Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении
методическая разработка

Гребенюк Екатерина Владимировна

 

«… Если мы не можем покончить с

нашими отличиями, мы, по крайней

мере, в состоянии сделать мир местом,

безопасным для многообразия»

Джон Фицджеральд Кеннеди

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grebenyuk_e.v.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Проект инклюзивная среда

 в образовательном учреждении

Подготовила: Гребенюк Е.В.

учитель начальных классов

первой категории МОУ «ЛСОШ»

2019 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность проекта
  3. Цель и задачи проекта
  4. Стратегия достижения поставленной цели
  5. Ожидаемые результаты
  6. Критерии оценки реализации проекта
  7. План реализации проекта
  8. Практическая значимость результатов проекта
  9. Заключение

10.Список литературы

Пояснительная записка

«… Если мы не можем покончить с

нашими отличиями, мы, по крайней

мере, в состоянии сделать мир местом,

безопасным для многообразия»

Джон Фицджеральд Кеннеди

В настоящее время на территории  Челябинской области проживаю дети с ОВЗ. С каждым годом количество детей увеличивается, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

В Челябинской области система специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов развита недостаточно. Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.

          Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

         Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно- развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Цель и задачи проекта

Цель: Разработать и внедрить  модель инклюзивной среды, адекватной  особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей),  гарантирующей сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья обучающихся в условиях образовательной организации в рамках ФГОС.

Задачи: 

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
  2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
  5. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
  6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
  8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Стратегия достижения поставленной цели

Контроль над реализацией проекта осуществляется администрацией школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах, заседания МО учителей-предметников.

Этап

Задачи

Подготовительный

 

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
  •  изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
  • разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
  • разработка программно-методического обеспечения

Запуск проекта 

Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Основной, развертывания проекта

 Обобщение опыта, диагностика и контроль.

Завершающий

Определение проблем и выбор путей из решения.

 Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

 

Ожидаемые результаты

  • Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
  • Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
  • Укрепление         кадрового         потенциала         школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Критерии  оценки реализации проекта:

Критерий

Показатели

Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса

Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии

Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей

Удовлетворены полностью

Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов

Проводятся регулярно

Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения

Имеются все необходимые материалы

Взаимодействие с организациями других ведомств

Тесное сотрудничество

Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями

Полное обеспечение

База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий

Постоянно обновляется

Сформированность материально-технической базы

Сформирована

Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения

Полная комплектация специалистов

Использование технологии поэтапного включения

Владение технологиями

Вариативная составляющая ОП

Введение коррекционного компонента

Внеурочная деятельность

План мероприятий полный

Дополнительные занятия с узкими специалистами

Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован

План реализации проекта на 1 учебный год.

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности

январь

Администрация школы

1.2.

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

В течение всего периода

директор

1.3.

Кадровое обеспечение:

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Директор

1.4.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов).

01.01.19-31.08.2019

Заместитель директора по УВ

1.5.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместитель директора по УВ

1.6.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения,

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

-Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) .

01.01.19-31.08.2019

Администрация

2. Работа с родителями

2.1

Анкетирование и опросы, консультации

1.09.19-31.05.20

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

1.09.19-31.05.20

Педагог-психолог

2.3

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

1.09.19-31.05.20

Специалисты, учителя

2.4

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

1.09.19-31.05.20

Специалисты, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

1.09.19-31.05.20

Педагог-психолог

3.2

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров».

Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

1.09.19-31.05.20

Классные руководители

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

1.09.19-31.05.20

Классные руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

1.09.19-31.05.20

Классные руководители, учителя.

Учителя

  3. 5.

Индивидуальное планирование работы учителями

август

Завуч, учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.9

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.0

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.1

Методический анализ результатов и хода осуществления

Апрель-май

Завуч, учителя-предметники

4.2

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства"

Август 2019

Администрация школы

4.3

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам эксперимента

Август 2020

Администрация школы

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого

человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с

недостатками развития и здоровья.

Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Список литературы

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения

Формирование ценности здоровья   и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды  образовательного учреждения ...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения...

Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения.

Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное ...

Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения

В статье представлен опыт работы на протяжении четырех лет по теме самообразования.Обозначены новизна и актуальность, идеи и проблемы, , а также способы их выполнения.Сформулированы выводы.В приложени...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...

Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"

Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...