Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (СИПР 7 кл) разработана на основе Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 5 часов в неделю, 68 часов-очно, 102 часа-заочно.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в классе;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», знать символы или жесты: «здравствуй те», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет» ,«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» ,«я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);
-уметь различать неречевые и речевые звуки
Слово:
-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.
Предложение:
-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.
Слог:
-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;
-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.
Ориентировка на листе бумаги:
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);
-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
-уметь ориентироваться в
рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).
- уметь ориентироваться в рабочей строке .
Рисование вертикальных линий:
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).
Рисование горизонтальных линий:
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку»
Календарно - тематическое планирование
«Речь и альтернативная коммуникация»
№п/п | Тема урока | Ко-во часов | Дата | |
очно | заочно | |||
1. | Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 1 | |
2. | Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника) Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо». | 1 | 2 | |
3. | Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Практический контроль. | 1 | 1 | |
4. | Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Практический контроль. | 1 | 2 | |
5. | Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами | 1 | 1 | |
6. | Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Практический контроль. | 1 | 2 | |
7. | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. | 1 | 1 | |
8. | Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. | 1 | 2 | |
9. | Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Практический контроль. | 1 | 1 | |
10. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки | 1 | 2 | |
11. | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 1 | 1 | |
12. | Шаблоны. | 1 | 2 | |
13. | Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. | 1 | 1 | |
14. | Умение работать с шаблонами. | 1 | 2 | |
15. | Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. | 1 | 1 | |
16. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 2 | |
17. | Практический контроль | 1 | 1 | |
18. | Обобщающее повторение. Проверочная работа по разделу: «Коммуникация». | 1 | 2 | |
19. | Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 1 | |
20. | Рисование композиции из геометрических фигур. | 1 | 2 | |
21. | Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием. Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль. | 1 | 1 | |
22. | Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы. | 1 | 2 | |
23. | Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». | 1 | 1 | |
24. | Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто (или «Зайка»). | 1 | 2 | |
25. | Узнавание буквы Хх. Формирование умения узнавать и писать букву Хх. Конструирование буквы Хх. | 1 | 1 | |
26. | Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. | 1 | 2 | |
27. | Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. | 1 | 1 | |
28. | Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. | 1 | 2 | |
29. | Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 | 1 | |
30. | Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». | 1 | 2 | |
31. | Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова. | 1 | 1 | |
32. | Обобщающее повторение. | 1 | 2 | |
33. | Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка. | 1 | 1 | |
34. | Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. | 1 | 2 | |
35. | Узнавание буквы Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н. | 1 | 1 | |
36. | Узнавание буквы Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы. Практический контроль. | 1 | 2 | |
37. | Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря. | 1 | 1 | |
38. | Формирование понятия «предложение». Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. | 1 | 2 | |
39. | Узнавание буквы Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. Практический контроль | 1 | 1 | |
40. | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Ознакомление со словом «мама», жестом и символом. | 1 | 2 | |
41. | Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность. Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность. | 1 | 1 | |
42. | Узнавание буквы В,в. Умение узнавать и писать букву В,в. Конструирование буквы В, в. Практический контроль. | 1 | 2 | |
43. | Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий. | 1 | 1 | |
44. | Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке. | 1 | 2 | |
45. | Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). | 1 | 1 | |
46. | Разучивание пальчиковых упражнений. | 1 | 2 | |
47. | Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого. | 1 | 1 | |
48. | Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. | 1 | 2 | |
49. | Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке. | 1 | 1 | |
50. | Игра «Соотнеси слово и картинку». | 1 | 2 | |
Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 1 | ||
51. | Проверочные задания | 1 | 2 | |
52. | Контрольные задания | 1 | 1 | |
53. | Подбор картинок к заданному предложению. | 1 | 2 | |
54. | Узнавание буквы Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. Практический контроль. | 1 | 1 | |
55. | Ознакомление со словом «папа», жестом и символом. | 1 | 2 | |
56. | Складывание букв. | 1 | 1 | |
57. | Формирование умения складывать буквы из палочек, полосок, ниток | 1 | 2 | |
58. | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 1 | |
59. | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 | 2 | |
60. | Диагностика умения использовать жесты и символы. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 1 | 1 | |
61. | Проверочная работа по разделу «Коммуникация». | 1 | 2 | |
62. | Проверочная работа по разделу «Письмо». | 1 | 1 | |
63. | Проверочная работа по разделу «Чтение»». | 1 | 2 | |
64. | Диагностика умения составлять предложения, | 1 | 1 | |
65.66. | Проверочные задания. | 2 | 3 | |
67.68 | Итогово – обобщающее повторение. | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа-надомное обучение для обучающегося 2 класса
Данная программа составлена для обучающегося 2 класса коррекционной школе VIII вида. Программа рассчитана на один год. В введении написаны количество часов на обучающегося нача...
Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Рабочая программа (надомное обучение) 3 класс УМК "Планета знаний"
Планирование по предметам с пояснительной запиской....
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония
Рабочая программа по обучению грамоте и письму...
Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония"
В данной программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по обучению чтению и письму...
Индивидуальная рабочая программа надомного обучения по математике. 3класс
Индивидуальная рабочая программа надомного обучения по математике. 3класс...