Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»
рабочая программа (2 класс) на тему

Гусенова Лариса Анатольевна

Адаптированная образовательная программа для обучающегося

 с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_2_g_alisultanov_balasultan_tnr_na_2017-2018.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

 

                                                                                                                                                                          Приложение

                                                                                                                                                                          к основной образовательной программе

                                                                                                                                                                          основного общего образования.

                                                                                                                                                                         

Адаптированная образовательная программа для обучающегося

 с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)

                               Алисултанова Баласултана Бадрудиновича, обучающегося 2 г класса

на 2017-2018 учебный год

г.Cургут

2017 г.

1.Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) для обучающегося  2 г класса МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 с тяжёлым  нарушением  речи (далее - ТНР) (по заключению ПМПК)  Алисултанова Баласултана Бадрудиновича, составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования.

Психолого-педагогическая характеристика:

Алисултанов  Баласултан  Бадрудинович  25.02.2010  года рождения, обучается во 2  «г» классе МБОУ средняя общеобразовательная школа №15 с 2016 года. На основании заключения территориальной ПМПК от 21.07.2017 № 19000 является ребенком с ОВЗ. С 01.09.17 года, по заявлению родителей обучается по адаптированной образовательной программе для  детей с тяжёлым  расстройством развития  речи.

         Баласултан  проживает в полной семье, есть старшая сестра.

        Особенности общения:   в  общении со сверстниками доброжелателен, но не всегда умеет контролировать своё поведение, особенно это заметно на уроках физической культуры и во время перемен.   В игровой деятельности Баласултан подчиняется общим правилам игры. Легко входит в контакт со взрослыми.

В хорошем настроении Баласултан исполнительный, любит когда его хвалят. Может без просьбы помогать ребятам, учителю.

Мотивация: учебно-познавательная мотивация развита недостаточно.  Общая мотивация социальная.

Поведение: на замечания учителя реагирует адекватно, но  может вспылить. постоянно отвлекается на незначительные стимулы.

Состояния: тревожность – среднего уровня; агрессивность – регулятивные функции развиты на достаточном уровне; возбудимость – средний уровень; самооценка – средняя.

Адаптация – средний уровень.

Восприятие: пространственное – ниже возрастной нормы; времени – ниже возрастной нормы, зрительное – на среднем уровне; слуховое – на достаточном уровне.

Внимание: устойчивость – ниже возрастной нормы; продолжительность – снижение темпа деятельности, быстрая утомляемость, переключаемость – низкий уровень.

Память: зрительная - средний уровень; слуховая: кратковременная – средний уровень, долговременная – низкий уровень; смысловая – низкий уровень.

Мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое – средний уровень; анализ, синтез, сравнение – на низком  уровне, обобщение – низкий уровень.

Баласултан на контакт идёт хорошо, конструктивные навыки  взаимодействия развиты на среднем уровне, имеет среднюю самооценку. Устойчивость внимания ниже возрастной нормы, быстрая утомляемость.

Цель АОП:

-создание условий по обучению и воспитанию Алисултанова Баласултана, обучающегося 2 г  класса, на основе комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния его здоровья и особенностей её психофизического развития психолого- педагогической поддержки и сопровождения в условиях общеобразовательной организации.

Задачи АОП :

- Обеспечить возможность достижения ребенком образованности на уровне функциональной грамотности.

-Формировать и закреплять умения и навыки планирования деятельности, самоконтроля, развивать умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

- Осуществлять индивидуальную коррекцию недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащейся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии в рамках учебных занятий и внеклассной деятельности;

- Развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников (коррекция поведенческой сферы, формирование навыков умения контролировать свое поведение);

- Проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие высших психических функций;

- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по социальным, правовым и другим вопросам.

2.Содержание АОП

1)Образовательный блок

В основу разработки Учебного плана в рамках ФГОС НОО взяты следующие документы:

− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009№ 373;

− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

− Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

     − приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
        - приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 августа 2015 года № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в длительном лечении, а также детей инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

 Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный №19993)

Учебный процесс организован в соответствии с календарным учебным графиком

            1.Учебный год:

- начинается 01.09.2017;

              - заканчивается в 29.05.2018.

2.Устанавливается следующий режим работы:

№п/п

Дата

                Наименование

01.09.2017

Начало учебного года

01.09.2017-28.10.2017

1 учебная четверть (8 недель)

29.10.2017-05.11.2017

Осенние каникулы (8 календарных дней)

06.11.2017-26.12.2017

2 учебная четверть (7 недель + 2 дня)

27.12.2017-09.01.2017

Зимние каникулы (14 календарных дней)

10.01.2017-24.03.2017

3 учебная четверть (10 недель + 3 дня)

25.03.2017-01.04.2017

Весенние каникулы (8  календарных дней)

02.04.2017-29.05.2017

4 учебная четверть (9 недель+1день)

3. Итого учебных недель-34 недель.

4.Итого календарных дней каникул-30 дней.

Индивидуальный учебный план

Алисултанова Баласултана Бадрудиновича

обучающегося 2 «г» класса,

 получающей  обучение по адаптированной образовательной программе

(составлен в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 г. № 8193) 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык

Иностранный язык

2

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

Искусство

Изобразительное искусство

1

Музыка

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого

23

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

Русский язык

1

Математика

1

Информатика

1

Итого:

3

Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

26

Коррекционные занятия с логопедом

3

Коррекционное занятие с психологом

1

Внеурочная  деятельность

4

Итого:

8

Личностные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

НОО Предметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО

2)Коррекционный блок

Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АОП НОО.

Специальная поддержка освоения АОП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.

Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АОП НОО являются:

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушении чтения и письма;

развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.

Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, формированию полноценной речемыслительной деятельности. Достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, возможно при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки

Информация педагога-психолога 

Задачи сопровождения: коррекция поведенческой сферы, формирование навыков умения контролировать свое поведение, коррекция эмоционально-волевой, развитие высших психических функций. Индивидуальные занятия 1 раз в неделю (в соответствии с планом работы педагога-психолога)

Информация учителя логопеда

Главной задачей на начальном этапе коррекционно-развивающегося обучения у обучающегося с общим недоразвитием речи является нормализация звуковой стороны речи. Формируется это в ходе групповых и индивидуальных логопедических занятий.

Групповые и индивидуальные логопедические занятия проходят 3 раза в неделю(в соответствии с планом работы педагога-психолога)

3)Воспитательный блок

Баласултан  посещает внеурочные занятия  «Шахматы», «Югра- моё наследие», «Веселая математика» и «Истоки».

На занятиях у  Баласултана низкая активность, частые переключения внимания, не может долгое время сосредоточиться на одном виде деятельности. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. Баласултану требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. На поставленные вопросы отвечает, но не всегда верно. На уроках низкая активность, частые переключения внимания, не может долгое время сосредоточиться на одном виде деятельности, проявляет избирательные познавательные мотивы. Интерес к учебным  предметам мало проявляет, участие во внеклассных мероприятиях принимает, но не всегда. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Отношение к школе удовлетворительное. Наблюдается низкая активность внимания, повышенная утомляемость.  Навык самоконтроля развит слабо, на уроках не активный, испытывает сложности при овладении программным материалом.

Общеобразовательную программу по основным предметам усваивает не в полном объеме. К поручениям относится положительно, интерес к книгам не проявляет, библиотеку не посещает.

Основной задачей является создании условий, способствующих освоению обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, проведение коррекционно - развивающих занятий комплексного направления, вовлечение во внеклассные мероприятия, посещение библиотеки.

3. Основные требования к результатам реализации АОП

Положительная динамика развития ребенка, освоение основной образовательной программы начального общего образования на доступном уровне, положительное эмоциональное состояние ребенка.

Предметный результат представлен в рабочих программах учителей-предметников по предметам.

Требования к результатам освоения  программы коррекционной работы. Программа должна соответствовать требованиям ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения компетенцией должны отражать:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника.

Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.

Дифференциация и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи.

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ТНР АОП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы.

4.Система контрольно-измерительных материалов

 Представлена в рабочих программах учителя – предметника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)

Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Учебно- методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 1 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)

Уровень рабочей программы – базовый.Рабочая программа составлена в соответствии Федеральному государ­ственному образовательному стандарту начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственног...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 классов с тяжелым нарушением речи.

Адапртированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся 2 класса с тяжёлым нарушением речи....

«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...