Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО) для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Прпограмма содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, содержание предмета, ожидаемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 44.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 60».
| Утверждаю Директор МКОУ С(К) Ш №60 Н.И. Шаяхметова ___________________ Приказ № __________ «___»_________»201_г. |
Рабочая программа
по социально-бытовой
ориентировке
для 4 класса
Программу составил
учитель начальных классов Зеленина Ирина Александровна
на 2017-2018учебный год
Пояснительная записка
Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2017-2018 учебный год.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Нормативно – правовые документы, которые легли в основу рабочей программы, следующие:
- Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
- САНПИН 2.4.2.3286-15
- Локальные акты образовательного учреждения
- Устав школы
Цель — формирование социальных умений взаимодействия с окружающей средой и развитие умений приспосабливаться к ней в силу своих возможностей.
Задачи:
- расширение границ взаимодействия учащихся с окружающей социокультурной средой;
- формирование социального опыта, основанного на благоприятных эмоциональных переживаниях каждого ученика;
- обучение способам и приемам социального взаимодействия, способствующим или облегчающим процесс активного приспособления к условиям социальной среды.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.
Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.). Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД и работниками столовой.
Содержание .
Я и моя семья. Место жительства.
Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Навыки общения и культуры поведения
Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематические посещения кино, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.
Моя школа и мой класс .
Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Знание всех школьных поведений. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт
Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсия по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице. Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение детьми следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.
Магазины
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Булочная», «Гастроном», «Универмаг» и т. д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин.
Охрана здоровья
Правила личной гигиены. Ванная комната. Предметы гигиены. Уметь пользоваться предметами гигиены. Выполнение утреннего и вечернего туалета. Внешний вид. Уметь обращаться к зеркалу, чтобы следить за внешним видом. Порядок одевания и раздевания. Последовательность выполнения туалета, самостоятельность. Выполнение правил личной гигиены, забота о своем здоровье
Школьная столовая
Соблюдать правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду . Уметь убрать посуду, вытереть стол.
Сезонные изменения в природе.
Наблюдать за природой и погодой в разные времена года. Участвовать в работах взрослых: практическая работа по уборке снега, сгребанию осенней листвы, рыхлению вскопанной клумбы, посеву цветочных семян, гороха, бобов
Питание.
Соблюдать правила санитарии и гигиены при приеме пищи: мытье рук, чистота посуды, место хранения посуды, правильное хранение посуды, мытье посуды. Открывать упаковки; разливать жидкость по стаканам, освобождать продукты от упаковок.
Жилище.
Наводить порядок на рабочем месте, на полках с игрушками, учебными принадлежностями, книгами
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- Знать имена, фамилии родителей. братьев, сестёр. Знать свой возраст. Домашний адрес.
- Знать улицу и её части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Светофор, сигналы светофора.
- Знать разные виды продуктов, крупы.
- Знать кухонные принадлежности и приборы.
Обучающиеся должны уметь:
- Уметь здороваться , прощаться, благодарить за помощь.
- Уметь пользоваться столовыми приборами.
- Уметь убрать за собой посуду, вытереть стол.
- Отслеживание результатов достижений производится на основе наблюдений за обучающимися и заносятся в карту наблюдений за динамикой развития (на начало и конец года). По результатам наблюдения и оценивания составляются графики сформированности учебных умений и социальных навыков у каждого обучающегося класса.
Примерное тематическое планирование по социально- бытовой ориентировке.
Количество часов - 68 часов
Социально-бытовая ориентировка
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
I четверть-18 часов. | |||
1 | Я и моя семья. | ||
2 | Кто я? Отчетливое произношение своей фамилии, имени и отчества. | ||
3 | Мой возраст | ||
4 | ФИО отца и матери. Узнавание их на фотографии. | ||
5 | ФИО ближайших родственников (братья, сестры, бабушки, дедушки). Узнавание их на фотографиях. | ||
6 | Мой адрес | ||
7 | Правила взаимоотношений с друзьями («не толкаюсь, не кричу, не дерусь»). | ||
8 | Употребление слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините». | ||
9 | Рассматривать выражения лица в зеркале. Улыбка. | ||
10 | Моя школа. Знание названия, номера и адреса школы. | ||
11 | Работники школы: директор, завуч, учителя, работники столовой, медработники (уметь здороваться и благодарить). | ||
12 | Соблюдение режимных моментов и правил для учащихся | ||
13 | Мой класс. | ||
14 | Правила поведения на уроке и на перемене. | ||
15 | Называть по имени и отчеству учителя, одноклассников | ||
116 | Классная комната — стены, потолок, пол, окна, двери, классная доска, парты, стол, стулья. | ||
17 | Правильная посадка за партой, столом | ||
18 | Поддержание порядка в классе. Дежурный. Обязанности дежурного. | ||
II четверть-14 часов | |||
19 | 1 | Части улицы: тротуар, проезжая часть | |
20 | 2 | Условные знаки: «переход», «подземный переход»; их назначение. | |
21 | 3 | Тротуар, движение по тротуару | |
22 | 4 | Безопасный маршрут от дома до школы. | |
23 | 5 | Опасные и безопасные места улицы. | |
24 | 6 | Знак «переход». Правила перехода улицы по «зебре», по подземному переходу. | |
25 | 7 | Виды магазинов: промтоварный, продовольственный | |
26 | 8 | Назначение магазинов, ориентирование по их витринам и вывескам. | |
27 | 9 | Экскурсия в магазин. | |
28 | 10 | Ориентирование в магазине: место оплаты, место покупки. | |
29 | 11 | Сюжетно- ролевая игра "Магазин" | |
30 | 12 | Школьная столовая. Правила поведения в столовой. | |
31 | 13 | Пользование салфетками | |
32 | 14 | Очередность приема блюд. Культура приема пищи. | |
III четверть-20 часов | |||
33 | 1 | Убрать за собой посуду, вытереть стол. | |
34 | 2 | Соотнесение времени суток с приемом пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | |
35 | 3 | Основные блюда завтрака, обеда, ужина | |
36 | 4 | Правила личной гигиены | |
37 | 5 | Предметы гигиены. Уметь пользоваться предметами гигиены. | |
38 | 6 | Выполнение утреннего и вечернего туалета. | |
39 | 7 | Внешний вид. | |
40 | 8 | Порядок одевания и раздевания | |
41 | 9 | Правильная посадка за партой. | |
42 | 10 | Времена года. Особенности каждого времени года | |
43 | 11 | Наблюдения за природой и погодой в разные времена года. | |
44 | 12 | Охрана здоровья человека в зависимости от времени года | |
45 | 13 | Одежда по сезону. | |
46 | 14 | Практическая работа по уборке снега | |
47 | 15 | Посев цветочных семян, гороха, бобов | |
48 | 16 | Питание. Правильное питание | |
49 | 17 | Правила санитарии и гигиены при приеме пищи | |
50 | 18 | Соки. Минеральная вода, столовая вода, питьевая вода | |
51 | 19 | Яйцо- продукт питания | |
52 | 20 | Чай - напиток для здоровья. Чаепитие. | |
IV четверть-16 часов | |||
53 | 1 | Чистота - залог здоровья | |
54 | 2 | Уход за руками. | |
55 | 3 | Уход за волосами | |
56 | 4 | Уход за одеждой. | |
57 | 5 | Ручная стирка. | |
58 | 6 | Мой дружок - утюжок | |
59 | 7 | Жилище человека. | |
60 | 8 | Дом, в котором я живу. | |
61 | 9 | Квартира | |
62 | 10 | Ежедневная уборка | |
63 | 11 | Виды транспорта | |
64 | 12 | Мы -пассажиры | |
65 | 13 | Светофор. | |
66 | 14 | По улицам города | |
67 | 15 | Театр и зрители | |
68 | 16 | Обобщающие повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе
Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе в школе 4 вида...
Программа по социально-бытовой ориентировке
Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах
Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...
Рабочая программа по социальному проектированию для 1-4 классов
Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в ...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...
Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.
Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа....