Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Здебская Елена Владимировна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_obshcheniya-1_klass.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заревская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

                                                                                                     «Утверждаю»

                                                                                                                  Директор МАОУ Заревской СОШ с УИОП                                                                                                                                                                                                                           _________ Е.П.Федорова

                                                                                        « __»  ___________ 2013 г

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

духовно - нравственное направление

 на тему:

«Мастерская общения»

для  обучающихся 1 класса

Руководитель:

Здебская Елена Владимировна

учитель начальных классов

Срок  реализации  программы - 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

    Данная рабочая программа  на тему «Мастерская общения» реализует  духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1  классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на 2013 – 2014 учебный год.

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  Объем  нагрузки:

Участники образовательной программы:    учащиеся  1 классов.

Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

 Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

    

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

   Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

               

Учебно-тематический план на год

 №

 п/п

 Содержание программы

  Всего    часов

 Теория

 Практика

1.

 Вводное занятие

1

1

-

2.

 Я среди людей

6

3

3

3.

 Речевой этикет

6

2

4

4.

 Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

 Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

33

12

21

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Тематическое планирование курса.

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

1

02.09-06.09.13

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

09.09-13.09.13

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

16.09-20.09.13

4

Плохо одному.

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

23.09-27.09.13

5

Товарищи и друзья.

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

30.09-04.10.13

6

Как завоевывать друзей.

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

07.10-11.10.13

7

Бескорыстие в дружбе.

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

14.10-18.10.13

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

21.10-25.10.13

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

28.10-01.11.13

10

Правила знакомства, представления  и обращения.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

11.11-

15.11.13

11

Правила приветствия и прощания.

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

18.11-

22.11.13

12

Правила извинения и просьбы.

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

25.11-

29.11.13

13

Правила благодарности и отказа.

Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

1

02.12-06.12.13

Культура поведения

(12 ч)

14

Отношение к старшим.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

09.12-

13.12.13

    15

Отношение к учителю.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

16.12-

20.12.13

16

Отношение к малышам.

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

23.12-

27.12.13

17

Как вести себя в школе, на переменах.

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

13.01-

17.01.14

18

Правила поведения в столовой, за столом.

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

20.01-24.01.14

19

Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

27.01-

31.01.14

20

Искусство делать подарки.

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

03.02-07.02.14

21

Как правильно разговаривать по телефону.

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

17.02-

21.02.14

22

Правила поведения в общественном транспорте.

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

Ролевая игра «В автобусе».

1

24.02-

28.02.14

23

Как вести себя  в общественных местах.

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

03.03-

07.03.14

24

Правила поведения в театре и кино.

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

10.03-

14.03.14

25

Поведение в библиотеке и музее.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

17.03-

21.03.14

В мире сказок

(6 ч)

26

Добро и зло в сказках.

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

31.03-

04.04.14

27

Добро и зло в сказках.

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

07.04-

11.04.14

28

Сказки – волшебство, чудо и правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

14.04-

18.04.14

29

Сказки – волшебство, чудо и правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

21.04-

25.04.14

30

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

28.04-

02.05.14

31

Сказка – ложь, да в ней намек.

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

05.05-

09.05.14

32

Что мы узнали и чему научились.

Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

1

12.05-

16.05.14

Итоговые занятия

(2 ч)

33

Что мы узнали и чему научились.

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

1

19.05-

23.05.14

ИТОГО:  33 часа

Учебно – методическое  обеспечение.

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

от «___»__________2013 г. №__

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________/Солохина Г.Г./

«___»__________2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...