Конспект урока "Прославленные имена Симбирска-Ульяновска"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Конспект урока «Прославленные имена Симбирска – Ульяновска» относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по краеведению по теме «Мой любимый город». Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_proslavlennye_imena_simbirska_ulyanovska1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
«Прославленные имена Симбирска – Ульяновска»
Цель: формировать у детей знания об истории родного города.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории родного края, о знаменитых земляках, о памятниках и улицах нашего города.
2. Познакомить с биографией известных людей Симбирска – Ульяновска.
3. Воспитывать уважение к знаменитым землякам, любовь к Родине.
4. Расширять словарный запас детей. Продолжать обучать составлению коротких рассказов по памяти.
Личностные : ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные : определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные : уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Оборудование:
• папка-передвижка Симбирск-Ульяновск;
• фотография А.Матросова ;
• фотография А.А.Пластова;
• фотография Н.М.Карамзина
• репродукции А.А.Пластова «Лето»; «Ванюшка Репин» ; «Ужин трактористов»; «Мама».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
Ребята, в нашем городе Ульяновске много улиц, площадей, бульваров. Каждая улица имеет название, носит имя прославленного героя, ученого или известного писателя. Мы любим свой город, гордимся им, и хотим как можно больше узнать о нем. Ведь Родина – это слово свято для каждого человека.
Родина наша- солнышка краше, гласит русская пословица. О Родине люди слагают стихи, поют песни.
(Авторское стихотворение Ереминой И.С.)
« Родина моя – Ульяновск»
Край родной, любимый
Родина моя – Ульяновск!
Самый лучший для меня из городов
Повидал он много радости, веселья, сказок
И со вражьим ликом тоже был знаком.
В старину церквья и храмы
Украшали Волги берега,
Но в годину роковую
Рухнули к ногам все купола!
Годы шли, они ведь жизни мера,
Пролетели, как мгновенья
Возрождалась, крепла вера,
Запели вновь колокола
И надеюсь, молодое поколенье-
Сохранит и приумножит,
Всю былую славу града- на века!
2.Актуализация знаний.
У нашего города, раньше было другое название – Симбирск, город семи ветров.
Улицы Симбирска мы видим на старых фотографиях, тротуар вымощены камнем, одно-двух этажные дома, городок наш был тихий и небольшой.
Много известных людей родилось в Симбирске.
3. Раскрытие основного содержания.
Сегодня я расскажу об известном историке Н.М.Карамзине и талантливом художнике А.А.Пластове.
Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826), писатель, историк.
Родился 1 декабря в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца своих дней - величайшего научного и культурного подвига Карамзина.
В центре нашего города установлен памятник великому историку.
Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям…
(экскурсия по выставке репродукций А.А.Пластова)
Именем талантливого художника назвали бульвар. На его малой Родине, в селе Прислониха находится музей-усадьба известного художника.
Умными, смелыми и сильными нужно быть, чтобы Родине своей достойно послужить. Чтобы город свой любимый прославлять, нужно много знать и спорт не забывать, дружить с физкультурой.
Физкультминутка
Знают все ребята ( шагают )
Смелого солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята, (сгибание рук в локтях - "силачи").
Смелого солдата
Никогда не смогут победить.
Шло время, город наш менялся, расцветал и преображался. Изменились названия улиц, изменилось и название самого города. Мы родились и живем – в Ульяновске, известных и знаменитых людей нашего города знают в России все.
Ребята, скажите, кто был в парке имени А.Матросова? Почему парк так назвали? Чем прославился А.Матросов.
Ответы детей.
Ребята, а теперь я вам расскажу про одного русского солдата.
Матросов Александр Матвеевич - стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта, красноармеец27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4.Закрепление основного содержания занятия.
Ребята, скажите, какими чертами характера обладал А.Матросов? Вы согласны, что его поступок можно назвать подвигом? Назовите слова определения, характеризующие русского солдата. Солдат, он какой?
Дети: Храбрый, смелый, отважный, мужественный, выносливый, сильный, честный, справедливый, ответственный, настойчивый.
Вы верно подметили характерные черты русского солдата. В трудные минуты он всегда готов отдать свою жизнь за любимую Родину. Свой народ и люди помнят этих героев. Они ставят им памятники, бюсты, вешают мемориальные доски, именем героев названы улицы городов, название парков. А также носят имена этих героев школы, воспевают в стихах и песнях. .
Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, какие пословицы и поговорки вы можете мне сказать?
Дети:
• Жить — Родине служить.
• Любовь к Родине сильнее смерти.
• Человек без Родины — соловей без песни.
• Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
• Родина — мать, умей за нее постоять.
• Один в поле не воин.
• Смелость города берет.
5.Итог занятия.
Ребята, о ком мы сегодня разговаривали? Что значит прославленный? Каким нужно быть, чтобы прославить свою Родину?
Дети: Вспомнили о прославленных людях нашего города, узнали в честь кого назвали улицы нашего города, вспомнили пословицы и поговорки о Родине и её защитниках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...
Конспект урока "Имена существительные с мягким знаком на конце" 3 класс "Планета знаний"
Имена существительные с мягким знаком на конце...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...
Конспект урока "Имена прилагательные – родовые окончания"
Конспект урока по русскому языкуна тему «Имена прилагательные – родовые окончания»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...
Конспект урока "Имена существительные с шипящими на конце" (2 класс)
Урок обобщает знания учащихся об именах существительных. Знакомит с правилом написания имён существительных с шипящим на конце....
Конспект урока "Имена существительные"
Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова, отвечающие на вопрос что? Составлять предложения и разбирать их по членам; обогатить словарный запас.Формировать понятие одушевлё...