Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
статья по теме

Булатова Елена Николаевна

Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 

- проведение физкультминуток;

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентаций;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонетических представлений, формирование звукового анализа.

  1. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

  1. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

- умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтение по ролям и т.д.).
  2. Развитие речи, овладение техникой речи.
  3. Расширение представления об окружающем мире и обогащении словаря.
  4. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
  5. Социально-бытовая ориентация.


Предварительный просмотр:

Методические требования к уроку

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу  первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;

3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;

4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке;

5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

В постановке коррекционной цели следует  отражать два момента: что развивать и с помощью чего.

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др. Исходя из этого современные требования к уроку (Воронкова В.В.) состоят в следующем:

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развива-ющей, воспитательной функции обучения;

- соответствие урока принципам обучения;

- организационная четкость урока;

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- соответствие содержания урока учебным программам;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- повышение самостоятельности учащихся.

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

- сообщение целей и задач урока;

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- закрепление материалов;

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания.

Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть элементы релаксации, этюды психогимнастики и т.д.

Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.

Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и  целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что  отрицательно  сказывается  на  их  отношении  к учебной деятельности.

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.

Схема общепедагогического анализа урока:

1. Место данного урока в системе уроков по теме.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока, его отдельные элементы;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;

д) плотность урока, рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока;

в) соответствие содержания урока требованиям программы;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой;

е) межпредметные связи.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, наглядность урока;

б) методы и приемы;

в) работа с отстающими учениками;

г) система оценки знаний учащихся.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными учениками.

6. Работа и поведение учащихся на уроке.

7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей дальнейшей работе.



Предварительный просмотр:

Ошибки, допускаемые умственно отсталыми учащимися при письме

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:
  1. пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес);
  2. перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал, натуспила – наступила);
  3. недописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли);
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, катоарые – которые, бабабушка – бабушка, клюкиква – клюква);
  5. искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, мчуки – щеки, спеки – с пенька);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала);
  7. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);
  8. замена одной буквы на другую (зуки – жуки, панка – банка, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
  9. нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон – конь).
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
  1. аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);
  2. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).

Классификация ошибок связной письменной речи умственно отсталых школьников

  1. Неречевые ошибки:
  1. композиционные (структурные): нарушение последовательности изложения;
  2. логические (смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не связанные с темой высказывания;
  3. нарушение причинно-следственной зависимости изложенных фактов.
  1. Речевые ошибки:
  1. неточное употребление слов;
  2. использование просторечных и диалектных слов;
  3. употребление лишних слов;
  4. нарушение порядка слов в предложении;
  5. наличие речевых штампов.
  1. Грамматические ошибки:
  1. в структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного, прилагательного, местоимения, глагола);
  2. в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том числе и в использовании предлогов);
  3. в структуре предложения (нарушение границ предложения, связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложений с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью).
  1. Орфографические ошибки:
  1. письмо по правилу;
  2. слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов.

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  1. соотнесение орфограммы с определенным правилом;
  2. звуковой анализ слова;
  3. четкое проговаривание слов;
  4. условно-графическая запись слова;
  5. составление слов из разрезной азбуки;
  6. запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
  7. использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
  8. применение правил с обязательным объяснением;
  9. написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  10. соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
  11. повторение диктуемых слов и предложений учителем;
  12. четкое или распевное проговаривание слов учителем;
  13. осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Работа над ошибками

Эффективность работы над ошибками зависит от:

  1. систематичности ее проведения;
  2. от разнообразия видов упражнений
  3. от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
  4. от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

  1. исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
  2. анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
  3. организация специального урока работы над ошибками.

План урока работы над ошибками:

  1. Сообщение о результатах письменной работы.
  2. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
  3. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
  4. Самостоятельная работа над ошибками.
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.



Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  1. по родам;
  2. по числам;
  3. по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  4. с непроверяемой и проверяемой гласной;
  5. одушевленные или неодушевленные предметы;
  6. по тематике – «Город» и «Деревня»;
  7. по частям речи;
  8. с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:
  1. слова, состоящие из двух, трех слогов;
  2. слова с Й;
  3. слова с шипящими.
  1. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  2. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  3. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  4. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  5. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  6. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для  звукобуквенного анализа.
  7. Подбор однокоренных слов.
  8. Восстановление деформированного текста или предложения  (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  9. Разбор слов по составу.
  10. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  11. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  12. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  13. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  14. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  15. Письмо по памяти.
  16. Самодиктант и взаимопроверка.
  17. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  18. Перфокарты, перфоконверты.
  19. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  20. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  21. Данные слова заменить по смыслу другими  (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  22. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  23. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  24. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
  25. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.



Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ПОНИМАТЬ И ОСМЫСЛИВАТЬ НОВОЕ.

УСВОЕНИЮ И ОБОЩЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ В РЕЧИ.

Интеллектуальные игры могут помочь:

  1. снять усталость;
  2. активизировать работу, повысить активность и инициативу детей;
  3. улучшить взаимоотношения взрослого и детей.

Для развития интеллектуального компонента необходимо:

  1. Давать детям знания о различных системах.
  2. Давать знания о том, что такое прогноз, о соответствии причины и
    следствия, знакомить с возможными вариантами решения одной и той
    же задачи (для прогнозирования).

3.        Формировать определенный уровень понятий,  правил.  Расширять
знания, позволяющие увидеть общее в предметах, явлениях, действиях.

Для развития этого компонента на уровне кодирования следует варьировать форму предъявляемой в задании информации и форму, в которую требуется ее перекодировать (слово, картина, чертеж, схема и т. д.).

Упражнения.

1.        «Три слова».

Взять наугад 3 слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Например: мяч, небо, цветок.

2.        «Поиск общего».

Дать 2 случайно выбранных слова. Назвать как можно больше их признаков.

Например: дерево, дом; солнце, рубашка.

3.        «Исключение лишнего слова».

Например: кот, машина, велосипед. Почему оно лишнее?

2. «Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?»

Ведущий называет слово, все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое - синонимы.

Например: большой. Дети подбирают слова: огромный, громадный, крупный.

Затем задание меняется. Нужно назвать слова, описывающие тот предмет, который называют.

Например: лес.

Дети: густой, дикий, темный и т.д.

          РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Цель: развивать способность мыслительных процессов: способность сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.

i

В решении этой задачи предлагаю целый ряд развивающих заданий. К ним относятся:

  1. Всевозможные лабиринты, головоломки.
  2. Различные виды заданий с палочками или со спичками.

При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:

  1. сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
  2. если  фигура  выполнена  из  разноцветных палочек,  то  сосчитать
    палочки каждого цвета;
  3. сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько
    треугольников, квадратиков);
  4. сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку;
  5. самому придумать и сложить фигуры.

Фигуры сопровождают стишки для того, чтобы у детей возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Трапеция

Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить -Трапецию можно и так получить.

Телевизор

Без телевизора скучно друзья,

А долго смотреть телевизор нельзя.

3. Нахождение закономерностей.

Например: Найти закономерность и завершить чертеж.


Найди девятое.

Раскрасить, продолжая закономерность.

4. Нахождение ошибок в закономерностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Основные направления коррекционной работы

Основные направления коррекционной работы...

Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР

Характеристика общего недоразвития речи и основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

 В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необхо...

Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.

Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ.  Предложены...

Основные направления коррекционной работы в 1 классе

Основные направления коррекционной работы в 1 классе...

Аспекты лексико-грамматического строя у учащихся младших классов с дисграфией и основные направления коррекционной работы.

Статья об особенностях лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов с дисграфией.  Основные векторы коррекционной работы....