Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
![]() | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Кузяева Ольга Ивановна
Класс: 4
Предмет: «Литературное чтение»
Тема урока: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Место урока в изучаемой теме: 46 урок
Продолжительность урока: 45 мин
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: знакомство с творчеством Е. Л. Шварца, «Сказка о потерянном времени»: основная мысль произведения, характеристика героев, их поступков.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство с особенностями творчества Е. Л. Шварца, обучение анализу художественного произведения, установление причинно-следственных связей между поступками героев и результатами их деятельности, знакомство с пословицами и поговорками, возможностями их использования в различных жизненных ситуациях.
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- формировать понятие ценности времени;
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- воспитывать умение прогнозировать результат своих действий.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: : мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 4 класс» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, книги с пословицами и поговорками, раздаточный материал для работы в группах.
Предполагаемый результат:
- Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «актуальность сказки» и «ценность времени», формируется понятия трудолюбия, разумного использования времени, продолжают знакомство с отечественной культурой,
- умеют давать оценку различным жизненным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание (Планируемые результаты) |
1 с-1 | Организационный 1-2 мин | Звучит тиканье часов. Приветствие. | Уч-ся рассаживаются за 4 стола | Психологический настрой на совместную работу |
2 с-2-7 | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через организацию совместной деятельности, решающей проблемную ситуацию; активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческой активности заинтересованность в предстоящей работе. 10 мин | Работа с презентацией. Сегодня мы будем знакомиться с произведениями удивительного писателя, сценариста и драматурга Е. Л. Шварца, который так плодотворно работал, словно, у него в сутках было 25 часов. Он родился в 1896 году в Казани в семье медиков. Литературное образование получил в Москве, а с 1921 года по 1958 жил и работал в Ленинграде. Трудился здесь и в блокаду. О своём творчестве Евгений Львович сказал так: «Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути, Чтоб спутники мои повеселели…» Е. Шварц – человек - легенда. В своих произведениях он помещает известных сказочных героев в новые, порой современные, ситуации, обогащает их образы. Мы встречаемся и с Золушкой, и с Котом в сапогах, и со Снежной королевой. Но в сказке «Золушка» Ш. Перро нет мальчика – пажа, а у Андерсена в «Снежной королеве» нет советника. Е. Шварц – владыка сказочного королевства. Мы встретимся с его актуальной во все времена «Сказкой о потерянном времени. Она была экранизирована, а на студии «Союзмультфильм» выпущен одноимённый мультик. Назовите глаголы, которые характеризуют, что человек чаще всего делает со временем. Отгадайте загадку: Его теряют и упускают, Его тратят и убивают, О нём вспоминают и сожалеют, А оно то летит, то идёт Всегда лишь вперёд и вперёд. Почему сказка «актуальна», хотя написана в 1940 году? Значит, ценность времени должна быть отражена в пословицах и поговорках. В каждом конверте два изречения. Соберите их. Приложение 1.(каждая пословица разрезана на отдельные слова) Как вы понимаете их значение? Каковы цели нашего урока? | Теряет, экономит, тратит, упускает и т. д. Командиры групп выбирают конверт. Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои высказывания и объясняет их. Время Во все времена человек должен уметь владеть временем. Научиться разумно распределять время; познакомиться с героями «Сказки о потерянном времени»; научиться их характеризовать. | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - развитие интереса к изучению отечественной литературой, формирование понятия важности рационального владения временем. Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группе, принимать совместное решение |
3 | Физкультминутка 1 мин | Ровно 1 минута даётся вам на отдых | Ребята в группах решают как отсчитать 1 мин и выполняют физические упражнения | |
4 с 8-10 | Работа над текстом (с использованием презентации) 15мин | На экране для вас представлено 1 задание: прочитайте 1 часть сказки по ролям. Что нам необходимо определить, чтобы вжиться в роли героев? Как её назовёте? Прочитайте 2 часть про себя. Определите её главную мысль. Как назовёте? Найдите в тексте эпизод Работа с 3 частью. Что написано на картинке? | Уч-ся описывают внешний вид героев, их речь, мотивы поведения. Старик. После читают 1 часть по ролям. Дети работают в группах. Трудиться должен каждый. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!» Дети находят в тексте и читают, как Петя Зубов слушает разговор волшебников. | Познавательные: Развитие умения работать с текстом, развитие интереса к родному языку, развитие способности анализировать и систематизировать материал. Регулятивные: Развитие умения принимать смысл поставленной задачи. Личностные УУД: осознание ценностей поступков, давать им оценку. Коммуникативные УУД: развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других. |
5 с-11 | Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание 1-2 мин | Посмотрите на экран. Что здесь изображено? В группах инсценируйте этот эпизод. | Дети к следующему уроку инсценируют разговор волшебников. | Личностные УУД: самоопределение |
с 12-13 | Продолжение работы над текстом. 8-10 мин | Придумайте название части сказки, в которой описываются эти события. Прочитайте самый напряжённый момент сказки | «Старики возвращают время» Дети читают, как ребята переводят стрелки часов. | |
6. | Рефлексия. Итог урока. Цель: Создание условий для рефлексии 5 мин | Могут ли заключительные слова сказки выводом к сегодняшнему занятию? Почему? Что понравилось на уроке? Что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания? | Ребята объясняют, что человек, теряющий время, впустую растрачивает свою жизнь. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Приложение 1
1 конверт | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Упустишь минуту - потеряешь час. |
2 конверт | Без дела жить - только небо коптить. Скучен день до вечера, коли делать нечего. |
3 конверт | Лучше поздно, чем никогда. Время как воробей: упустишь - не поймаешь. |
4 конверт | Время не деньги, потеряешь - не найдёшь. У молодых время тянется, а у стариков бежит. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели...» 1896-1958
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки.
Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь ".
Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства . Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Его теряют и упускают, Его тратят и убивают, О нём вспоминают и сожалеют, А оно то летит, то идёт Всегда лишь вперёд и вперёд. (Время)
Прочитайте первую часть сказки по ролям
Найдите в тексте эпизод к иллюстрации и прочитайте .
Что написано на картинке?
Инсценируйте этот эпизод
Придумайте название части сказки, в которой описываются эти события:
Прочитайте самый напряжённый момент сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-269408-1372180404.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/22/picture-268814-1371913204.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-1389686-1645615681.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/14/picture-1444092-1671042118.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/14/picture-1444092-1671042118.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)
Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....