Коррекционное занятие "Душа слова" 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данное занятие будет полезно учителям, работающим в классах КРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnoe_zanyatie_4kl.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие

4К класс

Тема: Душа слова.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению понятий речь и язык.

Задачи: 

1) обучающая – формировать представление о понятиях: речь и язык;

2) развивающая – создать условия для развития логического мышления, речи, внимания, фонематического слуха;

3) воспитывающая – содействовать воспитанию культуры речи, уважение к родному языку.

Учебные материалы: карточки с заданиями, наглядности.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

  1. Орг. момент

  1. Подготовка к восприятию учебного материала

  1. Изучение нового материала

4. Итог урока.

5. Рефлексия.

 

-Здравствуйте. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Меня зовут Людмила Сергеевна. Присаживайтесь.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем начать писать,

Надо пальчики размять.

Две ладошки растираем,

Каждый пальчик обнимаем,

Разотрем ладони снова,

И писать уже готовы.

- Открываем тетради, записываем число.

- Посмотрите на доску. Какая буква прописана?

- В каких случаях мы используем заглавную букву Р?

- Из скольки элементов состоит буква Р?

- Возьмите в руки ручки и в воздухе повторите рисунок.

- А сейчас в своей тетради два раза повторите рисунок.

- Все, что мы с вами говорим, это речь. Сегодня мы поговорим о речи и языке.

- Что такое речь?

- Какая она бывает?

- Что значит устная речь?

- Что такое письменная речь?

- Оказывается слово «речь» многозначно? Согласны со мной?

- Послушайте внимательно стихотворение «Что такое речь?»

Слово речь нам всем знакомо,

Слышим в школе, слышим дома,

В магазине, и в аптеке,

Во дворе и в дискотеке.

Чтоб узнать его значенье,

Прочитай стихотворенье.

- Речь – способность говорить,

- Важно Петя говорит.

- Речь – это язык, я знаю,

- Заявляет гордо Майя.

- Разновидность языка, стиль

- Нас убеждает Коля, -

Мы это учили в школе.

- Речь – это беседа, разговор, -

Твердо вымолвил Егор.

Тут своё сказала Евгения:

- Речь – публичное выступление.

- Ребята, скажите, как это понять,

Слово одно, а значений пять?

- Сейчас нам нужно заполнить схему «Речь – это…». На доску схему.

- Прочитайте следующие высказывания и определите, к какому значению слова речь они относятся.

1. Владеть речью, отчетливая речь, тихая речь.

2. Поздравительная речь, торжественная речь, длинная речь.

3. О чем речь или об этом не может быть и речи.

4. Разговорная речь, литературная речь, поэтическая речь.

5. Русская речь, украинская речь, многоязычная речь.

- Послушайте стихотворение.

Д о р о ж и т е

Родным, милым словом:

М н о г о л и к и м -

Большим языком !

Нашей жизни ОН -

П е р в о о с н о в а -

Всем народам

Планеты - знаком !

Берегите ЕГО

От цветистых

Иностранных

И чуждых нам слов,

Чтоб поток -

От наречий ручьистых -

Не затмил

Родника - Родников !

В нём черпайте

Живящую силу:

Русских говоров,

Песен, стихов... -

Всё, что дорого

С е р д ц у,

Чтоб слилось

В ЯЗЫКЕ, -

Как Основе Основ.

- О чем мы сейчас поговорим?

- Что такое язык?

- Благодаря языку один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете газету, книгу, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим.

- Слово «язык» тоже многозначное.

1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (Великий русский язык. Славянские языки.)

2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве – стиль (Язык Пушкина. Язык писателей.)

3. Речь, способность говорить (Лишиться языка. Больной лежит безя языка и без движений.)

4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию (Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.)

Исправь ошибки.

- У вас на парте карточки. Прочитайте следующие словосочетания, подчеркните неправильные выражения и замените там, где требуется, слово «язык» на слово «речь».

Проверка с/с на доске.

- Составьте предложение с одним из выражений.

- Понятия язык и речь тесно связаны. Они похожи на брата и сестру, которые крепко держатся за руку.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Знакомые незнакомцы.

- Вам когда-нибудь кто-нибудь говорил: «Говори с чувством, с толком, с расстановкой!»

- Как это понять?

- Некоторые люди говорят неправильно. Угадайте, что хотели сказать эти люди.

1. Как сновка?

2. Пакжить ме биле!

3. Сретимся зесь.

4. Атобус атравляеса!

5. Сажить пажаста.

Говорите правильно.

- Замените словарь неправильных выражений на словарь правильных выражений, запишите сочетания и запомните.

Словарь неправильных выражений:

Шо, де и када

Дате не пажааса

Сретимся зеся

Скока время

Щас буит

Следущий

Будующий

- О чем же мы еще с вами сегодня не поговорили? Посмотрите на тему урока.

- В каждом живом слове есть душа, которую должен почувствовать говорящий.

- По данным стихотворным строчкам угадайте, о каком времени года в них говорится.

Уж солнца раскаленный шар

 С главы своей земля скатила,

 И мирный вечера пожар

 Волна морская поглотила.

(Ф. Тютчев)

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт)

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

(А. Фет)

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

(С. Есенин)

- Можете назвать поэтов этих четверостиший?

- Русские писатели и поэты особое внимание уделяли благозвучию литературного слова. И это не случайно, потому что красота звучания слова способна воздействовать на человека. Она возвышает и облагораживает.

- Образность подлинно поэтического произведения кроется не только в словах, которые выбирает автор, создавая свои поэтические картины. Она в самих звуках.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

Приветствие. Присаживаются.

- Р.

- Имена, фамилии, названия городов, рек и т.д.

- 2. Прямая наклонная линия с закруглением внизу влево, и шапочка.

- Устная и письменная.

- Мы ее слышим и произносим.

- Видим и пишем.

- Речь – это способность говорить, звучащий язык, стиль языка, беседа или разговор, публичное выступление.

- Об языке.

- Выразительно, содержательно, последовательно.

- Какая остановка?

- Покажите мне билет!

- Встретимся здесь.

- Автобус отправляется!

- Скажите пожалуйста.

Словарь правильных выражений:

Что, где и когда

Дайте мне, пожалуйста

Встретимся здесь

Который час

Сейчас будет

Следующий

Будущий

- О слове.

- Лето.

- Осень.

- Зима.

- Весна.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Подведение итогов урока.

Выявление самочувствия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.

Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения....

Курмашева А.С Тема: Сложение и вычитание числа 10.Коррекционный 1»А» класс

Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса  темой «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает пол...

Программа коррекционного обучения 2 класс

В этои материале представлены пояснительные записки и программы курса коррекционного обучения во втором классе по всем предметам....

Коррекционное занятие 4 класс по тема: «Приключения в сказочном лесу»+ презентация

цели:Обучающая – учить наблюдательности, внимательности. Слушать и чётко выполнять инструкцию педагога.Развивающая – развивать пространственную ориентацию, зрительную память, внимание, мелкую моторику...

Внеклассное мероприятие в коррекционной школе 3 класс "Дорога к доброте"

Внеклассное мероприятие: «Дорога к доброте».Цель: формирование начальных представлений о понятии доброта.Задачи: формировать стремление быть добрым.развивать речь, память, мышление.расширят...

"Широка страна моя родная…. Государственные символы России" - Сценарий внеклассного мероприятия для 1-4 коррекционных (VII вида) классов

Цель урока:-воспитание любви и уважения к родной стране, к ее символам.Задачи урока:- воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)...

Конспект урока чтения "Зима" в коррекционной школе, 3 класс

Конспект урока  по чтению "Зима", 3 класс...