ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_govorit_krasivo.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
Бурлинского района Алтайского края
ПРОГРАММА
Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»
Направление: общекультурное
2014-2018 учебный год
Программа составлена Варакутой Людмилой Николаевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
педагогический стаж – 9 лет
Бурла, 2014 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
КУРС «Учимся красиво говорить»
Выражение лица в зеркале видится, души же – в беседах проявляются.
Демокрит
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся красиво говорить» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана примерных программ внеурочной деятельности: начального и основного образования под редакцией В.А.Горского с учетом авторской программы курса «Речь и культура общения» Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С., программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», программы Соколовой Т.Н. «Школа развития речи».
Актуальность данной программы.
Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Практическая значимость программы объясняется формированием связной устной и письменной речи младших школьников.
Связь с уже существующими по данному направлению программами. Данная модель внеурочной деятельности реализуется с 1 по 4 класс. Программа курса выбрана с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей. Особенность данной программы состоит в том, что обучение детей развитию связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие развивать у детей содержательность, логику, точность, богатство, ясность, выразительность, чистоту и правильность речи.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 33часа в год в 1-ом классе (1час в неделю), во 2-4 классе на 34 часа в год (1 час в неделю)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Цель данной программы является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Помочь обучающимся осмыслить их речевую практику;
- Создать условия для речевой деятельности детей;
- Повышать уровень языкового развития школьников;
- Обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников;
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к родному языку;
- развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;
- развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
- привить уважение к литературе и чтению.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к великому русскому слову;
- Воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- воспитать уважительное отношение между членами коллектива;
- воспитать умение оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
- воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;
Требования к уровню освоения обучающимися результатов курса:
Первый уровень результатов - формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.
Второй уровень результатов - участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема.
Третий уровень результатов - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
- анкетирование;
- мониторинг результатов обучения и личностного развития;
- тесты на определение сформированности УУД
Итоги реализации программы будут представлены на внеклассных мероприятиях.
Содержание деятельности
Учебно-тематический план (1 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Речь. Техника и выразительность речи | 2 | 1 | 1 |
2. | Слово | 15 | 5 | 10 |
3. | Культура общения | 5 | 2 | 3 |
4. | Текст | 11 | 4 | 7 |
Итого: | 33 | 12 | 21 |
Характеристика разделов.
- Речь.
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
- Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-« родственники ». Слова-« родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетаИИ и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
- Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Озаглавливание.
- Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Учебно-тематический план (2 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Речь. Техника и выразительность речи | 2 | 1 | 1 |
2. | Слово | 13 | 4 | 9 |
3. | Культура общения | 3 | 1 | 2 |
4. | Текст | 16 | 6 | 10 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
- Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
- Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов
- Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Учебно-тематический план (3 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Слово. | 15 | 5 | 10 |
2. | Текст. | 10 | 3 | 7 |
3. | Стили речи. | 9 | 4 | 5 |
4. | ||||
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
- Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
- Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
- Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Учебно-тематический план (4 класс)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Слово | 9 | 4 | 5 |
2. | Речь. Техника и выразительность речи | 6 | 2 | 4 |
3. | Текст | 19 | 9 | 10 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Характеристика разделов.
- Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
- Слово.
Повторение изученного в 1-3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.
Речевой этикет: формы обращения.
- Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.
Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
- Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте. составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Условия и ресурсы для реализации программы:
- Материально- техническое: музыкальный центр; музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; СД диски; 26 портативных компьютеров (нетбуки-трансформеры) ученика с точкой доступа Wi-Fi и программным обеспечением.
- 2 тележки-хранилища с системой подзарядки.
- Интерактивная система: интерактивная доска, проектор.
- Компьютер для учителя.
- Принтер.
- Телевизор.
- DVD плейер.
- Выход в Интернет.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
1.1 (1) | Речь. | 1 | Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи. | Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем. | Слушать и понимать речь других; | |
1.2 (2) | Какую речь приятно слушать. Тише, громче. | 1 | Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи. | Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию) | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | |
Тема 2: « Слово » Всего 15 часов | ||||||
2.1 (3) | Слова, слова, слова. | 1 | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. | Уметь составлять слова по определенным правилам. | Слушать и понимать речь других, работать с анаграммами, палиндромами. Определять лексическое значение слова по толковому словарю. | |
2.2 (4) | Озорные буквы. | 1 | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов. | Видеть важность изученного правила. | |
2.3 (5) | Слова играют в прятки. | 1 | Знакомство с шарадами, определение лексического значения слова по толковому словарю. | Познакомится с правилами разгадывания шарад. | Научится разгадывать шарады | |
2.4 (6) | Слово и его значение. | 1 | Сведения о лексическом значении слова. | Различать слово и не слово, определять лексическое значение слова. | Работать с толковым словарём, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. | |
2.5 (7) | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Знакомство с прямым и переносным значениями слова, показать изобразительно-выразительную роль метафор. | Употреблять слова в переносном значении. | Определять основу переноса, конструировать предложения с использованием метафор. | |
2.6 (8) | Многозначные слова. | 1 | Формирование понятия многозначности слова, их изобразительной роли. | Выделять в тексте многозначные слова, определять их значения. | Устанавливать общность значений многозначного слова, конструировать образные выражения. | |
2.7 (9) | Омонимы. | 1 | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Понимать роль омонимов в речи. | Выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи | |
2.8 (10) | Синонимы. | 1 | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи, находить синонимы в тексте. | Находить синонимы в тексте. | Использовать синонимы для редактирования текста. | |
2.9 (11) | Антонимы. Пословицы. | 1 | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. Знакомство с пословицами. | Использовать в речи антонимы. | Использовать в речи пословицы и поговорки. | |
2.10 (12) | Тематические группы слов. | 1 | Познакомить с тематическими группами слов | Уметь работать со словами различных тематических групп. | Работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; | |
2.11 (13) | Наш цветной мир. | 1 | Формировать первичное представление об образности. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста, работать с пословицами, используя антонимы | |
2.12 (14) | Что на что похоже. | 1 | Формировать первичное представление о сравнении. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения . | |
2.13 (15) | Голоса природы. | 1 | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | |
2.14 (16) | Проверочная работа. контроль знаний | 1 | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения. | Использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | |
2.15 (17) | Загадки. | 1 | Формировать умения отгадывать загадки. | Отгадывать загадки. | Сочинять загадки. | |
Тема 3: «Культура общения» Всего 5 часов | ||||||
3.1 (18) | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | Знакомство со словами приветствия и прощания. | Правильно употреблять слова приветствия и прощания в речевой практике. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.2 (19) | Культура речи. Вежливые слова. | 1 | Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.3 (20) | Пословицы. | 1 | Продолжить знакомство с пословицами. | Использовать в речи пословицы. | Объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. | |
3.4 (21) | Учимся рассуждать. | 1 | Работа с деформированным текстом. | Составлять устный рассказ. | Устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку. | |
3.5 (22) | Учимся рассуждать | 1 | Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. | Уметь передавать смысл пословиц, подбирая более точные слова и выражения. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
Тема 4: «Текст» Всего 11 часов | ||||||
4.1 (23) | Текст. | 1 | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
4.2 (24) | Текст. | 1 | Работа с деформированным текстом. | Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему. | Учиться работать по предложенному учителем плану, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
4.3 (25) | Заглавие текста. | 1 | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Находить главные строки текста, озаглавливать его. | Учиться работать по предложенному учителем плану ; | |
4.4 (26) | Тема текста. «открытие» нового знания | 1 | Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему. | Определять тему текста. | Конструировать текст на заданную тему. | |
4.5 (27) | Повторение пройденного. | 1 | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной | Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста. | Работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
4.6 (28) | Опорные слова. | 1 | Знакомство с опорными словами, выделение их из текста, восстановление знакомого текста по опорным словам. | Восстанавливать текст по опорным словам. | Сочинять сказку по опорным словам. | |
4.7 (29) | Мы строим текст | 1 | Знакомство со структурой текста. | Определять в тексте начало, середину и концовку. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
4.8 (30) | Мы строим текст | 1 | Работа с деформированным текстом. | Определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
4.9 (31) | План текста. | 1 | Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | Пересказывать по плану, составлять план. | |
4.10 (32) | План текста. | 1 | Продолжить работу по формированию навыков составления плана текста. | Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям. | Пересказывать по плану, составлять план. | |
4.11(33) | Проверочная работа. | 1 | Выявить уровень усвоения по изученным темам. | Определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | Применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Календарно тематическое планирование 2 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||||||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||||||
1.1 (1) | Выразительное чтение. Интонация. | 1 | Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом. | Пользоваться интонацией при выразительном чтении. | Выразительно читать текст. | |||||
1.2 (2) | Выразительное чтение. Интонация. | 1 | Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом. | Пользоваться интонацией при выразительном чтении. | Выразительно читать текст. | |||||
Раздел 2: «Слово». Всего 13 часов. | ||||||||||
2.1 (3) | Слово. Значение слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «слово». | Определять лексическое значение слова. | Определять лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа) | |||||
2.2 (4) | Многозначные слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «многозначное слово». | Определять значение многозначного слова. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | |||||
2.3 (5) | Омонимы. | 1 | Формирование понятия «омонимы». | Определять точное значение слова. | Употреблять в речи омонимы. | |||||
2.4 (6) | Омофоны, омоформы. | 1 | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. | Определять точное значение слова. | Употреблять в речи омонимы, омофоны и омоформы. | |||||
2.5 (7) | Синонимы. | 1 | Продолжить формировать понятия «синонимы» | Подбирать слова близкие по смыслу. Определять лексическое значение слова по словарю синонимов. | Употреблять речи синонимы. | |||||
2.6 (8) | Антонимы. | 1 | Продолжить формировать понятия «антонимы» | Подбирать слова противоположные по смыслу. Определять лексическое значение слова по словарю антонимов. | Употреблять речи антонимы, находить антонимы в пословицах. | |||||
2.7 (9) | Фразеологизмы. | 1 | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Находить в тексте фразеологизмы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.8 (10) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы, подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.9 (11) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы, подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |||||
2.10 (12) | Пословицы. | 1 | Продолжить знакомство с пословицами. | Объяснять пословицы. | Применять пословицы в своей речи. | |||||
2.11 (13) | Загадки. | 1 | Знакомство с загадками, их художественными особенностями. | Отгадывать загадки (узнавать предмет по его краткому описанию) | Сочинять загадки. | |||||
2.12 (14) | Сравнение. | 1 | Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений. | Составлять словосочетания со словами – сравнениями | Составлять предложения и тексты описательного характера с использованием сравнений. | |||||
2.13 (15) | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением. | Выделять олицетворение в тексте. | Составлять предложения и текст повествовательного характера с использованием олицетворений. | |||||
Раздел 3: «Текст». Всего 16 часов | ||||||||||
3.1 (16) | Тема текста. Заглавие. | 1 | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его. | Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. | Прогнозировать содержание текста по названиям микротем. | |||||
3.2 (17) | Текст. Опорные слова. | 1 | Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. | Выделять в тексте опорные слова для пересказа. | Пересказывать текст по опорным словам. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||
3.3 (18) | Опорные слова. | 1 | Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. | Выделять в тексте опорные слова для пересказа. | Пересказывать текст по опорным словам. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||
3.4 (19) | Текст. План текста. | 1 | Продолжить работу над выработкой умения составлять план текста. | Составлять план текста. | Пересказывать по плану. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |||||
3.5 (20) | Виды плана. | 1 | Знакомство с разными видами плана. | Делить текст на смысловые части, определять их микротемы. | Составлять картинный, цитатный план. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |||||
3.6 (21) | Виды плана | 1 | Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов. | Различать картинный и цитатный план. | Составлять картинный, цитатный план. Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.7 (22) | Связь между предложениями в тексте. | 1 | Работа над деформированным текстом. | Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.8 (23) | Связь между частями текста. | 1 | Наблюдать за связью между частями текста. | Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.9 (24) | Работа с деформированным текстом | 1 | Работа над установлением связи между предложениями и восстановление деформированного текста. | Устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |||||
3.10 (25) | Редактирование текста. | 1 | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. | Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; | |||||
3.11 (26) | Типы текста. Описание. | 1 | Познакомить с текстом описанием. | Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.12 (27) | Текст – сравнительное описание. | 1 | Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. | Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.13 (28) | Типы текста. Повествование. | 1 | Познакомить с текстом – повествованием | Составлять текст по опорным словам и по плану. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.14 (29) | Типы текста. Рассуждение. | 1 | Познакомить с текстом – рассуждением. | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.15 (30) | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | Обучение письменному сочинению. | Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
3.16 (31) | Редактирование текста. | 1 | Исправление ошибок, допущенных в тексте. | Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | |||||
Тема 4: «Культура общения» Всего 3 часа | ||||||||||
4.1 (32) | Культура общения. На дне рождения. | 1 | Знакомство с правилами поведения в гостях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |||||
4.2 (33) | Культура общения. Правила поведения в школе. | 1 | Знакомство с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |||||
4.3 (34) | Культура общения. Правила поведения в магазине. | 1 | Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях. | Употреблять вежливые слова с учётом ситуации общения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Календарно тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Речь » Всего 2 часа | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
Раздел 1: «Слово». Всего 15 часов. | ||||||
1.1 (1) | Многозначные слова. | 1 | Повторить изученное о многозначных словах | Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. | Слушать и понимать речь других; находить выражения с прямыми значениями слов | |
1.2 (2) | Омонимы, омоформы и омофоны | 1 | Повторить изученное об омонимах, омоформах и омофонах. | Находить омонимы, омоформами и омофонами | Уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |
1.3 (3) | фразеологизмы. (Р) | 1 | Повторить понятие фразеологизмы | находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | слушать и понимать речь других; уместно употреблять крылатые слова в речи. | |
1.4 (4) | Сравнения | 1 | Продолжить работу над понятием «сравнение» | подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | самостоятельно формулировать тему и цели урока | |
1.5 (5) | Олицетворение. | 1 | Продолжить работу над понятием «олицетворение» | Находить олицетворения в тексте | употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |
1.6 (6) | Эпитеты. | 1 | Познакомить с эпитетами, их значением. | Находить в тексте эпитеты. | употреблять эпитеты в устной и письменной речи | |
1.7 (7) | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные | 1 | Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой. | Находить в тексте нейтральные и эмоционально-окрашенные слова. | выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |
1.8 (8) | Откуда приходят слова. | 1 | Знакомство с заимствованными словами | находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | ||
1.9 (9) | Этимология. | 1 | Познакомить с разделом языка - этимологией | использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов. | ||
1.10 (10) | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением имён | объяснять происхождение имен. | Слушать и понимать речь других; Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.11 (11) | Как тебя зовут? | 1 | Познакомить с происхождением отчеств. | объяснять происхождение отчеств. | Слушать и понимать речь других; Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.12 (12) | Наши фамилии | 1 | Познакомить с происхождением фамилий | высказывать предположения о происхождении фамилии. | Слушать и понимать речь других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.13 (13) | Топонимы | 1 | Познакомить с топонимами | Объяснять топонимы. | Находить в тексте топонимы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.14 (14) | Устаревшие слова | 1 | Познакомить с устаревшими словами. | находить и объяснять значение устаревших слов | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | |
1.15 (15) | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | Учить сочинению – описанию по картине | Писать сочинение описание | Употреблять фразеологические обороты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
Раздел 2: «Текст». Всего 10 часов | ||||||
2.1 (16) | Типы текстов | 1 | Повторить признаки типов текста | различать типы текстов. | ||
2.2 (17) | Тема текста. Опорные слова. | 1 | Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | определять тему текста; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
2.3 (18) | Связь слов в тексте | 1 | Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом | из предложений составлять текст | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
2.4 (19) | Цепная связь предложений в тексте | 1 | Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте | определять способы цепной связи предложений в тексте. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.5 (20) | Цепная связь предложений в тексте | 1 | Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте | составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.6 (21) | Параллельная связь предложений в тексте | 1 | Познакомить с параллельной связью предложений в тексте | составлять из предложений текст с параллельной связью. | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; | |
2.7 (22) | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» | 1 | Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте | определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
2.8 (23) | Единый временной план текста | 1 | Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | определить типы текста | находить глаголы в тексте и определять их время. | |
2.9 (24) | Единый временной план текста | 1 | Дать понятие о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах | объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; | |
2.10 (25) | Единый временной план текста | 1 | Продолжить работу над временной соотнесённостью глаголов. | редактировать повествовательные тексты. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
Раздел 3: «Стили речи». Всего 9 часов | ||||||
3.1 (26) | Стили речи. | 1 | Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи | различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | ||
3.2(27) | Стили речи. | 1 | Познакомить с разговорным стилем речи, с понятиями «монолог» и «диалог» | находить текст в разговорном стиле. | ||
3.3(28) | Культура речи | 1 | Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии. | соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | |
3.4(29,30) | Научные стиль | 2 | Познакомить с «научным стилем» | различать научный текс от других. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.5 (31,32) | Словари | 2 | Познакомить с разными видами словарей. | Работать со словарями. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | |
3.6 (33) | Повторение изученного материала. | 1 | Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | ||
3.7 (34) | Проверочная работа. | 1 | Выявить уровень усвоения | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); |
Календарно тематическое планирование 4 класс.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||
1 | Раздел 1: «Слово » Всего 9 часов | |||||
Дата | Тема урока, тип урока(практический/теоретический) | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | ||
Учащийся научится (предметные) | Учащийся сможет научиться (метапредметные) | |||||
1.1 (1) | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. | 1 | Продолжить работу над понятиями: омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с понятием «каламбур» | Определять значение омонимов, омофонов и омоформов с помощью толкового словаря. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
1.2 (2) | Фразеологизмы. | 1 | Продолжить знакомство с фразеологизмами. | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | Уместно употреблять крылатые слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.3 (3) | Фразеологизмы. | 1 | Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; | Уместно употреблять крылатые слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.4 (4) | Диалектизмы. | 1 | Познакомить с диалектизмами. Показать значение диалектизмов в литературном языке. | Находить в тексте диалектизмы; объяснять их значение. | Уместно употреблять слова в речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.5 (5) | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Употреблять в устной речи изобразительно-выразительные средства. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.6 (6) | Метафора. | 1 | Познакомить с понятием «метафора». Показать роль метафоры в художественном тексте. | Понимать роль метафоры в художественном тексте. | Находить в тексте метафоры. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
1.7 (7) | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Обогатить речь детей пословицами и поговорками. учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. | Отличать пословицы от поговорок. | Употреблять пословицы и поговорки в различных речевых ситуациях. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
1.8 (8) | Сочинение по пословице. | 1 | Учить составлять текст – повествование с элементами описания по заданной пословице. | Составлять текст- повествование. | Раскрывать смысл пословицы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи. | |
1.9 (9) | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Редактирование текстов, исправление лексических и стилистических ошибок. | Редактировать текст. | Исправлять лексические и стилистические ошибки. Осуществлять анализ и синтез. | |
Раздел 2. «Речь. Техника и выразительность речи». Всего 6 часов. | ||||||
2.1 (10) | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.2 (11) | Сочинение – пейзажная зарисовка | 1 | Составление текста в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.3 (12) | Рифма. | 1 | Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. | Определять стихи, определенный ритм. | Сочинять стихотворения, используя рифму. | |
2.4 (13) | Диалог и монолог. | 1 | Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи. | Правила оформления на письме. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
2.5 (14) | Драматические импровизации. | 1 | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа. | Отличать пьесу от рассказа. | Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
2.6 (15) | Драматические импровизации. | 1 | Учить трансформировать рассказ в пьесу. | Отличать пьесу от рассказа. | Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
Раздел 3. «Текст». Всего 19 часов. | ||||||
3.1 (16) | Композиции текста. Основные элементы композиции. | 1 | Знакомство с элементами композиции текста. | Определять все части текста | Определять элементы композиции текста. Осуществлять анализ и синтез. | |
3.2 (17) | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | Определение элементов композиции текста. | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Определять элементы композиции текста. Осуществлять анализ и синтез. | |
3.3 (18) | Творческая работа. | 1 | Написание сочинения на определённую тему. | Писать сочинение на определённую тему. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.4 (19) | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Знакомство с составлением текста в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.5 (20) | Творческая работа. | 1 | Сочинение сказки по опоре. | Составлять текст в художественном стиле. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.6 (21) | Публицистический текст. | 1 | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Отличать публицистический стиль от художественного. | Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.7 (22) | Газетно-публицистический стиль. | 1 | Знакомство с особенностями газетно-публицистического стиля. | Определять корреспонденцию, репортаж, статью. | Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.8 (23) | Деловая игра «Вёрстка газеты» | 1 | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Выпускать стенную газету. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.9 (24) | Официально – деловой стиль. | 1 | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями | Узнавать по определённым признакам официально-деловой стиль. | Правильно оформлять заявление, письмо-заказ. Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | |
3.10 (25) | Тезисы. Конспект. | 1 | Знакомство с написанием конспектов статей. | Писать конспекты статей. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.11 (26) | Аннотация. | 1 | Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам. | Составлять аннотации к прочитанным книгам. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.12 (27) | Я пишу письмо. | 1 | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Правила и вежливые формы переписки. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.13 (28) | Личный дневник. | 1 | Знакомство с ведением записей в личном дневнике. Показать важность ведения личного дневника. | Вести записи в личном дневнике. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.14 (29) | Сочинение «Мои любимые стихи» | 1 | Написание сочинения – рассуждения. | Признаки текста рассуждения. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.15 (30) | Сочинение – мозаика «Весна пришла!» | 1 | Написание сочинения-описания в художественном стиле. | Признаки текста –описания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.16 (31) | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Знакомство с написанием сценария. | Определять признаки текста – сценария. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
3.17 (32,33, 34) | Стили речи. | 1 | Повторить всё о разновидностях книжного стиля. | Особенности художественного, научного, публицистического стилей. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
Литература для учителя:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык), издательство «Просвещение», 2011г.
- Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова издательство «РОСТ», 2011г.
- Арсирий А. Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963.
- Вишневская Е.Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
- Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1990.
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
для обучающихся:
- Т.Н.Соколова. Рабочая тетрадь «Школа развития речи» в двух частях. издательство «РОСТ», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа составлена по курсу "Учусь творчески мыслить .Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей...
Программа курса внеурочной деятельности «Учусь оценивать свои успехи» (Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин) 1 класс
Программа составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой и А. М. Соломатина "Учусь оценивать свои успехи" для 1-ого класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"
Рабочая программа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа по внеурочной деятельности....