Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
рабочая программа (4 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Прпограмма содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, содержание предмета, ожидаемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

                                                                       

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по социально-бытовой

ориентировке

для 4 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина Александровна

на 2017-2018учебный год

Пояснительная записка

Социально – бытовая ориентировка (СБО)

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2017-2018 учебный год.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). 

Нормативно – правовые  документы, которые легли в основу рабочей программы, следующие:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • САНПИН 2.4.2.3286-15
  • Локальные акты образовательного учреждения
  • Устав школы

Цель  — формирование социальных умений взаимодействия с окружающей средой и развитие умений приспосабливаться к ней в силу своих возможностей.

Задачи:

  • расширение границ взаимодействия учащихся с окружающей социокультурной средой;
  • формирование социального опыта, основанного на благоприятных эмоциональных переживаниях каждого ученика;
  • обучение способам и приемам социального взаимодействия, способствующим или облегчающим процесс активного приспособления к условиям социальной среды.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.). Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.

Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД и работниками столовой.

Содержание .

Я и моя семья. Место жительства.

     

   Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Навыки общения и культуры поведения

   

  Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

Моя школа и мой класс .

   Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Транспорт

  Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару.  Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице. Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования  от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

                                                     

Магазины   

  Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок  «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина:  кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.

Охрана здоровья

   Правила личной гигиены. Ванная комната. Предметы гигиены. Уметь пользоваться предметами гигиены. Выполнение утреннего и вечернего туалета. Внешний вид. Уметь обращаться к зеркалу, чтобы следить за внешним видом. Порядок одевания и раздевания. Последовательность выполнения туалета, самостоятельность. Выполнение правил личной гигиены, забота о своем здоровье

Школьная столовая

  Соблюдать  правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду . Уметь убрать посуду, вытереть стол.

Сезонные изменения в природе.

Наблюдать за природой и погодой в разные времена года. Участвовать в работах взрослых: практическая работа по уборке снега, сгребанию осенней листвы, рыхлению вскопанной  клумбы, посеву цветочных семян, гороха, бобов

Питание. 

Соблюдать правила санитарии и гигиены при приеме пищи: мытье рук, чистота посуды, место хранения посуды, правильное хранение посуды, мытье посуды.  Открывать упаковки; разливать жидкость по стаканам, освобождать продукты от упаковок.

Жилище.

  Наводить порядок на рабочем месте, на полках с игрушками, учебными принадлежностями, книгами

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Знать имена, фамилии родителей. братьев, сестёр. Знать свой возраст. Домашний адрес.
  • Знать улицу и её части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Светофор, сигналы светофора.
  • Знать разные виды продуктов, крупы.
  • Знать кухонные принадлежности и приборы.

Обучающиеся должны уметь:

  • Уметь здороваться , прощаться, благодарить за помощь.
  • Уметь пользоваться столовыми приборами.
  • Уметь убрать за собой  посуду, вытереть стол.
  • Отслеживание результатов достижений производится на основе  наблюдений за обучающимися и заносятся в карту наблюдений  за динамикой развития  (на начало и конец года).  По результатам наблюдения и оценивания составляются графики сформированности  учебных умений и социальных навыков у каждого обучающегося класса.

Примерное тематическое планирование по социально- бытовой ориентировке.

Количество часов - 68 часов

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Я и моя семья. Место жительства

      8

Называть своё имя, фамилию.  Знать свой возраст. Узнавать и показывать на фотографии себя, папу, маму, дедушку, бабушку. Называть их по имени. Уметь выразить жестами и (или) словами любовь к своим близким (прижаться, погладить, обнять). Уметь показать, что может делать сам без посторонней помощи. Уметь выразить заботу (подать тапочки, шарфик, принести воды и т.

Знать свой домашний адрес (название города, улицы, номер дома и квартиры).

Навыки общения и культуры поведения.

8

Здороваться со взрослыми и сверстниками. Благодарить за помощь. Употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания»,«извините». Рассматривать выражения лица в зеркале. Улыбка. Уметь смотреть в лицо собеседнику. Уметь выразить просьбу жестами и (или) словами

Моя школа и мой класс.

8

Называть номер школы и класса. Называть по имени и отчеству учителя, одноклассников. Уметь ориентироваться в помещении школы. Уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Уметь вставать и садиться.

Уметь выполнять обязанности дежурного.

Улица. Правила уличного движения.

10

Уметь показывать и называть дорожные знаки, сигналы светофора.  Различать и показывать части улицы. Уметь ориентироваться по знакам, различать знаки «переход», «подземный переход».

 Магазины

5

Уметь ориентироваться в магазине: место оплаты, место покупки. Уметь выполнять роль покупателя с использованием общепринятых речевых стереотипов.

         

Школьная столовая

5

Соблюдать  правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду . Уметь убрать посуду, вытереть стол.

  Охрана здоровья

10

Уметь пользоваться предметами гигиены. Уметь обращаться к зеркалу, чтобы следить за внешним видом. Знать порядок одевания и раздевания, последовательность выполнения туалета, правил личной гигиены.

Сезонные изменения в природе

5

Наблюдать за природой и погодой в разные времена года. Участвовать в работах взрослых: практическая работа по уборке снега, сгребанию осенней листвы, рыхлению вскопанной  клумбы, посеву цветочных семян, гороха, бобов..

Питание

5

Соблюдать правила санитарии и гигиены при приеме пищи: мытье рук, чистота посуды, место хранения посуды, правильное хранение посуды, мытье посуды.  Открывать упаковки; разливать жидкость по стаканам, освобождать продукты от упаковок.

Жилище

4

Наводить порядок на рабочем месте, на полках с игрушками, учебными принадлежностями, книгами.

Социально-бытовая ориентировка

Дата

                   Тема

Кол-во часов

                                      I четверть-18 часов.

1

Я и моя семья.

2

Кто я? Отчетливое произношение своей фамилии, имени и отчества.

3

Мой возраст

4

ФИО отца и матери. Узнавание их на фотографии.

5

ФИО ближайших родственников (братья, сестры, бабушки, дедушки). Узнавание их на фотографиях.

6

Мой адрес

7

Правила взаимоотношений с друзьями («не толкаюсь, не кричу, не дерусь»).

8

Употребление слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».

9

Рассматривать выражения лица в зеркале. Улыбка.

10

Моя школа. Знание названия, номера и адреса школы.

11

Работники школы: директор, завуч, учителя,  работники столовой, медработники (уметь здороваться и благодарить).

12

Соблюдение режимных моментов и правил для учащихся

13

Мой класс.

14

Правила поведения на уроке и на перемене.

15

Называть по имени и отчеству учителя, одноклассников

116

Классная комната — стены, потолок, пол, окна, двери, классная доска, парты, стол, стулья.

17

Правильная посадка за партой, столом

18

Поддержание порядка в классе. Дежурный. Обязанности дежурного.

                                   II четверть-14 часов

19

1

Части улицы: тротуар, проезжая часть

20

2

Условные знаки: «переход», «подземный переход»; их назначение.

21

3

Тротуар, движение по тротуару

22

4

Безопасный маршрут от дома до школы.

23

5

Опасные и безопасные места улицы.

24

6

Знак «переход». Правила перехода улицы по «зебре», по подземному переходу.

25

7

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный

26

8

Назначение магазинов, ориентирование по их витринам и вывескам.

27

9

Экскурсия в магазин.

28

10

Ориентирование в магазине: место оплаты, место покупки.

29

11

Сюжетно- ролевая игра "Магазин"

30

12

Школьная столовая. Правила поведения в столовой.

31

13

Пользование салфетками

32

14

Очередность приема блюд. Культура приема пищи.

                                  III четверть-20 часов

33

1

Убрать за собой  посуду, вытереть стол.

34

2

Соотнесение времени суток с приемом пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

35

3

Основные блюда завтрака, обеда, ужина

36

4

Правила личной гигиены

37

5

Предметы гигиены. Уметь пользоваться предметами гигиены.

38

6

Выполнение утреннего и вечернего туалета.

39

7

Внешний вид.

40

8

Порядок одевания и раздевания

41

9

Правильная посадка за партой.

42

10

Времена года. Особенности каждого времени года

43

11

Наблюдения за природой и погодой в разные времена года.

44

12

Охрана здоровья человека в зависимости от времени года

45

13

Одежда по сезону.

46

14

Практическая работа по уборке снега

47

15

Посев цветочных семян, гороха, бобов

48

16

Питание. Правильное питание

49

17

Правила санитарии и гигиены при приеме пищи

50

18

Соки. Минеральная вода, столовая вода, питьевая вода

51

19

Яйцо- продукт питания

52

20

Чай - напиток для здоровья. Чаепитие.

                                    IV четверть-16 часов

53

1

Чистота - залог здоровья

54

2

Уход за руками.

55

3

Уход за волосами

56

4

Уход за одеждой.

57

5

Ручная стирка.

58

6

Мой дружок - утюжок

59

7

Жилище человека.

60

8

Дом, в котором я живу.

61

9

Квартира

62

10

Ежедневная уборка

63

11

Виды транспорта

64

12

Мы -пассажиры

65

13

Светофор.

66

14

По улицам города

67

15

Театр и зрители

68

16

Обобщающие повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе

Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе в школе 4 вида...

Программа по социально-бытовой ориентировке

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа по социальному проектированию для 1-4 классов

Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в ...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...

Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.

Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа....