Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении
методическая разработка
«… Если мы не можем покончить с
нашими отличиями, мы, по крайней
мере, в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия»
Джон Фицджеральд Кеннеди
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grebenyuk_e.v.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
Проект инклюзивная среда
в образовательном учреждении
Подготовила: Гребенюк Е.В.
учитель начальных классов
первой категории МОУ «ЛСОШ»
2019 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность проекта
- Цель и задачи проекта
- Стратегия достижения поставленной цели
- Ожидаемые результаты
- Критерии оценки реализации проекта
- План реализации проекта
- Практическая значимость результатов проекта
- Заключение
10.Список литературы
Пояснительная записка
«… Если мы не можем покончить с
нашими отличиями, мы, по крайней
мере, в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия»
Джон Фицджеральд Кеннеди
В настоящее время на территории Челябинской области проживаю дети с ОВЗ. С каждым годом количество детей увеличивается, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
В Челябинской области система специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов развита недостаточно. Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно- развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Цель и задачи проекта
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях образовательной организации в рамках ФГОС.
Задачи:
- Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
- Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
- Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
- Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
- Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
- Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляется администрацией школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах, заседания МО учителей-предметников.
Этап | Задачи |
Подготовительный
|
|
Запуск проекта | Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. |
Основной, развертывания проекта | Обобщение опыта, диагностика и контроль. |
Завершающий | Определение проблем и выбор путей из решения. Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. |
Ожидаемые результаты
- Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
- Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
- Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Показатели |
Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса | Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии |
Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей | Удовлетворены полностью |
Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов | Проводятся регулярно |
Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения | Имеются все необходимые материалы |
Взаимодействие с организациями других ведомств | Тесное сотрудничество |
Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями | Полное обеспечение |
База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий | Постоянно обновляется |
Сформированность материально-технической базы | Сформирована |
Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения | Полная комплектация специалистов |
Использование технологии поэтапного включения | Владение технологиями |
Вариативная составляющая ОП | Введение коррекционного компонента |
Внеурочная деятельность | План мероприятий полный |
Дополнительные занятия с узкими специалистами | Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован |
План реализации проекта на 1 учебный год.
№ | Наименование мероприятий
| Срок исполнения | Исполнители | |||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||||
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности | январь | Администрация школы | |||
1.2. | Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) | В течение всего периода | директор | |||
1.3. | Кадровое обеспечение: -наличие в штате специалистов сопровождения, -организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы) | В течение всего периода | Директор | |||
1.4. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов). | 01.01.19-31.08.2019 | Заместитель директора по УВ | |||
1.5. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями | В течение всего периода | Заместитель директора по УВ | |||
1.6. | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, - Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды; -Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) . | 01.01.19-31.08.2019 | Администрация | |||
2. Работа с родителями | ||||||
2.1 | Анкетирование и опросы, консультации | 1.09.19-31.05.20 | Социальный педагог, педагог-психолог | |||
2.2. | Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. | 1.09.19-31.05.20 | Педагог-психолог | |||
2.3 | Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию | 1.09.19-31.05.20 | Специалисты, учителя | |||
2.4 | Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. | 1.09.19-31.05.20 | Специалисты, учителя | |||
3. Организация образовательного процесса | ||||||
Обучающиеся | ||||||
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | 1.09.19-31.05.20 | Педагог-психолог | |||
3.2 | Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | 1.09.19-31.05.20 | Классные руководители | |||
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». | 1.09.19-31.05.20 | Классные руководители | |||
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | 1.09.19-31.05.20 | Классные руководители, учителя. | |||
Учителя | ||||||
3. 5. | Индивидуальное планирование работы учителями | август | Завуч, учителя-предметники | |||
3.6 | Проведение диагностики по УУД в интегративных классах | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.7 | Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.8 | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.9 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.0 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.1 | Методический анализ результатов и хода осуществления | Апрель-май | Завуч, учителя-предметники | |||
4.2 | Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства" | Август 2019 | Администрация школы | |||
4.3 | Подготовка и проведение тематического семинара по итогам эксперимента | Август 2020 | Администрация школы |
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения;
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных;
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого
человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с
недостатками развития и здоровья.
Заключение
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Список литературы
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения ...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения...
Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное ...
Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения
В статье представлен опыт работы на протяжении четырех лет по теме самообразования.Обозначены новизна и актуальность, идеи и проблемы, , а также способы их выполнения.Сформулированы выводы.В приложени...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...
Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"
Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...