Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
рабочая программа
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора развития и воспитания личности. Акцент на взаимодействие всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.
Ожидаемые конечные результаты:
Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Получение учащимися опыта:
– позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
– самостоятельного общественного действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.pdf | 79.05 КБ |
vvedenie_glavnaya_2.docx | 127.28 КБ |
osnovnye_glavy_2.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
направлено на «возвышение сердца»
ребенка как центра духовной жизни
(И.-Г.Песталоцци)
Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Дорогою добра»
Руководитель и основной разработчик программы | Лаврентьева Людмила Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2 г.Покачи. |
Основания для разработки программы |
|
Стратегическая цель программы | Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. |
Социально – значимые партнеры |
|
Задачи |
|
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап – информационно-аналитический (2019 – 2020 гг.), анализ условий, необходимых для реализации проекта; 2 этап – деятельностный (2020 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников; 3 этап – обобщающий (2023 – 2024 гг.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников. |
Ожидаемые конечные результаты |
– переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; – самостоятельного общественного действия. |
При образовании чрезвычайно
вредно развивать только рассудок и ум,
оставляя без внимания сердце…
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский
В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека.
Социальная значимость реализации программы, на мой взгляд, состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
В современном российском обществе происходят изменения, которые резко актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания учащихся:
- разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
- возникновение феномена бездуховности, агрессивного невежества;
- появление новой системы требований общества к личности;
- активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
- переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.
Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора. Стратегической целью данного проекта является обеспечение целостного подхода к формированию личности, основам гражданского воспитания, освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию в учащихся милосердия и терпимости, которые понимаются как способность не проявлять отрицательных реакций (отталкивания, презрения, ненависти) в общении с людьми, имеющими национальные, этнические, конфессиональные, мировоззренческие и другие отличия, то есть по-другому называем это толерантностью (терпимостью).
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Новизна программы заключается в создании взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.
Предварительный просмотр:
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонациональной Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования заключаются:
- в области формирования личностной культуры:
– в способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
– в укреплении нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
– в формировании основ нравственного самосознания личности
– способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– в понимании нравственного смысла учения и основ морали – осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
– в укреплении у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
– в принятии учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– в способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлении критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
– в развитии трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- в области формирования социальной культуры:
– в пробуждении веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
– в воспитании ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, основ российской гражданской идентичности; патриотизма и гражданской солидарности;
– в развитии навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
– в укреплении доверия к другим людям;
– в развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
– в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- в осознанном и уважительном отношении к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– в понимании необходимости толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- в области формирования семейной культуры:
– в отношении к семье как основе российского общества;
– в уважительном отношении к родителям, осознанном и заботливом отношения к старшим и младшим;
– в представлении о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважении к ним;
– в знакомстве учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащегося на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Принципы и особенности организации содержания духовно- нравственного развития и воспитания учащихся, концептуальные основы уклада школьной жизни
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Содержание учебного процесса и внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя с значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию урочной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
– общеобразовательных дисциплин;
– произведений искусства;
– периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
– духовной культуры и фольклора народов России;
– истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
– жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
– общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
– других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов урочной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Этапы реализации программы
1 этап – информационно-аналитический (2019г.), анализ условий, необходимых для реализации программы.
Условия для самореализации учащихся
1. Эколого-биологическое воспитание: экологический клуб «Третья планета от солнца».
2. Научно-техническая деятельность: начальное техническое моделирование, робототехника.
3. Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивная акробатика, настольный теннис, волейбол, самбо, ушу, греко-римская борьба, баскетбол, тяжелая атлетика.
4. Творческая: занятия в группах музыкального, хореографического, изобразительного искусства, декоратично-прикладного творчества.
5. Общественная деятельность: детские объединения: российское движение школьников (РДЖ), юные инспектора движения, юные патриоты России, объединение юных журналистов.
Занятость детей во внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования 100 % учащихся.
2 этап – деятельностный (2019 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников.
3 этап – обобщающий (2023г.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися в реализации содержания воспитательной работы
Основное содержание воспитания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Общешкольные ежегодные мероприятия: 1.Участие в акции «Дорогою добра». 2. Посещение городского музея краеведения (ноябрь, май). 3. Уход за памятником Великой Отечественной войны. 4. Возложение цветов к памятнику ВОВ (14 февраля, 23 ноября, 9 мая, 22 июня). 5. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (февраль). Уроки мужества с приглашением ветеранов. 6. Знакомство с государственной символикой России (декабрь) | |||
Внеклассное мероприятие с участием родителей «История моего имени и фамилии» (ноябрь). Беседа «Семь я в одном доме» (декабрь). Семейные посиделки (декабрь). Весёлые старты (февраль). Конкурс рисунков «Никто не забыт. Ничто не забыто» (май). Экскурсия в городской музей краеведения (май). | Беседа «Государственные символы России» (герб, флаг и гимн) (декабрь). Весёлые старты (февраль). Встреча с ветеранами (февраль). Беседа. Покорение космоса Юрий Гагарин (апрель). Конкурс рисунков «Никто не забыт. Ничто не забыто» (май). Экскурсия в городской музей краеведения (май). | Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране?» (ноябрь). Беседа «Что такое Конституция?» (декабрь). Я – ученик. Мои права и обязанности (январь). Весёлые старты (февраль). Беседа «Моё «хочу» и моё «надо» (март). Экскурсия в городской музей «История моего города» (май). | Библиотечный урок «Покачи – город памяти» (сентябрь). Экскурсия в городской музей краеведения «Замечательные люди города Покачи» (ноябрь). Весёлые старты (февраль). Конкурс рисунков «Никто не забыт. Ничто не забыто» (май). Акция «Открытка ветерану» (май). Концерт для ветеранов ВОВ, участников тыла. |
Основное содержание воспитания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | 1. Неделя вежливости (сентябрь). 2. Акция «Подари улыбку» (декабрь). 3. Акция «Рождественский перезвон» (январь). 4. Весенняя неделя добра (апрель). | |||
Правила первоклассников (сентябрь). Урок этической грамматики (апрель). Беседа («Что значит быть добрым?») (май). | Беседа «Сочувствие, чуткость, отзывчивость» (январь). «Всегда ли я хороший?» (февраль). Учимся дружить (март). | Классный час «Взаимное уважение» (ноябрь). Доверительная беседа «Друг в моей жизни» (декабрь). Классный час «Помогай окружающим людям». | Чтение рассказа «Тральщик «Китобой» (ноябрь). Азбука вежливости (беседа) (апрель). Этикет поведения в гостях (апрель). Воспитательное дело «Вавилонская башня» (май). | |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | 1. Конкурс творческих работ «Осенний вернисаж» (октябрь). 2. Конкурс «Сказки Рождества», «В мешок Деду Морозу» (январь). 3. Выставка технического и декоративно-прикладного творчества (февраль). 4. Конкурс самодеятельности (февраль). 5. Масленица. Проводы зимы (февраль). | |||
Праздник урожая (октябрь). Экскурсия в теплицы (декабрь). Конкурс «Огород на окне» (апрель). Встреча с представителем профессии «Ландшафтный дизайн» (май). | Классный час «Кто печёт нам хлеб?» (сентябрь). Экскурсия на хлебопекарню (осенние каникулы). Профессия повар. Встреча с работниками школьной столовой (ноябрь). Классный час «Профессия моих родителей» (май). | Классный час «Профессии, связанные с передвижением (водители, дальнобойщики, лётчики)» (сентябрь). Экскурсия в музей (октябрь). Развитие сотовой связи. Интернет (январь). Внеклассное чтение Л.Н. Толстой. «Яблони»; Л. Кассиль «Всё могут человеческие руки» (март). | Классный час «Экология. Каким бы вы хотели видеть свой город, свою школу?» Беседа о профессиях коммунального хозяйства (сентябрь). Составление проектов озеленения станицы «Зелёная станица» (апрель). Знакомство с трудом технического персонала школы (октябрь). | |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | 1. Акция «Не сжигайте, люди, листья!» (октябрь). 2. Весенняя неделя добра (апрель). 3. Конкурс экологического плаката (март). 4. Акция «Птичку жалко» (декабрь). 5. Акция «Братья наши меньшие» (апрель). | |||
Конкурс рисунков «Покормите птиц!» (декабрь). Конкурс «Огород на окне» (апрель). | Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили» (март). | Экскурсия в городскую библиотеку (осенние каникулы). | Экологическая игра «Радуга» (март). Игра «Экологическая кругосветка» (апрель). Составление проектов озеленения «Зелёный город» (апрель). | |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | 1. Неделя здоровья (февраль). 2. Смотр художественной самодеятельности (март). | |||
«Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело» (январь). Беседа «Как я устроен» (февраль). Урок этической грамматики (апрель). Экскурсия в городской музей краеведения (март). | Не знакомьтесь с вредными привычками (апрель). Экскурсия в городской музей краеведения (март). Правила этикета (апрель). | Правила этикета (апрель). Экскурсия в городской музей краеведения (март). | «О вкусах не спорят, о манерах надо знать» (апрель). Экскурсия в областной музей краеведения (март). Азбука вежливости (апрель). |
Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
– участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия учащихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
– реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с учащимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и советом образовательного учреждения;
– проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) учащихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни учащегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учётом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей), накопленных в нашей стране в советский период её истории.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, статьях Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
– содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания. Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовываются с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Планируемые результаты воспитательной работы в МАОУ СОШ № 2
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать наличие соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение учащимися:
– воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
– эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности). При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности учащегося, формирование его социальной компетентности и т. д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям учащегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и учащимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
– элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
– первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
– опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; – опыт социальной и межкультурной коммуникации;
– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
– уважительное отношение к традиционным религиям;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
– элементарные представления о различных профессиях;
– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
– первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
– личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
– мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...
"Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» для детей – 6,5 – 7,5 лет"
срок реализайии 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»
Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...
Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Социокультурные истоки" (срок реализации 4 года, 2017-2021)
Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Социокультурные истоки" (срок реализации 4 года, 2017-2021)...