ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ .
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал содерит информацию обобщения опыта работы педагога по заявленной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_i_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ".
( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовила:
Пасечник Марина Геннадьевна
2014-2015 уч. год
Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыков самостоятельного разрешения возникающих в жизни проблем. Данный подход требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в воспитательный контекст образовательного учреждения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Теоретической основой исследовательской деятельности являются идеи профессора педагогики Уильяма Херда Килпатрика, который разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых занятиях начального обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику и программу исследовательского обучения младших школьников, автора Александра Ильича Савенкова. Поэтому среди всех была выбрана именно она.
В программе предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг»
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Подпрограмма «Мониторинг»
В ходе реализации программы нами используются:
Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков и
Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2014г (Слайд 2)
Основными задачами программы является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и связей. Исходя из этого, нельзя не осознать важность внедрения её в образовательный и воспитательный процессы.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
В нашей школе, для того чтобы внеурочной деятельностью были охвачены все дети начальных классов, было принято решение сформировать разновозрастные группы. Это удобно ещё и потому, что более взрослые дети помогают младшим понять и присвоить информацию с занятий. Работа осуществляется с опорой на материал рабочей тетради, где рассматриваются последовательно все этапы работы учащихся над проектом:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) (Слайд 3)
II этап: Сбор и обработка информации (Слайд 4, 5)
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д. (Слайд 6)
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)(Слайд 7)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Деятельность учащихся в проекте может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
Предлагаю детям объединяться в группы по интересам для проектирования в группах коллективных творческих дел, тематических классных часов, диспутов, дебатов, викторин, концертов, спектаклей и кружков и др.
Проектируя совместно с детьми разнообразные воспитательные мероприятия, важно предварительно провести с детьми тренинг по овладению навыками проектировочной деятельности, по сотрудничеству в команде: как слушать и слышать друг друга, не перебивать, не критиковать выступающего, уметь находить позитивное в высказываниях своих товарищей. Выступая, предлагать новые, нестандартные идеи, высказывать их так, чтобы увлечь ими других членов команды; предлагая идею, учить детей определять пути её реализации, прививать умение брать ответственность на себя.
Вся проектная деятельность с детьми организуется по принципу: « не для детей, а вместе с детьми».
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаем с первого класса. Возможны не только групповые, но и индивидуальные проекты. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается. Однако уровень выполнения проекта может быть разным у детей.
Длительность выполнения проекта – 1 урок (в 1 классе), возможна неделя (творческое шоу), 1 урок или одна-две недели (во 2 классе) и переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). В результате в первом классе снижается тревожность, быстрее проходит адаптация школьников. Помощь и понимание важности сути проекта со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
В 1-ом классе проектный метод помог в сплочении коллектива. Так, необходимо было подготовить номер для поздравления мам. На первом этапе - подготовительном - решили подготовить спектакль по русской народной сказке «Репка». (Слайд 8,9)
Целью данного проекта было развитие умения говорить правильно, соблюдая интонацию и участие всего класса в спектакле.
На этапе планирования были распределены роли (по желанию детей). Каждый ученик, имеющий свою роль в спектакле, определил оформление (костюм).
Далее шли репетиции. Дети были увлечены данным процессом.
И вот этап защиты проекта – выступление на школьной сцене.
Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение выразительно донести до зрителей слова героев, эмоции – все это было достигнуто.
Этапы:
1. Совместное принятие идеи: подготовить творческое выступление классного коллектива – постановку спектакля на школьной сцене.
- Что надо сделать? (Мотивация, планирование, чтение)
- При постановке спектакля, какие роли важны? (художники, декораторы, артисты, портные…) (Слушание, обобщение, самоконтроль.) Распределение ролей дает возможность каждому ребенку принять участие в спектакле.
2. Художники – рисуют афишу, декорации (Чтение, обобщение, самоконтроль). Актеры воплощают образы персонажей (Чтение, обобщение, самоконтроль)…
3. Презентация проекта – выступление.
4. Рефлексия. (Общее впечатление. Как получилось? На чем можно было еще поработать? Как помогали друг другу?..)
В плане воспитательной работы во 2-ом классе было запланировано проведение Недели профориентации. Над темой проекта долго не задумывались. После экскурсии в магазин и беседы родителей о профессии на классном часе, дети сами предложили сделать проект – газету «Профессии мам и пап». После распределения на группы, и выбора ответственного, дети распределили в группе деятельность каждого (в это потребовалась помощь учителя: один ученик готовит пословицы о труде, второй находит фотографии, третий - пишет стихотворение, четвертый пишет сочинение «Кем я хочу стать», пятый рисует…)
Результат: выставка газет и выход с ними в другой класс с целью обмена опытом. (Слайд 10, 11)
В этом же году был реализован индивидуальный литературный проект «Сказка, которую написал Я». (Слайд 12)и индивидуальный творческий проект «Я и моя семья» (Слайд 13)
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, поэтому проектная деятельность способствует социализации личности, формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.
На начало года было решено подготовить проект по теме «Я и моё имя». Срок реализации конечного результата – конец ноября.
На занятиях, мы с ребятами, выработали правила успешности проектной деятельности. (Слайд 14)
• В команде нет лидеров. Все члены команды равны
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
Метод проектов позволил мне: показать детям, как находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания; подвести ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической, творческой и познавательной деятельности;
развить творческие, исследовательские способности и применять их на практике; познакомить детей с алгоритмом выполнения этапов проекта;
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Система внеурочной проектной деятельности, позволяет сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов.
Вся работа направлена на развитие у каждого своего собственного неповторимого стиля работы, способности к самостоятельному мышлению, творческому решению жизненных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться....
Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов
Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...
Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...
Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».
Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях»....
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе "Доноведение" (для учителей начальной школы)
В пособии даны как общие, так и конкретные рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и уроках доноведения. Учителю предлагаются приѐмы интегра...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...