Конспект урока "Имена существительные с шипящими на конце" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бурыгина Ольга Сергеевна

Урок обобщает знания учащихся об именах существительных. Знакомит с правилом написания имён существительных с шипящим на конце.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Имена существительные с шипящими на конце (2 класс).

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об именах существительных.
  2. Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящим на конце.
  3. Учить детей общаться в паре.

Ход урока

  1. Чистописание. Повторение.

ж/// ш/// ч/// щ///

  • Из каких букв составлено упражнение? Что о них знаете?

На доске слова: картофель, кровать, воробьи, пальто.

  • Что общего в этих словах? (Ь – мягкий знак.) Что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? (Составляется таблица.)

                           1) показатель  мягкости

Ь                         2) разделительный

                           3)

  • А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.
  • Что ещё объединяет написанные слова? (Имена существительные.)

Учащиеся обосновывают ответ по плану:

1. Обозначает …

2. Отвечает на вопросы:

3. Имеет …

4. Изменяется …

(Учащиеся доказывают, что слово воробьи отвечает на вопрос КТО?, а остальные слова – ЧТО? Существительное воробьи стоит во множественном числе, остальные в единственном, а существительные пальто, картофель употребляются только в единственном числе.)

        Учитель предлагает обозначить род существительных. Взаимопроверка в паре.

        Учитель предлагает составить предложение со словом воробьи. Выбирается лучшее и с комментированием записывается в тетрадь. Учитель может предложить своё предложение.

        Радос*ным  криком  встр*чают  в*сну  шумные  вороб*и.

  • Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
  • Разобрать по составу слова: шумные, весну.
  • Разобрать предложение по членам предложения. Составить схему. Надписать части речи. Проверка по образцу (на экране) в паре.
  1. Сообщение цели урока. Наблюдения в паре над словами:

сторож                       рожь

малыш                       мышь

луч                              речь

плащ                          вещь

  • Прочитайте слова парами, назовите последние звуки.

(Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами.)

  • Как объяснить написание мягкого знака?

Составляется таблица:

Ж. Р.                           М. Р.

Ж                               Ж              

Ш                Ь            Ш               _    

Ч                                Ч

Щ                              Щ

Чтение правила по учебнику.

  1. Закрепление.
  1. Распределите слова в два столбика.

На доске: ключ*, помощ*, товарищ*, доч*, глуш*, лож*, лещ*.

Проверка в паре и по образцу (на экране).

  1. Спишите пословицы, вставьте, где нужно Ь, объясните написание.

Без знаний и утро – ноч*.

Книжка – лучший товарищ*.

Объясните смысл пословиц.

  1. Зрительный диктант.

На безрыбье и мелоч* - рыба.

Не печ* кормит, а нива.

Идёт силач* добывать калач*.

Объяснение смысла пословиц и отгадки к загадке.

Объяснение значения слова нива по толковому словарю.

Объяснение написания имён существительных с шипящими на конце.

  1. Творческая работа.

На доске поздравительная открытка и опорные слова:

карандаш*, гуаш*, туш*, доч*.

Задание: составьте текст, используя опорные слова.

Слабым учащимся можно предложить составить текст из предложений:

Рисую ветку пушистой мимозы и пишу поздравление.

Беру карандаш* и рисую … .

Вот яркая гуаш* и туш*.

Дополните текст.

Чтение учащимися текстов, их анализ.

Объяснение написания имён существительных.

  1. Итог урока.

Внесение в табличку третьей роли употребления мягкого знака: существительные женского рода с шипящими на конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

С помощью разнообразных методов и приёмов ребята упражняются в правильном написании имён существительных с шипящими на конце....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание существительных с шипящими на конце"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей школы VII вида "Написание существительных с шипящими на конце"...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Конспект урока русского языка "Имена существительные с шипящей на конце"

Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений и навыков правописания существительных с шипящей на конце...