Конспект урока "Имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова, отвечающие на вопрос что? Составлять предложения и разбирать их по членам; обогатить словарный запас.
Формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака; развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
прививать любовь и интерес к родному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Имена существительные, отвечающие на вопрос что?»
Цель: развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова, отвечающие на вопрос что? Составлять предложения и разбирать их по членам; обогатить словарный запас.
Задачи:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.
Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.
- Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять –
Буду гркамотно писать.
- Словарная работа
Игра «Четвёртое лишнее»
- На доске записаны слова, вы должны назвать лишнее слово. Читаем первые четыре слова:
Горох, земляника, чёрный, коллектив.
Берёза, пенал, коньки, весело.
(Показывают букву, которую вставляли. Записать в тетрадь.)
- Почему это слово лишнее?
(Три слова являются именами существительными, а четвёртое – прилагательное и наречие)
- А теперь я вам читаю лексическое значение, а вы записываете слово с непроверяемым написанием.
Инстремент для забивания; металлический или деревянный брусок, насаженный под прямым углом на рукоятку – молоток.
Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов – урожай.
День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь – праздник.
Предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный – платок.
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения – дорога.
В населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда – улица.
- Сегодня у нас новое словарное слово. Кто по лексическому значению узнает какое это слово?
Учреждение, производящее торговлю, а также помещение, в котором производится такая торговля – магазин.
- Произнесём это слово все вместе, запишем его.
- Какие предложения вы составили с этим словом?
(читают 2-3 предложения)
- Какие современные названия имеет слово магазин?
(универсам, универмаг, супермаркет)
3. Самоопределение к деятельности.
- На доске записано четверостишие из стихотворения С.Михалкова «Моя улица»
В магазине как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно – белого мышонка,
Попугайчиков зелёных
Неразлучников влюблённых.
- Выберите слова, которые обозначают предметы.
(магазин, лес, лиса, зайчонок, мышонок, попугайчики)
- Какой частью речи они выражены?
(Именем существительным)
- Что такое имя существительное?
(Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
- Определение цели урока.
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?)
- Работа над новым материалом
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?
(Имена существительные, которые обозначают одушевлённые предметы. Они растут, двигаются. Например: кто?...
- Какие существительные отвечают на вопрос что?
(Имена существительные, которые обозначают неодушевлённые предметы. Например: что?....)
- А теперь проверим наш словарный запас. Игра «Не прерви цепочку». Называем одушевлённые предметы. Начнём с царя зверей.
(Лев, волк, конь, носорог, голубь – записать в тетрадь)
- Мы назвали именами существительными зверей и птиц. А теперь откройте учебник и из упражнения назовите: какие ещё слова отвечают на вопрос кто? (работаем устно)
(Люди: кто? Писатель, рабочий, сестра, брат, учитель.
Птицы: кто? Орёл, ястреб, ворона.
Рыбы6 кто? Карп, карась, сом.
Звери: кто? Тигр, медведь, лиса.)
- Существительные могут обозначать имена людей. Играем в имена. (работаем устно)
(Настя, Яна, Анна, Алёна, Александр)
- Что мы должны помнить при написании имён?
(Все имена пишутся с заглавной буквы)
- Запишите в тетради два имени самых близких авм людей.
(Записывают в тетради, 2-3 человека читают свои записи)
- Некоторые имена пришли к нам из других языков. На уроках мы знакомились с происхождением имён, узнали, что обозначают наши имена. Давайте вспомним.
(Александр – защитник людей –греч.
Анастасия – воскресение – греч.)
- А теперь запишем имена, которые появились на Руси, это читсто русские имена: Надежда, Любовь, Вера, Владимир, Владислав.
-Какой вопрос зададим к именам?
(Кто?)
6. ФИЗМИНУТКА
- Имя даётся человеку при рождении, и от человека оно не зависит. Доброе своё имя человек может оправдать, доказать. И страшно бывает, если он своё имя опозорит, очернит.
- Как вы думаете, какие качества человека могут очернить его имя?
(на доске написаны отрицательные и положительные качества:
ЖЕСТОКОСТЬ
ЭГОИЗМ
НЕНАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ
ЖАДНОСТЬ
РАВНОДУШИЕ
- Проговорим по слогам, хором. Обратите внимание на неизменяемый суффикс ОСТЬ.
- А теперь прчитаем другие человеческие качества:
ДОБРОТА
ЩЕДРОСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАБОТЛИВОСТЬ
- Прочитаем все вместе.
- Закончите предложение:
Больше всего в людях я презираю…
Я ценю в людях…
-На какой вопрос отвечают существительные, которые обозначают качества людей?
(На вопрос что? Это неодушевлённые предметы)
-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Волк и белка».
- Почему белки вЕселы?
(Они делают добро)
-Правилно. «А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем»
-Выберите пословицу к этому выводу
(Добро не горт, не тонет.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Доброе дело без награды не останется.
За добро плати добром.)
-А теперь предлагаю авшему внимамнию другую басню Л.Н.Толстого «Лев и мышь» (читает ученик)
-Почему басня так называется?
(В ней рассказывается о льве и мыши)
-Какова основная мысль этой басни?
(За добро отплатят добром)
-Как эту мысль автор проводит в тексте?
(Сначала лев сделал мышке добро, а после мышь помогла льву)
-Прочитаем предложение, в котором выражена главная мысль басни
(Читают)
- Выберем из текста одушевлённые имена существительные
(лев, мышь, охотники)
-Из второй части выберите неодушевлённые имена существительные
(Верёвка, дерево, рёв, добро)
-Подберите пословицу к этой басне (устно)
-Запишите слово ДОБРО и подберите к нему однокоренные слова:
(Добро, добрый, доброта, добродетель, задобрить)
-Рразберите по составу слова ДОБРО, ДОБРОТА.
-Спешите делать добро и на душе у вас будет спокойно. Помните: Злость сердце жжёт.
(синтаксический разбор предложения)
-Ребята, а ещё существительные могут обозначать названия городов. Какой вопрос зададим к этим словам?
(Что?)
-Как пишутся названия городов?
(С заглавной буквы)
-Продолжим игру «Не прерви цепочку». Играем в города, но города будем называть нашей Тульской области. Итак, первый город:
(Тула, Алексин, Новомосковск, Кимовск)
-Почему мы назвали первым город Тула?
(Это наш родной город)
-Составьте предложение со словом Тула.
(Тула – наш родной город. – запись в тетради с комментированием)
-А какие ещё города Тульской области вы знаете?
(Ясногорск, Суворов, Одоев, Дубна, Венёв, Ефремов, Щёкино)
-Выберем из упражнения в учебнике группы слов, которые отвечают на вопрос что?
(Растения: что? Яблоня, слива, осина.
Явления природы: что? Дождь, снег, ураган.
Вещи: что? Пальто, кофта, брюки, юбка.
Орудия труда: что? Топор, лопата, грабли.
Транспорт: что? Трамвай, автобус, автомобиль)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, исправьте ошибки карандашом.
-Делаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?
(существительные, которые называют людей, животных. Это одушевлённые имена существительные.)
-На вопрос что?
(все остальные существительные – неодушевлённые)
-Читаем ещё раз вывод в учебнике. (читают 2-3 ученика)
7. Рефлексия.
Продолжите предложение:
Я сегодня узнал … .
Я могу объяснить однокласснику… .
Оцените свою работу.
8. Домашнее задание
9. Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Конспект урока "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока...
Конспект урока «Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением.»
Конспект урока русского языка в 4 классе ПНШ...
Конспект "Склонение существительных в 5 классе"
В конспекте вы познакомитесь со структурой отработки темы "Склонение существительных"...
- Мне нравится (1)