Конспект урока "Имена существительные с мягким знаком на конце" 3 класс "Планета знаний"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Сабаева Лилия Рамзаевна

Имена существительные с мягким знаком на конце

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_povtorenie_proydennogo.rar23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс УМК «Планета знаний»

Тема урока: Повторение по теме «Проводники наших мыслей и чувств»

«Имена существительные с ь знаком на конце»

Задачи урока:

  1. Закрепление умений определять род имён существительных, употреблять ь знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
  2. Развивать внимание , память , речь.
  3. Воспитывать положительное отношение к предмету.

Ход урока.

Этапы урока

Теоретическое обоснование

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня мы продолжим путь по дороге знаний. Продолжим делать наши маленькие открытия! 

-«Идём по дороге знаний в страну с названием Речь и всё, что сегодня узнаем, нам в памяти надо сберечь!»

     Актуализация опорных знаний.

2. Чистописание.

- Попасть в страну знаний могут только думающие, внимательные и наблюдательные ребята.

Верный Страж стоит у ворот этой страны,

 у него есть ключ от правила, которое вам предстоит сегодня открыть. Помощь вам будем оказывать я и Дамы-Орфограммы.

- Прочитайте слова на экране.

- Что в них общего? (имена существительные)

- Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имён существительных.

- На какие 2 равные группы можно разделить эти существительные? (по количеству слогов, слова с ь и без ь)

- Что показывает ь в данных словах?

- Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания, если она находится в неодушевлённом существительном  ж.. р., состоящем из трёх слогов и обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий шипящий звук. Какая это буква? (буква щ)

- Давайте составим цепочку букв для минутки чистописания , используя для этого буквы, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной буквы.

- Какая цепочка у вас получилась?(жь, шь, чь, щь)

Напишите эту цепочку до конца строки, отрабатывая высоту букв и каллиграфичность письма.

- Спишите существительные, определите их род.(тетрадь-ж. р; учитель-м. р.; чашка-ж. р.; щетинка-ж. р.; воробьи-м. р. ; шапка- ж. р.)

- С какой частью речи мы работали на чистописании? (с именем существительным)

- Какие буквы писали? (согласные, обозначающие шипящие звуки и мягкий знак)

- Скажите, чему будет посвящена тема нашего урока?

(имена существительные с шипящим звуком на конце)

3.Закрепление знаний

- Посмотрите, какое задание вам предлагают

- Образуйте однокоренные существительные,

 запишите пары слов. Какие слова вы записали?

(богатый – богач, мощный – мощь)

- Какой звук слышится в конце каждого слова?  (ч, щ)

- Нужно ли обозначать их мягкость на письме?

( повторение правила)

- Сумели мы «взять ключ» от правила у Стража?

- Прочитайте слова.

- На какие две равные группы можно разделить эти имена существительные по грамматическому признаку?

- Распределите существительные в 2 группы.

- Назовите последние звуки в словах каждого слова.

- Как объяснить написание мягкого знака? Сформулируйте правило.

Сраж, малыш, луч, плащ. Рожь, мышь, речь, помощь.

4.Физкультминутка.

Спишите пословицы, вставьте, где нужно мягкий знак. Укажи над словами род.

(Без знаний и утро – ночь.  Книга лучший товарищ.)

-Объясните смысл пословиц.

- Выполним задание по карточкам

         - записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         - записать существительные  в 2 столбика: ж. р., м. р. и подобрать по два своих примера                                                           на это же правило.

         - составить и записать 3 предложения, используя слова.

4.Повторение пройденного.

-Выполним упражнение из учебника стр.84 упр. №1.

-Как определить род имени существительного?

(Чтобы определять род имени существительного в единственном числе, к нему надо подобрать подходящие слова: он, мой; она, моя; оно, моё. Если к существительному можно поставить слова он, мой, это существительное мужского рода; если она, моя – женского; если оно, моё – среднего).

5.Итог урока.

- Над каким материалом мы работали сегодня на уроке?

- Вспомните девиз нашего урока, что вы сбережёте в памяти?

- Кому было легко на уроке?

- Кто преодолевал трудности? Не огорчайтесь, если было не легко, т.к. путь по дороге знаний не всегда бывает лёгким и гладким.

  Оценивание учащихся.

6.Домашнее задание:  стр.83 упр№6

Развитие мотивационного компонента УД: УД: эмоциональной мотивации.

Развитие мотивационного компонента УД: УД: познавательной мотивации.

Создание ситуации успеха 

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, памяти, речи учащихся

Развитие обще-

учебных умений,

навыков;

Развитие операционного компонента УД:

памяти, произвольного внимания,  мышления. 

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения (наблюдение над языковым

материалом).

Здоровьесберегающие технологии

Развитие операционного компонента УД:

произвольного внимания, мышления,

развитие речи учащихся

Дифференцированное задание по объёму,

 и степени сложности.

Развитие обще-

учебных умений,

навыков: работа

с учебником.

Развитие речи

учащихся.

Развитие

регулирующего

компонента УД:

итоговогосамоконтроля, само-

оценки.

Карточки для урока

            Прочитай.

Меч(?), тиш(?), мощ(?), мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?), сторож(?), скотч(?), молодёж(?), помощ(?), ключ(?).

        1. Записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         2.  Подобрать по два слова  и записать в каждый столбик                                                      

         3.  Составить и записать 3 предложения, используя слова.

          Прочитай.

Меч(?), тиш(?), мощ(?), мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?), сторож(?), скотч(?), молодёж(?), помощ(?), ключ(?).

        1. Записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         Прочитай.

Меч(?), тиш(?), мощ(?), мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?), сторож(?), скотч(?), молодёж(?), помощ(?), ключ(?).

        1. Записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         2.  Подобрать по два слова  и записать в каждый столбик                                                      

         Прочитай.

Меч(?), тиш(?), мощ(?), мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?), сторож(?), скотч(?), молодёж(?), помощ(?), ключ(?).

        1. Записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         2.  Подобрать по два слова  и записать в каждый столбик                                                      

         Прочитай.

Меч(?), тиш(?), мощ(?), мыш(?), карандаш(?), врач(?), дрож(?), нож(?), брош(?), теч(?), доч(?), печ(?), луч(?), сторож(?), скотч(?), молодёж(?), помощ(?), ключ(?).

        1. Записать существительные в 2 столбика:  ж. р. и м. р.

         2.  Подобрать по два слова  и записать в каждый столбик                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак" vol.2

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак"...

Русский язык "Имена существительные с мягким знаком на конце"

.O {color:#EAEAEA; font-size:149%;} a:link {color:#EEC85E !important;} a:active {color:#5E855B !important;} a:visited {color:#AA8456 !important;} Добиться умения ...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...