Рабочая программа по социальной коммуникации 7 класс с ТМНР
рабочая программа на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Обучение носит характер межличностного взаимодействия, которое заключается в передаче субъективного опыта от одного субъекта к другому.
На первом этапе педагог проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку различные социальные ситуации. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «сюжетно-ролевая» игра. При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Затем осуществляется выполнение задания по вербальной инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_kommunikatsiya_7_klass.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»» СП-30
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____________________ «____»__________20__г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________ М.Л. Позывайлова
«____»______________20___г.
Рабочая программа
Название предмета: Социальная коммуникация.
Класс: 7 «г»
Учебный год: 2017-2018
Общее кол-во часов: 102 ч., кол-во часов в неделю - 3;
Учитель: Хандажапова С.Б.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Обучение носит характер межличностного взаимодействия, которое заключается в передаче субъективного опыта от одного субъекта к другому.
На первом этапе педагог проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку различные социальные ситуации. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «сюжетно-ролевая» игра. При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Затем осуществляется выполнение задания по вербальной инструкции.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по развитию коммуникативных навыков (вербальных и невербальных);
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к межличностному общению и жизни в социуме.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в школе», « Я на прогулке», «Я в театре», «Я в магазине» и т.д.)
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности и произвольной деятельности детей и использования полученного опыта (глобалицация навыков) в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- сформировать необходимую мотивацию для общения через создание игровых ситуаций, которые в дальнейшем переносятся в реальные события (совместный поход в театр, магазин, кафе и т.д.);
- формировать и расширять эмоциональный, бытовой, игровой и трудовой опыт;
- привлекать внимание учащихся к различным эмоциональным состояниям человека, развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (паролингвистические средства);
- формировать элементарные навыки использования предметов быта, необходимых в жизни человека;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и требует от учащихся соблюдения четких норм поведения.
Программа составлена в соответствии с ФГОС, а также с методическими рекомендациями к АООП для учащихся с умеренными, глубокими, тяжелыми нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение полученных навыков в жизни.
Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать с помощью альтернативной коммуникации свои потребности;
- участвовать в совместной деятельности;
- следовать установленным правилам поведения и общения на уроке, перемене, внешкольном мероприятии.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные умения учащихся:
- умение работать по предложенному учителем материалу;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации;
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни;
- умение применять простейшие навыки работы в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы:
Предполагается то, что учащиеся будут знать:
- Правила поведения на уроке.
- Эмоции людей.
- жесты и приветствия и прощания;
- свое имя, имена одноклассников;
- Азбуку вежливости.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные вербальные и невербальные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- Уметь различать и показывать эмоции человека.
- Знать элементарные правила приличия и вежливые ответы.
- Взаимодействовать со сверстниками.
- Взаимодействовать с взрослыми.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- демонстрационный материал по темам,
- сюжетные картины,
- игры, пособия: (развивающие)
- демонстрационные плакаты,
- тематические пазлы и разрезные картинки,
- фотографии детей,
- набор раскрасок по темам,
- наглядный материал для альтернативной коммуникации,
- наборы для сюжетно-ролевых игр,
- музыкальный проигрыватель, диски,
- просмотр презентаций
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 полугодие
№ | Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работ |
1 | Здравствуй, школа! | - вспомнить правила поведения в школе | Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков, чтение стихотворения А.Барто «Почему сегодня Петя собирался 10 раз?», игра «Собери портфель». Экскурсия по школе, посещение соседних классов. (плакаты, демонстрационный материал, портфель, школьные принадлежности) | |
1 | Я – ученик! | - дать элементарные сведения о том, как правильно обращаться к учителям, одноклассникам; - закрепить понятие «стол учителя»; - учить содержать в чистоте своё учебное место; - учить выделять понятия: «мои одноклассники», «мой портфель», «моя тетрадь»,моя парта». - знакомить с зонами кабинета. | Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс, стр.17-20 Ролевая игра «Помоги другу собраться в школу». | |
3 | Воспоминание о лете! | - закрепить имеющиеся знания о времени года Лето; - моделирование жизненных ситуаций летние забавы (учим детей летним играм: «резиночка», скакалки, вышибалы и т.д.); | Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние забавы», проведение ярмарки. (скакалки, мяч надувной, пляжный, резиночка для летних игр). Выход с друзьями на пикник. | |
3 | На кухне | - дать элементарные сведения о посуде, столовых приборах; - познакомить с правилами поведения в столовой; - провести экскурсию в школьную столовую; - моделирование жизненных ситуаций: дежурство в столовой (накрываем самостоятельно столы: раскладываем вилки, ложки, тарелки, салфетки). | Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс, стр.43-49 Игра-сортировка «Из чего едим, чем едим, из чего пьём?», сюжетно-ролевая игра «Угостим гостей обедом». Дежурство в столовой. | |
3 | Меня пригласили в гости | - моделирование жизненных ситуаций; - знакомить с правилами поведения в гостях; - знакомить с правилами поведения за столом; - учить играть с одноклассниками в настольные игры. | Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации. Сюжетно-ролевая игра «К другу на день рождения». Поход на день рождения к другу, в параллельный класс. | |
3 | Я приглашаю гостей | - моделирование жизненных ситуаций; - учить приглашать гостей; - учить встречать гостей; | Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей!». | |
3 | Я гостеприимный хозяин | - учимся угощать гостей, делиться своими, книжками, игрушками; - учимся прощаться с гостями. | - Ярмарка «Кладовая солнца» | |
3 | Общественный транспорт | -моделирование жизненных ситуаций; - познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; (познакомить с обязанностями и правами пассажира). | Наглядный материал, просмотр презентации. | |
3 | Я - пассажир | - познакомить с правилами общения с другими пассажирами; - познакомить с правилами обращения за помощью (если забыл свою остановку); - познакомить с правилами предъявления проездного билета. | Моделирование жизненной ситуации: игра «Мой маршрут», игра «Если ты забыл свою остановку», сюжетно-ролевая игра «Внимательный пассажир». Коллективная поездка на автобусе. | |
3 | Я в поликлинике | - учить правилам этикета в общественных местах; - знакомим с правилами вызова врача на дом; - знакомим с правилами поведения в кабинете у врача; | Моделирование жизненной ситуации: сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача». Экскурсия в кабинет школьной медсестры. | |
3 | Я в аптеке | - учить правилам этикета в общественных местах; - познакомить с разными видами лекарств; - закрепить знания о лекарственных растениях. | Моделирование жизненной ситуации: сюжетно-ролевая игра «Аптека». Экскурсия в ближайшую аптеку | |
3 | Я в супермаркете | - познакомить с правилами поведения в магазине; - дать элементарные представления о различных видах товаров; - учить выбирать нужные товары; - дать элементарные сведенья о правильном обращении с деньгами. | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (по станциям). Экскурсия в ближайший супермаркет. | |
3 | Я в театре | - формировать представление детей о театре, о его назначении; Познакомить с правилами поведения в театре; - познакомить с профессиями (актёр, режиссёр, музыкант, костюмер); - познакомить с помещениями театра (касса, зрительный зал, сцена). | Беседа «Что такое театр, какие бывают виды театров». Игра «Театральная шкатулка» ( в сундучке есть различные маски, выбираем, наряжаемся, изображаем). Коллективное изготовление театральной афиши. | |
3 | Я - актёр | - Расширять знания детей о профессии актера; - развивать интерес к театрально – игровой деятельности. -воспитывать у детей любовь к театру. | Коллективная постановка сказки «Колобок». Поход в театр. | |
3 | Я отправляю письмо другу. | - расширить знания детей о том, что такое почта, для чего она нужна; - знакомить с профессиями почтальон, оператор (люди, которые принимают и выдают письма и посылки), сортировщик; - знакомить с этапами отправки письма. | - Беседа «Для чего нужна почта»; - игра «Весёлый почтальон» (отправляем рисунки о спектакле, который посмотрели, на свой домашний адрес). |
2 полугодие
№ | Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работ |
3 | Я иду в кафе | - продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах; - знакомить с профессиями администратора, повара, официанта, кассира; - формировать представления детей о назначении помещений кафе. | Беседа о правилах этикета, правилах поведения в общественных местах; - беседа о предприятиях общественного питания: столовые, кафе, бистро, рестораны; - сюжетно-ролевая игра «Кафе-Лакомка» Коллективный поход в кафе «Му-Му». | |
3 | Домашние питомцы | - расширить знания о домашних питомцах; - знакомить правилами ухода за животными; - воспитывать любовь к животным. | Беседа, просмотр презентации. Сюжетно-ролевая игра «Мой друг» (ухаживаем за игрушечным животным, кормим, причёсываем и т.д.). | |
3 | Поход к ветеринару | - знакомство с профессией ветеринар; - развивать чувство сострадания и ответственности за питомца; - моделировать формы поведения в общественном месте ( соблюдать очередь, учиться ждать и т.д.) | Беседа, чтение сказки. Сюжетно-ролевая игра. | |
3 | Я в парикмахерской | - моделировать формы поведения в парикмахерской; - познакомить с профессией парикмахер; - знакомить с работой электробытовых приборов. | Беседа, демонстрация наглядного материала. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской». | |
3 | Грусть | - знакомить с эмоциями - учить определять эмоции на картинках и в жизни. | Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса. Игры-ситуации. | |
3 | Злость | - знакомить с эмоциями - учить определять эмоции на картинках и в жизни. | Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса. Игры-ситуации. | |
3 | Радость | - знакомить с эмоциями - учить определять эмоции на картинках и в жизни. | Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса. Игры-ситуации. | |
3 | Обида | - знакомить с эмоциями - учить определять эмоции на картинках и в жизни. | Беседа, просмотр мультфильма. Сортировка карточек по развитию эмоционального гнозиса. Игры-ситуации. | |
3 | Книги - мои друзья. Я в библиотеке. | - закрепить представление для чего нужна библиотека; - учить бережно обращаться с книгами; - познакомить с профессией библиотекарь. | Беседа, демонстрация наглядного материала. Экскурсия в библиотеку. | |
3 | Музей | - дать элементарные представления что такое музей; - учить правилам поведения в музее; - знакомить с профессиями работников музея. | Беседа, просмотр презентации, демонстрация наглядного материала. Интерактивная игра «Музей». | |
3 | Плохая погода. | - учить узнавать прогноз погоды; - учить пользоваться зонтом; - знакомить с одеждой для дождливой погоды. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Сюжетно-ролевая игра «Дождливая погода». | |
3 | Зоопарк | - закрепить представления о правилах поведения в поезде; - учить правилам безопасности в зоопарке, при общении с животными и т.д. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. | |
3 | Зоопарк | - знакомим с профессиями работников зоопарка; - знакомство с внутренним распорядком зоопарка. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Экскурсия в зоопарк. | |
3 | Поездка на дачу. | - познакомить с правилами поведения в лесу; - познакомить с посадкой растений; - учить вешать кормушки для птиц. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Совместное изготовление кормушек для птиц. Игра «Сажаем рассаду». | |
3 | Привычки хорошие и не очень. | - формировать представление, что такое привычка; - дать элементарные представления, какие бывают привычки | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Игры-ситуации. | |
3 | Я пешеход | - закреплять представления о правилах дорожного движения. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Учимся правильно переходить дорогу на улице. | |
3 | Я гуляю в парке | - формировать представление о правилах поведения в парке. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Экскурсия в соседний парк. | |
3 | Еду в поезде на море | - закрепить представления о правилах поведения в поезде; - учить правилам безопасности на воде. | Беседа. Демонстрация наглядного материала. |
Список литературы
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
- Учебник Г.В.Чиркина «Развитие речи» 1 класс,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР
Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множествен...
Рабочая программа по чтению 6 класс с ТМНР
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана н...
Рабочая программа по чтению 7 класс с ТМНР
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана н...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...
Рабочая программа "Человек" 1-4 класс ТМНР
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла чел...