Межпредметные связи как средство формирования метапредметных результатов
статья
Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение различных наук друг в друга. При анализе происходящего сегодня мы наблюдаем пересечение областей географии, физики, химии, математики, экологии и других наук. Обращение к знаниям данных наук помогает раскрыть не только их специфические вопросы, но и увидеть неразрывную связь между ними, которые отражаются в учебных предметах. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин. Такая интеграция в обучении необходима для воспитания всесторонне развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_kak_sposob_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В современном образовании в соответствии с требованиями ФГОС становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов обучающихся. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления обучающихся.
Реализация метапредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными. Использование метапредметных связей очень важно и продуктивно с точки зрения экономии учебного времени в рамках учебного плана, исключения перегрузки детей, формирования единой картины мира и приближения теоретических знаний к практической жизни.
Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение различных наук друг в друга. При анализе происходящего сегодня мы наблюдаем пересечение областей географии, физики, химии, математики, экологии и других наук. Обращение к знаниям данных наук помогает раскрыть не только их специфические вопросы, но и увидеть неразрывную связь между ними, которые отражаются в учебных предметах. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин. Такая интеграция в обучении необходима для воспитания всесторонне развитой личности.
Углубляясь в свой предмет, мы сами порой очень плохо ориентируемся в другом предмете. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают школьникам; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует, как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.
ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования на основе принципов метапредметности:
- освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
- организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построения индивидуальной образовательной траектории.
Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно - технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у обучающихся ключевых компетенций. Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения». Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...
Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».
Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....
Сетевой проект как одна из форм оценивания и средство формирования метапредметных образовательных результатов.
В данной статье описывается как через участие в сетевых проектах учитель может оценить метапредметные результаты школьников...
Мастер-класс «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса п...
«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнона...
"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.
Данная технология обеспечивает широкие возможности учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...