Формирование межпредметных понятий как метапредметных результатов
методическая разработка по теме

Михайлова Елена Владимировна

Формирование межпредметных понятий как метапредметных результатов  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование межпредметных понятий как метапредметных результатов  на уроках в начальной школе.

 Метапредметный урок-  это урок, на котором...

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний .

- обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.

Урок с межпредметными связями - это урок, на котором...

получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. 

Интегрированный урок - это урок, на котором...

систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося.

Признаки уроков

Интегрированный урок

обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

Метапредметный урок

самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

  Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Использование образовательных технологий:

-технология совместного обучения;

 -технология исследовательской деятельности;

-проектная деятельность;

-проблемно-диалогическая технология;

 -игровая технология.

Организация внеурочной деятельности школьников:

-разработка и реализация надпредметных проектов:

-участие в исследовательской работе.

·        Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. 

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

  Целеполагание как обязательный элемент урока.

·        Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации·       

формирование целостности восприятия картины мира;

- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- "поучение" на примере, работа по алгоритму;

- моделирование;

· умение черпать информацию из всего.

Урок с межпредметными связями

привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области, устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Метапредметные результаты 

освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Межпредметные понятия

совокупность общих свойств соподчинённых понятий

Поня́тие 

отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам

Родовые понятия

понятия, выражающие существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких либо видов

Соподчиненные понятия

виды родового понятия

Межпредметные понятия не являются предметной целью обучения

 Целью обучения на разных предметах являются понятия, подчинённые межпредметному и соподчинённые между собой. Поэтому вряд ли целесообразно формировать на уроках межпредметное понятие как собственно понятие, да и достаточно сложно в рамках одного предмета.

Но именно межпредметные понятия являются основой интеграции

предметных понятий, способствуют формированию целостной системы

знаний, овладение ими является условием достижения метапредметных

результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить  детей к свободе  ...

Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

Формирование личностных, метапредметных результатов.

ФГОС второго поколения предъявляет новые требования к педагогу. Данная тема очень актуальна. Познакомилась с  трудами великих психологов и педагогов . Пришла вот к таким выводам, которые хо...

Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"

В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт п...

Презентация "Учебная мотивация как основа формирования устойчивых предметных и метапредметных результатов"

ПРОБЛЕМА  -  Необходимость поддержания сознательного интереса  детей к  разным видам деятельности.ЦЕЛЬ педагогической деятельности: создание  условий для обеспечения положител...