Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
учебно-методический материал

Бронникова Ольга Эдуардовна

Здоровье   школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса. К детям предъявляются  высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий в ОУ, проблема  сохранения и укрепления здоровья детей, особенно в рамках внедрения ФГОС, становится актуальна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».

Автор: Бронникова Ольга Эдуардовна,

учитель начальных классов.

Аннотация.

Здоровье   школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса. К детям предъявляются  высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий в ОУ, проблема  сохранения и укрепления здоровья детей, особенно в рамках внедрения ФГОС, становится актуальна.

         

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

-обеспечивать возможность сохранения здоровья, создать условия  здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении;

-расширить и закрепить у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания  в повседневной жизни;

-совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

-повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

I. Введение.

Концепция модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности социальных преобразований - создание образовательных систем, обеспечивающих сохранение, укрепление состояния здоровья учащихся и педагогов, развитие научно обоснованных инновационных технологий, построенных с учётом индивидуального развития школьника.

Сложившаяся система образования должна ответить на вызов времени, и поэтому необходимо менять сами подходы к определению целей образования, его содержания, организации образовательного процесса.

II. Основная часть.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии. Что это за технологии?  

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сущность таких уроков состоит в том, что такой урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приёмы здоровье сбережения. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В системе здоровьесберегающего обучения выделяют следующие основные направления:

  1. Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

утренняя зарядка,

физкультминутки,

физкультпаузы,

пальчиковая гимнастика.

гимнастика для глаз.

подвижные перемены

релаксационные упражнения и этюды

подвижные и сюжетно– ролевые игры

  1. Урочные формы работы

- на уроке физической культуры: учащиеся на уроках физической культуры изучают программный материал по легкой атлетике, кроссовой подготовке, лыжной подготовке, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), гимнастика (акробатика, гимнастика)

-на уроках использовать разные формы организации учебной деятельности: парная, групповая, коллективное взаимодействие;

- эмоциональный климат урока: комфортное начало и окончание урока  обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, а именно:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"

в) тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;

г) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

- сказкотерапия

- музыкотерапия

  1. Внеурочные формы работы: соревнования, конкурсы, спортивные праздники и занятия в кружке «Знай, умей, здоровей!» и лыжной секции.

III. Заключение.

Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий:

*сформированы желание и стремление вести здоровый образ жизни, повышен уровень физической подготовленности;

*уровень заболеваемости детей значительно снизился по  количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни; по инфекционным заболеваниям; по количеству часто и длительно болеющих детей;

*созданы условия  здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении;

*повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

Если ребёнок с радостью идёт в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся

 

IV. Литература:

1.В.С.Данюшенков, Т.В.Машарова. Здоровьесберегающая деятельность в образовании личности: опыт, проблемы, перспективы, 2008

2. Жданова А. Оздоровление в образовательных учреждения,-2014, Иваново, 216с.

3.Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2002. - 270 с.

4. Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. 1999, № 8, с. 159-167.

Приложение.

1. Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Витамины для здоровья», «Моя семья»

2. Эмоциональный настрой на урок:

  • Доброе утро! Здравствуйте!
    Добрый день! И Добрый вечер!
    Нам с тобой совсем не лень
    Говорить при каждой встрече.
  • Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, улыбка друзей и их  поддержка нам всегда нужны. А теперь за работу!
  • Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А растут  на нашем дереве?

  • - По дорожке мы пойдем

     В лес зеленый мы придем.

     - Кого мы можем там увидеть? 

  • МА – ма – ма – на дворе стоит зима.

Но –но – но -  ждем мы солнышка давно.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?          

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

  • Все расселись по местам, никому не тесно,
    По секрету скажу вам: «Будет интересно!

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

  • Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

  • Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.

  • Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  • Здравствуйте, господа,

Что пожаловали сюда!
Купцам-молодцам,
Современным девицам –
Мое почтение!
Проходи честной народ,
Ярмарка к себе зовет!

  • Подарите  улыбку себе,

Друг другу, мне.

А я дарю улыбку – вам

И радость поможет в работе нам!

  • Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
  • Придумано кем-то просто и мудро    

При встрече здороваться: - Доброе утро!        

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

     И доброе утро длится до вечера!

  • Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

  • Не стой в стороне равнодушно, 
    Когда у кого-то беда. 
    Рвануться на выручку нужно 
    В любую минуту, всегда. 
    И если кому-то, кому-то поможет 
    Твоя доброта, улыбка твоя, 
    Ты счастлив, что день 
    не напрасно был прожит, 
    Что годы живёшь ты не зря! 
  • «Кувшин счастья»

Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас  вылейте  его на себя.  

Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

  • - Доброе утро, солнышко! Доброе утро, земля – матушка! Доброе утро всем, всем!

3. Физминутки по теме урока.

  • Окружающий мир Игра «Утро в зоопарке»

- Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.

Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:

-открывают глазки барсучки;

-трут щёчки хомячки;

-умываются бельчата;

-потягиваются лисята;

-зевают тигрята;

-бегают страусята;

-хлопают крыльями индюшата;

-подпрыгивают тигрята;

-машут гривой  жеребята;

-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;

-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.

Зверята просыпаются!

  • Игра "Потерялись малыши" (Ребятам раздаются карточки, на которых написаны звери и их детеныши. Дети должны найти пару: мама – малыш)

Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

  • Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике…

Едут и смеются, пряники жуют.

Ой, колесо проткнули…

Качаем колесо

  • Сосчитай, найди ответ. Решить примеры. Берут карточки (раздает учитель):
  1. Вариант: синие - примеры, зеленые – ответы
  2. Вариант: 45 + 46 = 91 или Б…РЁЗА   Е  (ответы – для самопроверки - на карточке загнуты)
  3. Вариант:  «Углы» - выполнить задание, найти свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Реализация ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы.

Для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа 2100», который прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО....

Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет ...

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....