ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
Бурлинского района Алтайского края
ПРОГРАММА
Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
Направление: общекультурное
2014-2018 учебный год
Программа составлена Варакутой Людмилой Николаевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
педагогический стаж – 9 лет
Бурла, 2014 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
КУРС «Учимся красиво говорить»
Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляются.
Демокрит
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся красиво говорить» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана примерных программ внеурочной деятельности: начального и основного образования под редакцией В.А.Горского с учетом авторской программы курса «Речь и культура общения» Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С., программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», программы Соколовой Т.Н. «Школа развития речи».
Актуальность данной программы.
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.
Связь с уже существующими по данному направлению программами. Данная модель внеурочной деятельности реализуется с 1 по 4 класс. Программа курса выбрана с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей. Особенность данной программы состоит в том, что обучение детей развитию связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие развивать у детей содержательность, логику, точность, богатство, ясность, выразительность, чистоту и правильность речи.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 33часа в год в 1-ом классе (1час в неделю), во 2-4 классе на 34 часа в год (1 час в неделю)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Цель данной программы является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Помочь обучающимся осмыслить их речевую практику;
- Создать условия для речевой деятельности детей;
- Повышать уровень языкового развития школьников;
- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников;
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к родному языку;
- развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;
- развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
- привить уважение к литературе и чтению.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к великому русскому слову;
- Воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- воспитать уважительное отношение между членами коллектива;
- воспитать умение оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
- воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;
Требования к уровню освоения обучающимися результатов курса:
Первый уровень результатов - формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.
Второй уровень результатов - участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема.
Третий уровень результатов - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
- анкетирование;
- мониторинг результатов обучения и личностного развития;
- тесты на определение сформированности УУД
Итоги реализации программы будут представлены на внеклассных мероприятиях.
Содержание деятельности
Учебно-тематический план (1 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Речь. Техника и выразительность речи | 2 | 1 | 1 |
2. | Слово | 15 | 5 | 10 |
3. | Культура общения | 5 | 2 | 3 |
4. | Текст | 11 | 4 | 7 |
Итого: | 33 | 12 | 21 |
Характеристика разделов.
- Речь.
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
- Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-« родственники ». Слова-« родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетаИИ и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
- Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Озаглавливание.
- Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Учебно-тематический план (2 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Речь. Техника и выразительность речи | 2 | 1 | 1 |
2. | Слово | 13 | 4 | 9 |
3. | Культура общения | 3 | 1 | 2 |
4. | Текст | 16 | 6 | 10 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
- Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
- Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов
- Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Учебно-тематический план (3 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Слово. | 15 | 5 | 10 |
2. | Текст. | 10 | 3 | 7 |
3. | Стили речи. | 9 | 4 | 5 |
4. | ||||
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
- Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
- Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
- Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Учебно-тематический план (4 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Слово | 9 | 4 | 5 |
2. | Речь. Техника и выразительность речи | 6 | 2 | 4 |
3. | Текст | 19 | 9 | 10 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
- Слово.
Повторение изученного в 1-3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.
Речевой этикет: формы обращения.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.
Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
- Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте. составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Условия и ресурсы для реализации программы:
- Материально- техническое: музыкальный центр; музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; СД диски; 26 портативных компьютеров (нетбуки-трансформеры) ученика с точкой доступа Wi-Fi и программным обеспечением.
- 2 тележки-хранилища с системой подзарядки.
- Интерактивная система: интерактивная доска, проектор.
- Компьютер для учителя.
- Принтер.
- Телевизор.
- DVD плейер.
- Выход в Интернет.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
1.1 (1) | Речь. | 1 | Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи. | Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем. | Слушать и понимать речь других; | |
1.2 (2) | Какую речь приятно слушать. Тише, громче. | 1 | Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи. | Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию) | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | |
Тема 2: « Слово » Всего 15 часов | ||||||
2.1 (3) | Слова, слова, слова. | 1 | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. | Уметь составлять слова по определенным правилам. | Слушать и понимать речь других, работать с анаграммами, палиндромами. Определять лексическое значение слова по толковому словарю. | |
2.2 (4) | Озорные буквы. | 1 | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов. | Видеть важность изученного правила. | |
2.3 (5) | Слова играют в прятки. | 1 | Знакомство с шарадами, определение лексического значения слова по толковому словарю. | Познакомится с правилами разгадывания шарад. | Научится разгадывать шарады | |
2.4 (6) | Слово и его значение. | 1 | Сведения о лексическом значении слова. | Различать слово и не слово, определять лексическое значение слова. | Работать с толковым словарём, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. | |
2.5 (7) | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Знакомство с прямым и переносным значениями слова, показать изобразительно-выразительную роль метафор. | Употреблять слова в переносном значении. | Определять основу переноса, конструировать предложения с использованием метафор. | |
2.6 (8) | Многозначные слова. | 1 | Формирование понятия многозначности слова, их изобразительной роли. | Выделять в тексте многозначные слова, определять их значения. | Устанавливать общность значений многозначного слова, конструировать образные выражения. | |
2.7 (9) | Омонимы. | 1 | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Понимать роль омонимов в речи. | Выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи | |
2.8 (10) | Синонимы. | 1 | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи, находить синонимы в тексте. | Находить синонимы в тексте. | Использовать синонимы для редактирования текста. | |
2.9 (11) | Антонимы. Пословицы. | 1 | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. Знакомство с пословицами. | Использовать в речи антонимы. | Использовать в речи пословицы и поговорки. | |
2.10 (12) | Тематические группы слов. | 1 | Познакомить с тематическими группами слов | Уметь работать со словами различных тематических групп. | Работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; | |
2.11 (13) | Наш цветной мир. | 1 | Формировать первичное представление об образности. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста, работать с пословицами, используя антонимы | |
2.12 (14) | Что на что похоже. | 1 | Формировать первичное представление о сравнении. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения . | |
2.13 (15) | Голоса природы. | 1 | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | |
2.14 (16) | Проверочная работа. контроль знаний | 1 | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения. | Использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | |
2.15 (17) | Загадки. | 1 | Формировать умения отгадывать загадки. | Отгадывать загадки. | Сочинять загадки. | |
Тема 3: «Культура общения» Всего 5 часов | ||||||
3.1 (18) | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | Знакомство со словами приветствия и прощания. | Правильно употреблять слова приветствия и прощания в речевой практике. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.2 (19) | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.3 (20) | Пословицы. | 1 | Продолжить знакомство с пословицами. | Использовать в речи пословицы. | Объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. | |
3.4 (21) | Учимся рассуждать. | 1 | Работа с деформированным текстом. | Составлять устный рассказ. | Устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку. | |
3.5 (22) | Учимся рассуждать | 1 | Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. | Уметь передавать смысл пословиц, подбирая более точные слова и выражения. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
Тема 4: «Текст» Всего 11 часов | ||||||
4.1 (23) | Текст. | 1 | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
4.2 (24) | Текст. | 1 | Работа с деформированным текстом. | Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему. | Учиться работать по предложенному учителем плану, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
4.3 (25) | Заглавие текста. | 1 | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Находить главные строки текста, озаглавливать его. | Учиться работать по предложенному учителем плану ; | |
4.4 (26) | Тема текста. «открытие» нового знания | 1 | Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему. | Определять тему текста. | Конструировать текст на заданную тему. | |
4.5 (27) | Повторение пройденного. | 1 | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной | Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста. | Работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
4.6 (28) | Опорные слова. | 1 | Знакомство с опорными словами, выделение их из текста, восстановление знакомого текста по опорным словам. | Восстанавливать текст по опорным словам. | Сочинять сказку по опорным словам. | |
4.7 (29) | Мы строим текст | 1 | Знакомство со структурой текста. | Определять в тексте начало, середину и концовку. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
4.8 (30) | Мы строим текст | 1 | Работа с деформированным текстом. | Определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
4.9 (31) | План текста. | 1 | Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | Пересказывать по плану, составлять план. | |
4.10 (32) | План текста. | 1 | Продолжить работу по формированию навыков составления плана текста. | Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям. | Пересказывать по плану, составлять план. | |
4.11(33) | Проверочная работа. | 1 | Выявить уровень усвоения по изученным темам. | Определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | Применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Календарно тематическое планирование 2 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||||||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||||||
1.1 (1) | Выразительное чтение. Интонация. | 1 | Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом. | Пользоваться интонацией при выразительном чтении. | Выразительно читать текст. | |||||
1.2 (2) | Выразительное чтение. Интонация. | 1 | Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом. | Пользоваться интонацией при выразительном чтении. | Выразительно читать текст. | |||||
Раздел 2: «Слово». Всего 13 часов. | ||||||||||
2.1 (3) | Слово. Значение слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «слово». | Определять лексическое значение слова. | Определять лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа) | |||||
2.2 (4) | Многозначные слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «многозначное слово». | Определять значение многозначного слова. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | |||||
2.3 (5) | Омонимы. | 1 | Формирование понятия «омонимы». | Определять точное значение слова. | Употреблять в речи омонимы. | |||||
2.4 (6) | Омофоны, омоформы. | 1 | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. | Определять точное значение слова. | Употреблять в речи омонимы, омофоны и омоформы. | |||||
2.5 (7) | Синонимы. | 1 | Продолжить формировать понятия «синонимы» | Подбирать слова близкие по смыслу. Определять лексическое значение слова по словарю синонимов. | Употреблять речи синонимы. | |||||
2.6 (8) | Антонимы. | 1 | Продолжить формировать понятия «антонимы» | Подбирать слова противоположные по смыслу. Определять лексическое значение слова по словарю антонимов. | Употреблять речи антонимы, находить антонимы в пословицах. | |||||
2.7 (9) | Фразеологизмы. | 1 | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Находить в тексте фразеологизмы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.8 (10) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы, подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.9 (11) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы, подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.10 (12) | Пословицы. | 1 | Продолжить знакомство с пословицами. | Объяснять пословицы. | Применять пословицы в своей речи. | |||||
2.11 (13) | Загадки. | 1 | Знакомство с загадками, их художественными особенностями. | Отгадывать загадки (узнавать предмет по его краткому описанию) | Сочинять загадки. | |||||
2.12 (14) | Сравнение. | 1 | Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений. | Составлять словосочетания со словами – сравнениями | Составлять предложения и тексты описательного характера с использованием сравнений. | |||||
2.13 (15) | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением. | Выделять олицетворение в тексте. | Составлять предложения и текст повествовательного характера с использованием олицетворений. | |||||
Раздел 3: «Текст». Всего 16 часов | ||||||||||
3.1 (16) | Тема текста. Заглавие. | 1 | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его. | Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. | Прогнозировать содержание текста по названиям микротем. | |||||
3.2 (17) | Текст. Опорные слова. | 1 | Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. | Выделять в тексте опорные слова для пересказа. | Пересказывать текст по опорным словам. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||
3.3 (18) | Опорные слова. | 1 | Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. | Выделять в тексте опорные слова для пересказа. | Пересказывать текст по опорным словам. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||
3.4 (19) | Текст. План текста. | 1 | Продолжить работу над выработкой умения составлять план текста. | Составлять план текста. | Пересказывать по плану. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |||||
3.5 (20) | Виды плана. | 1 | Знакомство с разными видами плана. | Делить текст на смысловые части, определять их микротемы. | Составлять картинный, цитатный план. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |||||
3.6 (21) | Виды плана | 1 | Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов. | Различать картинный и цитатный план. | Составлять картинный, цитатный план. Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.7 (22) | Связь между предложениями в тексте. | 1 | Работа над деформированным текстом. | Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.8 (23) | Связь между частями текста. | 1 | Наблюдать за связью между частями текста. | Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.9 (24) | Работа с деформированным текстом | 1 | Работа над установлением связи между предложениями и восстановление деформированного текста. | Устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |||||
3.10 (25) | Редактирование текста. | 1 | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. | Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.11 (26) | Типы текста. Описание. | 1 | Познакомить с текстом описанием. | Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.12 (27) | Текст – сравнительное описание. | 1 | Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. | Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.13 (28) | Типы текста. Повествование. | 1 | Познакомить с текстом – повествованием | Составлять текст по опорным словам и по плану. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.14 (29) | Типы текста. Рассуждение. | 1 | Познакомить с текстом – рассуждением. | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.15 (30) | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | Обучение письменному сочинению. | Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.16 (31) | Редактирование текста. | 1 | Исправление ошибок, допущенных в тексте. | Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
Тема 4: «Культура общения» Всего 3 часа | ||||||||||
4.1 (32) | Культура общения. На дне рождения. | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |||||
4.2 (33) | Культура общения. Правила поведения в школе. | 1 | Знакомство с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |||||
4.3 (34) | Культура общения. Правила поведения в магазине. | 1 | Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Календарно тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
Раздел 1: «Слово». Всего 15 часов. | ||||||
1.1 (1) | Многозначные слова. | 1 | Повторить изученное о многозначных словах | Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. | Слушать и понимать речь других; находить выражения с прямыми значениями слов | |
1.2 (2) | Омонимы, омоформы и омофоны | 1 | Повторить изученное об омонимах, омоформах и омофонах. | Находить омонимы, омоформами и омофонами | Уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |
1.3 (3) | фразеологизмы. (Р) | 1 | Повторить понятие фразеологизмы | находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | слушать и понимать речь других; уместно употреблять крылатые слова в речи. | |
1.4 (4) | Сравнения | 1 | Продолжить работу над понятием «сравнение» | подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | самостоятельно формулировать тему и цели урока | |
1.5 (5) | Олицетворение. | 1 | Продолжить работу над понятием «олицетворение» | Находить олицетворения в тексте | употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |
1.6 (6) | Эпитеты. | 1 | Познакомить с эпитетами, их значением. | Находить в тексте эпитеты. | употреблять эпитеты в устной и письменной речи | |
1.7 (7) | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные | 1 | Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой. | Находить в тексте нейтральные и эмоционально-окрашенные слова. | выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |
1.8 (8) | Откуда приходят слова. | 1 | Знакомство с заимствованными словами | находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | ||
1.9 (9) | Этимология. | 1 | Познакомить с разделом языка - этимологией | использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов. | ||
1.10 (10) | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением имён | объяснять происхождение имен. | Слушать и понимать речь других; Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.11 (11) | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением отчеств. | объяснять происхождение отчеств. | Слушать и понимать речь других; Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.12 (12) | Наши фамилии | 1 | Познакомить с происхождением фамилий | высказывать предположения о происхождении фамилии. | Слушать и понимать речь других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.13 (13) | Топонимы | 1 | Познакомить с топонимами | Объяснять топонимы. | Находить в тексте топонимы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.14 (14) | Устаревшие слова | 1 | Познакомить с устаревшими словами. | находить и объяснять значение устаревших слов | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | |
1.15 (15) | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | Учить сочинению – описанию по картине | Писать сочинение описание | Употреблять фразеологические обороты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
Раздел 2: «Текст». Всего 10 часов | ||||||
2.1 (16) | Типы текстов | 1 | Повторить признаки типов текста | различать типы текстов. | ||
2.2 (17) | Тема текста. Опорные слова. | 1 | Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | определять тему текста; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
2.3 (18) | Связь слов в тексте | 1 | Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом | из предложений составлять текст | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
2.4 (19) | Цепная связь предложений в тексте | 1 | Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте | определять способы цепной связи предложений в тексте. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.5 (20) | Цепная связь предложений в тексте | 1 | Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте | составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.6 (21) | Параллельная связь предложений в тексте | 1 | Познакомить с параллельной связью предложений в тексте | составлять из предложений текст с параллельной связью. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.7 (22) | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» | 1 | Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте | определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
2.8 (23) | Единый временной план текста | 1 | Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | определить типы текста | находить глаголы в тексте и определять их время. | |
2.9 (24) | Единый временной план текста | 1 | Дать понятие о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах | объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
2.10 (25) | Единый временной план текста | 1 | Продолжить работу над временной соотнесённостью глаголов. | редактировать повествовательные тексты. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
Раздел 3: «Стили речи». Всего 9 часов | ||||||
3.1 (26) | Стили речи. | 1 | Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи | различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | ||
3.2(27) | Стили речи. | 1 | Познакомить с разговорным стилем речи, с понятиями «монолог» и «диалог» | находить текст в разговорном стиле. | ||
3.3(28) | Культура речи | 1 | Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии. | соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | |
3.4(29,30) | Научные стиль | 2 | Познакомить с «научным стилем» | различать научный текс от других. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.5 (31,32) | Словари | 2 | Познакомить с разными видами словарей. | Работать со словарями. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.6 (33) | Повторение изученного материала. | 1 | Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | ||
3.7 (34) | Проверочная работа. | 1 | Выявить уровень усвоения | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); |
Календарно тематическое планирование 4 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Слово » Всего 9 часов | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
1.1 (1) | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. | 1 | Продолжить работу над понятиями: омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с понятием «каламбур» | Определять значение омонимов, омофонов и омоформов с помощью толкового словаря. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
1.2 (2) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить знакомство с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | Уместно употреблять крылатые слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.3 (3) | Фразеологизмы. | 1 | Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | Уместно употреблять крылатые слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.4 (4) | Диалектизмы. | 1 | Познакомить с диалектизмами. Показать значение диалектизмов в литературном языке. | Находить в тексте диалектизмы; объяснять их значение. | Уместно употреблять слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.5 (5) | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Употреблять в устной речи изобразительно-выразительные средства. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.6 (6) | Метафора. | 1 | Познакомить с понятием «метафора». Показать роль метафоры в художественном тексте. | Понимать роль метафоры в художественном тексте. | Находить в тексте метафоры. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
1.7 (7) | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Обогатить речь детей пословицами и поговорками. учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. | Отличать пословицы от поговорок. | Употреблять пословицы и поговорки в различных речевых ситуациях. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.8 (8) | Сочинение по пословице. | 1 | Учить составлять текст – повествование с элементами описания по заданной пословице. | Составлять текст- повествование. | Раскрывать смысл пословицы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи. | |
1.9 (9) | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Редактирование текстов, исправление лексических и стилистических ошибок. | Редактировать текст. | Исправлять лексические и стилистические ошибки. Осуществлять анализ и синтез. | |
Раздел 2. «Речь. Техника и выразительность речи». Всего 6 часов. | ||||||
2.1 (10) | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.2 (11) | Сочинение – пейзажная зарисовка | 1 | Составление текста в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.3 (12) | Рифма. | 1 | Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. | Определять стихи, определенный ритм. | Сочинять стихотворения, используя рифму. | |
2.4 (13) | Диалог и монолог. | 1 | Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи. | Правила оформления на письме. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
2.5 (14) | Драматические импровизации. | 1 | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа. | Отличать пьесу от рассказа. | Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.6 (15) | Драматические импровизации. | 1 | Учить трансформировать рассказ в пьесу. | Отличать пьесу от рассказа. | Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
Раздел 3. «Текст». Всего 19 часов. | ||||||
3.1 (16) | Композиции текста. Основные элементы композиции. | 1 | Знакомство с элементами композиции текста. | Определять все части текста | Определять элементы композиции текста. Осуществлять анализ и синтез. | |
3.2 (17) | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | Определение элементов композиции текста. | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Определять элементы композиции текста. Осуществлять анализ и синтез. | |
3.3 (18) | Творческая работа. | 1 | Написание сочинения на определённую тему. | Писать сочинение на определённую тему. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.4 (19) | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Знакомство с составлением текста в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.5 (20) | Творческая работа. | 1 | Сочинение сказки по опоре. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.6 (21) | Публицистический текст. | 1 | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Отличать публицистический стиль от художественного. | Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.7 (22) | Газетно-публицистический стиль. | 1 | Знакомство с особенностями газетно-публицистического стиля. | Определять корреспонденцию, репортаж, статью. | Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.8 (23) | Деловая игра «Вёрстка газеты» | 1 | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Выпускать стенную газету. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.9 (24) | Официально – деловой стиль. | 1 | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями | Узнавать по определённым признакам официально-деловой стиль. | Правильно оформлять заявление, письмо-заказ. Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.10 (25) | Тезисы. Конспект. | 1 | Знакомство с написанием конспектов статей. | Писать конспекты статей. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.11 (26) | Аннотация. | 1 | Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам. | Составлять аннотации к прочитанным книгам. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.12 (27) | Я пишу письмо. | 1 | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Правила и вежливые формы переписки. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.13 (28) | Личный дневник. | 1 | Знакомство с ведением записей в личном дневнике. Показать важность ведения личного дневника. | Вести записи в личном дневнике. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.14 (29) | Сочинение «Мои любимые стихи» | 1 | Написание сочинения – рассуждения. | Признаки текста рассуждения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.15 (30) | Сочинение – мозаика «Весна пришла!» | 1 | Написание сочинения-описания в художественном стиле. | Признаки текста –описания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.16 (31) | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Знакомство с написанием сценария. | Определять признаки текста – сценария. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.17 (32,33, 34) | Стили речи. | 1 | Повторить всё о разновидностях книжного стиля. | Особенности художественного, научного, публицистического стилей. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
Литература для учителя:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык), издательство «Просвещение», 2011г.
- Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова издательство «РОСТ», 2011г.
- Арсирий А. Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Вишневская Е.Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
- Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1990.
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
для обучающихся:
- Т.Н.Соколова. Рабочая тетрадь «Школа развития речи» в двух частях. издательство «РОСТ», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-545099-1417796268.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-339817-1386595662.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа составлена по курсу "Учусь творчески мыслить .Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-566721-1423242294.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности «Учусь оценивать свои успехи» (Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин) 1 класс
Программа составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой и А. М. Соломатина "Учусь оценивать свои успехи" для 1-ого класса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619166-1428189086.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-798231-1570647715.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732443-1452108675.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа по внеурочной деятельности....