Конспект урока устной речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока по теме "Дружная семья" разработан с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и в соответствии с программойпод редакцией к. пс. н., профессора И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnaya_semya.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дружная семья».
Цель: формировать у обучающихся представление о дружной семье.
Задачи:
• закрепить понятие «дружная семья»;
• дать понятие о дружной семье как о людях, которые отдыхают вместе, помогают друг другу, заботятся друг о друге.
• воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботиться о них;
• активизировать словарный запас детей по теме урока; развивать навыки связной речи.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы с деформированным текстом, карточка для индивидуальной работы с Баландиным Ильёй, разрезная картинка «Торт», смайлики.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
- Сядет тот, кто прочитает повторяющееся слово. (перемена, урок, класс, учебник, урок, ученик. (Слайд 1)
+ (урок)
- А к какому уроку вы приготовились?
+ (Мы приготовились у к уроку устной речи.) (Слайд 2)
- Чему учитесь на уроках устной речи?
+ (учимся красиво говорить.)
- Что значит красиво говорить?
+ (Чтобы речь была понятной и приятной для окружающих людей.)
- Для чего вам это пригодится?
+ (Для общения.)
- Конечно, ведь люди общаются друг с другом каждый день. И мы сегодня на нашем уроке будем учиться общаться.
- Вспомните девиз наших уроков. (Говорю неторопливо, очень чётко и красиво.) (Слайд 3)
II.Артикуляционная разминка.
- Что нужно, чтобы говорить неторопливо, чётко и красиво?
+ (Подготовить к работе голосовой аппарат.)
- Тогда приготовьтесь к разминке.
(Дети выполняют упражнения с сопровождением на экране. «Заборчик», «Дудочка», «Часики», «Окошко», «Качели», «Лошадки».
1.Артикуляционная разминка. (Слайд 4 - 11)
- Молодцы, ребята. Все очень хорошо выполняли упражнения. А сейчас сделаем речевую разминку. Правила вы знаете. Сначала читаю я, а затем все вместе повторяем.
2. Речевая разминка. (Слайд 12)
АМА – АМА – АМА – у меня есть мама.
АПА – АПА – АПА – мой любимый папа.
РА – РА – РА – младшая сестра.
АТ – АТ – АТ – мой любимый брат.
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ – люблю свою семью.
Итог: Вот теперь мы все готовы к уроку. А урок у нас сегодня необычный. Мы будем готовить торт. Каждое выполненное задание урока - это слой торта, а в заключении урока мы придумаем название нашему торту. И если будем хорошо работать, то и попробуем его на вкус.
III. Повторение прошлого урока.
- По какой теме работали на прошлом уроке?
+ Мы работали по теме семья. (Слайд 13) (Прикрепить на доске слово семья)
- А что такое семья? (Иванченко Настя прочитает стихотворение)
+ Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
-Так, что же такое семья
+ группа людей, которая состоит из родителей, детей, внуков, близких родственников, живущих вместе. (Слайд 14)
- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
+ Мы говорили о семье.
- У каждого из вас есть семья. Назовите, ребята, кто живёт в вашей семье?
+ Мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сёстры.
- Конечно, самые близкие вам люди.
Сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, какие они.
Дидактическая игра. «Подбери признаки.»
- Вам нужно будет подобрать как можно больше слов - признаков, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и т.д. А вы помните, что такое слова - признаки? На какие вопросы они отвечают?
+ (Какой, какая)
- Правила игры очень простые: Я называю вам слово, а вы подбираете к нему как можно больше признаков. Так мы сможем узнать, какие они, родные и дорогие вам люди?
Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа (какой) – строгий, умный, сильный…
Бабушка (какая)– старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка (какой)— старый, мудрый, седой…
Сестра (какая) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат (какой) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
Итог: Молодцы, ребята! Вы назвали много хороших, нежных, теплых слов, которые рассказывают о ваших близких. Видно, что вы очень любите свои семьи. Мы с вами выполнили задание и приготовили первый слой нашего торта. (Прикрепить на доске)
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работать по теме «Семья».
- А какая семья изображена на экране вы легко угадаете, если соберёте рассыпавшееся слово р у Д ж а н я.
+ (Дружная)
- Вы догадались, как называется тема нашего урока?
+ (Дружная семья) (Прикрепить слово «Дружная»)
- Правильно, сегодня мы поговорим о дружной семье.
- А какую семью называют дружной?
+ ?
- Вот мы и узнаем сегодня на уроке, какая семья называется дружной. Посмотрите на картинку. (Слайд 15)
- Скажите, чем занимаются изображенные на ней люди?
+ (Дети помогают маме на кухне)
Составим рассказ по картинке. Постарайтесь отвечать на вопросы полными ответами.
- Кого вы видите на картинке?
+ (Мама и дети)
- Придумайте им имена?
+ (Дети называют по именам маму и детей.)
- Где они находятся?
+ (На кухне)
- Что делает девочка?
+ (Моет овощи)
- Что можно приготовить из овощей?
+ Из овощей можно приготовить салат.
- Что делает мальчик? (Чистит картошку)
+ Какое блюдо можно приготовить из картошки?
- А что делает мама?
+ (Заваривает чай)
- Что они делают вместе?
+ (Готовят ужин)
- Какое время показывают часы?
+ Часы показывают 6 часов.
- Какая это часть суток?
+ Вечер.
- Сколько кружек на столе? (Четыре)
- Как вы думаете, кого они ждут к ужину? (Папу)
- Как можно всех назвать одним словом? (Семья)
Итог: Что мы с вами сейчас делали?
+ Мы составляли рассказ по картинке.
- Скажите, ребята, а вы помогаете дома своим родителям?
+ (ответы детей)
- А как вы помогаете своим родным дома?
+ (Ответы детей)
- Молодцы.
- Вы же знаете, что такое домашний труд.
+ Домашний труд – это работа по дому.
- Какую работу по дому выполняют в ваших семьях?
+ (Дети называют работу по дому)
- Назовите действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети называют действия, относящиеся к домашнему труду.
Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытьё посуды, ремонт крана, мытьё полов, вынос мусора, выбивание паласа, покупка продуктов, стирка белья, ремонт одежды и т.д. (Слайд 16)
- Вы назвали много домашних дел, как же взрослые успевают все это сделать?
+ (Надо все дела делать вместе.)
- А когда же они отдыхают?
+ Надо быстро все сделать, а потом можно отдыхать: смотреть телевизор, читать книги, играть.
- Правильно все домашние дела надо распределять между членами семьи: мамой, папой, детьми, тогда останется время и для отдыха.
- Скажите, для чего нужно помогать друг другу?
+ Чтобы больше было времени для отдыха.
Итог: Так какая семья называется дружной?
+ (Где помогают друг другу). (Прикрепить на доске табличку «Помогают друг другу»)
- Молодцы, ребята! Очень верно определили, какая семья называется дружной. Дружная семья та, где помогают друг другу. Мы с вами выполнили задание и приготовили ещё один слой нашего торта. (Прикрепить на доске)
Физминутка.
- Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.
И я предлагаю вам немного отдохнуть.
Кто живёт у нас в квартире. (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево – вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево – вправо)
Наша дружная семья. (хлопаем в ладоши)
- Отдохнули? Теперь можно продолжить нашу работу. А вы помните, по какой теме мы сегодня работаем?
+ (Мы работаем по теме «Дружная семья»)
- Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы внимательно послушайте. И постарайтесь его запомнить, как можно лучше, чтобы вы потом смогли ответить на мои вопросы и выполнить задание.
Василий Сухомлинский
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, пальцем и прошептала:
Целую ночь бабушка не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, погладила Галинку. В ее глазах светилась радость.
- О ком этот рассказ?
- Почему мама остановила Галинку?
+ Чтобы Галинка не разбудила бабушку.
- Что случилось с бабушкой?
+ Она не спала ночью, потому что у неё болело сердце.
- Что сделала Галинка, когда к ней пришла подружка?
+ Галинка погрозила подружке пальчиком.
- Как зовут подружку Галинки?
+ Подружку Галинки зовут Оля.
- Чем занялись девочки, чтобы не мешать бабушке отдыхать?
+ Девочки стали рассматривать рисунки.
- Почему бабушка плакала?
+ Бабушка плакала от радости.
- О чём этот рассказ, ребята?
+ (О заботе друг о друге)
2.Работа с деформированным текстом.
-А хорошо ли вы запомнили эту историю. Давайте проверим. (деформированный текст на карточках), для Баландина Ильи индивидуальная работа по карточке (Выбрать картинки, где проявляется забота о близких), Для Насти, Сергея, Ахиллеса, Веры и Андрея (3 предложения), для Полины всё задание.
1. Пришла из школы … (Маленькая Галинка.)
2. Открыла дверь, что-то хотела весело … (сказать маме.)
3. Но мама пригрозила Галинке … (пальцем и прошептала)
4. – Тихо, Галинка, … (бабушка отдыхает)
Итог: Что вы сейчас делали?
+ Мы работали с текстом.
- Над каким текстом вы работали?
+ Мы работали над текстом «Бабушка отдыхает»
- Вы помните, что делают мама с девочками?
+ Они заботятся о бабушке.
- Скажите, ребята, а вы заботитесь о своих родных?
+ (ответы детей)
- Что значит заботиться?
+ Проявлять внимание к своим близким.
- Так какая же семья называется дружной?
+ Дружная семья та, где заботятся друг о друге. (Прикрепить на доске табличку «Заботятся друг о друге»)
Итог: Ребята, будьте внимательны к своим родным и всегда проявляйте о них заботу. А у нас готов ещё один слой торта, и мы продолжаем наш урок. (Прикрепить на доске)
- Скажите, ребята, а как свободное время проводят в вашей семье.
+ (ответы детей)
О своей семье в мини-проекте нам расскажет Волкова Полина.
Мини-проект. «Дружная семья» (Слайд 17)
Цели и задачи проекта: Познакомиться с традициями своей семьи. Развивать познавательный интерес и творческие способности. Научиться пользоваться дополнительной литературой. Прививать навыки исследовательской работы.
(Слайд 18)
Я живу в дружной и большой семье. В нашей семье живут папа – Виталий Сергеевич, мама – Светлана Юрьевна. У меня есть дедушки и бабушки. Мы часто вместе проводим свободное время. Летом любим ездить на природу, на рыбалку. Зимой, в хорошую погоду любим гулять на свежем воздухе, а долгими зимними вечерами посидеть у телевизора всей семьёй. А ещё я люблю, когда мы вместе читаем сказки. Все семейные праздники мы проводим вместе, собираясь за одним столом. Я очень люблю свою семью и считаю её дружной.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая же дружная Ваша семья!
- Спасибо, Полина! Ребята, вы согласны с Полиной?
+ (Ответы детей)
- Можем мы назвать её семью дружной? Почему?
+ (Они вместе отдыхают, проводят вместе свободное время)
Итог: - Конечно, ребята! Семья Полины очень дружная. А мы приготовили ещё один слой торта. Нам осталось только его украсить. А чем украшают торт?
+ (Торт украшают кремом)
- Наш торт необычный и мы украсим его кремом, который приготовили из добрых, теплых слов о своих родных.
Закрепление.
Работа в группах. «Признаки дружной семьи.» Слайд (19)
Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили сегодняшний урок. Давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи.
1.Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2.Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3.Вместе занимаются домашними делами.
4.Никто не помогает друг другу.
5.Вместе отдыхают и проводят своё свободное время.
6.Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7.У каждого члена семьи свой кошелёк.
8.Вместе планируют покупки.
Дети выполняют задание.
Итог: Молодцы, ребята, вы правильно определили все признаки и теперь знаете, какая семья называется дружной. Мы выполнили задание и теперь нам остаётся украсить наш торт и придумать ему название. (Прикрепить на доске). Какое название мы придумаем для нашего торта?
+ Семья, семейный, Дружная семья.
Итог урока: Вот какой красивый торт у нас получился. Это значит, что мы с вами хорошо поработали.
- По какой теме работали?
+ (Дружная семья)
- Какая семья называется дружной?
+ Где помогают друг другу, заботятся друг о друге, отдыхают вместе)
- Какое настроение у вас от работы на уроке?
+ Хорошее настроение.
- У вас на столах лежат смайлики. Выберите подходящий вашему настроению смайлик и прикрепите его на доске, чтобы всем было видно ваше настроение.
- Я желаю вам удачи на весь день, чтобы все уроки у вас прошли с таким же настроением. Спасибо вам за работу. (Слайд 20)
А что произошло с нашим тортом, он превратился в самый настоящий торт, и мы можем его попробовать во время полдника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе коррекционной школы VIII вида
Данный урок разработан для учащихся 3 - го класса коррекционной школы 8 вида.к6щ7жд Урок в форме новогоднего путишествия. Дааный урок направлен на развитие высших психических процессов и познавательн...
Конспект урока математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Прибавление однозначного числа к 10"
Цели урока: познакомить детей с приёмом прибавления однозначного числа к 10; систематизировать знания обучающихся о числах от 1 до 20, закрепить навыки сложения и вычитания в числовом отрезке....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....
Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"
Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8 вида, так и учителями массовых школ....
Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...
Урок развития речи 2 класс коррекционная школа VIII вида "Гигиена тела: кожа, волосы, ногти"
Разработка содержит презентацию по правилам гигиены и разработку урока, соответствующую слайдам презентации....
Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"
Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"...