Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
опыты и эксперименты
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.К. Зырянова
Педагогические чтения.
Тема: Инклюзивное образование в начальной школе:
Опыт, проблемы, перспективы.
Подготовила:
Жихалова Светлана Васильевна
учитель начальных классов (высшая квалификационная категория.
п. Березовка, 2020 год
Содержание.
1.Актуальность.
2.Принципы инклюзивного образования.
3.Модель инклюзивного образования, способствующая сохранению здоровья всех субъектов общеобразовательного процесса.
4.Задачи преподавателей.
1.Актуальность
В настоящее время в СМИ всё чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное обучение в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии.
Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.
Идёт постепенное изменение отношений к людям с нарушением умственного и физического развития .Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия.
Руководствуясь положениями деклараций, конвенций и рекомендаций ООН в области прав человека, к таким детям можно отнести:
• детей с проблемами здоровья (психофизические нарушения, ВИЧ и СПИД - инфицированные дети и другие);
• детей с проблемами в социальной адаптации в обществе (низкий социально – экономический или иной социально – психологический статус семьи; дети из неблагополучных семей, беженцев, оралманов; девиантное поведение; сиротство).
Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования по месту жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
За период существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями возможностями.
Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия.
Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в развитии – это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности и комплексного подхода для её реализации, поэтому вопросы инклюзивного образования продолжают оставаться актуальными.
2.Принципы инклюзивного образования
Существует восемь принципов инклюзивного образования.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6..Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации.
- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
- адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.
Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.
Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.
Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми .
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс:
- Ограниченность нормативно-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучение детей ОВЗ по индивидуальным образовательным программам).
- Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
- Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Слайд 25
- Психологические «барьеры», связанные общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
- Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
- Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.
Итак, основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Инклюзивное образование
- Таким образом,
- принятие специального закона об образовании детей с особыми возможностями – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в России больше не является экспериментом.
Россия сделала еще один шаг на пути к признанию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образования
Опыт работы
«Хотите счастья на час – вздремните.
Хотите счастья на день – идите на рыбалку.
Хотите счастья на месяц – женитесь.
Хотите счастья на год – унаследуйте состояние.
Но если вы хотите счастья на всю жизнь – помогите кому-нибудь»
(Старая китайская пословица)
Слайд 4
Нас в этом мире миллионы и все мы очень разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, мы можем отличаться от других, быть не такими как все. Сегодня современное общество повернулось лицом к «особым» детям, общество сегодня заинтересовано в вовлечении нестандартных детей в учебный процесс массовой школы, где дети не делятся на больных и здоровых.
Слайд 5
Одно из нововведений последних лет - это инклюзивное образование. Этот термин обозначает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе здоровых детей. Дети с ограниченными возможностями ничем не отличаются от нас, они такие же, как мы. В школах обучаются множество детей, с какими – либо отклонениями и нарушениями здоровья, но статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья присваивается только человеку, который не может усваивать программу наравне со всеми и взаимодействовать в коллективе без посторонней помощи. Это люди, которым судьба послала сложные испытания. Только одного сочувствия мало, надо развивать их возможности. Мы должны протянуть руку помощи каждому ребенку, чтобы он смог полностью реализовать свой потенциал и приносить пользу обществу. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Слайд 6
Дети с ОВЗ были всегда, были в коррекционных классах, специальных интернатах и обучались на дому. Теперь они могут посещать общеобразовательные учреждения, как и остальные обучающиеся сидеть в классах со своими сверстниками, познавать новое и помогать обычным детям, познавать мир, в котором рядом с ними те, кому тяжелее и кому нужна их поддержка. Школа – это большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой. Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы счастливы! »
Слайд 7
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Слайд 8 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обобщая свой опыт практической деятельности в инклюзивном образовании, хочу поделиться с вами приёмами и методами работы с детьми ОВЗ на уроках в своём классе. В моём классе 29 обучающихся, один из которых ребенок 8 вида.
Как только в классе появился ребенок – инвалид, я поняла, что остальные обучающиеся должны были определить своё отношение к этому ребенку. И мне как педагогу нужно было донести до обучающихся, что мы должны воспринимать Алёну такой какая она есть, что мы все родные. Поэтому в первом классе первый классный час был посвящен теме «Доброта спасет мир», целью которого было научить понимать, что внешние и физические недостатки не определяют сути человека.
При планировании урока я опираюсь на два учебника, два календарно-тематических планирования и две программы, одна из которых СИПР, разработана специально для ребёнка 8 вида. Стараюсь подобрать такие формы и методы, где ребенок 8 вида был бы задействован вместе со всеми: устный счёт, работа по карточкам, устные упражнения по русскому языку на знание правил, пятиминутка на уроках чтения, просмотр тематических презентаций на уроках. Обучаясь, четвертый год в школе, она умеет читать, писать (трудности возникают в записи под диктовку), владеет счётом в пределах 10, складывает и вычитает, сравнивает. Для её развития я использую печатные тетради, прописи, наборы различных картинок, дидактические игры по уровню развития. При составлении конспектов уроков обязательно учитываю формы, которые могут быть разные, главное — отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Каждый этап занятия фиксирую, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. На уроке я комбинирую средства и методы так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов — слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Если «особому» ребенку трудно отвечать, то ему дается возможность выполнить задание на индивидуальной карточке. Хороший результат даёт и работа в парах, группах. При обсуждении того или иного вопроса обучающиеся дают первой защитить свой ответ Алёне. Такой вид работы позволяет раскрывать свои возможности и учиться у своих товарищей. Огромную роль на уроках окружающего мира играет рубрика «Это интересно». Дети с удовольствием готовят материал по той теме, которую мы проходим, при этом пользуясь дополнительными источниками информации. На уроках чтения я использую ролевую игру « Здравствуйте, я ваш учитель». Вы спросите, в чем заключается эта игра? Всё очень просто! Вы бы видели с какой радостью и восторгом она играет роль учителя. Ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. Алёне дается домашнее задание подготовить вопросы к произведению, которое мы читаем на данный момент, и задавать их после первого восприятия прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....
Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
Выступление на РМЦ....
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Презентация "Инклюзивное образование в начальной школе"
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...
Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...
Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».
laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...