Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"
методическая разработка (2 класс) на тему

Рихтер Елена Андреевна

В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

·         внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

·         межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

·         транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integratsiya.zip694.16 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции

Корни  процесса интеграции лежат в далеком  прошлом  классической  педагогики  и  связаны  с идеей  межпредметных  связей, которая  зародилась в ходе поиска путей  отражения  целостности  природы.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Слово «интеграция» в переводе обозначает обновление, пополнение, восстановление. В справочной литературе этот термин объясняется как объединение в единое целое раннее изолированных частей, компонентов, которые сопровождаются усложнением и укреплением связей и отношений между ними.

Философский словарь дает следующее толкование: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся.

Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Oсобая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.  Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?

За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету.  На интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.

Например:

        На уроке русского языка при написании  сочинения,   используем знания, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.

По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, отображённой  на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять, изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления, укрепляет межпредметные связи. (Отзыв по картине В. А. Серова  «Девочка с персиками». Дети знакомятся с биографией художника. Узнают, что он в основном писал портреты, что такое портреты. Плавно переходят к  истории создания картины «Девочка с персиками»).

Для чего рекомендуется использовать межпредметные связи в процессе обучения:

  1. возможность изучения материала по разным предметам как единого целого,
  2. широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников,
  3. развивается умственная деятельность,
  4. появляется желание учиться,
  5. формируются положительные нравственные качества.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

 Формы интеграции

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Краски весны

                Действие                               игра, театр, технология

                Звук                                            музыкальное искусство

                Слово                                    литературное чтение

                Цвет, свет                                изобразительное искусство

Например, приход весны  раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которые включен обучающийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.

Например,  при изучении темы «Ориентирование на местности»   сначала закрепляют умение ориентироваться на местности по компасу. Затем через решение созданной проблемы знакомятся с другими способами ориентирования. Для лучшего усвоения полученных знаний учитель использует средства выразительности литературного чтения и  технологические действия.  

             

Технология

Окружающий мир                                Основные понятия

Литературное

чтение

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности, познании целого через часть, множества и через единичность.  

                Действие – слово                        игра – воображаемая ситуация

                Предметы – образы                          изобразительное искусство

                Звуки                                            музыкальное искусство

                Слово – образ                          литературное чтение

                

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. 

 В своём мастер – классе «Креативное мышление в патриотическом воспитании» учитель использует  креативность – как собрание тех идей, которые раньше никак не были связаны  между собой. Составляются уникальные комбинации из разных идей или создаются подходящие ассоциации между ними.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

                1 группа

                 Изобразительное                                         

творчество                                                          2 группа        

                                                                        Литературное

 творчество

3 группа

Математики                                                Совместное общение,

                                                        игровое действие

 

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, одна группа детей создавала экологические знаки и рисунки, вторая группа – находила стихотворения и загадки о воде, готовила вопросы к викторине, третья группа решает экологические задачи. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Данный метод интеграции можно отнести  к транспредметной интеграции. Это высший уровень интеграции, который характеризуется как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы

Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, имеющая  конечный результат интегрированного обучения:

  • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
  • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроках, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
  2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
  4. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
  5. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
  6. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
  7. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
  8. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
  9. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
  10. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить  детей к свободе  ...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.

О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....