Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Методическая разработка урока литературного чтения
во 2 классе Трубчевской гимназии им. М. Т. Калашникова
Специальность: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV , группа 41Н
Морозова Виктория Владимировна
Руководитель: Ермакова Н. А
2018 год
г. Трубчевск
Аннотация
Данный урок литературного чтения проводился во 2-м классе в Трубчевской гимназии. На нём была успешно реализована технология продуктивного чтения. Данная технология подразумевает использование во время чтения диалога с автором.
Содержание
Данная разработка включает в себя аннотацию, введение, основную часть и заключение.
Введение
На уроке использовалась технология продуктивного чтения так как данная технология подразумевает не банальное чтение произведения, а чтение, в котором главную роль играет диалог с автором.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателей, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
(Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова)
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
- 1. Работа с текстом до чтения.
Цель – прогнозирование будущего чтения.
Главная задача взрослого – вызвать желание читать, мотивацию к чтению.
- 2. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста, создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
- 3. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
Технология продуктивного чтения воспитывает грамотного читателя.
Грамотный читатель:
- Любит и хочет читать
- Умеет выбирать книги
- Умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст
Основная часть
Учебный предмет: литературное чтение
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
Цель: через чтение, анализ произведения, иллюстрации, помочь учащимся понять, чему учит сказка.
Задачи:
Предметные:
- Формировать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- Формировать умение делить текст на части;
- Формировать умение размышлять о характере и поступках героя.
Личностные:
- Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Формировать умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Формировать умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- Умение делить текст на части;
- Умение размышлять о характере и поступках героя.
Личностные:
- Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение определять и формулировать цель деятельности на урок с помощью учителя;
- Умение работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Умение слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник
Образовательные ресурсы:
Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс, 2015. – 208 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
План:
1.Организация начала урока. (5 мин)
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
2. Работа с текстом до чтения. (7-10)
2.1.Отгадывание загадок (Работа в тетради)
2.2.Работа с иллюстрацией
3. Целеполагание. (2мин)
4. Работа с текстом во время чтения. (22 мин)
4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой»
4.2. Работа с текстом 2-й части
4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой»
4.4. Обобщающая беседа
4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16)
5.Подведение итогов. Рефлексия. (5мин)
6. Домашнее задание. (1мин)
Сценарий урока
Этап урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Организация начала урока Цель: Организовать детей на урок, мотивировать их деятельность | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Садитесь. 1.2.Проверка готовности к уроку - Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку - Проверьте, на столе должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. | |
2. Работа с текстом до чтения. Цель: ввести учащихся в тему урока, с помощью имеющихся знаний. | 2.1. Отгадывание загадок (Работа в тетради). - Ребята, наш урок мы начнём с отгадывания загадок. - Откройте рабочую тетрадь на странице 32-й, найдите упражнение 1-е. - Прочитайте загадки про себя и подготовьтесь выразительно прочитать их вслух. - Первую загадку вслух прочитает … 1. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град) - Вторую загадку прочитает… 2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа) - Как вы думаете, для чего мы сейчас отгадывали загадки? - В загадках, как и в сказках, содержится народная мудрость. А в сказках о мудрых людях часто встречаются загадки. - Давайте вспомним, как называется наш раздел? (Сказка мудростью богата) - С какой сказкой о мудрости вы уже знакомы? (Мудрый старик) - Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой о мудрости. 2.2. Работа с иллюстрацией. - Ребята, откройте учебник на странице 11-й. - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображён? - Почему вы решили, что это царь? (Одежда, трон, перстни) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? - Давайте проверим ваши предположения и прочитаем тему урока. | |
3. Целеполагание Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока, входе обсуждения проблемы в созданной учебно- проблемной ситуации | - Тема нашего урока: «Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»? - Как вы думаете, какова будет цель урока? (познакомиться со сказкой, провести диалог с автором, ответить на вопрос темы урока) -Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос темы урока? (прочитать сказку, работать с иллюстрацией и т.д.) - Совершенно верно! | |
4. Работа с текстом во время чтения. Цель: решение УЗ и обсуждение их решений. | 4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой». -Давайте начнём чтение сказки. Начинает … Вопросы после чтения: - Что вы узнали о Сарыбае? - Каким он был человеком? (умным, мудрым, дальновидным) - Найдите в тексте и прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор. («Живые быстро забывают слова умерших».) - Как вы их понимаете? - Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да. Ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.) - Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.) - Как Болотбек правил своим ханством? (Много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.) - На какие две части делится прочитанный текст? Найдите границу частей. - Вспомните название сказки. А узнали мы что-нибудь о девушке? - Давайте читать дальше. 4.2. Работа с текстом 2-й части. Вопросы после чтения: - Каким он был человеком? (умным, справедливым, отзывчивым) - Почему хан согласился жениться? (Потому что аксакалы напомнили ему Сарыбая. Он умер, не оставив после себя наследников.) - О какой жене он мечтал? (Он мечтал об умной жене.) - Какие загадки загадал Болотбек? (Какое расстояние между востоком и западом. Какое расстояние между небом и землёй. Какой расстояние между правдой и ложью.) - Попробуйте отгадать их. - Продолжаем читать 2-ю часть. - Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман? - Как к ней относились знатные богатые девушки? (Знатные девушки относились к ней грубо и смеялись над её бедной одеждой.) - Почему Болотбек женился на Даанышман? (Потому что она отгадала все 3 загадки.) - Какое качество жены он ценил особенно? (Ум) 4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой». Вопросы после чтения: - Что означает имя Даанышман? (Мудрая) - Как правили хан с женой своим ханством? (Они всегда помнили о бедняках и заботились о них.) - Чем Даанышман разгневала хана? (Она нарушила слово, данное мужу, и научила джигита, как ему отвечать перед Болотбеком.) - Как она ему помогла понять несправедливость его упреков? (Она оставила дворец и город Болотбека, но взяла его с собой, потому что очень сильно его любила.) 4.4. Обобщающая беседа. - Чем закончилась сказка? (Болотбек со своей женой вернулся во дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.) - Какой момент сказки вам показался самым интересным? - Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем? - Так чему же учит сказка? (Сказка учит любви, мудрости, преданности. Нужно ценить ум, а не богатство.) - Правильно ребята. Ведь действительно ум дороже любого богатства. 4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16). - Ребята, откройте страницы 15-ю и 16-ю. Рассмотрите иллюстрации. - Что их объединяет? (На обеих иллюстрациях изображены Болотбек и Даанышман.) - Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций? (На первой иллюстрации Даанышман отгадывает загадки Болотбека, а на второй иллюстрации изображена их свадьба.) - Кто главный герой на первой иллюстрации? На второй? Как художник выделяет главного героя (план, краски, поза, выражение лица)? (Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты.) - Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик героев, их одежду. | |
5.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Достигли мы её? - Так чему же всё-таки учит киргизская сказка «Мудрая девушка»? - Ребята, что мы делали, для того, чтобы достичь цель урока? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, делали выводы, работали с иллюстрацией) - Что говорит о том, что прочитанная нами сказка – сказка киргизского народа? (внешний облик героев, их имена и одежда, слова «аксакалы», «джигит») - Что объединяет киргизскую сказку о мудрых людях с татарской сказкой? (Эти сказки бытовые, поучительный сюжет взят из жизни. Обе сказки о мудрости.) - Чему учит «Сказка о мудрой девушке»? (Сказка учит ценить ум человека, держать слово, быть справедливым и добрым.) - А есть ли в сказке волшебство? (Нет. Это сказка бытовая, поучительный сюжет взят из жизни.) - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу? | |
6. Домашнее задание. | - Запишите Д/З Перечитать сказку и озаглавить её части. План записать в тетради (с. 32–33, задание 4). |
Заключение
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствовало более эффективному развитию устной речи школьников, повышало качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, а также стимулировало интерес учащихся к уроку литературного чтения.
Использование данной технологии позволило детям размышлять о характере и дальнейших действиях героев произведения.
Список использованных источников
1. Технология продуктивного чтения. Режим доступа URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 03.12.2018)
2. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Режим доступа URL: https://infourok.ru (Дата обращения: 03.12.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс
Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...
Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...