ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья (1 класс) на тему
На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить детей к свободе творчества, как воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном мире? Актуальность проблемы очевидна, поэтому сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами, коллеги, одним из способов формирования ключевых компетенций –интеграцией учебных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tazieva_gimn_no90.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.
Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.
Компетенция – совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определенной области. Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования в целом.
В настоящее время инновации в школьном образовании, связанные с понятием «ключевая или базовая компетентность», ведутся по следующим направлениям:
- введение компетенций в школьные стандарты образования, содержание образовательных программ;
- разработка и внедрение в практику новых систем оценивания достижений учащихся, способов измерения и поддержки их индивидуального прогресса в приобретении наиболее важных для жизни и будущей работы ключевых компетенций;
- создание новых программ;
- отработка интегрирующих концепций, сочетающих развитие ключевых и специальных компетенций, связь традиционных школьных программ со стратегиями обучения, ориентированными на компетенции;
- развитие вариантов анализа школьного образования, его качества с позиции компетентности.
Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.
Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки.
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная картина мира?
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я также должна способствовать развитию познавательных способностей учеников, воспитывать в них самостоятельную творческую личность, формировать системно-целостный взгляд на мир.
Для решения проблемы в своей деятельности я использую базовые педагогические технологии:
ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Как точно заметил Английский философ Джон Локк: «Лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть, а не верить, что они такие, как нас тому научили»
Изучать вещи такими, какие они есть нам помогает проектно-исследовательская деятельность. В начальной школе темы детских проектных и исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.
Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, я предложила на собрании в первом классе новый метод формирования учебных знаний и навыков. Мною был предложен проект «Умная книжка» и, ко Дню окончания «Азбуки», каждый ученик выполнил первое творческое задание - создал свою книжку: о животных, растениях, технике. Мы работали не на результат, а на сам процесс. Во втором классе учебно-исследовательскую деятельность мы решили продолжить в рамках одного предмета - Окружающего мира по разделу «Из чего что сделано». Темы проектов, выбранные самими учениками, были самыми разнообразными и объединяли знания сразу нескольких учебных дисциплин. Каждый проект был творческим и интересным, из каждого проекта я взяла «изюминку» и составила презентацию, по ней проходила защита работ перед родителями. Детям - успех, а родителям- радость. С этого был запущен механизм исследовательского поиска.
На протяжении четырех лет были проведены следующие проекты и исследования:
1 класс: исследование «Умная книжка» по итогам литературного чтения
2 класс: проект «Как хлеб на стол пришел»
3 класс: исследование загрязнения атмосферы районов
4 класс: проект «Микроскоп», исследование «Телефон и я», исследование свойств металлов.
В результате исследований была реализована межпредметная интеграция следующих учебных дисциплин: окружающий мир, экология здоровья, ОБЖ, русский язык, литература.
Я вижу, как у моих ребят формируется интерес к дополнительным источникам и как развиваются мотивы самообразования. Дети учатся выдвигать гипотезы в своих проектах, обосновывать их посредством опросов, анкетирования, опытов. Это можно наблюдать на примере работы над проектом «Телефон и я». Участники проекта сначала решали проблему: «Должен ли телефон быть в числе школьно-письменных принадлежностей школьника?» Решая ее, дети подняли вопросы: о его пользе и вреде; о правилах пользования (этикет) мобильником; о зависимости от телефона и готовятся к реализации проекта «Телефономания» через детский школьный форум.
Метод проектно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. В результате выполнения исследований и проектов у обучающихся в той или иной формируются :
- информационно - аналитические умения: видеть проблему; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы;
- информационно - поисковые умения: уметь наблюдать; уметь общаться; уметь работать с книгой, с текстом; владеть словом; уметь искать информацию.
Я обратила внимание, что совместная работа над проектом или исследованием позволила мне выстраивать бесконфликтную педагогику, превращать образовательный процесс, к радости детей, из скучной «принудиловки» в творческую деятельность.
Уместно в связи с этим вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений».
На мой взгляд, результаты исследовательских и проектных разработок следует в обязательном порядке предоставить всем заинтересованным лицам для ознакомления и дальнейшего их распространения, применения, внедрения. Идеи и разработки были распространены посредством участия в городской научной конференции «Интеллект. Карьера». На конференцию учениками 4Б были представлены следующие темы:
- Исследование «Медь и ее влияние на здоровье человека» (3 место)
- Исследование «Магнит и применение его в быту» (1 место)
- Исследование «Эпоха в эпохе. Леонардо да Винчи» (Грамота)
- Исследование «Кока-кола. Пить или не пить?» (1 место)
В результате исследований была реализована межпредметная интеграция следующих учебных дисциплин: окружающий мир, история, информатика, русский язык, литература.
Защищая свои исследовательские работы и презентуя проекты, ученики учатся основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, учатся слушать своих сверстников. Именно это дает ученику понять, что его знания интересны одноклассникам и востребованы обществом.
Для защиты проектов мои ученики используют презентации - одно из современных компьютерных средств обучения. Основу осуществления проектно-исследовательской деятельности составляют информационно-коммуникационные технологии- ИКТ. Какие преимущества у этой технологии?
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано тем, что оно:
-усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность учащихся.
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
-обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
-способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
-позволяет организовать групповую и самостоятельную работу на уроке
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации»
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
В 2010 -2011 учебном году проектные работы с использованием ИКТ были включены в Рабочую программу 3 класса по темам: «Из чего что сделано», «История моего города», «Моя любимый писатель», Учащиеся выполняют презентации своих проектных работ, осуществляют поиск информации в Интернете.
Несомненно, на уроке с использованием современных технологий (интернет, презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильма, учебное электронное пособие) снимаются многие негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность хода урока. Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и заинтересовать в приобретении необходимых знаний.
Таким образом, выстраивается комплексная модель качественного обучения с интересом: сочетания современных используемых технологий (проектная, икт) с одной стороны и использование межпредметных связей внутри школьной программы.
Результатом использования современных образовательных технологий я считаю стабильное качество знаний по предметам, которые я преподаю (65-75%), 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю. Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, межпредметная интеграция, на которую я опираюсь и использую, позволила мне планировать учебную работу, направляя ее на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка.
В довершение я хочу процитировать академика Виктора Фёдоровича Шаталова: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мир
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Стандарты II поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Издательство «Просвещение»
- Стандарты II поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Издательство «Просвещение».
- В.С. Кукушкин. Современные педагогические технологии . Начальная школа. Ростов. «Феник
- Электронный ресурс: http://www.zavuch.info/methodlib/297/75507/#
- http://nsportal.ru/node/466746
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему "Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО"....
Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"
В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт п...
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО
Цель работы: описать систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...