Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
статья по теме
Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_raboty.doc | 27 КБ |
metod.trebovaniya_k_uroku.doc | 34 КБ |
dopuskaeiye_oshibki.doc | 36.5 КБ |
didaktich._igry_na_russk._yaz._i_chtenii.doc | 26.5 КБ |
slovarnaya_rabota.doc | 34.5 КБ |
razvitie_intellektualnoy__sfery.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- проведение физкультминуток;
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентаций;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонетических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
- Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтение по ролям и т.д.).
- Развитие речи, овладение техникой речи.
- Расширение представления об окружающем мире и обогащении словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- Социально-бытовая ориентация.
Предварительный просмотр:
Методические требования к уроку
в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;
3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;
4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке;
5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др. Исходя из этого современные требования к уроку (Воронкова В.В.) состоят в следующем:
- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развива-ющей, воспитательной функции обучения;
- соответствие урока принципам обучения;
- организационная четкость урока;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- соответствие содержания урока учебным программам;
- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
- повышение самостоятельности учащихся.
В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:
- организация начала урока;
- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;
- сообщение целей и задач урока;
- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;
- закрепление материалов;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть элементы релаксации, этюды психогимнастики и т.д.
Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.
Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности.
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.
Схема общепедагогического анализа урока:
1. Место данного урока в системе уроков по теме.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока, его отдельные элементы;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
д) плотность урока, рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока;
в) соответствие содержания урока требованиям программы;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой;
е) межпредметные связи.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, наглядность урока;
б) методы и приемы;
в) работа с отстающими учениками;
г) система оценки знаний учащихся.
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными учениками.
6. Работа и поведение учащихся на уроке.
7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей дальнейшей работе.
Предварительный просмотр:
Ошибки, допускаемые умственно отсталыми учащимися при письме
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:
- пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес);
- перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал, натуспила – наступила);
- недописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, катоарые – которые, бабабушка – бабушка, клюкиква – клюква);
- искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, мчуки – щеки, спеки – с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);
- замена одной буквы на другую (зуки – жуки, панка – банка, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
- нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон – конь).
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).
Классификация ошибок связной письменной речи умственно отсталых школьников
- Неречевые ошибки:
- композиционные (структурные): нарушение последовательности изложения;
- логические (смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не связанные с темой высказывания;
- нарушение причинно-следственной зависимости изложенных фактов.
- Речевые ошибки:
- неточное употребление слов;
- использование просторечных и диалектных слов;
- употребление лишних слов;
- нарушение порядка слов в предложении;
- наличие речевых штампов.
- Грамматические ошибки:
- в структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного, прилагательного, местоимения, глагола);
- в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том числе и в использовании предлогов);
- в структуре предложения (нарушение границ предложения, связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложений с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью).
- Орфографические ошибки:
- письмо по правилу;
- слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов.
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
- соотнесение орфограммы с определенным правилом;
- звуковой анализ слова;
- четкое проговаривание слов;
- условно-графическая запись слова;
- составление слов из разрезной азбуки;
- запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
- использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
- применение правил с обязательным объяснением;
- написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
- соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
- повторение диктуемых слов и предложений учителем;
- четкое или распевное проговаривание слов учителем;
- осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
- систематичности ее проведения;
- от разнообразия видов упражнений
- от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
- от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
- исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
- анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
- организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
- Сообщение о результатах письменной работы.
- Коллективный анализ типичных ошибок класса.
- Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
- Самостоятельная работа над ошибками.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.
Методы работы над правописанием трудных слов
- Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
- Вставка слова в классное наборное полотно.
- Чтение слова учителем.
- Объяснение значения слова (учителем или детьми).
- Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
- Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
- Запись слова в орфографический словарик.
- Задание на дом – выучить написание слова.
- Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
Виды словарных работ
- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
- Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
- Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
- Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике – «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
- Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
- Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
- Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
- Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Перфокарты, перфоконверты.
- Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
- Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
- От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ПОНИМАТЬ И ОСМЫСЛИВАТЬ НОВОЕ.
УСВОЕНИЮ И ОБОЩЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ В РЕЧИ.
Интеллектуальные игры могут помочь:
- снять усталость;
- активизировать работу, повысить активность и инициативу детей;
- улучшить взаимоотношения взрослого и детей.
Для развития интеллектуального компонента необходимо:
- Давать детям знания о различных системах.
- Давать знания о том, что такое прогноз, о соответствии причины и
следствия, знакомить с возможными вариантами решения одной и той
же задачи (для прогнозирования).
3. Формировать определенный уровень понятий, правил. Расширять
знания, позволяющие увидеть общее в предметах, явлениях, действиях.
Для развития этого компонента на уровне кодирования следует варьировать форму предъявляемой в задании информации и форму, в которую требуется ее перекодировать (слово, картина, чертеж, схема и т. д.).
Упражнения.
1. «Три слова».
Взять наугад 3 слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Например: мяч, небо, цветок.
2. «Поиск общего».
Дать 2 случайно выбранных слова. Назвать как можно больше их признаков.
Например: дерево, дом; солнце, рубашка.
3. «Исключение лишнего слова».
Например: кот, машина, велосипед. Почему оно лишнее?
2. «Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?»
Ведущий называет слово, все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое - синонимы.
Например: большой. Дети подбирают слова: огромный, громадный, крупный.
Затем задание меняется. Нужно назвать слова, описывающие тот предмет, который называют.
Например: лес.
Дети: густой, дикий, темный и т.д.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Цель: развивать способность мыслительных процессов: способность сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.
i
В решении этой задачи предлагаю целый ряд развивающих заданий. К ним относятся:
- Всевозможные лабиринты, головоломки.
- Различные виды заданий с палочками или со спичками.
При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
- сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
- если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать
палочки каждого цвета; - сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько
треугольников, квадратиков); - сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку;
- самому придумать и сложить фигуры.
Фигуры сопровождают стишки для того, чтобы у детей возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Трапеция
Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить -Трапецию можно и так получить.
Телевизор
Без телевизора скучно друзья,
А долго смотреть телевизор нельзя.
3. Нахождение закономерностей.
Например: Найти закономерность и завершить чертеж.
Найди девятое.
Раскрасить, продолжая закономерность.
4. Нахождение ошибок в закономерностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Основные направления коррекционной работы
Основные направления коррекционной работы...
Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР
Характеристика общего недоразвития речи и основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР...
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необхо...
Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.
Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. Предложены...
Основные направления коррекционной работы в 1 классе
Основные направления коррекционной работы в 1 классе...
Аспекты лексико-грамматического строя у учащихся младших классов с дисграфией и основные направления коррекционной работы.
Статья об особенностях лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов с дисграфией. Основные векторы коррекционной работы....