Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время
статья (1 класс) по теме
Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально. В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценка и самоуважение; коммуникативная компетентность в сотрудничестве; способность к организации деятельности и управления ею; умение решать творческие задачи; умение работать с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_d-t.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Природа дает каждому задатки особого рода, если они не развиваются, наступает госпитализация, т.е. "замораживание" задатков - таков механизм гибели любой одаренности: без развития она становится пустоцветом.
В нашей стране хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы. Эти формы применялись на протяжении десятилетий, хорошо себя зарекомендовали и должны быть сохранены.
Но такие формы обучения эффективны в густонаселенных местах, т.е. в городах. В сельской местности, где большинство школ малокомплектные надо искать другие формы развития одаренности детей.
Педагоги нашей школы условиями успешной работы с одаренными учениками считает следующие:
-осознание важности этой работы каждым педагогом, и в связи с этим усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
-признание коллективом педагогов того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
В нашей малокомплектной начальной школе развитие одарённости реализуется как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Одно из направлений внеурочной деятельности – «Проектная деятельность». В 1 классе данное направление реализуется по программе «Узнаём сами». Срок реализации программы составляет 4 года.
Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально. В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценка и самоуважение; коммуникативная компетентность в сотрудничестве; способность к организации деятельности и управления ею; умение решать творческие задачи; умение работать с информацией.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает раскрытие способностей и поддержку одарённости детей.
Интеллектуальная одаренность, по мнению М.А.Холодной, - это состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов).
Для определения интеллектуальной одаренности наиболее эффективным является трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, которая включает в себя три компонента: интеллект, увлеченность или мотивация и креативность. По мнению многих психологов (Н.С.Лейтеса, М.А.Холодной и других), ни один из выше перечисленных компонентов, каждый сам по себе, не могут быть индикаторами интеллектуальной одаренности. Поэтому, при выявлении интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, детям можно предложить такие методики:
1. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф - Харриса "Нарисуй человека"
Детям предложить нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). Им выдать белый лист бумаги и карандаш. Дети рисуют "мужчину" в полный рост. Тест позволяет довольно точно определить уровень умственного развития, причем в достаточной степени, независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Для объективности исследования можно провести тест "Матрица Равена". Учащимся дают серию из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей и расположение деталей на матрице отводится 10 минут.
2. Диагностика креативности по методике Торренса: "Вырази свои идеи с помощью рисунков"
- "Создание рисунка" - Берут цветную бумагу. Приклеивают фигуру на листе в любом месте, дорисовывают ее карандашам или фломастером так, чтобы получилась задуманная картинка. Каждый должен постараться придумать такую картину, которую не придумал бы никто другой. Оценивается оригинальность.
- "Повторяющиеся линии" - учащиеся должны пары прямых линий, используя их как основную часть своей картинки, добавить другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями - везде, где захотят. Оценивается скорость, гибкость мышления.
3. Оценка школьной мотивации:
Для оценки школьной мотивации детям можно предложить известную всем анкету из 10 вопросов.
Для развития интеллектуальной одаренности младших школьников важно развивать такие познавательные сферы как мышление, память и воображение. Мышление и воображение составляют логическую ступень познания. Память во взаимосвязи с другими познавательными процессами обеспечивает целостность и развитие личности, направляет практическую деятельность человека. Поэтому развитие мышления, воображения, памяти приводит к развитию интеллектуальных способностей человека. Развитию этих познавательных сфер способствует проектно-исследовательская деятельность.
Занятия по программе «Узнаём сами» проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в сельской библиотеке, на пришкольном участке и т.д. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми и т.д. Данная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из предложенных проектов будут участвовать. Каждому ребёнку предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При выполнении коллективных работ распределяются роли в зависимости от способностей учащихся и их психологическими особенностями.
Этапы работы над проектом:
- Знакомство с темой
- Сбор информации
- Работа над проектом
- Презентация проекта
После завершения работы над проектом учащимся предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Особое внимание уделяется на соблюдение доброжелательности, тактичности и проявление у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
На занятиях дети выполняют совместные творческие проекты, например: «Мой класс и моя школа», «Наша азбука», «Мои друзья», «Заселим улицу сказочными домиками», «Все профессии важны» и многие другие. Также выполняются проекты совместно с родителями, например: «Моя родословная», «Мои домашние питомцы».
Таким образом, при определенных условиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам, которые, по мнению Н.С.Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора, можно помочь стать умными взрослыми людьми. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них условий в плане учебы и отношений со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
Реализация этнокультурного содержания образования учащихся 1-4 классов через проектно-исследовательскую деятельность в различных предметных областях.
В данной работе рассматривается, как проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует решению проблемы реализации этнокультурного содержания образования в различных п...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
Система работы по развитию одаренности детей через проектно - исследовательскую деятельность
В данной статье автор знакомит коллег с личным опытом организации проектно -исследовательской младших школьников....
"Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность"
Из опыта работы....
«Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время средствами Способа диалектического обучения»
Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность....