Методическая разработка урока по теме «Конфликт и способы его разрешения»
методическая разработка

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социаль­ное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приво­дит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kelina_yu.a._metodicheskaya_razrabotka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

«Конфликт и способы его разрешения»

Санкт-Петербург, 2019

Автор – составитель:

Келина Юлия Александровна – учитель ОРКСЭ, ОДНКНР

Рецензенты:

Зданович М.А. – учитель начальных классов, учитель ОРКСЭ

Келина Ю.А. .: Методическая разработка урока по теме

«Конфликт и способы его разрешения»

Утверждено методическим советом ГБОУ 691 Невского района

Методическая разработка урока по теме

«Конфликт и способы его разрешения»

Пояснительная записка

В соответствии с  ФГОС нового поколения  «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».  

Актуальность темы урока обусловлена тем, что учащимся  необходимо научится выстраивать отношения с друг другом. Каждый человек – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.

Урок носит  компетентностно-ориентированный  характер, поскольку задания на уроке выстроены на компетентностной основе и способствуют формированию коммуникативной компетенции.  

Содержание урока способствует не только формированию  знаний на основе жизненного опыта, но также способствует адекватной самооценке учащихся, что очень важно при их будущей перспективе в профессиональной деятельности.

Тема урока:  Конфликт и способы его разрешения

Цели урока:

Образовательный аспект: Познакомить учащихся с понятием «Конфликт» и способами его разрешения. Формировать готовность к разрешению проблем.

Развивающий аспект: Способствовать формированию умений работы в команде; развитию самоменеджмента, оценки и коррекции собственной деятельности

Воспитательный аспект: содействовать воспитанию личностных качеств: внимательности, ответственности за результаты своей работы.

Педагогические приемы:

  1. Притча
  2. Совместное  целеполагание.
  3. Таблица Д. Огле
  4. Работа с ассоциациями
  5. Домино
  6. Вербальной и невербальной коммуникации.

 

Вид урока:  компетентностно-развивающий на основе  технологии критического мышления.

Организационные формы: Индивидуальное и групповое  обучение.

Методы обучения: частично-поисковые, наглядно-демонстративные.

Методическое обеспечение: интерактивная доска, карточки с заданиями, видеосюжет, психологический тест.

ТСО: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Межпредметные связи:  социальная психология, производственное обучение

Ход урока

  1. Стадия вызова

Организационный момент

Вступительное слово преподавателя (рассказывается притча):

Я просил Бога забрать мою гордыню

И Бог сказал мне: «нет»

Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога даровать мне терпение,

И Бог сказал мне: «нет»

Он сказал, что терпение результат испытаний.

Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,

И Бог сказал мне: «нет»

Он сказал, что дает благословение,

А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

- Преподаватель: Точно так же будет зависеть от вас и то, как вы будете работать на этом уроке. А оценивать свою работу на уроке предлагаю вот в этих листах (лист самоконтроля).

А теперь предлагаю посмотреть видеоряд.

Просмотрев данный видеоряд, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- О конфликтах. Тема урока: «Конфликт и способы его разрешения»

Совместное   целеполагание:

- Преподаватель: Сейчас я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

Графу «Знаю» и «Хочу знать» вы заполняете сейчас, а графу «Узнал» предлагаю заполнить в конце урока (заполняют, спрашиваю, что записали).

- Преподаватель: Все мы с вами стремимся стать компетентными специалистами.

- Преподаватель: Вы можете себя назвать компетентными специалистами? (отвечают)

- Преподаватель: Кто такой компетентный специалист? (отвечают)

- Преподаватель: Скажите пожалуйста, что необходимо знать или уметь чтобы стать компетентным специалистом? (отвечают)

- Преподаватель:  А в рамках нашей темы урока? (отвечают)

Ответы учащихся записываются на доске в графе таблицы «Хочу знать»

- Преподаватель: А теперь, из всего вами сказанного, попытаемся поставить цель на наш урок (учащиеся формулируют свой вариант). Цель урока: познакомиться с понятием «Конфликт» и способами его разрешения.

- Преподаватель: И так, мы поставили цель на этот урок и спланировали нашу работу. А теперь предлагаю оценить себя по первым трем позициям (листы самоконтроля).

  1. Стадия осмысления содержания

Работа с ассоциациями

- Преподаватель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите термин «Конфликт» (все ассоциации записываются на доске).

Составляется совместно определение «Конфликт», записывается в тетрадь.

- Преподаватель: Скажите между кем могут происходить конфликты.

Ответы записываются преподавателем на доске, из этого выделяется четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью. Записывается в тетрадь.

- Преподаватель: И так, мы выяснили, что такое конфликт и выделили четыре типа конфликтов. Предлагаю оценить себя по следующим двум позициям (лист самоконтроля).

Осмысление проблемы  на основе жизненного опыта и проблемной кейс-ситуации.

- Преподаватель: Для того чтобы успешно выполнить следующее задание вам необходимо внимательно посмотреть отрывок из фильма (для просмотра предлагается кусок фильма «С меня хватит»)

После просмотра учащимся дается задание для работы в группе.

- Преподаватель: Обсудите в группе, какой это конфликт. Между кем он происходит, тип конфликта. Что можно сделать, чтобы избежать конфликта. Как бы в этой ситуации поступили вы (на столах в группах аналогичный текст имеются  на карточках)

Задается время для работы.

После отведенного для работы времени учащимися дается полный анализ ситуации. Каждая группа высказывает свое мнение.

- Преподаватель: Каждый из вас предложил свой вариант решения проблемы. Так вот то, что вы сейчас предложили, имеет название «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».

- Преподаватель: Предлагаю попробовать выстроить термин «Стратегия» (на интерактивной доске предлагается набор слов, учащимся необходимо посовещавшись расположить их в нужном порядке). Записывают определение в тетрадь. Затем учащимся на слайде предлагается пять стратегий поведения в конфликтной ситуации с их расшифровкой (на столах в группах аналогичный текст имеются  на карточках). Записывают в тетрадь.

- Преподаватель: И так мы с вами выяснили, что каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по разному. И выяснили, что авторами в литературе выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю оценить себя по следующим трем позициям (лист самоконтроля).

3. Стадия рефлексии

- Преподаватель: Предлагаю проверить то, как вы ведете себя в конфликтной ситуации (для работы индивидуально каждому предлагается психологический тест с его интерпретацией).

На слайде, на графике отражаются данные учащихся в группе, т.е. какая стратегия выраженная и количество человек. Отображается график, т. е. в целом какая стратегия поведения присуща данной группе. Затем, учащимися дается анализ графика. Задача преподавателя подвести учащихся к тому, какая стратегия для них как компетентных специалистов будет более грамотной во взаимоотношениях и почему.

- Преподаватель: А теперь предлагаю вернуться к нашей таблице. Помните, у нас третий столбец таблицы не заполнен. Заполните его.

- Преподаватель: В начале урока мы с вами говорили, для того чтобы стать компетентным специалистом, в рамках нашей темы и урока нам необходимо (то что мы записывали в таблице в графе «Хочу знать»). А теперь давайте сравним с тем, что написано в графе «Узнал». Анализируем. Совпадает или нет. Достигли цели урока или нет.

Домашнее задание.              

«Умение избежать конфликта - одна из составных частей

педагогической мудрости учителя».

                                                                                                                                                                                                В.А. Сухомлинский

C:\Users\NLA\Downloads\media\image3.jpeg

Еще  раз немного о конфликтах

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.

В любом случае при решении конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем и имеет три возможных варианта.

Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться её требованиям.

Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации.

Вариант 3. Конфликт будет нарастать, углубляясь, разрастаясь, включая в себя новых участников и, как следствие этого, новые «зоны разногласий». Локальный конфликт, таким образом, превратится в долгую затяжную войну с переменным успехом и совершенно непредсказуемым результатом для обеих сторон.

При этом все три варианта являются деструктивными.

Альтернативным вариантом поведения в конфликте, направленным на его кон-
структивное завершение,
является следующий универсальный алгоритм, ведущий к разрешению практически любой конфликтной ситуации.

  • Шаг первый – установление доверия и сотрудничества

  • Шаг второй – согласование восприятия конфликтующих сторон.

  • Шаг третий -  согласование интересов конфликтующих сторон.

  • Шаг четвертый – поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.

  • Реализация достигнутых договорных ценностей.

Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом. Необходимо постараться снизить своё внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка), разрядка необходима, но не на человеке, а в делах.

Что значит удачное завершение конфликта?

В споре нет победителя, есть либо два проигравших, либо два победителя. И нужно стремиться к тому, чтобы было два победителя. А это значит, что:

  • беседа доведена до логического конца, т.е. спорная тема исчерпана;
  • каждый сохранил достоинство, т.е. ни у кого нет чувства, что его всё - таки «прогнули», что он уступил, а другой - выиграл;
  • после беседы не остаётся негатива и не выраженных неприятных чувств (так называемого «осадка на сердце»).

Несколько рекомендаций для предотвращения или эффективного разрешения конфликтов

  • «Признаём и бережём ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла. (Чарльз Ликсон «Конфликт. Семь шагов к миру»)
  • Развивайте умение выстраивать психологические границы, что поможет вам избежать конфликтов в определённых ситуациях. Конкретными приёмами построения психологических границ в общении является уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия.
  • Установите внутреннее правило: высказывать свою мысль, свой ответ или возражение только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели...», «Давайте уточним, вы имели ввиду ...». Достоинство этой стратегии состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и одновременно вынуждаете его отказаться от скрытых игр, направленных на манипулирование, унижение, достижение неявных целей.
  • Если вы чувствуете, что оппонент нарушает ваши границы, скажите: «Простите, что перебиваю, но мне трудно Вас слушать, поскольку меня злят подобные нападки. Я была бы очень признательна за ваше мнение не обо мне лично, а о проблеме или о том, что я сделала».
  • Попробуйте отгадать потребности, которые мотивируют поведение партнёра по общению в данной конкретной (возможно, конфликтной) ситуации. Психология человека настолько сложна, что в каждый момент времени активны не менее трёх
  • интересов своего ребёнка («не уделили достаточно внимания»), но и на самоутверждение или даже поиск информации. Причиной конфликтной ситуации может стать также предшествующий конфликт на работе, выплеск раздражения голодного человека, неосознанное желание продлить общение, пусть и конфликтное, потому что не хочется забирать ребёнка (дома его контролировать сложнее) и т. д. Потребности и мотивы могут быть самыми разными: от простых и понятных до скрытых и замысловатых.
  • А теперь проделайте то же самое упражнение в отношении себя и ответьте на сле-
    дующие вопросы: «Почему вы продолжаете спорить и отстаивать какую-то точку зрения?», «Почему очень эмоционально реагируете на конкретного человека?», «Почему стремитесь доказать свою правоту?», «Какие мотивы (не менее трёх) стоят за вашим поведением?».
  • Не пытайтесь буквально учить родителей (даже молодых), давать им указания, что  правильно или неправильно. По законам межличностных отношений, тот, кто занимает позицию «родителя», всегда получает в партнёры «ребёнка», а ребёнок может быть непослушным. Важно строить общение на равных, признавая право родителя принимать решения и даже ошибаться, и при этом верить в его позитивную направленность и стремление заботиться о своём ребёнке.
  • Помните, что существует феномен «самоисполняющегося пророчества», когда

уверенность в позитивном разрешении событий ведёт к ожидаемому результату. И  дело
здесь не в мистике, а в том, что наша психика откликается на установки, которые
мы ей задаём.

Установка «Я найду точки соприкосновения с этим родителем» активизирует заинте-

ресованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять
друг друга.

Установка «С этим родителем невозможно общаться» даст сигнал
психике обнаруживать всё больше негативных качеств, выделять толь-
ко отрицательные характеристики и посылать невербальные сигналы
отвержения, которые сразу распознает партнёр по общению.

          Вместо того чтобы избегать общения с «неудобными» родителями, наоборот, старайтесь общаться с ними как можно больше.

          Подходите к решению конфликта творчески. Воспринимайте лю-
бое противоречие как интересную сложную задачу. Альберт Эйн-
штейн говорил, что
проблемы нельзя разрешить тем же способом,
каким они были созданы.

Откажитесь от попыток установить справедливость и определить,
кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно
эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родителями, у каждого своя правда. Универсальных законов справедливости пока не изобрели. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнёра по общению, понять, что стоит за его «правдой».

  • Важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как

ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей («Как мы можем вместе сделать детство полноценным?»).

«Как вести себя во время «психологической» атаки скандального родителя»

  • Вежливая речь и отсутствие движений - залог вашей безопасности. Сохраняйте спокойствие.
  • Если оппонент повысил голос, примените психологический приём «заземление»: выпрямите спину и ноги так, чтобы почувствовать соприкосновение обеих стоп с полом. Не переминайтесь с ноги на ногу, не сжимайте руки в кулаки и не теребите предметы в руках. Дышите ровно.
  • Сильнее всего обижают и раздражают слова, поэтому сознательно фиксируйтесь не на слуховых, а на зрительных ощущениях. Смотрите в глаза или на переносицу оппонента.
  • Проясните до конца, в чём состоит конфликтная ситуация. Выслушайте родителя, уточните, чем именно он недоволен, почему это важно для него и каким образом ваше решение или поведение притесняет его интересы.
  • Выбирайте фразы, на которые нужно ответить. Старайтесь не реагировать на всё сразу - скандалист неистощим. Если вы не поняли суть претензий, задайте уточняющие вопросы.
  • Не спешите высказываться. Думайте над каждым словом. Помните, что всё может быть использовано против вас. Говорите только то, что сказали бы в спокойном состоянии. Не \ оценивайте слова и действия оппонента. Смените тон на подчёркнуто профессиональный - холодный и строгий.
  • Если агрессия нарастает, сразу обозначьте границу: «Я не хочу, чтобы дети слышали нецензурные выражения», «Вы думаете, детям полезно было бы слышать беседу в такой форме?» или «Как вы считаете, какие выводы сделают дети, став свидетелями нашей беседы?», «Криками вы ничего не добьётесь».
  • Открыто высказывайте свою точку зрения, но не выносите суждений, не ставьте диагноз, не поучайте и не подсказывайте решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей. Найдите веский аргумент (он должен относиться к делу, вашим обязанностям и ситуации) и спокойно его повторяйте. Стойте на своём, но не спорьте. Используйте универсальные фразы: «Я вас услышал(а)», «Я вас понял (а)», «Я подумаю над вашими словами».
  • Не произносите длинные речи. Нам кажется, что если мы заставим другого человека выслушать нашу точку зрения, то добьёмся от него согласия. Однако мы вкладываем в одни и те же слова разный смысл - у каждого есть личный контекст для восприятия информации.

Он зависит от пола, возраста, жизненного опыта и многих других факторов.

  • Толкуйте слова оппонента в позитивном ключе. Представьте, что он не критикует вас, а просит помощи, чтобы решить проблему. Ваша реакция должна быть соответствующей:

«Чем я могу вам помочь?». Реагировать на нападки подобным образом трудно, зато вы уйдёте от открытого конфликта.

  • Отделите в конфликте главное от второстепенного, свои интересы от интересов оппонента, прошлые обиды от будущих целей. Это позволит отчётливо увидеть возможные пути преодоления разногласий.
  • Если произошла конфликтная ситуация, как можно скорее сообщите директору о произошедшем инциденте, сохранив копию докладной у себя. Иначе слухи вас опередят, и вам  придётся опровергать несправедливые суждения.
  • Даже если вы были безупречны во время конфликта, ваша профессиональная деятельность может стать предметом проверки. Следите за своевременным и правильным оформлением документации и не пренебрегайте должностными обязанностями.

Не извиняйтесь, если вы не виноваты. Страх перед проверками - не повод подчиняться людям с неадекватным поведением. Чем больше уступать агрессору, тем больше будет от него претензий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе ОС " Гармония" "Понятие " Главные члены предложения, способы их выявления"

Первый урок по теме " Возвращаемся к разговору о предложении". Урок ведётся в  в нестандартной форме в виде "детективного агенства"  Для оценки УУД ведутся аттестационные...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...

Методическая разработка урока по математике на тему "Табличный способ решения задач"

Методическая разработка урока по математике соответствует программе 4-го класса  для подготовки к ВПР по решению арифметических и логических задач. Урок разработан с соответствии с требованиями д...