1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
6.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
7.Программой по учебному предмету (курсам) по «Учусь творчески мыслить» Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей
8.Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
Актуальность рабочей программы:
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность детям проявить высокий уровень развития творческих способностей.
За основу при создании программы взята концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности, созданная Дж. Гилфордом, и идеи санкт-петербурского психолога Ю.Б. Гатанова.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся первой ступени общего среднего образования.
Основные задачи программы:
- Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
- Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
- Формирование и развитие у учащихся навыков общения и сотрудничества в процессе решения творческих задач.
- Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации противоречий, возникающих в ходе решения задачи.
Программа рассчитана на 4 года и предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Формы и методы внеурочной деятельности по направлениям: основным методом развития творческой продуктивности является метод «Мозгового штурма». А так же:
-метод увеличения/уменьшения объекта;
- метод дробления/объединения;
-метод внесения/вынесения;
-метод придания объекту динамики/статики;
-метод нахождения необычных сторон в привычном;
- метод обзора всех мыслимых вариантов;
- метод рассмотрения объектов ситуаций с разных точек.
В основу программы легли основные дидактические принципы: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование позитивного и осознанного отношения учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых представлений и навыков, а также интенсивную умственную и практическую деятельность в процессе обучения.
Принцип творческого обучения означает, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у учащихся уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов ее решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие у учащихся рефлексивных умений в процессе творческой деятельности.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения на формирование интереса детей к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание учителя к каждому учащемуся на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)-2-4 классы и 33 часа в год – 1 класс.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- ставить учебную задачу;
- составлять план и определять последовательность действий;
- прогнозировать результат;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия;
- оценивать себя на основе критериев успешности собственной деятельности;
- сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Познавательные:
Общеучебные:
- структурировать знания;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- моделировать преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая формы).
Логические:
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- проводить синтез;
- выбирать основания и критерии для сравнения;
- самостоятельно классифицировать объекты;
- подводить под понятие, выводить следствие;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выдвигать и обосновывать гипотезы, строить логические цепи рассуждений;
- доказывать свое мнение;
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников, способ взаимодействия;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие качества:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативность - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Программа для I класса рассчитана на 33 учебных часа; для II- IV классов - на 34 учебных часа (при одном занятии в неделю). На факультативных занятиях выполняются задания серий «А» и «Б». Задания серии «А» направлены на формирование приёмов творческого мышления; задания серии «Б» - на закрепление и развитие навыков творческой деятельности. Программой по каждому классу предусмотрены также 10 свободных заданий (задания серии «В») - для развития навыков самостоятельной творческой работы. Форма выполнения заданий серии «В» - самостоятельно или с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.
Программа обеспечена пособиями для учащихся (по каждому классу) и соответствующими им учебно-методическими пособиями для учителей.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Годичный курс включает в себя 34 занятия (1 занятие в неделю), а также 10 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями в свободное время. Дополнительные задания можно давать на уроке. Их выполнение желательно, но необязательно: у детей должно быть ощущение свободы в выборе времени для работы с этими заданиями.
Программа развития творческого мышления имеет 4 последовательных, в то же время относительно независимых друг от друга годичных курса.
Каждая часть состоит из упражнений и заданий, предназначенных для развития тех или иных мыслительных способностей. Все упражнения также классифицируются согласно «Модели структуры интеллекта» Дж. Гилфорда по типам информации и способам ее организации.
Серия «А» - 17 заданий – формирование системных креативных качеств личности ребёнка.
Серия «Б» - 17 заданий – закрепление и развитие системных креативных качеств личности ребёнка.
Серия «С» - 10 заданий – формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Эти части можно использовать как последовательно в течение 4 лет, так и вследствие относительной независимости каждой части можно начинать с любой из них, несмотря на то, что дети не знакомы с предыдущими частями. Хотя, безусловно, прохождение всего курса будет иметь больший эффект.
1 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы |
1 | Разные слова | - Ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления;
- развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
|
2 | От точки к точке | - Развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
|
3 | Смеёмся и грустим | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления;
- закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи;
- осознание учащимися того, что самые разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.
|
4 | Готовимся к празднику | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
- развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.
|
5 | Вот так история | - Развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации;
- развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
|
6 | Кто больше увидит | - Развитие способностей к детализации образных идей на рисунке, оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода объединения.
|
7 | Лица: весёлые, грустные | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений;
- развитие способности к разработке деталей.
|
8 | Модельер | - Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие наблюдательности и воображения.
|
9 | Что я делаю, когда… | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- усвоение этических правил обсуждения творческих идей.
|
10 | Говорящие линии | - Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей;
- развитие умения делать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из нее.
|
11 | Летучие кошки | - Развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода подбора нетипичных свойств к объекту;
- развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию.
|
12 | Вторая жизнь | - Применение метода «мозгового штурма»;
- формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое;
- усвоение правил (в том числе и этических) проведения «мозгового штурма».
|
13 | Оранжевое небо, оранжевое море… | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство, — цвет.
|
14 | Новая старая сказка | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
- развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок;
- усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.
|
15 | Детский мир | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе методов классификации и дихотомии.
|
16 | Фантастические создания | - Развитие воображения и наглядно-образного мышления;
- развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
|
17 | Волшебная дверь | - Развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе методов «дихотомия» и «внесение/вынесение»;
- формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.
|
2 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы |
1 | Полезные свойства | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций.
|
2 | Развлечения маленьких и дела больших | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода увеличения-уменьшения объекта.
|
3 | Шапки для дрессировщиков | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями.
|
4 | Рисуем письма | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе рисуночного письма – метода пиктограммы.
|
5 | Волшебные петельки | - Развитие способности к разработке деталей на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями;
- развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.
|
6 | Что было, что будет… | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозговой штурм», а также метода придания объекту динамики-статики.
|
7 | Что можно сделать из картошки? | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дробления-объединения;
- освоение метода «мозговой штурм».
|
8 | Шифры и тайны | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода «увидеть необычное в обычном».
|
9 | Лозунги и значки | - Развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода «мозговой штурм»;
- развитие способности к образной разработке деталей.
|
10 | Необычные превращения обычных предметов | - Развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе методов «увидеть необычное в обычном» и внесения-вынесения.
|
11 | Треугольный котенок | - Развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе метода создания нового путем комбинирования известных компонентов;
- развитие умения создавать целое из элементов.
|
12 | Что у нас общего? | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе метода оценки известных явлений с новой точки зрения;
- развитие способности классифицировать информацию разными способами.
|
13 | Комиксы | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода динамизации.
|
14 | Представь себя деревом | - Развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие способности к перевоплощению на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.
|
15 | Мягкий, пушистый, урчащий | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов объекта или явления;
- развитие способности описывать объект.
|
16 | Перевертыши | - Развитие оригинальности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе методов «увеличение-уменьшение объекта» и «обзор всех мыслимых вариантов объекта или явления».
|
17 | Перепутанные сказки | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями.
|
3 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы |
1 | Необычные события | - Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода внесения/вынесения.
- развитие умения преодолевать психологическую инерцию.
|
2 | Заколдованные фигурки | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие способности к дальнейшей разработке идеи.
|
3 | Уменьшение и увеличение | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода увеличения/уменьшения параметров объекта.
|
4 | Дерево слов | - Развитие гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации;
- развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.
|
5 | Спрятавшийся рисунок | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода универсализации.
|
6 | Эмоции и настроения | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дихотомии;
- развитие умения по разным основаниям классифицировать информацию, отражающую поведение человека;
- обсуждение этических аспектов межличностного общения.
|
7 | Крестословица | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления;
- развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов;
- развитие способности к разработке деталей придуманных образов.
|
8 | Придумай предложение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные и надо уважать мнение, отличное от собственного.
|
9 | Космические туристы | - Развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта.
|
10 | Имя | - Развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомии;
- рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
|
11 | Иначе говоря | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
|
12 | Спрячь слово | - Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под привычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций.
|
13 | Придумай окончание истории | - Развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.
|
14 | Придумай слово | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов.
|
15 | Как поднять настроение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.
|
16 | Планирование | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода придания объекту динамики/статики;
- рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.
|
17 | Газетный репортаж | - Развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе методов придания объекту динамики/статики и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта;
- создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.
|
18 | Сравнения | - Развитие продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления,
- развитие воображения, развитие способности придумывать красочные эпитеты.
|
4 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы |
1 | Сильные и смелые | - Развитие гибкости словесно-логического мышления;
- развитие способности классифицировать информацию о поведении человека по различным признакам.
|
2 | Своя рифма | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления;
- развитие навыков работы методом «мозгового штурма».
|
3 | Взгляд с другой стороны | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие способности к преобразованию имеющейся информации;
- рассмотрение этических аспектов межличностных отношений.
|
4 | Треугольный конструктор | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной словами.
|
5 | Как комар в жирафа превратился | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации и свободных ассоциаций;
- освоение этических правил общения в творческом процессе.
|
6 | Опиши настроение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие способности передавать чувства и настроения.
|
7 | Удивительная полоска | - Развитие гибкости и творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения новых явлений путем комбинирования известных;
- развитие умения устанавливать связи между образной и словесной информацией.
|
8 | Множества фигурок | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода дихотомии;
- развитие гибкости мышления в работе с образной информацией.
|
9 | Схемы предложений | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или
явления.
|
10 | Новые отгадки | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие умения находить нестандартные ответы.
|
11 | Прятки | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
|
12 | Ребусы | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода дробления/объединения объекта.
|
13 | Заполни кроссворд | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальные буквы слова и т. п.) признаку.
|
14 | Символы | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода пиктограммы;
- развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.
|
15 | Заголовки | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
- развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу.
|
16 | А если с юмором? | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
- развитие навыков командного взаимодействия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
|
17 | Своя поговорка | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления; развитие навыков групповой работы методом «мозгового штурма»;
- обсуждение этических аспектов межличностного взаимодействия.
|
18 | Старая сказка на новый лад | - Развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода изменения точки зрения на привычный объект с помощью заданных педагогом условий.
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Разные слова | - Ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления;
- развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
| 0,5 Разминка
| Задания А, Б, В | 2 |
|
2 | От точки к точке | - Развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.
| Задания А, Б | 2 |
|
3 | Смеемся и грустим | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления;
- закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи;
- осознание учащимися того, что самые разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.
| Задание А, В | 2 |
|
4 | Готовимся к празднику | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
- развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
5 | Вот так история | - Развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации;
- развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
6 | Кто больше увидит | ■ Развитие способностей к детализации образных идей на рисунке, оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода объединения. | Задания А, Б | 2 |
|
7 | Лица: весёлые, грустные | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений;
- развитие способности к разработке деталей.
| Задания А, Б | 2 |
|
8 | Модельер | - Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие наблюдательности и воображения.
| Задание А, Б, В | 2 |
|
9 | Что я делаю, когда... | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; ■ усвоение этических правил обсуждения творческих идей. | Задание А | 1 |
|
10 | Говорящие линии | - Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей;
- развитие умения делать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из нее.
| Задание А, В | 2 |
|
11 | Летучие кошки | - Развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода подбора нетипичных свойств к объекту;
- развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию.
| Задания А, Б | 2 |
|
12 | Вторая жизнь | - Применение метода «мозгового штурма»;
- формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое;
- усвоение правил (в том числе и этических) проведения «мозгового штурма».
| Задания А, Б, В | 2 |
|
13 | Оранжевое небо, оранжевое море... | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство, — цвет.
| Задание А, В | 2 |
|
14 | Новая старая сказка | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов;
- развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок;
- усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
15 | Детский мир | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе методов классификации и дихотомии. | Задания А, Б | 2 |
|
16 | Фантастические создания | - Развитие воображения и наглядно-образного мышления;
- развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
17 | Волшебная дверь | - Развитие воображения и наглядно- образного мышления на основе методов «дихотомия» и «внесение/вынесение»;
- формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.
| Задания А, Б | 2 |
|
| Итого: | 33 |
|
2 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Полезные свойства | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций. | Разминка | Задания А, Б | 2 |
|
2 | Развлечения маленьких и дела больших | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода увеличения-уменьшения объекта. | Задания А, Б | 2 |
|
3 | Шапки для дрессировщиков | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями. | Задания А, Б, В | 2 |
|
4 | Рисуем письма | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно- логического мышления на основе рисуночного письма - метода пиктограммы. | Задания А, Б, В | 2 |
|
5 | Волшебные петельки | - Развитие способности к разработке деталей на основе метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями;
- развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.
| Задания А, Б | 2 |
|
6 | Что было, что будет... | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозговой штурм», а также метода придания объекту динамики-статики. | Задания А, Б, В | 2 |
|
7 | Что можно сделать из картошки? | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дробления-объединения;
- освоение метода «мозговой штурм».
| Задания А, Б, В | 2 |
|
8 | Шифры и тайны | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода «увидеть необычное в обычном». | Задания А, Б | 2 |
|
9 | Лозунги и значки | - Развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе метода «мозговой штурм»;
- развитие способности к образной разработке деталей.
| Задания А, Б | 2 |
|
10 | Необычные превращения обычных предметов | ■ Развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно- логического мышления на основе методов «увидеть необычное в обычном» и внесения-вынесения. |
| Задания А, Б, В | 2 |
|
11 | Треугольный котенок | - Развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе метода создания нового путем комбинирования известных компонентов;
- развитие умения создавать целое из элементов.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
12 | Что у нас общего? | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе метода оценки известных явлений с новой точки зрения;
- развитие способности классифицировать информацию разными способами.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
13 | Комиксы | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода динамизации. | Задания А, Б, В | 2 |
|
14 | Представь себя деревом | - Развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие способности к перевоплощению на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.
| Задания А, Б | 2 |
|
15 | Мягкий, пушистый, урчащий | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов объекта или явления;
- развитие способности описывать объект.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
16 | Перевертыши | ■ Развитие оригинальности наглядно- образного и словесно-логического мышления на основе методов «увеличение-уменьшение объекта» и «обзор всех мыслимых вариантов объекта или явления». | Задания А, Б | 2 |
|
17 | Перепутанные сказки | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект в соответствии с заданными педагогом условиями. | Задания А, Б, В | 2 |
|
| Итого: | 34 |
|
3 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Необычные события | - Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода внесения/вынесения.
- развитие умения преодолевать психологическую инерцию.
| Творческая разминка | Задания А, Б, В | 2 |
|
2 | Заколдованные фигурки | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие способности к дальнейшей разработке идеи.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
3 | Уменьшение и увеличение | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе метода увеличения/уменьшения параметров объекта. | Задания А, Б, В | 2 |
|
4 | Дерево слов | - Развитие гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации:
- развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
5 | Спрятавшийся рисунок | ■ Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода универсализации. | Задания А, Б | 2 |
|
6 | Эмоции и настроения | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода дихотомии;
- развитие умения по разным основаниям классифицировать информацию, отражающую поведение человека;
- обсуждение этических аспектов межличностного общения.
| Задания А, Б | 2 |
|
7 | Крестословица | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления;
- развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов;
- развитие способности к разработке деталей придуманных образов.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
8 | Придумай предложение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций;
- осознание детьми, что все люди разные и надо уважать мнение, отличное от собственного.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
9 | Космические туристы | ■ Развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта. |
Творческая разминка | Задания А, Б | 2 |
|
10 | Имя | - Развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомии;
- рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
11 | Иначе говоря | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
12 | Спрячь слово | ■ Развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под привычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций. | Задания А, Б | 2 |
|
13 | Придумай окончание истории | - Развитие оригинальности словесно- логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
14 | Придумай слово | ■ Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода перебора вариантов. | Задания А, Б,В | 2 |
|
15 | Как поднять настроение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.
| Задания А, Б | 1 |
|
16 | Планирование | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода придания объекту динамики/статики;
- рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.
| Задания А, Б | 2 |
|
17 | Газетный репортаж | - Развитие оригинальности словесно- логического мышления на основе методов придания объекту динамики/статики и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта;
- создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.
|
| Задания А, Б, В | 2 |
|
18 | Сравнения | - Развитие продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления,
- развитие воображения, развитие способности придумывать красочные эпитеты.
| Задание А | 1 |
|
| Итого: | 34 |
|
4 КЛАСС
№ | Тема | Содержание работы | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Сильные и смелые | - Развитие гибкости словесно-логического мышления;
- развитие способности классифицировать информацию о поведении человека по различным признакам.
| Творческая разминка | Задания А, Б, В | 2 |
|
2 | Своя рифма | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления;
- развитие навыков работы методом «мозгового штурма».
| Задания А, Б | 2 |
|
3 | Взгляд с другой стороны | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении;
- развитие способности к преобразованию имеющейся информации;
- рассмотрение этических аспектов межличностных отношений.
| Задания А, Б | 2 |
|
4 | Треугольный конструктор | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий;
- развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной словами.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
5 | Как комар в жирафа превратился | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода универсализации и свободных ассоциаций;
- освоение этических правил общения в творческом процессе.
| Задания А, Б | 2 |
|
6 | Опиши настроение | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода свободных ассоциаций и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие способности передавать чувства и настроения.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
7 | Удивительная полоска | - Развитие гибкости и творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения новых явлений путем комбинирования известных;
- развитие умения устанавливать связи между образной и словесной информацией.
| Задания А, Б | 2 |
|
8 | Множества фигурок | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода дихотомии;
- развитие гибкости мышления в работе с образной информацией.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
9 | Схемы предложений | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления. | Задания А, Б | 2 |
|
10 | Новые отгадки | - Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие умения находить нестандартные ответы.
| Задания А, Б | 1 |
|
11 | Прятки | - Развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления;
- развитие способности к трансформации имеющихся объектов.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
12 | Ребусы | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода дробления/объединения объекта. | Задания А, Б, В | 2 |
|
13 | Заполни кроссворд | ■ Развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальные буквы слова и т. п.) признаку. | Задания А, Б | 2 |
|
14 | Символы | - Развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе метода пиктограммы;-
- развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.
| Задания А, Б | 2 |
|
15 | Заголовки | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
- развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
J6 | А если с юмором? | - Развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи;
- развитие навыков командного взаимодействия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
17 | Своя поговорка | - Развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления; развитие навыков групповой работы методом «мозгового штурма»;
- обсуждение этических аспектов межличностного взаимодействия.
| Задания А, Б, В | 2 |
|
18 | Старая сказка на новый лад | ■ Развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе метода изменения точки зрения на привычный объект с помощью заданных педагогом условий. | Задание А, В | 1 |
|
| Итого: | 34 |
|