Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.01.18
База практики: Трубчевская гимназия
Образовательная система: «Школа 2100»
Класс: 2
Учитель: Амелькина Оксана Михайловна
Учебный предмет: литературное чтение
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
Цель: через чтение, анализ произведения, иллюстрации, помочь учащимся понять, чему учит сказка.
Задачи:
Предметные:
- Формировать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- Формировать умение делить текст на части;
- Формировать умение размышлять о характере и поступках героя.
Личностные:
- Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Формировать умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Формировать умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- Умение делить текст на части;
- Умение размышлять о характере и поступках героя.
Личностные:
- Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение определять и формулировать цель деятельности на урок с помощью учителя;
- Умение работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Умение слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник
Образовательные ресурсы:
Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 4-е, перераб. – М. : Баласс, 2015. – 208 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
План:
1.Организация начала урока. (5 мин)
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
2. Работа с текстом до чтения. (7-10)
2.1.Работа с тетрадью
2.2.Работа с иллюстрацией
3. Целеполагание. (2мин)
4. Работа с текстом во время чтения. (22 мин)
4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой»
4.2. Работа с текстом 2-й части
4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой»
4.4. Обобщающая беседа
4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16)
5.Подведение итогов. Рефлексия. (5мин)
6. Домашнее задание. (1мин)
Сценарий урока:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Организация начала урока Цель: Организовать детей на урок, мотивировать их деятельность | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Садитесь. 1.2.Проверка готовности к уроку - Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку - Проверьте, на столе должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. | |
2. Работа с текстом до чтения. Цель: ввести учащихся в тему урока, с помощью имеющихся знаний. | 2.1. Работа с тетрадью. - Ребята, наш урок мы начнём с отгадывания загадок. - Откройте рабочую тетрадь на странице 32-й, найдите упражнение 1-е. - Прочитайте загадки про себя и подготовьтесь выразительно прочитать их вслух. - Первую загадку вслух прочитает … 1. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град) - Вторую загадку прочитает… 2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа) - Как вы думаете, для чего мы сейчас отгадывали загадки? - В загадках, как и в сказках, содержится народная мудрость. А в сказках о мудрых людях часто встречаются загадки. - Давайте вспомним, как называется наш раздел? (Сказка мудростью богата) - С какой сказкой о мудрости вы уже знакомы? (Мудрый старик) - Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой о мудрости. 2.2. Работа с иллюстрацией. - Ребята, откройте учебник на странице 11-й. - Рассмотрите иллюстрацию. - Расскажите, какой эпизод текста выбрал художник для своей иллюстрации. - На что вы обратили внимание до чтения сказки? О чём подумали? - Какой народ её придумал? (киргизский) - Какую киргизскую сказку мы уже читали? («Дыйканбай и дэв») - Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались? - Что ценит в людях киргизский народ? (преданность, верность своему слову, отзывчивость) | |
3. Целеполагание Цель: формулирование с учащимися цели и задач урока, входе обсуждения проблемы в созданной учебно- проблемной ситуации | - Как вы думаете, какова будет тема урока? (предположения учащихся) - Исходя из предложенных вами предположений, чему будет учить сказка? - Тема нашего урока: «Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»? - Как вы думаете, какова будет цель урока? (познакомиться со сказкой, провести диалог с автором, ответить на вопрос темы урока) -Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос темы урока? (прочитать сказку, работать с иллюстрацией и т.д.) - Совершенно верно! | |
4. Работа с текстом во время чтения. Цель: решение УЗ и обсуждение их решений. | 4.1. Чтение вслух учащимися 1-й части «цепочкой». -Давайте начнём чтение сказки. Начинает … Вопросы после чтения: - Что вы узнали о Сарыбае? - Каким он был человеком? (умным, мудрым, дальновидным) - Найдите в тексте и прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор. («Живые быстро забывают слова умерших».) - Как вы их понимаете? - Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да. Ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.) - Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.) - Что вы узнали о жизни киргизов из сказки? (Они сдержали обещание, которое дали Сарыбаю.) - Как Болотбек правил своим ханством? (Много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.) - На какие две части делится прочитанный текст? Найдите границу частей. - Вспомните название сказки. А узнали мы что-нибудь о девушке? - Давайте читать дальше. 4.2. Работа с текстом 2-й части. Вопросы после чтения: - Каким он был человеком? (умным, справедливым, отзывчивым) - Почему хан согласился жениться? (Потому что аксакалы напомнили ему Сарыбая. Он умер, не оставив после себя наследников.) - О какой жене он мечтал? (Он мечтал об умной жене.) - Какие загадки загадал Болотбек? (Какое расстояние между востоком и западом. Какое расстояние между небом и землёй. Какой расстояние между правдой и ложью.) - Попробуйте отгадать их. - Продолжаем читать 2-ю часть. - Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман? - Как к ней относились знатные богатые девушки? (Знатные девушки относились к ней грубо и смеялись над её бедной одеждой.) - Почему Болотбек женился на Даанышман? (Потому что она отгадала все 3 загадки.) - Какое качество жены он ценил особенно? (Ум) 4.3. Чтение вслух учащимися 3-й части «цепочкой». Вопросы после чтения: - Что означает имя Даанышман? (Мудрая) - Как правили хан с женой своим ханством? (Они всегда помнили о бедняках и заботились о них.) - Чем Даанышман разгневала хана? (Она нарушила слово, данное мужу, и научила джигита, как ему отвечать перед Болотбеком.) - Как она ему помогла понять несправедливость его упреков? (Она оставила дворец и город Болотбека, но взяла его с собой, потому что очень сильно его любила.) 4.4. Обобщающая беседа. - Чем закончилась сказка? (Болотбек со своей женой вернулся во дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.) - Какой момент сказки вам показался самым интересным? - Кто из героев сказки вам особенно запомнился? Чем? - Так чему же учит сказка? (Сказка учит любви, мудрости и преданности.) 4.5. Работа с иллюстрациями (с. 15 и 16). - Ребята, откройте страницы 15-ю и 16-ю. Рассмотрите иллюстрации. - Что их объединяет? (На обеих иллюстрациях изображены Болотбек и Даанышман.) - Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций? (На первой иллюстрации Даанышман отгадывает загадки Болотбека, а на второй иллюстрации изображена их свадьба.) - Кто главный герой на первой иллюстрации? На второй? Как художник выделяет главного героя (план, краски, поза, выражение лица)? (Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты.) - Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний облик героев, их одежду. | |
5.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Достигли мы её? - Так чему же всё-таки учит киргизская сказка «Мудрая девушка»? - Ребята, что мы делали, для того, чтобы достичь цель урока? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Что говорит о том, что прочитанная нами сказка – сказка киргизского народа? (внешний облик героев, их имена и одежда) - Что объединяет киргизскую сказку о мудрых людях с татарской сказкой? (Эти сказки бытовые, поучительный сюжет взят из жизни. Обе сказки о мудрости.) - Чему учит «Сказка о мудрой девушке»? (Сказка учит ценить ум человека, держать слово, быть справедливым и добрым.) - А есть ли в сказке волшебство? (Нет. Это сказка бытовая, поучительный сюжет взят из жизни.) - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу? | |
6. Домашнее задание. | - Запишите Д/З Перечитать сказку и озаглавить её части. План записать в тетради (с. 32–33, задание 4). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»
Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс
Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...
Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".
Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать ...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
Методическая разработка урока литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...