Методическая разработка урока по математике на тему "Табличный способ решения задач"
план-конспект занятия (4 класс)

Габышева Лена Васильевна

Методическая разработка урока по математике соответствует программе 4-го класса  для подготовки к ВПР по решению арифметических и логических задач. Урок разработан с соответствии с требованиями дистанционной формы обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnyi_sposob_resheniya_zadach.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

4 Г

Предмет

Математика  

Дата

5 марта 2021 года

Тема урока

Табличный способ решения задач

Этапы урока

Содержание деятельности

Самоопределение к деятельности

Добрый день! Уважаемый ученик! Данная карта урока поможет тебе усвоить программный материал урока.

1. Орг. момент

Открываем тетради. Записываем дату

(Соблюдаем орфографический режим работы в тетрадях)

2. Актуализация знаний

Задание № 1. Внимательно читаем условия представленных задач.

Определяем типы задач и сравниваем что общего:

1) в условии задач;

2) в способах решения задач

  •  в задачах числовые значения заменены словесными;
  • в задачах представлены различные величины измерения, необходимо сделать перевод величин;
  • представлены задачи с пропорциональными величинами;
  •  подобные задачи решаются табличным способом

Мы знаем, что задачи с пропорциональными величинами можно решить с помощью таблицы. 

Какие пропорционально зависимые величины представлены в задачах?

1) цена, количество, стоимость

2) единица, количество, всего

3) скорость, время, расстояние

4) производительность, время, работа

Кто может сказать, какую тему мы будем сегодня рассматривать?

Тема урока: Табличный способ решения текстовых задач.

Предлагаю работать по следующему плану:

На 1 этапе мы рассмотрим уже готовые таблицы и попробуем интерпретировать данные таблицы и ответить на вопросы.

На втором этапе мы составим таблицу и решим арифметическую задачу в 3-4 действия

На третьем этапе мы с вами попробуем представить информацию в виде таблицы

И, заключительный этап - решим логические задачи с помощью таблицы.

2. Отработка умений

Итак, на первом этапе мы проверяем свои умения извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде таблицы.

Задание № 2. Ответьте на вопрос: Какие данные отображены в таблице?

  • в строках представлены элементы одного из рассматриваемых в условии задачи множеств - имена девочек; в столбцах — элементы другого множества - наименования цветов; пересечение строки и столбца — комбинации этих двух элементов.

Отвечаем на вопросы, объясняя алгоритм действий.

1) Сколько роз сделала Инна?

Алгоритм действий:

1) Находим в строке таблицы имя девочки - Инна;

2) Находим в столбцах другой элемент - розы;

3) И смотрим на пересечение двух элементов (показываем стрелками).

Ответ - 5 (можно обвести кружочком).

2) Кто из них сделал больше всех цветов? 

Речь идет о девочках, поэтому обращаем на данные, представленные в строке.

Алгоритм действий:

1) Складываем данные

2) Записываем в конце строк полученный результат.

Ответ - Алина (21) 

Задание № 3. Уметь представлять информацию в виде таблицы

Читаем условие представленной задачи и вопросы, на которые необходимо дать ответ. Строим таблицу.

  • На какие условия задачи или вопроса необходимо обратить внимание при построении таблицы? (на то, что мы смотрим данные за две недели).
  • Какая информация дается нам скрыто? (мы знаем, что при записи чисел требуется разное количество цифр. Отсюда вытекает классификация чисел по количеству их знаков - однозначные и двузначные. Эти данные не даны в условии задачи, но они подразумеваются)
  • Какие варианты таблиц могут быть представлены?
  • Чем помогает таблица? (Таблица позволяет наглядно представить информацию).

Задание № 4. Уметь решать арифметическую задачу табличным способом.

Задание № 5. Уметь решать логическую задачу табличным способом.

  • Какие данные мы данные выявить по условию задачи? (Мы видим, что по условии, у птиц разное количество ног. Эта информация может послужить нам основанием для классификации. Мы можем выделить общую часть (что у них одинаково) и лишнюю - у кого лишняя нога. И лишняя нога есть у одного вида птиц - журавлей. На этом выводе, можем построить рассуждение).
  • При построении таблицы мы использовали не цифры, а знаки, показывающие количество ног

3. Обобщение

Таким образом, к какому выводу мы придем?

  1. Таблица помогает систематизировать данные.
  2. Таблица наглядно демонстрирует отношения величин
  3. Составляя таблицу, мы выявляем скрытую информацию, заложенную в условии логической задачи  

4. Рефлексия

Составь алгоритм составления таблицы:

  1. Работа с текстом, выбор главного. Выбор основания для классификации.
  2. Разбиение всего множества рассматриваемых объектов по выбранному основанию на группы. Установление внутригрупповых и межгрупповых связей и отношений.
  3. Построение модели.

4. Итог урока

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок по математике, проведенный в 3 речевом классе Тема: Решение задач.

Учить различать простые и составные задачи, прививать интерес к математике....

Методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа 2100" по теме "Решение задач изученных видов. Закрепление навыков счета в пределах 10"

В данной методической разработке представлен конспект урока по математике в 1 классе. Тип урока - повторение пройденного материала....

Методическая разработка урока по математике для 3 класса «Решение уравнений»

Данный урок - урок закрепления знаний по теме Решение уравнений в 3 классе, используются разичные формы подачи материала....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ по программе «Планета Знаний» 2 класс. Тема "Решение задач на увеличение и уменьшение".

Методическая разработка урока по математике по программе "Планета знаний" 2 класс.  Тема урока: Решение задач на увеличение и уменьшение.Тип урока: Комбинированный.Цель урока: Созд...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...

Методическая разработка урока по математике на тему "Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость".

Методическая разработка урока по математике соответсвует программе 3-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Знать:- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;-...

Методическая разработка урока по математике на тему "Решение задач на движение".

Методическая разработка урока по математике соответствет программе 4-го класса....