Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Т.В. Золотухина
Учитель начальных классов
МБОУ Яснинская средняя общеобразовательная школа,
Оловяннинский район
Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.
Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
К основным задачам системы оценки качества образования относятся:
- оценка уровня образовательных достижений обучающихся, образовательных учреждений для их итоговой
аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;
- оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;
- формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
Ключевыми процессами в системе оценки качества образования в ОУ являются:
- учебный, воспитательный, методический процессы, а также социально – психологическое сопровождение;
- инновационная деятельность, организация профильного и предпрофильного обучения, связь с общественностью;
- диагностика и мониторинг качества образования.
Для осуществления диагностики качества образования в МБОУ Яснинская СОШ № 1ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
В данной технологии предусмотрены педагогическая и психологическая диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.
Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, предусматривает использование не только методов тестирования, но и традиционные формы контроля обученности - письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д
Диагностика уровня обученности осуществляется на четырех уровнях – входящем, текущем, промежуточном и итоговым. Входящая диагностика проводится в начале учебного года с использованием комплексной работы по предметам. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизированных тестов или других видов контроля. Итоги работы обучающихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить качественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающиеся уже владеют, о параметрах, которыми обучающиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми обучающиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации. Психолога – программа коррекционной работы.
Итоговая диагностика проводится один раз в конце учебного года, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми обучающиеся не справлялись при текущей проверке.
Показатели. По которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Таблица 1. Диагностика качества обучения
Ф.И. Обуч-ся | Мониторинг: входящий, промежуточный, итоговый | Отметки за тематические к/р | Отметки выборочно за практические, творческие работы, мини-проекты | Накопленная за четверть | Отметка за четвертную, годовую к/р | Отметка за таблицу умножения, технику чтения | Итоговая за четверть | ||||||||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | ||
Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой, состоящей из экспертов (учителей, работающих с данным учеником) и личности обучающегося, его воспитанности. Экспертная оценка воспитанности обучающихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.
Технология оценки. Для каждого класса создаются опросные листы.
Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.
По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.
Таблица 2. Результаты оценки качества воспитанности
№ | Фамилия имя | Любозна- тельность | Трудолюбие | Бережное отношение к природе | Моё отношение к школе | Красивое в моей жизни | Я и мое отношение к себе | Средний балл | Уровень воспитанности |
Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно – ориентированным и более гуманным.
В тоже время накопленные данные о качестве обученности обучающихся позволяют вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.
В МБОУ Яснинская СОШ №1 разработана процедура анализа и интерпретации результатов. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по трем направлениям:
- качество образования каждого ученика;
- обеспечение качества образования каждым учителем;
- обеспечение качества образования в данном классе,, на параллели, в образовательном учреждении.
По результатам всех видов диагностики ученик получает рекомендации по коррекции качества образования, если это необходимо.
Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по
устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.
В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его.
Для того чтобы продуктивно реализовать внутреннюю систему качества образования необходимы следующие мероприятия:
- определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области;
- изучение в районе влияния учебного заведения, спрос на потребности инфраструктуры в том или ином
содержании обучения обучающихся, разработку в соответствии с запросами учебного плана школы, образовательных программ;
- постоянное изучение запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования обучающихся, родителей, учреждений других типов;
- разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения;
- совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;
- создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями;
- установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими обучающимися;
- согласование программ с потребителями, через деятельность Управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний;
- управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности
общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать
надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.
Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.
Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-471234-1408689571.jpg)
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Выступление "Внутренняя система оценки качества образования в ОО"
материал для выступления...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317917-1382016131.jpg)
Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...
Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим резул...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217428-1581339779.jpg)
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...
«ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования».
laquo;Необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/22/picture-989244-1513959775.jpg)
Внутренний контроль в системе оценки качества образования обучающихся в начальной школе
Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного ...