Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"
рабочая программа

Цупикова Наталья Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_uchitsya_.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района

«Рассмотрено»                                                               «Согласовано»                                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Заместитель директора  по УВР                                      Директор школы

__________________                                                                                                                                                   ___________/__________/

_________/________/                                                 _______/_________/                                                   Приказ №________

Протокол №___от

«__»_________2019 г.                                                   «__»__________2019 г.                                                    «__»________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности        Учимся  учиться

по направлению                      общеинтеллектуальное  

для обучающихся     10 – 11  лет

срок реализации   II полугодие    

Цупикова Наталья Владимировна

Ф.И.О учителя, (коллектива учителей)

2019 – 2020  учебный год

Введение

         Рабочая программа  разработано в соответствии:

с приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России)  от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);

письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

письмом Министерства образования и науки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;

письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России «О рабочих программах учебных предметов» от 28 октября 2015 г. N 08-1786;

Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Бутурлиновская ООШ №4.

Занятия проводятся  в полугодии по 1 ч в неделю, во  II полугодии– 18/19 часов.

Цель программы:

развитие УУД  обучающихся, в основе которых лежит умение учиться.

Задачи:

  • умение результативно мыслить и работать с информацией (познавательные УУД).
  • умение организовать свою деятельность (регулятивные УУД).
  • умение самостоятельно делать свой выбор (личностные результаты).
  • умение общаться и взаимодействовать с другими людьми

(коммуникативные УУД).

В результате освоения курса воспитанник должен научиться смысловому чтению, научиться выделять тему, идею, делить текст на части, составлять план, составлять свой текст на основе данного, пользоваться дополнительными источниками информации.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления детьми знаний и сформировавшихся навыков, которые применяются в процессе обучения.

Планируемые результаты:

Личностные:формируются первичные представления о ценностях знаний, ориентация на понимание причин успеха, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие.

Метапредметные:ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность с поставленной задачей, получать различную информацию из разных источников.

Предметные: осознает познавательную задачу;  планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Название разделов, тем

Коли

чество часов

Форма мероприятия

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Предполагаемый результат

1

Как учились дети в прошлом

1

Вводное тематическое занятие, познавательная беседа

Система образования в XIX-XX вв.

Знакомство с научной и художественной литературой. Просмотр презентации

Пробудить интерес к обучению

2

Организация домашнего учебного труда

1

Познавательная беседа

Режим труда и отдыха

Изучение основных режимных моментов школьника. Просмотр видео «Идеальный режим школьника»

Рационально распределять время, отведенное на выполнение домашнего задания

3

Готовим задание по устным предметам

1

Познавательная беседа, практическая работа

Повторение пройденного,   новый  материал,

план ответа

Работа по алгоритму

Успешное выполнение домашнего задания

4

Готовим задание по письменным предметам

1

Познавательная беседа, практическая работа

Повторение пройденного,   новый  материал,

план ответа

Работа по алгоритму

Успешное выполнение домашнего задания

5

Тема текста

1

Практическая работа

Тема текста

Определить тему, выбрать предложение, отражающее тему; сформулировать тему

Самостоятельно определять тему текста

6-7

Основная мысль текста

2

Практическая работа

Основная мысль

Найти предложение, отражающее идею; сформулировать самостоятельно идею.

Умение  определять основную мысль текста

8

Заглавие как отражение темы и идеи

1

Практическая работа

Заглавие, тема и идея текста, тип речи, стили речи

Подобрать заголовок, отражающий тему; отражающий идею. Соответствие заголовка стилю текста

Умение  определять тему текста, самостоятельно озаглавливать  текст

9

Эпиграф как отражение идеи текста

1

Практическая работа

Эпиграф, идея текста

Выбрать из разных вариантов эпиграф к тексту, доказать близость к главной мысли

Умение подбирать эпиграф к тексту. Подбирать эпиграф при написании сочинений

10

Абзац.

План текста

1

Практическая работа

Абзац,  план текста

Деление на абзацы. Построение текста из отдельных абзацев. Добавление и информации. Составление плана текста

Умение делить текст на смысловые части. Составлять план текста

11-12

Главная и второстепенная информация в тексте

2

Практическая работа

Пересказ, сжатие теста

Выделение главного, сокращение текста. Обучение краткому пересказу

Умение выделять главное и второстепенное в тексте

13

Смысловое чтение

1

Практическая работа

Предчтение,  перечитывание текста, анализ текста, беседе по содержанию, выразительное чтение

Работа с терминами, непонятными словами. Обучение переформатированию текста

Составление кластера

14

Вступление, основная часть, заключение.

1

Практическая работа

Вступление, основная часть, заключение

Составление разных частей текста в заданном стиле.

Умение составлять тексты по заданной теме в различных стилях

15

Дополнительные источники информации

1

Практическая работа

Виды словарей. Толкование, значение слова.

Словарная статья, пометы, ударение, устаревшие слова, происхождение слов  и т.д.

Обучение работе     со словарями,  справочниками

Читать и понимать содержание словарной статьи, определять лексическое значение слова

16

Создание текста

1

Практическая работа

Стили речи, тема текста, идея текста

Составление собственного научно-популярного текста на основе опорных слов

Создавать текст в научно-популярном стиле

17

Красота и образность речи

1

Практическая работа

Средства художественной выразительности

Работа над речевыми и грамматическими ошибками.

Употребление выразительных средств в речи

Анализировать текст, видеть речевые и грамматические ошибки в нем

18/19

Итоговое занятие

1-2

Конференция

Защита презентации

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Как учились дети в прошлом

1

2

Организация домашнего учебного труда

1

3

Готовим задание по устным предметам

1

4

Готовим задание по письменным предметам

1

5

Тема текста

1

6-7

Основная мысль текста

2

8

Заглавие как отражение темы и идеи

1

9

Эпиграф как отражение идеи текста

1

10

Абзац.

План текста

1

11-12

Главная и второстепенная информация в тексте

2

13

Смысловое чтение

1

14

Вступление, основная часть, заключение.

1

15

Дополнительные источники информации

1

16

Создание текста

2

17

Красота и образность речи

1

18/19

Итоговое занятие

1-2

Приложение

Практическая работа №1

По слову в день

Из всех средств общения  язык – самое мощное по силе воздействия. Чем искуснее вы умеете обращаться со словом, тем лучше ваши собеседники поймут смысл сказанного вами. Узнавать новые слова, использовать их в речи не просто увлекательное занятие,  это может дать вам ключ к открытию новых истин. Русский язык изобилует синонимами, и потому значения слов богаты тончайшими нюансами. Старайтесь узнавать и заучивать новые слова, они придадут вашей речи выразительность и точность. Возьмём, к примеру, названия оттенков красного цвета. Если в вашей палитре выразительных средств есть слова малиновый, карминный*, алый, розовый, сливовый, рубиновый или  светло-вишнёвый, это позволит вам создать именно то впечатление, которое нужно. Вот вполне доступная задача – добавлять к вашему словарному запасу по одному слову в день. Секрет успеха здесь в том, чтобы, узнав интересное слово, начать применять его, использовать на практике. Чтение и проверка незнакомых слов по словарю – неплохое начало…

                                                                           (из книги «Зарядка для ума»)

Задания к тексту

  1. Разделите текст на абзацы ( деление отметьте в тексте ).
  2. Подчеркните в тексте предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.
  3. Составьте предложение, используя любой оттенок красного. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Обведите в овал  слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.
  6. Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово  (ответ не оценивается).

КармИнный – ярко-красный, цвета кармина.

КармИн – яркая красная краска, получаемая из тела самок кошенили.

КошенИль – насекомое, из тела которого добывается ярко-красное вещество.

Рекомендации по проверке работы

Задание

баллы

1

Разделите текст на абзацы.

1-2

2

Выпишите из текста предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.

2

3

Составьте предложение, используя любой оттенок красного.

1-2

4

Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника).

1-2

5

Подчеркните в тексте слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.

1-2

6

Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово  (ответ не оценивается).

-

Макс. -10

Синонимы красного: бордовый, рубиновый, коралловый (из словаря),багровый, багряный, пунцовый.

Практическая работа №2

Художественная фотография очень близка по своим задачам к живописи. Это снимки, в которых авторам удаётся передать зрителям какую-то мысль, идею или впечатление – то есть настоящие произведения искусства. Если ты хочешь, чтобы снимки, которые ты делаешь, стали более красивыми и художественными, не забывай о законах цвета и композиции. Прежде всего, не фотографируй всё подряд. Определи для себя, зачем ты фотографируешь, что тебе нравится в том, что ты видишь.

Задание:

  1. Прочитайте  текст, раздели его на абзацы.
  2. Вставь дополнительную информацию в исходный текст, отметь  в тексте, куда можно вставить отрывок №1 и №2.

№1 Выбор кадра и способ обработки фотографии зависят от человека. Поэтому можно не только копировать действительность, но и создавать художественные образы.

№2  Благодаря фотографии мы очень многое узнаём о прошлом и настоящем, получаем представление о жизни в отдалённых уголках планеты, о космосе и океане, можем заново пережить наиболее интересные события нашей жизни.

    3.Рассмотрите фотографии и сформулируйте идею каждой. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Подберите к фотографиям по одному отрывку из стихотворений.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

 Скоро Осень проснется

 И заплачет спросонья...
К.Бальмонт

Как на выставке картин:

 Залы, залы, залы, залы

 Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой....

Б.Пастернак

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,..

А.С.Пушкин

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!...

А.Плещеев

    5.Составьте своё предложение об осени, отражающее впечатление от одной из  фотографий. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Календарно-тематическое планирование на II полугодие, 5 «А» класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Как учились дети в прошлом

1

2

Организация домашнего учебного труда

1

3

Готовим задание по устным предметам

1

4

Готовим задание по письменным предметам

1

5

Тема текста

1

6

Основная мысль текста

1

7

Заглавие как отражение темы и идеи

1

8

Эпиграф как отражение идеи текста

1

9-10

Абзац.

План текста

2

11-12

Главная и второстепенная информация в тексте

2

13

Смысловое чтение

1

14

Вступление, основная часть, заключение.

1

15

Дополнительные источники информации

1

16

Создание текста

1

17

Красота и образность речи

1

18

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДУМАЕМ, РЕШАЕМ, УЧИМСЯ»

Программа курса «Думаем, решаем, учимся» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих затруднения в учебной деятельности. Основанием для посе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"

Рабочая программа составлена по курсу "Учусь творчески мыслить .Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрограмма разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, федеральной программой воспитания. Программа внеурочной деятельности связана с Рабо...