Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
рабочая программа (3 класс) по теме

Архипова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_traditsii_i_remesla_3_klass.docx53.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для 3-4 классов разработана на основе следующих федеральных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г,
  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
  • СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.

Авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Михеевой Л.Н.

Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устав МБОУ «Мисцевская  ООШ №1». Основная образовательная программа ФГОС ООО МБОУ «Мисцевская  ООШ №1». Учебный план школы на 2015– 2016 учебный год.

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Как воспитать подрастающее; поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания,

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением парода. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представлен-ной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.) 81. «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные с учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России», Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Основными задачами данного курса можно назвать:

  • изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
  • создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
  • развитие творческого креативного мышления.
  • увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
  • формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.
  • создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.
  • изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.
  1. Общая характеристика программы

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавали фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У Росси и великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

  1. Описание места программы в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю) – 3 класс, 34 ч (1 ч в неделю) – 4 класс, итого 68 ч.

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
  2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  4. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

  1. Предполагаемые результаты усвоения программы 3-4 класса

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

—        принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

—        формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

—        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

—        формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

В результате обучения формируются универсальные учебные действия:

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных текстов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  1. Содержание программы для 3 класса

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные

принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. 

Содержание программы для 4 класса

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.  Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.  Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие

юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).  Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили

старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.  Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи.

 Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.

Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц.

 Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.  Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский

Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка

Масленица.

Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «блины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.  Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День

летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства

Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.  Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.  Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным

орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство  набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка.

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.  Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.  Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».-

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.


  1. Календарно-тематическое планирование 3 класс

Внеурочное

занятие

(тема, название)

Формы

организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируе-

мые

умения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая

дата

Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр (11 часов)

1

Введение. Знакомство с общим содержанием курса. Инструктаж по охране труда.

Беседа.

Инструктаж по охране труда, вводная беседа, знакомство с содержанием курса.

Слушают вводный инструктаж.

Формирование представления о предстоящих занятиях

2

Функциональный характер одежды в старину.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о функциональном характере одежды в старину

Восприятие информации о старинной одежде.

Формирование знаний о функциях одежды в старину.

3

Рубашка, сарафан у женщин.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о рубашке и сарафане в костюме женщины.

Восприятие рассказа учителя. Рисунок на тему «женский костюм»

Расширение знаний

4

Роль орнамента-оберега (вышивка)

Беседа, практическое занятие

Рассказ об орнаментах оберегах в одежде

Рисунок на тему орнамент на рукавах и воротнике.

Формирование знаний о значении орнамента как оберега.

5

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о символичности рисунков.

Рисунки солнца, дерева, воды, коня

Расширение знаний о распространенных символах

6

Особое значение пояса (кушака).

Беседа, практическое занятие

Рассказ о значение пояса.

Рисунок кушака, беседа с учителем.

Формирование знаний о значении пояса

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о головных уборах, украшениях.

Рисунки головных уборов и украшений.

Формирование знаний о значении женских украшений

8

Мужская одежда у крестьян.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о мужской крестьянской одежде

Рисунок мужского крестьянского костюма

Формирование представления о мужском крестьянском наряде.

9

Крестьянская обувь.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о крестьянской обуви

Рисунок лаптей, беседа о теме занятия

Расширения знаний о лаптях

10

Одежда и обувь у бояр.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о нарядах бояр

Рисунок боярского наряда

Расширение знаний о боярском наряде

11

Одежда боярынь и боярышень.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о нарядах барынь и барышень

Рисунок костюма барыни или барышни

Формирование знаний о различии между нарядами барыни и барышни

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. (10 часов)

12

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о русской избе, просмотр видеофрагмента

Рисунок русской избы.

Расширение знаний о русской избе

13

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о хозяйственном дворе.

Рисунок хозяйственного двора.

Расширение знаний о хозяйственном дворе

14

Элементы избы

Беседа, практическое занятие

Рассказ об элементах русской избы

Рисунок одного из элементов избы

Формирование представления об элементах русской избы

15

Особая роль печки. Курная изба.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о печке, курных избах

Рисунок печки или курной избы по выбору

Формирование знаний о роли печке в избе

16

Освещение в крестьянских избах.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о вариантах освещения в русской избе

Рисунок осветительного прибора

Расширение знаний о способах освещения русской избы

17

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о различной крестьянской утвари

Лепка из пластилина предметов крестьянского обихода

Формирование знаний о различной крестьянской утвари

18

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о мебели в крестьянской избе

Лепка мебели из пластилина

Формирование представления о крестьянской мебели

19

Красный угол

Беседа

Рассказ о красном угле, его значении в жизни крестьян

Беседа с учителем по теме занятия

Формирование представления о красном угле

20

Иконы

Беседа

Рассказ о видах икон

Беседа на тему занятия

Расширение знаний о различных видах икон

21

Боярский терем и боярские палаты.

Беседа, практическое занятие  

Рассказ о боярском тереме и боярских палатах

Беседа, рисунок боярского терема

Формирование представления о боярских палатах

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. (5 часов)

22

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий»

Беседа, практическое занятие

Рассказ о хлебе, просмотр видеофрагмента об изготовлении русского хлеба

Просмотр видеофрагмента, беседа по теме занятия

Расширение знаний об изготовлении русского хлеба

23

Пословицы и поговорки о хлебе.

Беседа, практическое занятие

Беседа о пословицах и поговорках

Перечисление пословиц и поговорок о хлебе

Расширение знаний пословиц и поговорок о хлебе

24

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о различных мясных и постных блюдах, просмотр видеофрагмента

Просмотр видеофрагмента о традиционных русских кушаньях

Расширение знаний о традиционных русских кушаньях

25

Что такое блины? Пироги.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о пирогах и блинах, просмотр видеофрагмента

Просмотр видеофрагмента и его обсуждение

Расширение знаний о русских блинах и пирогах

26

Взвары. Варенья. Соленья. Мёд.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о вареньях и взварах, просмотр видеофрагмента

Просмотр видеофрагмента и беседа на его основе

Расширение знаний о различных вареньях

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. (5 часов)

27

Быт крестьянской семьи.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о быте крестьянской семьи

Рисунок на тему «сцена из жизни крестьянской семьи»

Формирование представления о быте крестьянских семей

28

Быт городской семьи

Беседа, практическое занятие

Рассказ о быте крестьянской семьи

Рисунок на тему «сцена из жизни городской семьи2

Формирование представления о быте городской семьи прошлого»

29

Зимние забавы

Беседа, практическое занятие

Рассказ о зимних забавах прошлого

Подвижные игры

Расширение знаний о зимних забавах

30

Летние забавы

Беседа, практическое занятие

Рассказ о летних забавах

Подвижные игры

Расширение знаний о летних забавах

31

Именины

Беседа

Рассказ о значении именин и способах их празднования

Беседа по теме занятия

Расширение знаний об именинах и их значении

Учёба. Школа. (3 часа)

32

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

Беседа

Рассказ о различных письменных принадлежностях

Беседа по теме занятия

Формирования представления о письменных принадлежностях прошлого

33

Школы при церквях и монастырях.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о школах при церквях, просмотр видеофрагмента

Просмотр видеофрагмента и его обсуждение

Формирование знаний о учебных заведениях прошлого

34

Учебные предметы и учебные книги.

Беседа, практическое занятие

Рассказ о учебных предметах и книгах

Обсуждение различных учебных предметов и сравнение их с современными

Формирование представления об учебных предметах прошлого

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Внеурочное

занятие

(тема, название)

Формы

организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируе-

мые

умения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая

дата

Новый русский быт со времён Петра I.  (5 часов)

1

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Беседа, практическое занятие

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

Формирование представления о различии в одежде по и после правления Петра I

2

Усадьба. Дворянские особняки

Беседа, практическое занятие

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.

Просмотр фотографий парков, дворцов, особняков, рисунок по выбору.

Формирование представления о красоте построек и ландшафтов прошлого

3

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

Беседа, практическое занятие

Разучить несколько элементов старинного танца.

Разучить несколько элементов старинного танца.

Формирование представления о развлечениях дворянских семей

4

Литературно-музыкальные

салоны

Беседа, практическое занятие

Прочитать несколько стихотворений            А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Прочитать несколько стихотворений            А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Формирование уважения к поэзии прошлых веков.

5

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Беседа, практическое занятие

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Расширение представления об учебных предметах прошлого

Русские народные праздники. (12 часов)

6

Зимушка-зима. Новый год.

Беседа, практическое занятие

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Формирование умения самостоятельно изготавливать маски и костюмы

7

Рождество. Святки.

Беседа, практическое занятие

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

Стихи.

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

Стихи.

Расширение знаний колядок, новогодних и рождественских стишков

8

Крещение

Беседа, практическое занятие

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.

Расширение запаса известных пословиц и поговорок

9

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье.

Беседа, практическое занятие

Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

Расширение знания традиций масленицы

10

Встреча Масленицы;

Беседа, практическое занятие

Научиться печь блины,

Научиться печь блины,

Расширение знаний о правилах выпечки блинов

11

Пасха

Беседа, практическое занятие

Научиться красить пасхальные яйца;

Научиться красить пасхальные яйца;

Развитие мелкой моторики при работе с яйцами

12

Лето красное. Егорьев день. Иван Купала.

Беседа, практическое занятие

Научиться плести венки.

Научиться плести венки.

Развитие мелкой моторики при отработки навыка плетения венков

13

Петров день. Ильин день

Беседа, практическое занятие

Рассказ о народных поверьях, связанных с этим днем

Восприятие рассказа учителя, беседа по теме занятия

Расширение представлений об Ильином дне

14

Троица. Духов день

Беседа, практическое занятие

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

Формирование знания песенок и хороводов, посвященных Духову дню

15

Осень золотая. Спасы.

Беседа, практическое занятие

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

Формирование представления о различных спасах

16

Успение.

Беседа, практическое занятие

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

Развитие мелкой моторики при рисовании

17

Покров

Беседа, практическое занятие

Поделки из природного материала.

Поделки из природного материала.

Развитие мелкой моторики при изготовлении поделок.

Русские народные промыслы. (6 часов)

18

Керамика Гжели

Беседа, практическое занятие

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Формирование навыка росписи гжельскими орнаментами

19

Хохлома

Беседа, практическое занятие

Раскрасить узоры хохломских ложек.

Раскрасить узоры хохломских ложек.

Формирование навыка росписи хохломскими узорами

20

Жостово

Беседа, практическое занятие

Раскрасить узоры жостовских подносов.

Раскрасить узоры жостовских подносов.

Формирование навыка росписи жостовскими узорами

21

Павлово-Посадские шали

Беседа, практическое занятие

Сравнить орнаменты нескольких шалей.

Сравнить орнаменты нескольких шалей.

Формирование представления о различных узорах шалей

22

Вятская игрушка

Беседа, практическое занятие

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

Развитие мелкой моторики при работе с пластилином

23

Богородская игрушка

Беседа, практическое занятие

Изготовить из пластилина несколько видов богородской

игрушки.

Изготовить из пластилина несколько видов богородской

игрушки.

Развитие мелкой моторики при работе с пластилином

Русские народные игры. (5 часов)

24

Русские народные игры

Беседа, практическое занятие

Разучить игру прятки

Разучить игру прятки

Формирование представления о русских народных играх

25

Русские народные игры

Беседа, практическое занятие

Разучить игру гуси-лебеди

Разучить игру гуси-лебеди

Формирование представления о русских народных играх

26

Русские народные игры

Беседа, практическое занятие

Разучить игру коршуны

Разучить игру коршуны

Формирование представления о русских народных играх

27

Русские народные игры

Беседа, практическое занятие

Разучить игру бояре

Разучить игру бояре

Формирование представления о русских народных играх

28

Русские народные игры

Беседа, практическое занятие

Разучить игру море волнуется

Разучить игру море волнуется

Формирование представления о русских народных играх

Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

(3 часа)

29

Народные песни, загадки, пословицы

Беседа, практическое занятие

Разучить несколько песенок, считалок;

Разучить несколько песенок, считалок;

Развитие памяти через заучивание песенок, считалок

30

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.

Беседа, практическое занятие

Научить разгадывать загадки.

Научиться разгадывать загадки.

Развитие логического мышления через отгадывание загадок

31

Детские прибаутки и приговорки, считалки

Беседа, практическое занятие

Разучить несколько песенок, считалок;

Разучить несколько песенок, считалок;

Развитие памяти через заучивание песенок, считалок

Народные танцы. (3 часа)

32

Народные танцы Парные пляски. Переплясы.

Беседа, практическое занятие

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Развитие памяти через разучивание народных танцев

33

Хороводы. Игры-танцы.

Беседа, практическое занятие

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Развитие памяти через разучивание хороводов, игр-танцев

34

Хороводы. Игры-танцы.

Беседа, практическое занятие

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Развитие памяти через разучивание хороводов, игр-танцев

  1. Материально-техническое обеспечение

Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;

Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютер . Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
  2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  3. Григорьев Д.В.  Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
  4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  
  5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
  7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
  8. [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
  9. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  10. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  
  11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
  12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
  13. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
  14. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
  15. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
  16. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
  17. Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиобщекультурного направления«Праздники, традиции и ремёсла народов России»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...