Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Сенчук Елена Михайловна
  1. Технологическая карта урока
  2. Урок во 2а классе по ОС «Школа 2100»
  3.  «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС 2011г
  4. Уровень обученности  школьников: обычный класс средней школы
  5. Классно-урочная форма работы
  6.  Полное описание разработки, включая:

 

1. Ф.И.О. учителя:   Сенчук Елена Михайловна.

2. Класс:    .                   Дата:    24.12.2012г.                   Предмет        Литературное чтение.     № урока по расписанию:  3.

 

3. Тема урока:  "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

 

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

 

5. Планируемые результаты:

            Личностные: оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним  с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

            Метапредметные:

                            Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

                            П – ориентироваться в учебнике и словарях, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

                            К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

             Предметные: правильно читать текст целыми словами, читать текст по ролям,  отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, размышлять о поступках героев, относить произведения к одному из жанров, различать народную и авторскую сказку, находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор, относить сказочных героев к одной из групп (главные, помощники, нейтральные).

 

6. Цель урока :  Формирование ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким через изучение народных сказок в совместной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя.

 

7. Ресурсы: «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС 2011г, толковые словари, компьютер (Интернет), раздаточный материал, сигнальные карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный практико-ориентированный проект для педагогов

Реализация междисциплинарной программы

«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»

в условиях введения ФГОС

Методическая разработка урока литературного чтения

во втором классе по теме:

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            Сенчук Елена Михайловна,

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                           МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» Любинского МР Омской области

Омск 2013

 Описание методической разработки

  1. Технологическая карта урока
  2. Урок во 2а классе по ОС «Школа 2100»
  3.  «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС 2011г
  4. Уровень обученности  школьников: обычный класс средней школы
  5. Классно-урочная форма работы
  6.  Полное описание разработки, включая:

1. Ф.И.О. учителя:   Сенчук Елена Михайловна.

2. Класс:    .                   Дата:    24.12.2012г.                   Предмет        Литературное чтение.     № урока по расписанию:  3.

3. Тема урока:  "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

5. Планируемые результаты:

            Личностные: оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним  с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

            Метапредметные:

                            Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

                            П – ориентироваться в учебнике и словарях, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

                            К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

             Предметные: правильно читать текст целыми словами, читать текст по ролям,  отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, размышлять о поступках героев, относить произведения к одному из жанров, различать народную и авторскую сказку, находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор, относить сказочных героев к одной из групп (главные, помощники, нейтральные).

6. Цель урока :  Формирование ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким через изучение народных сказок в совместной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя.

7. Ресурсы: «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС 2011г, толковые словари, компьютер (Интернет), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный


Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

АМО

Р, К

Приветствует обучающихся.

- С чем вы пришли на урок?

- Что еще понадобиться для успешного усвоения материала?

- У кого сейчас хорошее настроение -

Покажите сигнальную карточку.

Приветствуют учителя.


- Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши.

- Внимание, дисциплина и хорошее настроение.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Актуализация знаний. Постановка проблемы.


Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Постановка проблемы

Р, П, Л

Прочитайте слова.

Как понимаете эти слова?

Почему у разных народов есть сказки о мудрости?


Что можно узнать о жизни народа из сказки?


Прочтите тему урока

Сопоставив тему и пословицу, попробуйте определить цель урока


На сколько вы поняли тему и цель урока, поднимите сигнальную карточку.


Как нам решить эту проблему?





На сколько вы поняли план урока, поднимите сигнальную карточку.



«Сказка мудростью богата»

Учит мудрости, смекалке.


Все народы уважают мудрых и умных людей.


Как они жили, что ели, что носили.


Как мудрость в жизни помогает


Доказать, что народ ценит умных и  мудрых людей.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)


1. Прочитать сказку

2. Найти объяснения непонятных слов

3. Задать вопросы и ответить на них

4. Сравнить свои предположения с итогом сказки.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение сказки


Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения составлять и отвечать на вопросы

 

Работа с текстом до чтения

Беседа

Работа с иллюстрацией

Словарная работа

К П Р

На с 5 прочитайте название сказки.

Кто автор сказки?

Можно определить героев сказки? Как?

Расскажите об особенностях.


Что подсказывает нам, что мы будем читать о мудром человеке?

Кто из героев мудрый? Почему?



В сказке встретятся слова: падишах, визирь, джигит.  Что они обозначают?

В какой сказке вы уже встречали эти слова?

Понятно, о ком мы будем читать? Оцените свои знания.

«Мудрый старик»

Татарский народ

Можно по иллюстрации.

Другие традиции: одежда, природа, диванные подушки, позы героев.


Книги.

Старик, он много знает.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)


Объяснение слов.


В дагестанской сказке «Богатырь Назнай»

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Чтение с остановками

Жужжащее чтение

Чтение вслух

Чтение по ролям

Слушание

Постановка вопросов

Ответы на вопросы

П К Л

1 часть.

-Прочтите 1 абзац.

-Как можно назвать эту часть сказки?

- Почему автор называет  падишаха жестоким?

-Прочтите, что он говорил о старших.

Прочтите 2 абзац.

-Почему же юноша прятал своего отца?

Что еще говорит о том, что он его любит и уважает?

Прочитаем диалог отца и сына по ролям.

(повторение критериев оценивания чтения)

-Где же был драгоценный камень?

А вы бы смогли догадаться об этом сами? Почему?

Учитель дочитывает 1 главу.

-Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не сказал правду?

Почему же только старик мог разгадать местонахождение камня?

Как вы думаете, на этом испытания для юноши закончились?

Оцените свою работу по 1 части произведения.


2 часть



Почему  визири решили сжить юношу со свету?

- Сколько загадок разгадал юноша?

-Почему  юноша смог разгадать эти загадки?

-Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?


Чем закончилась сказка?

Оцените свою работу по 2 части произведения.


Жужжащее чтение.

Зачин.




Чтение детей 2 абзаца.

Он любил своего отца.


Он беседует с ним и рассказывает ему все.

Чтение по ролям.



На дереве.

Нет.

Мало жизненного опыта.

Слушают.



Боялся за отца.


Был мудрым.


Нет, есть продолжение сказки.

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)



Чтение 2 части по цепочке. Самооценка и взаимооценка.

Зависть.

3


Помог отец.


Он молод, а загадки сложные, нужен жизненный опыт.

Падишах отменил свой жестокий приказ.


(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

Работа с текстом после чтения

Отвечают на вопросы

К П

- Сколько  загадок  юноше  надо  было  отгадать?  Какие?

- Как  юноша  смог  их  разгадать?

- Почему  падишах  не  поверил,  что  юноша  сам  догадался?

- Кто  является  положительным  персонажем,  отрицательным,  нейтральными  героями?


3: про камень, про коней, про бревна

Отец помог.


Он был не настолько опытным.

Старик и юноша

Падишах и визири

Проверка понимания текста


Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей.

Работа в группах

Высказывание мнений

Аргументация мнений






































Р К П

Работать дальше будем по группам. (Приложение 1)

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

С чего начнете?












Контроль за работой в группах



























В каждой группе выбирается выступающий и представляет результаты работы.

Вы справились с заданиями? Оцените  свою работу на данном этапе.

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?


2 группа

 Главные герои сказки.


Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                           опытный

                           добрый

                            спокойный

                            терпеливый

                           заботливый

Падишах            любящий

Старик               жестокий

Юноша               мудрый

                             Злой

                             молодой

                            глупый

                            находчивый

                            веселый

3 группа

Работа с текстом.


Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?


4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

   (составление кластера)        



   

(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)              

Рефлексия.


Цель: обобщить знания, полученные на уроке и подвести итог, оценить свою  работу по теме.

Ответы на вопросы

Обобщение

Анализ Самооценка

Р К

-Мы достигли поставленной цели?

Что для этого вы делали?

 -Что понравилось? Что было трудно?

-Оцените свою работу на  всем уроке.

(оценочный лист Приложение 2)




(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета)

д\з

Р

Подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки.

Записывают в дневник

Приложение 1

1 группа

Сказка мудростью богата.

Какой мудростью богата эта сказка?

Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа

 Главные герои сказки.

Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.

                                      опытный

                                      добрый

                                       спокойный

                                       терпеливый

                                       заботливый

Падишах                        любящий

Старик                           жестокий

Юноша                           мудрый

                                       Злой

                                       молодой

                                       глупый

                                       находчивый

                                       веселый

3 группа

Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте:

В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

В чем убеждает вас сказка?

Что для себя вы взяли из этой сказки?

4 группа

Работа над жанром

Согласны ли вы с тем,  что  произведение – сказка?

Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).

Приложение 2

Оценочный лист ученика 2а класса __________________

Литературное чтение «Мудрый старик» (татарская сказка)

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что урок прошел с пользой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме «Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка».

формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремление к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои...