РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
рабочая программа (1 класс) на тему
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kapelka_dobroty_1_klass.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно - нравственной направленности
«Капелька доброты»
класс 1
Сроки реализации: 1 год
Составила, отредактировала и реализует программу: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Великанова Елена Васильевна
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Капелька доброты» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ с.Красноармейское.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. В настоящее время школьники подвергаются большому влиянию окружающей среды, то есть телевидение, радио, СМИ. Родители не всегда имеют возможность проводить беседы на духовно-нравственную тему, так как они стараются обеспечить ребенка материально, а духовная сторона порой остается в тени.
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Связь с общешкольными программами прослеживается на занятиях где вводится игровая драматургия по изучаемой теме, экскурсии с музыкой, литературой, окружающим миром, изобразительным искусством. Огромное значение имеет познание нравственной культуры своего народа.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития, сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи:
- формировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Ожидаемые результаты реализации программы
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: дружбы, милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Предметные:
В результате прохождения программного материала обучающиеся:
- научатся бережно относиться к своей семье и её родословной, будут толерантны в отношениях с представителями разных национальностей;
- будут любить свой народ, родной язык, своих родных и близких;
- сформируют такие понятия как «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- получат положительную мотивацию, интерес к учёбе;
- посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших классов:
Личностные результаты:
- знание основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- понимание чувств других людей и воспитание чувства сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формирование у обучающихся умений ставить учебные цели;
- использование внешнего плана для решения поставленной задачи и планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объект изучения существенными и несущественными признаками.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Капелька доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Для оценки результативности программы:
- Анкетирование во время занятий.
- Диагностика психологом рисунков детей.
- Наблюдения педагогов за отношениями между детьми.
- «Социометрия» Д. Морено
- Наблюдение за выполнением коллективных заданий детьми.
Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствие чего необходим отдых в течении дня; высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях; предпочтение к шумным коллективным играм; в ысокая чувствительность к критике со стороны взрослых; становление независимости; развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы; нередки случаи возникновения различных страхов ( боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих ); желание быть полезным; становление чувства ответственности; стремление научиться общаться с людьми вне семьи.
Режим занятий включает в себя: 1 класс – 33 часа в год, 1 час в неделю по 35 минут.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теоретических занятий | практических занятий | всего | ||
1 класс | ||||
«Друзья познаются в беде» | 2ч | 3ч | 6ч | |
«Волшебные слова» | 2ч | 3ч | 6ч | |
«Доброму добрая память» | 2ч | 2ч | 4ч | |
«Если добрый ты…» | 1ч | 3ч | 4ч | |
«Какие бывают игры?» | 2ч | 4ч | 6ч | |
«Отношения в семье» | 1ч | 3ч | 4ч | |
«Аккорды музыки» | 1ч | 2ч | 3ч | |
Итого: | 11 часов | 22 часа | 33 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разделена на 7 разделов.
- Друзья познаются в беде.
- Волшебные слова.
- Доброму добрая память.
- Если добрый ты...
- Какие бывают игры.
- Отношения в семье.
- Аккорды музыки.
Каждый раздел несёт в себе соответствующую воспитательную направленность.
В раздел «Друзья познаются в беде» включены темы на воспитание отношений между сверстниками, правила поведения в общественных местах, в том числе и в храме, отрицательное отношение к вредным привычкам.
В разделе «Волшебные слова» рассматриваются темы: «О силе слова», «Общение между мальчиками и девочками», «Умеешь ли ты прощать?». Во время проведения данных мероприятий детям прививается любовь к родному языку, с помощью специально подобранных форм работы дети должны осознать значение и силу каждого слова.
«Доброму добрая память»- мероприятия, проводимые в рамках данного раздела, воспитывают уважение к предкам, воинам, к русской культуре гостеприимства.
«Если добрый ты…»- в разделе запланированы мероприятия практической направленности, помощь и ухаживание за животными, посещение дома ребёнка, что в свою очередь воспитывает сострадание и милосердие к окружающим. В этом же разделе запланировано мероприятие по уборке территории или парковой зоны.
«Какие бывают игры» - дети знакомятся с русскими народными играми, играми разных народов, также проводится целенаправленная работа о вреде и пользе компьютерных игр.
Знакомство с заповедями, которые известны человечеству две тысячи лет, даёт понять детям, что нельзя жить в мире по законам « хочу» и « можно». Эти мероприятия отведены в раздел «Отношения в семье». В разделе уделено внимание отношениям в семье, жизни святых и доброму отношению к хлебу.
В современном мире музыка несёт в себе мощную психологическую направленность. Учёными доказано, положительное влияние классической и духовной музыки на здоровье и психику человека. В раздел «Аккорды музыки» включены мероприятия для ознакомления с культурой духовных песнопений, красотой колокольного звона и необъяснимым задором и весельем русской народной песни.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы внеурочной деятельности «Капелька доброты»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть – 8 часов | ||
«Друзья познаются в беде» | 6 часов | |
Принятие основных правил дружбы. | 1ч | |
Разучивание песни «Дружба крепкая…» | 1ч | |
Мероприятие « Я живу среди людей». | 1ч | |
Конкурс рисунков « Правила поведения в обществе». | 1ч | |
Мероприятие « Привычки вредные и полезные». | 1ч | |
Анкета « Я и мои друзья». Выявить влияние друзей. | 1ч | |
«Волшебные слова» | 6 часов | |
«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» (конкурс стихов, пословиц, рисунков». | 1ч | |
Чтение книг православного автора Б. Ганаго «О силе слова». | 1ч | |
II четверть – 8 часов | ||
Беседа « О дружбе мальчиков и девочек». | 1ч | |
Просмотр фильма « Приключения Тома Сойэра». | 1ч | |
Конкурс « Знатоки родной природы». | 1ч | |
Просмотр фильма «Тимур и его команда». | 1ч | |
«Доброму добрая память» | 4 часа | |
Презентация на тему: « Их почитают на Руси». | 1ч | |
Просмотр фильма о детях участвующих в Великой Отечественной войне. | 1ч | |
Презентация «На пути к высотам мудрости». Материал о жизни М.В. Ломоносова. | 1ч | |
Просмотр мультфильмов о школе. | 1ч | |
III четверть – 9 часов | ||
«Если добрый ты…» | 4 часа | |
Фото конкурс «Мы и пернатые». | 1ч | |
Конкурс рисунков « Моё любимое животное». | 1ч | |
Экскурсия в д/сад. | 1ч | |
Инсценирование сказки « Кошкин дом». | 1ч | |
«Какие бывают игры?» | 6 часов | |
Знакомство и с русскими народными играми. | 1ч | |
Русские народные состязания. Игра« Лапта». | 1ч | |
Беседа « Компьютерные игры - вредные и полезные». | 1ч | |
Конкурс «Игры разных народов». | 1ч | |
Изготовление русских народных игрушек из любых материалов. | 1ч | |
III четверть – 8 часов | ||
Знакомство с русскими народными играми для девочек и мальчиков. | 1ч | |
«Отношения в семье» | 4 часа | |
Мероприятие « Дерево добра». | 1ч | |
Просмотр мультфильмов из серии «Простоквашино» | 1ч | |
Презентация «Путешествие зёрнышка» (отношение к хлебу). | 1ч | |
Экскурсия в библиотеку « «Хлеба к обеду в меру бери». | 1ч | |
«Аккорды музыки» | 3 часа | |
Знакомство с историей изготовления колоколов. | 1ч | |
Просмотр фильма об искусстве отливания колоколов. « О чём поёт колокол?» | 1ч | |
Музыка в храме. | 1ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11
- Библиотека « Первое сентября» , « Я иду на урок в начальную школу», « Основы православной культуры».
- Газета « Православная народная газета» № 11- 15 июня 2007г.,№ 18-1 октября 2011г.
- «Духовно-нравственное воспитание: теоретический аспект».СИПКРО, Самара, издательство «Книга», 2010 год.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: методические рекомендации. // В 2-х ч. // М– «Просвещение» 2011 (Работаем по новым стандартам).
- Учебная программа курса « Основы православной культуры» СИПКРО, Самара, 2010 год.
- http://pedagog.eparhia.ru/for
- http://rusbreg.ru/index.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
рабочая программа внеурочной деятельности танцевальный кружок капельки 2 год
рабочая программа внеурочной деятельности художественно- эстетического направления танцевальный кружок капельки 2 год...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...