Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
методическая разработка (3 класс)
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных героев, обогащает словарный запас обучающихся, развивает внимание, творческие способности, воспитывает любовь к чтению русских народных сказок.К концу урока обучающиеся поймут, что существует граница дозволенного природой на примере сказки «Кривая уточка»; поймут главную мысль сказки, оценят поступки главных героев, через отзыв выразят свое отношение к сказке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения
Тема. Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка»
Класс: 3
УМК: Школа России
Цели: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учить определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных героев, обогащать словарный запас обучающихся, развивать внимание, творческие способности, воспитывать любовь к чтению русских народных сказок.
Планируемые результаты: к концу урока обучающиеся поймут, что существует граница дозволенного природой на примере сказки «Кривая уточка»; поймут главную мысль сказки, оценят поступки главных героев, через отзыв выразят свое отношение к сказке.
Ход урока.
I. Орг.момент. Эмоциональный настрой
-Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать секреты работы со сказками. Девиз нашего урока «Сказка — жизни учит».
-С каким настроением вы пришли на урок?
Пусть ваше прекрасное настроение поможет быть вам успешным и любознательным, активным и творческим на уроке. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
II. Создание ситуации успеха.
Ребята, а начнём мы урок с небольшой викторины по прочитанным сказкам. И так,
1)- Рассмотрите иллюстрацию Ивана Яковлевича Билибина. Как называется эта сказка? (иллюстрация прикрыта) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
-Из-за кого случилась беда в этой сказке? (Из-за ведьмы, которая бросила в воду Алёнушку)
-А какой был самый первый момент, когда произошло несчастье в сказке? Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1901
(Иванушка превратился в козлёночка)- открыть всю иллюстрацию
2) -Как звали героя сказки, которому три раза помог волк? (Иван-Царевич) Как называется сказка? (Иван-Царевич и Серый волк»)
3) В какой сказке герой взял в жёны лягушку? «Царевна-лягушка»
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка», 1899
-Что общего в этих сказках? (В каждой из этих сказок герои нарушают запреты. И они попадают в трудную ситуацию или случается беда)
III. Сообщение темы, целей.
-В сказках есть волшебные предметы. Вот и сейчас перед вами – волшебный сундук. Угадав загадку, вы узнаете, что в нём.
(Перелётная крякушка, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочку) -утка
О чём может пойти речь на уроке? ( об утке)). Подберите однокоренные слова к слову утка. (уточка, утиная)
Какая ассоциация у вас возникает, когда смотрите на эту птицу. Какие образы возникают. Начните: выглядит, как…
(Вода, лодочка, пруд, перья),?
Ребята, кто догадался, какая тема урока? (будем читать про уточку)
Прочитайте название произведения, которое будем сейчас читать. (Кривая уточка. (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого).
- Перед чтение предположите, что могло произойти в сказке?
Чему научитесь к концу урока?
1. Научусь…( читать русскую народную сказку)
2. Пойму ..( главную мысль сказки, )
3. Оценю …(поступки главных героев)
4.Выражу … (свое отношение к сказке)
Чтобы добиться цели, нужен план. Прочитаем его на доске.
1. Прочитаем сказку с «пометками на полях»
2. Найдем в сказке устаревшие слова.
3. Дадим характеристику героям.
4. Определим, чему учит сказка.
5. Выразим своё отношение к прочитанному.
Может, что-то хотите добавить? (нарисуем рисунок к сказке)
IV. Работа по теме урока.
1) Сейчас мы начнём читать сказку, вы будете делать на «полях пометки»:
«+» - всё понятно; «v»- новое; «?» - не понял, есть вопрос;
Первичное чтение сказки
Словарная работа
-Какие в сказке встретились непонятные слова и вы поставили знак вопроса?.
-Кто может объяснить значение этих слов?
Чула́н, или кладовая, или кладовка — подсобное помещение хозяйственного назначения, предназначенное для хранения продуктов питания длительного хранения, вещей.
Кривая уточка – хромая уточка
Утечье гнёздышко- утяˊчье гнёздышко – гнёздышко уточки
Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Пря́ха — женщина, занимающаяся ручным прядением.
Кудеˊль – пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи
-Назовите героев сказки. (уточка, старики- дед и баба,)
-Что можете сказать о героях сказки?
Об уточке? Какая она?
На доске таблица: Уточка -кривая девушка, работящая, старательная, свободолюбивая, дорожит своей способностью становится уткой.
- А дед и баба? Старики (дед и баба)- добрые, одинокие, трудолюбивые, добросердечные. Почему вы так думаете?
2) Повторное чтение и анализ сказки.
Давайте прочитаем и докажем словами сказки.(читают дети)
- Верно ли, что дед и баба остаются такими (добросердечными) на протяжении всей сказки? ( нет) Посовещайтесь в группе и объясните, почему нет?
Дед и баба хотят, чтобы все было по ихнему. И такое качество называется - своеволие своевольный - поступающий или склонный поступать по своему усмотрению, по своей прихоти. Они.
-Что общего у этой сказки с прочитанными «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк», «Царевна -лягушка»? (В сказках есть нарушение запрета)
Найдите и прочитайте предложение, которое указывает на нарушение запрета в сказке. (А дед и баба выскочили да её пёрышки и бросили в печь)
Так же, как и в сказке, в жизни природа для человека ставит свои запреты- законы «Зелёные аксиомы».
3) Работа с «Зелёной аксиомой»-
А) На обратной стороне листа у вас есть иллюстрация. Рассмотрите и обсудите друг с другом в паре «Где на иллюстрации место нарушения запрета? Отметьте его крестиком.
Что происходит? Что мог сделать человек, чтобы беды с ним не случилось? А что произойдёт через секунду?
Б)Работа с ситуацией
А теперь обсудите ситуацию из жизни в группах «Как поступишь ты?»
Ситуация 1.
Вы пошли в поход. Вам надо расчистить площадку для лагеря, установить палатку. Вы нашли самое удобное место. Но вдруг заметили, что здесь растут редкие охраняемые растения. Если их вырвать, никто никогда не узнает, что они там росли. Вы вырвете их? Отметь: Да нет
Подходит ли эти ситуации к зелёной аксиоме «Есть граница дозволенного природой»? Объясните почему?
V. Обобщение
6) Работа со сказкой
- Давайте вернёмся к сказке. Прочитаем конец сказки. (Тут летит одинокий гусь, он и бросил её пёрышки)
-Чем она отличается от других сказок? (Несчастливый конец)
-Почему уточка не осталась у деда с бабой? (Она ценит свободу и дорожит своей уникальностью- умением превращаться в девушку)
- Чего хотели дед с бабой? (Им захотелось, чтобы уточка навсегда осталась девушкой, а уточка этого не желала.)
-И к каким последствия это привело? (Старики вновь остались одинокими)
-Какая главная мысль сказки «Кривая уточка»( Главная мысль: нельзя нарушать границу дозволенного природой.)
Чему учит нас сказка? Сказка учит нас вовремя останавливаться. Не переходить границу дозволенного природой
Природа тоже напоминает нам о своих законах, с которыми мы должны считаться. И один из них: есть граница дозволенного природой.
7) В заключении нашего урока предлагаю группам написать отзыв по сказке. Воспользуйтесь слова для справок.
Отзыв
Нам очень __________________эта сказка. Больше всего понравилась____________, которая хоть и была кривой, но дорожила своей____________. Она согласна была жить со ________________ и помогать им. Но они сами всё________________. Им захотелось, чтобы уточка навсегда осталась____________________. Уточка этого не_____________________. Дед и баба нарушили _______________________________ И в итоге старики вновь остались ________________.
Слова для справок: понравилась, не понравилась, дед и баба, уточка, свободой, старики, испортили, девушкой, у них, не желала, не хотела, границу, запрет, одинокими, одни.
Прочитайте, что у вас получилось
Оцените своё участие в уроке, оцените, как работала ваша группа над отзывом
По 10 бальной шкале от 1 до 10
Моё участие в уроке
Работа группы над отзывом
5 - 6б- «3»
7 - 8б «4»
9-10б «5»
VI. Домашнее задание -
на выбор:1) прочитать сказку по ролям и нарисовать рисунок
2) сделать пересказ сказки
3) сочинить свою сказку, в которой герой нарушает границу дозволенного природой.
VII. Рефлексия урока Какую прочитали сказку? Ребята, какой урок мы сегодня получили? ( Сегодня мы на примере сказки «Кривая уточка» поняли, что существует граница дозволенного природой.) Ребята, как прожили урок?
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"
Урок подходит к любому УМК. Целью урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы....

Урок "Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
У детей младшего школьного возраста необходимо не только сформировать систему экологических знаний, но и предусмотреть начало для формирования необходимых действий в соотвуетствии с этой системой знан...

Урок литературного чтения Русская народная сказка "Кривая уточка"
Урок входит в раздел "Устное народное творчество. Сказки".. Данную сказку подобрала в соответствии с "Зелёной аксиомой", с которой будут работать обучающиеся на уроке. Планируемые ...

Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....

Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....
Внеурочное занятие "Учимся жить устойчиво с белорусской народной сказкой «Жадный богатей».
Материал по теме "Народные сказки как условие формирования экологической культуры младших школьников"...