Рабочая программа "Человек" 1-4 класс ТМНР
рабочая программа (1 класс)
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chelovek_1-4_kl_variant_2.docx | 73.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании Методического объединения ОП-2 Протокол №___ от____ августа 2023г | «Согласовано» Заместитель директора ________ Н.О. Камелева «___» августа 2023 г | «Утверждаю» директор ГКОУ СКОШИ № 52 г. Москвы ____________ / А.В.Лебедева «____» _____________2023г. |
Рабочая программа
по предмету «Человек»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
1 - 4класс
Содержание
- Пояснительная записка .…………………………………………………...3
- Содержание учебного предмета. ………………………………………….5
1(дополнительный) – 1 класс………………………………………………5
2 класс………………………………………………………………….........9
3 класс……………………………………………………………………...12
4 класс……………………………………………………………………...16
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………...214. Тематическое планирование.
1(дополнительный) ………………………………………………………24
1 класс……………………………………………………………………..26
2 класс…………………………………………………………………......28
3 класс……………………………………………………………………..31
4 класс……………………………………………………………………..34
- Пояснительная записка
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
Раздел "Представления о себе" включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел "Гигиена тела" включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться. Раздел "Обращение с одеждой и обувью" включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел "Прием пищи" предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел "Туалет".
В рамках раздела "Семья" предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для обучающегося являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки проводится с обучающимися младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе проводится с обучающимися более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову.
В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела) осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий.
- Содержание программного материала.
Содержание учебного предмета "Человек" представлено следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
1 дополнительный - 1 класс
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел "Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
2 класс
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел "Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
3 класс
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел "Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
4 класс
Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел "Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание условных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
- Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
- Представление о собственном теле.
- Отнесение себя к определенному полу.
- Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания.
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
- Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
- Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
- Умение следить за своим внешним видом.
- Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Формирование базовых учебных действий
- Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Тематическое планирование по предмету «Человек»
1 дополнительный класс (первый год обучения)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище. | 2 |
3-4 | Называние и различение частей тела: волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза | 2 |
5-6 | Называние и различение частей тела: плечи, пальцы, колени, пятки, ногти. | 2 |
7-8 | Называние и различение частей тела: спина, живот. | 2 |
9-10 | Обобщающий урок по теме «Представления о частях тела» | 2 |
11-12 | Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | 2 |
13-14 | Действия, связанные с гигиеной тела. Мытье рук мылом. Вытирание рук полотенцем | 2 |
15-16 | Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щетка. Чистка зубов щеткой, полоскание рта водой. | 2 |
17-18 | Расчесывание волос расческой. | 2 |
19-20 | Обобщающий урок по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела» | 2 |
21-22 | Умение вовремя сходить в туалет и вымыть руки. | 2 |
23-24 | Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. | 2 |
25-26 | Формирование умения пользоваться туалетной бумагой. | 2 |
27-28 | Обобщающий урок по теме: «Навыки культурного поведения» | 2 |
29-30 | Называние и различение предметов для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце) | 2 |
31-32 | Закрепление навыка мыть руки перед едой. | 2 |
33-34 | Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею. | 2 |
35-36 | Закрепление правил приема пищи. | 2 |
37-38 | Значение правильного приема пищи для здоровья человека. | 2 |
39-40 | Введение дежурства по столовой, по классу. | 2 |
41-42 | Обобщающий урок по теме «Навыки, связанные с приемом пищи» | 2 |
43-44 | Формирование умения сообщать о желании пить. | 2 |
45-46 | Формирование умения пить через соломинку. | 2 |
47-48 | Формирование умения пить из кружки. | 2 |
19-50 | Формирование умения наливать жидкость в кружку. | 2 |
51-52 | Формирование умения есть руками (яблоко). | 2 |
53-54 | Формирование умения есть ложкой, вилкой. | 2 |
55-56 | Формирование умения пользоваться салфеткой во время приема пищи. | 2 |
57-58 | Формирование умения накладывать пищу в тарелку. | 2 |
59-60 | Обобщающий урок по теме «Прием пищи. Еда». | 2 |
61-62 | Узнавание (различение) детей и взрослых. | 2 |
63-64 | Узнавание (различение) членов семьи. Определение своей социальной роли в семье. | 2 |
65-66 | Повторение пройденного материала за год. | 2 |
Всего: | 66 |
Тематическое планирование
по предмету «Человек»
1 класс (второй год обучения)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Идентификация себя со своим именем. | 2 |
3-5 | Идентификация своей половой принадлежности (как мальчика или девочки). | 3 |
6-7 | Узнавание (различение)частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот). | 2 |
8-9 | Узнавание (различение)частей тела руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | 2 |
10-11 | Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). | 2 |
12-13 | Знание назначения частей лица. | 2 |
14-16 | Представление о состоянии своего здоровья. | 3 |
17-19 | Режим дня (утро, день, вечер, ночь). | 3 |
20-22 | Режим школьника. Важность соблюдения режима дня. | 3 |
23-24 | Утренний и вечерний туалет | 2 |
25-26 | Зарядка и ее значение. | 2 |
27-28 | Сон, его значение | 2 |
29-30 | Формирование умения показывать и называть правую и левую руку. | 2 |
31-32 | Формирование умения показывать и называть правую и левую ногу. | 2 |
33-35 | Закрепление умения называть и показывать части своего тела. | 3 |
36-37 | Закрепление умения расчесываться и следить за аккуратностью волос. | 2 |
38-39 | Формирование умения пользоваться носовым платком. | 2 |
40-41 | Различение вентилей с горячей и холодной водой. | 2 |
42-43 | Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. | 2 |
44 | Вытирание рук полотенцем. | 1 |
45-47 | Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов. | 3 |
48 | Закрепление умения сидеть на унитазе и оправления малой/большой нужды. | 1 |
49 | Закрепление умения пользоваться туалетной бумагой. | 1 |
50 | Закрепление умения соблюдать правила последовательности действий в туалете. | 1 |
51-52 | Повторение пройденного материала. | |
53 | Закрепление умения соблюдать правила последовательности действий в туалете. | 1 |
54 | Формирование умения снимать и надевать предмет нижнего белья. | 1 |
55-56 | Формирование умения снимать и надевать предмет одежды. | 2 |
57-58 | Формирование умения различать лицевую и изнаночную, переднюю и заднюю стороны одежды. | 2 |
59-60 | Формирование умения надевать предмет одежды. | 2 |
61-62 | Называние и различение предметов для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце). | 2 |
63-64 | Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка). | 2 |
65 | Культура еды: пользование ложкой. | 1 |
66 | Культура еды: пользование салфеткой. | 1 |
67-68 | Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 2 |
Всего: | 68 |
Тематическое планирование по предмету «Человек»
2 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Представления о собственном теле | 1 |
2. | Знакомство с собственным телом. | 1 |
3. | Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова | 1 |
4. | Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги, голова, туловище | 1 |
5. | Формирование схемы тела. | 1 |
6. | Формирование схемы лица (нос, рот, глаза) | 1 |
7. | Формирование схемы лица (волосы, уши, зубы). | 1 |
8. | Руки (плечи, пальцы, ногти) | 1 |
9. | Закрепление названий пальцев рук. | 1 |
10. | Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти) | 1 |
11 | Туловище (спина, живот) | 1 |
12. | Мальчики, девочки | 1 |
13. | Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) | 1 |
14. | Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | 1 |
15. | Формирование умения различать вентили с горячей и холодной водой. | 1 |
16. | Формирование умения регулировать напор струи воды. | 1 |
17. | Действия, связанные с гигиеной тела. Мытье рук мылом. | 1 |
18. | Формирование умения подстригать ногти ножницами. | 1 |
19. | Формирование умения мыть лицо | 1 |
20. | Формирование умения вытирать лицо | 1 |
21. | Знакомство со своими зубами и полостью рта. | 1 |
22. | Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щетка. | 1 |
23. | Чистка зубов щеткой. | 1 |
24. | Чистка зубов, полоскание. | 1 |
25 | Мой возраст. | 1 |
26. | День рождения. | 1 |
27. | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 1 |
28. | Представление о деятельности мамы дома. | 1 |
29. | Моя семья. Папа. | 1 |
30. | Представление о бытовой деятельности папы. | 1 |
31. | Мама и папа - родители. Представление о досуговой деятельности родителей. | 1 |
32 | «Чем я люблю заниматься». | 1 |
33. | Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремни, шнурок. | 1 |
34. | Формирование навыка расстегивания липучки. | 1 |
35. | Формирование навыка застегивания липучки. | 1 |
36. | Формирование навыка расстегивания молнии. | 1 |
37. | Формирование навыка застегивания молнии. | 1 |
38. | Формирование навыка застегивания пуговицы. | 1 |
39. | Формирование навыка расстегивания пуговицы. | 1 |
40. | Формирование навыка расстегивания кнопки. | 1 |
41. | Формирование навыка застегивания кнопки. | 1 |
42. | Формирование навыка расстегивания ремня. | 1 |
43. | Формирование навыка застегивания ремня. | 1 |
44. | Формирование навыка развязывания шнурка. | 1 |
45. | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
46. | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
47. | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
48. | Самостоятельное застёгивание и расстегивание верхней одежды. | 1 |
49. | Различение предметов одежды | 1 |
50. | Различение предметов обуви | 1 |
51. | Различение предметов обуви | 1 |
52. | Различение головных уборов | 1 |
53. | Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды | 1 |
54. | Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды | 1 |
55. | Выворачивание одежды | 1 |
56. | Полезные и вредные продукты. | 1 |
57. | Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их называние. | 1 |
58 | Напитки. Называние видов напитков (кефир, сок, лимонад). | 1 |
59. | Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко) | 1 |
60. | Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша). | 1 |
61. | Вилка. | 1 |
62. | Еда с помощью вилки. | 1 |
63. | Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками | 1 |
64. | Правила приема овощей и фруктов | 1 |
65. | Формирование умения убирать со стола после приёма пищи. | 1 |
66. | Последовательность действий в туалете | 1 |
67. | Пользование туалетной бумагой. | 1 |
68. | Правила пользования туалетом. | 1 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование по предмету «Человек»
3 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Узнавание (различение) мальчика и девочки | 1 |
2. | Идентификация себя как мальчика (девочки) | 1 |
3. | Узнавание себя и своих одноклассников на фотографии. | 1 |
4. | Узнавание частей тела. | 1 |
5. | Назначение частей тела | 1 |
6. | Узнавание частей лица. | 1 |
7. | Самостоятельно или с помощью учителя с использованием зеркала узнавание частей лица (глаза, нос, рот, брови, лоб) | 1 |
8. | Назначение частей лица | 1 |
9. | Называние своего имени | 1 |
10. | Правила здорового образа жизни. | 1 |
11. | Режим дня. | 1 |
12. | Режим дня. Составление предложений по картинкам. Правила здорового образа жизни. | 1 |
13. | Закрепление пройденного материала. | 1 |
14. | Различение вентилей с горячей и холодной водой | 1 |
15. | Регулирование напора струи воды | 1 |
16. | Смешивание воды до комфортной температуры | 1 |
17. | Вытирание рук полотенцем | 1 |
18. | Сушка рук с помощью автоматической сушилки 1 | 1 |
19 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук | 1 |
20. | Нанесение крема на руки | 1 |
21. | Уход за ногтями. Подстригание ногтей ножницами | 1 |
22. | Уход за зубами. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта | 1 |
23. | Уход за лицом. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: | 1 |
24. | Выполнение действий по подражанию, использование по назначению предметов личной гигиены, выполнение действий самостоятельно. | 1 |
25. | Уход за волосами. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос | 1 |
26. | Выполнение действий по подражанию, использование по назначению предметов личной гигиены, выполнение действий самостоятельно | 1 |
27. | Уход за ушами. Выполнение действий по подражанию, использование по назначению предметов личной гигиены, выполнение действий самостоятельно. | 1 |
28. | Уход за ногами. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног | 1 |
29 | Уход за телом. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела | 1 |
30. | Выполнение действий по подражанию, использование по назначению предметов личной гигиены, выполнение действий самостоятельно | 1 |
31. | Использование по назначению предметов личной гигиены, выполнение действий самостоятельно. | 1 |
32 | Проветривание комнаты. Прогулка | 1 |
33. | Закрепление пройденного материала. | 1 |
34. | Формирование представления о видах одежды | 1 |
35. | Различение видов одежды | 1 |
36. | Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Игра «Наряди куклу на праздник» | 1 |
37. | Различение сезонной одежды | 1 |
38. | Одевание: Контроль внешнего вида. | 1 |
39. | Лото. Одежда для прогулки. | 1 |
40. | Формирование навыка расстегивания молнии | 1 |
41. | Формирование навыка расстегивания пуговицы. | 1 |
42. | Формирование навыка застегивания пуговицы. | 1 |
43. | Формирование навыка расстегивания кнопки. | 1 |
44. | Формирование навыка застегивания кнопки. | 1 |
45. | Формирование навыка расстегивания ремня. | 1 |
46. | Формирование навыка застегивания ремня. | 1 |
47. | Формирование навыка развязывания шнурка. | 1 |
48. | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
49. | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
50 | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 |
51 | Самостоятельное застёгивание и расстегивание верхней одежды. | 1 |
52. | Закрепление пройденного материала. | 1 |
53. | Правильная посадка во время приема пищи | 1 |
54. | Еда ложкой | 1 |
55. | Еда вилкой | 1 |
56. | Использование салфетки во время приема пищи | 1 |
57. | Уборка стола после еды. | 1 |
58. | Мытье посуды. | 1 |
59. | Сервировка стола к празднику. Игра «В гости к кукле» | 1 |
60. | Закрепление изученного материала. | 1 |
61. | Работа с пиктограммами «Моя семья» | 1 |
62. | Брат, сестра, члены семьи. | 1 |
63. | Обязанности членов семьи. | 1 |
64. | Семейные праздники | 1 |
65. | Профессии членов семьи. | 1 |
67. | Беседа-рассказ «Моя семья» | 1 |
68. | Чаепитие: «Папа, мама, я – дружная семья». | 1 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование по предмету «Человек»
4 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Возрастная идентификация | 2 |
3-4 | Сообщение о состоянии своего здоровья. | 2 |
5-8 | Режим дня. | 4 |
9-12 | Правильное питание. | 4 |
13-16 | Овощи и фрукты в жизни человека | 4 |
17-20 | Культура поведения в столовой. | 4 |
21-24 | Правила культурного поведения в обществе. | 4 |
25-27 | Закрепление умения соблюдать правила последовательности действий в туалете. | 3 |
28-30 | Закрепление умения снимать и надевать предмет нижнего белья. | 3 |
31-32 | Закрепление умения снимать и надевать предмет одежды. | 2 |
33-36 | Закрепление умения различать лицевую и изнаночную, переднюю и заднюю стороны одежды. | 4 |
37-40 | Закрепление умения надевать предмет верхней одежды (куртка, шапка, пальто и т.д.). | 4 |
41-44 | Закрепление навыка расстегивания (развязывания): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка на макете. | 4 |
45-48 | Закрепление навыка расстегивания (развязывания): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка на собственной одежде, обуви. | 4 |
49-50 | Формирование умения следить за своим внешним видом. | 2 |
51-52 | Формирование умения чистить зубы. | 2 |
53-55 | Формирование умения полоскать полость рта. | 3 |
56-59 | Формирование умения соблюдать Последовательность действий при чистке зубов и полоскании полости рта. | 4 |
60-61 | Закрепление умения мыть руки перед едой. | 2 |
62-63 | Закрепление умения сообщать о желании есть. | 2 |
64-65 | Закрепление умения сообщать о желании пить. | 2 |
66 | Закрепление умения пить через соломинку. | 1 |
67-68 | Повторение пройденного материала за год. | 2 |
Всего: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...