Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 3.2. для 2 класса с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности.
Цели:
1. Достижение максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.
2. Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.
3. Коррекция психо-физических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами
- Формирование навыков самообслуживания
- Формирование умения организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях
- Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слепых детей, варианта 3.2.
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять программу, опираясь на:
- Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
- Сильные стороны личности ребенка.
- Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
- Эффективность используемых методов развития и обучения.
- Предполагаемый потенциал коррекции.
Таким образом, диагностика позволяет применять индивидуальный подход для каждого учащегося в воспитательном и образовательном процессе.
Для учащихся с ОВЗ варианта 3.2 наиболее значимыми является овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».
Основные задачи обучения социально-бытовой ориентировке во 2 классе:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- научить правилам поведения в общественных местах;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения.
Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным.
В коррекционной работе используются различные методы обучения: практические работы, беседы, игры, экскурсии.
В ходе практической работы каждый учащийся овладевает навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.
Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.
Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.
Экскурсии в курсе социально-бытовой ориентировки занимают значительное по объему место. Экскурсии могут носить ознакомительный характер или практический, могут предварять изучение темы, могут быть текущими или завершающими.
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Курс социально-бытовой ориентировки осуществляется из расчета одного учебного часа в неделю. Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.
Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие. В начале, середине и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье. Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью:
- выполнения практических заданий индивидуально и в парах;
- деловых игр и анкетирования;
- сюжетно-ролевых игр.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа внеурочной деятельности по социально – бытовой ориентировке предусматривает во 2 классе 1 час в неделю,34 часа за год согласно Учебному плану ОКОУ «Курская школа «Ступени» на 2020 – 2021 учебный год.
Занятия проводятся в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 30 минут.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
- Осознание себя как члена общества; формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в учебной среде.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов.
- Развитие адекватных представлений: о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)
Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами повеления в нем и техникой безопасности).
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА(5ч)
Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены.
Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.
Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.
ОДЕЖДА (5 ч)
Виды одежды и головных уборов.
Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка).
Подбор одежды, головных уборов по сезону, Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды Сушка мокрой одежды. Чистка верхнего и легкого платья, повседневное хранение. Виды обуви и назначение, уход и хранение.
Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение.
ПИТАНИЕ(5ч)
Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины.
Приготовление пиши. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку.
Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов гарниров, салатов и др.).
СЕМЬЯ (2 ч)
Понятия о семье, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Практические занятия. Игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (6 ч)
Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота походки, умеренность жестикуляций. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.
Практические занятия. Игры: посещение кабинета директора. врача, медсестры и отработка норм поведения.
ЖИЛИЩЕ (4 ч)
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.
Практические занятия. Посещение различных помещении УВК. знакомство с их назначением, интерьером.
ТРАНСПОРТ (3 ч)
Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения.
Наиболее рациональный маршрут до УВК. варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения В салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы при наличии светофора и без него.
Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг УВК, поездки в городском транспорте.
ТОРГОВЛЯ (2 ч)
Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их называние. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Личная гигиена | 5 |
3 | Одежда | 5 |
4 | Питание | 5 |
5 | Семья | 2 |
6 | Культура поведения | 6 |
7 | Жилище | 4 |
8 | Транспорт | 3 |
9 | Торговля | 2 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Изучаемый вопрос программы (тема урока) | Зуны отрабатываемые на уроке | Формы обучения | Средства обучения и наглядности | Способы контроля | Коррекционные задачи | |||
1 | 07.09 | Вводное занятие | Знакомство с кабинетом, знать правила поведения и технику безопасности | Беседа | Кабинет. Материально -техническое обеспечение | Текущий контроль | Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму. | |||
Личная гигиена(5ч) | ||||||||||
2 | 14.09 | Режим дня, его выполнение. | Учить соблюдать распорядок дня. | Беседа, практическое занятие | Сюжетные и предметные картинки. | Текущий контроль | Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности, умение аккуратно умываться. | |||
3 | 21.09 | Чистота – залог здоровья | Учить соблюдать правила гигиены. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки. | Текущий контроль | Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности, умение аккуратно умываться. Умение обращаться с туалетными принадлежностями.Умение обращаться с туалетными принадлежностями. гигиенических навыков: опрятности, умение аккуратно умываться. Умение обращаться с туалетными принадлежностями. | |||
4 | 28.09 | Здоровые зубы | Учить соблюдать правила гигиены (уход за зубами) | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Зубная щетка. | Текущий контроль | Выработка необходимых гигиенических навыков:, умение ухаживать за зубами. | |||
5 | 05.10 | Чтобы уши слышали. | Учить соблюдать правила гигиены (уход за ушами) | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Зубная щетка. | Текущий контроль | Выработка необходимых гигиенических навыков:, умение ухаживать за ушами. | |||
6 | 12.10 | Уход за волосами. | Учить соблюдать правила гигиены (уход за волосами). | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. | Текущий контроль | Выработка необходимых гигиенических навыков: опрятности, умение ухаживать за волосами. Умение обращаться с туалетными принадлежностями. | |||
Одежда (5ч). | ||||||||||
7 | 19.10 | Одежда | Учить различать одежду. | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты шнуровки, застежек. | Текущий контроль | Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи. | |||
8 | 26.10 | Как выглядеть опрятно | Учить ухаживать за одеждой | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты шнуровки, застежек. | Текущий контроль | Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи. | ||||
9 | 09.11 | Стирка нательного белья | Учить ухаживать за одеждой | Беседа, практическое занятие. | Текущий контроль | Использовать ряд упражнений на развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи. | ||||
10 | 16.11 | Обувь | Дать понятие обувь, познакомить с видами обуви | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. Макеты шнуровки, застежек. Щетка, крем | Текущий контроль | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. | |||
11 | 23.11 | Головные уборы. | Научить правильно, ухаживать за верхней одеждой и обувью. | Беседа, практическое занятие. | Рельефные рисунки. Сюжетные и предметные картинки. | Текущий контроль | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. | |||
Питание (5ч) | ||||||||||
12 | 30.11 | Правильное питание | Формирование умения выполнять простейшие бытовые поручения по приготовлению пищи. Знать основные виды продуктов. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки. | Текущий контроль | Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. | |||
13 | 07.12 | Приготовление пищи (бутерброды) | Научить держать нож, резать им хлеб, сыр. | Беседа, практическое занятие. | Продукты питания, нож, салфетки. | Текущий контроль | Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики. | |||
14 | 14.12 | Яйцо – продукт питания | Беседа, практическое занятие. | Текущий контроль | Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики. | |||||
15 | 21.12 | Чай – напиток здоровья | Учить заваривать чай, учить держать нож, резать им хлеб, сыр. | Беседа, практическое занятие. | Чайник, заварка, сервиз. Продукты питания, нож, салфетки | Текущий контроль | Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. Развитие мелкой моторики. | |||
16 | 11.01 | Практическое занятие. Чаепитие. | Уметь правильно накрыть на стол. | Практическое занятие | Текущий контроль | Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму. | ||||
Семья(3ч) | ||||||||||
17 | 18.01 | Я и моя семья | Установление личных взаимоотношений в семье | Беседа, практическое занятие. | Текущий контроль | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. | ||||
18 | 25.01 | В семье | Расширять навыки самообслуживания. | Беседа, практическое занятие. | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. | ||||
Культура поведения(5ч) | ||||||||||
19 | 01.02 | Правила поведения в школе | Научить правильно сидеть за партой, столом. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения. | |||
20 | 08.02 | Приветствие | Учить правильному приветствию. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения. | |||
21 | 15.02 | Прощание | Учить правильному прощанию. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения. | |||
22 | 22.02 | «Ты» или «Вы» (обращение) | Учить правильно обращаться к старшим людям, сверстникам. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Ориентировка в пространстве. Выработка умения контролировать себя и других при помощи усвоенных правил поведения. | |||
23 | 01.03 | В окружении друзей | обобщить знания о правилах общения со сверстниками; расширить словарный запас; развивать речь. | Беседа, практическое занятие. | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. | ||||
24 | 15.03 | Телефонный разговор | Учить основным правилам пользования телефоном, учить правильно начинать и заканчивать разговор. | Беседа, практическое занятие. | Беседа, фронтальный опрос. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. | ||||
Жилище(4ч) | ||||||||||
25 | 22.03 | Дом, в котором я живу | Познакомить с различными видами жилых помещений. | Беседа | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания. | |||
26 | 05.04 | Квартира. | Формирование навыков ухода за жилыми помещениями. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. | |||
27 | 12.04 | Наш класс | Познакомить с различными видами жилых помещений. Формирование навыков ухода за жилыми помещениями. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания | |||
28 | 19.04 | Моя школа (экскурсия). | Познакомить с разными кабинетами в школе | Практическое занятие | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Ориентировка в пространстве, развитие памяти и воображения. | |||
Транспорт(3ч) | ||||||||||
29 | 26.04 | По улицам города | Познакомить с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный.) | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания | ||||
30 | 17.05 | Светофор | Отрабатывать правила поведения на дороге. | Беседа, практическое занятие. | Сюжетные и предметные картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Ориентировка в пространстве, развитие памяти и воображения. | |||
31 | 24.05 | Мы – пешеходы (экскурсия) | Учить ориентироваться в большом пространстве. | Беседа, практическое занятие. | Макеты, картинки | Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. | Адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Развитие внимания | |||
Торговля (2ч) | ||||||||||
32 | 31.05 | Магазин | Знать и правильно называть магазины, знать о том, что продаётся в этих магазинах | Беседа. Игра. | Макеты, картинки, игрушки | Текущий контроль | Формировать умение рассматривать предметы, выделять из окружающей обстановки, уметь обращаться с ними и знать их предназначение. | |||
33 | Экскурсия в магазин | Уметь приобретать товары в магазинах самообслуживания. | Практическое занятие | Продовольст венный магазин | Текущий контроль | Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму. | ||||
34 | Обобщение пройденного материала |
Перечень учебно – методического обеспечения
2 класс
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение, 2013 | Смирнова Е.Ю., Панова Н. В. Уроки социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по социально-бытовой ориентировке
Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах
Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...
Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО) для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.
Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....