю-
бое противоречие как интересную сложную задачу. Альберт Эйн-
штейн говорил, что проблемы нельзя разрешить тем же способом,
каким они были созданы.
Откажитесь от попыток установить справедливость и определить,
кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно
эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родителями, у каждого своя правда. Универсальных законов справедливости пока не изобрели. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнёра по общению, понять, что стоит за его «правдой».
- Важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как
ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей («Как мы можем вместе сделать детство полноценным?»).
«Как вести себя во время «психологической» атаки скандального родителя»
- Вежливая речь и отсутствие движений - залог вашей безопасности. Сохраняйте спокойствие.
- Если оппонент повысил голос, примените психологический приём «заземление»: выпрямите спину и ноги так, чтобы почувствовать соприкосновение обеих стоп с полом. Не переминайтесь с ноги на ногу, не сжимайте руки в кулаки и не теребите предметы в руках. Дышите ровно.
- Сильнее всего обижают и раздражают слова, поэтому сознательно фиксируйтесь не на слуховых, а на зрительных ощущениях. Смотрите в глаза или на переносицу оппонента.
- Проясните до конца, в чём состоит конфликтная ситуация. Выслушайте родителя, уточните, чем именно он недоволен, почему это важно для него и каким образом ваше решение или поведение притесняет его интересы.
- Выбирайте фразы, на которые нужно ответить. Старайтесь не реагировать на всё сразу - скандалист неистощим. Если вы не поняли суть претензий, задайте уточняющие вопросы.
- Не спешите высказываться. Думайте над каждым словом. Помните, что всё может быть использовано против вас. Говорите только то, что сказали бы в спокойном состоянии. Не \ оценивайте слова и действия оппонента. Смените тон на подчёркнуто профессиональный - холодный и строгий.
- Если агрессия нарастает, сразу обозначьте границу: «Я не хочу, чтобы дети слышали нецензурные выражения», «Вы думаете, детям полезно было бы слышать беседу в такой форме?» или «Как вы считаете, какие выводы сделают дети, став свидетелями нашей беседы?», «Криками вы ничего не добьётесь».
- Открыто высказывайте свою точку зрения, но не выносите суждений, не ставьте диагноз, не поучайте и не подсказывайте решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей. Найдите веский аргумент (он должен относиться к делу, вашим обязанностям и ситуации) и спокойно его повторяйте. Стойте на своём, но не спорьте. Используйте универсальные фразы: «Я вас услышал(а)», «Я вас понял (а)», «Я подумаю над вашими словами».
- Не произносите длинные речи. Нам кажется, что если мы заставим другого человека выслушать нашу точку зрения, то добьёмся от него согласия. Однако мы вкладываем в одни и те же слова разный смысл - у каждого есть личный контекст для восприятия информации.
Он зависит от пола, возраста, жизненного опыта и многих других факторов.
- Толкуйте слова оппонента в позитивном ключе. Представьте, что он не критикует вас, а просит помощи, чтобы решить проблему. Ваша реакция должна быть соответствующей:
«Чем я могу вам помочь?». Реагировать на нападки подобным образом трудно, зато вы уйдёте от открытого конфликта.
- Отделите в конфликте главное от второстепенного, свои интересы от интересов оппонента, прошлые обиды от будущих целей. Это позволит отчётливо увидеть возможные пути преодоления разногласий.
- Если произошла конфликтная ситуация, как можно скорее сообщите директору о произошедшем инциденте, сохранив копию докладной у себя. Иначе слухи вас опередят, и вам придётся опровергать несправедливые суждения.
- Даже если вы были безупречны во время конфликта, ваша профессиональная деятельность может стать предметом проверки. Следите за своевременным и правильным оформлением документации и не пренебрегайте должностными обязанностями.
Не извиняйтесь, если вы не виноваты. Страх перед проверками - не повод подчиняться людям с неадекватным поведением. Чем больше уступать агрессору, тем больше будет от него претензий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока технологии во 2 классе по теме "Способы выполнения объемной аппликации. Поздравительная открытка".
Урок технологии во 2 классе по развивающей системе Л.В.Занкова....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе ОС " Гармония" "Понятие " Главные члены предложения, способы их выявления"
Первый урок по теме " Возвращаемся к разговору о предложении". Урок ведётся в в нестандартной форме в виде "детективного агенства" Для оценки УУД ведутся аттестационные...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...
Методическая разработка урока по математике на тему "Табличный способ решения задач"
Методическая разработка урока по математике соответствует программе 4-го класса для подготовки к ВПР по решению арифметических и логических задач. Урок разработан с соответствии с требованиями д...