Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"
методическая разработка (2 класс) на тему
В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
· внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
· межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
· транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.zip | 694.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей, которая зародилась в ходе поиска путей отражения целостности природы.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Слово «интеграция» в переводе обозначает обновление, пополнение, восстановление. В справочной литературе этот термин объясняется как объединение в единое целое раннее изолированных частей, компонентов, которые сопровождаются усложнением и укреплением связей и отношений между ними.
Философский словарь дает следующее толкование: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся.
Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Oсобая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету. На интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Например:
На уроке русского языка при написании сочинения, используем знания, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.
По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, отображённой на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять, изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления, укрепляет межпредметные связи. (Отзыв по картине В. А. Серова «Девочка с персиками». Дети знакомятся с биографией художника. Узнают, что он в основном писал портреты, что такое портреты. Плавно переходят к истории создания картины «Девочка с персиками»).
Для чего рекомендуется использовать межпредметные связи в процессе обучения:
- возможность изучения материала по разным предметам как единого целого,
- широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников,
- развивается умственная деятельность,
- появляется желание учиться,
- формируются положительные нравственные качества.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Формы интеграции
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.
Краски весны
Действие игра, театр, технология
Звук музыкальное искусство
Слово литературное чтение
Цвет, свет изобразительное искусство
Например, приход весны раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которые включен обучающийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.
Например, при изучении темы «Ориентирование на местности» сначала закрепляют умение ориентироваться на местности по компасу. Затем через решение созданной проблемы знакомятся с другими способами ориентирования. Для лучшего усвоения полученных знаний учитель использует средства выразительности литературного чтения и технологические действия.
Технология
Окружающий мир Основные понятия
Литературное
чтение
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности, познании целого через часть, множества и через единичность.
Действие – слово игра – воображаемая ситуация
Предметы – образы изобразительное искусство
Звуки музыкальное искусство
Слово – образ литературное чтение
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.
В своём мастер – классе «Креативное мышление в патриотическом воспитании» учитель использует креативность – как собрание тех идей, которые раньше никак не были связаны между собой. Составляются уникальные комбинации из разных идей или создаются подходящие ассоциации между ними.
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
1 группа
Изобразительное
творчество 2 группа
Литературное
творчество
3 группа
Математики Совместное общение,
игровое действие
Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, одна группа детей создавала экологические знаки и рисунки, вторая группа – находила стихотворения и загадки о воде, готовила вопросы к викторине, третья группа решает экологические задачи. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Данный метод интеграции можно отнести к транспредметной интеграции. Это высший уровень интеграции, который характеризуется как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы
Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, имеющая конечный результат интегрированного обучения:
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроках, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
- Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
- Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
- Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
- Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить детей к свободе ...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.
О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....