Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
учебно-методический материал
Здоровье школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса. К детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий в ОУ, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, особенно в рамках внедрения ФГОС, становится актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Здоровьесберегающие технологии в образовании» | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
Автор: Бронникова Ольга Эдуардовна,
учитель начальных классов.
Аннотация.
Здоровье школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса. К детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий в ОУ, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, особенно в рамках внедрения ФГОС, становится актуальна.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
-обеспечивать возможность сохранения здоровья, создать условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении;
-расширить и закрепить у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
-повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
I. Введение.
Концепция модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности социальных преобразований - создание образовательных систем, обеспечивающих сохранение, укрепление состояния здоровья учащихся и педагогов, развитие научно обоснованных инновационных технологий, построенных с учётом индивидуального развития школьника.
Сложившаяся система образования должна ответить на вызов времени, и поэтому необходимо менять сами подходы к определению целей образования, его содержания, организации образовательного процесса.
II. Основная часть.
Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии. Что это за технологии?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сущность таких уроков состоит в том, что такой урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приёмы здоровье сбережения. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В системе здоровьесберегающего обучения выделяют следующие основные направления:
- Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
утренняя зарядка,
физкультминутки,
физкультпаузы,
пальчиковая гимнастика.
гимнастика для глаз.
подвижные перемены
релаксационные упражнения и этюды
подвижные и сюжетно– ролевые игры
- Урочные формы работы
- на уроке физической культуры: учащиеся на уроках физической культуры изучают программный материал по легкой атлетике, кроссовой подготовке, лыжной подготовке, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), гимнастика (акробатика, гимнастика)
-на уроках использовать разные формы организации учебной деятельности: парная, групповая, коллективное взаимодействие;
- эмоциональный климат урока: комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, а именно:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"
в) тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;
г) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.
- сказкотерапия
- музыкотерапия
- Внеурочные формы работы: соревнования, конкурсы, спортивные праздники и занятия в кружке «Знай, умей, здоровей!» и лыжной секции.
III. Заключение.
Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий:
*сформированы желание и стремление вести здоровый образ жизни, повышен уровень физической подготовленности;
*уровень заболеваемости детей значительно снизился по количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни; по инфекционным заболеваниям; по количеству часто и длительно болеющих детей;
*созданы условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении;
*повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
Если ребёнок с радостью идёт в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!
Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся
IV. Литература:
1.В.С.Данюшенков, Т.В.Машарова. Здоровьесберегающая деятельность в образовании личности: опыт, проблемы, перспективы, 2008
2. Жданова А. Оздоровление в образовательных учреждения,-2014, Иваново, 216с.
3.Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2002. - 270 с.
4. Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. 1999, № 8, с. 159-167.
Приложение.
1. Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Витамины для здоровья», «Моя семья»
2. Эмоциональный настрой на урок:
- Доброе утро! Здравствуйте!
Добрый день! И Добрый вечер!
Нам с тобой совсем не лень
Говорить при каждой встрече. - Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны. А теперь за работу!
- Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А растут на нашем дереве?
- - По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
- Кого мы можем там увидеть?
- МА – ма – ма – на дворе стоит зима.
Но –но – но - ждем мы солнышка давно.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
- Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
- Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Здравствуйте, господа,
Что пожаловали сюда!
Купцам-молодцам,
Современным девицам –
Мое почтение!
Проходи честной народ,
Ярмарка к себе зовет!
- Подарите улыбку себе,
Друг другу, мне.
А я дарю улыбку – вам
И радость поможет в работе нам!
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!
- Вот звонок нам дал сигнал,
Он учиться нас позвал.
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
- Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря! - «Кувшин счастья»
Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя.
Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.
- - Доброе утро, солнышко! Доброе утро, земля – матушка! Доброе утро всем, всем!
3. Физминутки по теме урока.
- Окружающий мир Игра «Утро в зоопарке»
- Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.
Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:
-открывают глазки барсучки;
-трут щёчки хомячки;
-умываются бельчата;
-потягиваются лисята;
-зевают тигрята;
-бегают страусята;
-хлопают крыльями индюшата;
-подпрыгивают тигрята;
-машут гривой жеребята;
-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;
-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.
Зверята просыпаются!
- Игра "Потерялись малыши" (Ребятам раздаются карточки, на которых написаны звери и их детеныши. Дети должны найти пару: мама – малыш)
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
- Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике…
Едут и смеются, пряники жуют.
Ой, колесо проткнули…
Качаем колесо
- Сосчитай, найди ответ. Решить примеры. Берут карточки (раздает учитель):
- Вариант: синие - примеры, зеленые – ответы
- Вариант: 45 + 46 = 91 или Б…РЁЗА Е (ответы – для самопроверки - на карточке загнуты)
- Вариант: «Углы» - выполнить задание, найти свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Реализация ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы.
Для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа 2100», который прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО....
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....
Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы
Из опыта работы.......
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет ...
Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....