рабочая программа внеурочного курса ''Я-исследователь'' 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
2.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
- программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
- учебного плана начального общего образования;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год)
- положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Основными задачами данного курса являются:
· развитие познавательных потребностей младших школьников;
· развитие познавательных способностей младших школьников;
· обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
· формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
· формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место ку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnogo_kursa_ya-issledovatel_2_klass.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
- программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
- учебного плана начального общего образования;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год)
- положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Основными задачами данного курса являются:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности
Факультативный курс «Я - исследователь» в 4 классе является составной частью учебного плана внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений. Общее количество часов в 4 классе – 34 часа. В 1-3 классах данный внеурочный курс является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление). План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО. На изучение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 3 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 17 часов.
Класс | Количество часов |
1 класс | 17 часов |
2 класс | 34 часа |
3 класс | 34 часа |
4 класс | 34 часа |
Учебно – методический комплект:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
Изменения в авторскую программу не внесены во 2-4 классах. В 1 классе в авторскую программу внесены изменения. Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и факультативного курса
Личностные качества:
- знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
Регулятивные УУД:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметные результаты:
Обучающиеся должны научиться:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Я - исследователь
2016-2017 учебный год
(2 класс)
Раздел | Содержание раздела | Общее количество часов | В том числе | Форма организации деятельности | Виды деятельности | |
Теоретические часы | Практические часы | |||||
1.Тренинг исследовательских способностей | Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы). Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей. | 17 | 10 | 7 | - Конференции, - викторины; - развлекательные игры, организуемые педагогом; -интеллектуальные игры, организуемые педагогом; - ролевые игры, организуемые педагогом, беседа, -устный журнал, - тренинги. | - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение. |
2.Самостоятельная исследовательская практика | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Методика проведения коллективных игр – исследований, разработка собственного сценария. Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ. Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися. | 11 | 4 | 7 | - детские исследовательские проекты социальной направленности; - исследовательские рефераты познавательной направленности; - ролевой диалог; - конференции, - викторины; - развлекательные игры, организуемые педагогом; - интеллектуальные игры, организуемые педагогом; -ролевые игры, организуемые педагогом, беседа, -устный журнал, -тренинги | -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение. |
3.Мониторинг исследовательской деятельности | Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 6 | 2 | 4 | -конференции, -викторины; -развлекательные игры, организуемые педагогом; -интеллектуальные игры, организуемые педагогом; -тренинги. | -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение. |
- Тематическое планирование
"Я - исследователь" 2016-2017 учебный год
№ | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
Тренинги исследовательских способностей (17 ч) | |||
1 | Научные исследования и наша жизнь. | 6.09 | |
2 | Методы исследования. | 13.09 | |
3 | Наблюдение и наблюдательность. | 20.09 | |
4 | Эксперимент – познание в действии. | 27.09 | |
5 | Гипотезы и провокационные идеи. | 4.10 | |
6 | Анализ и синтез. | 11.10 | |
7 | Как давать определения понятиям. | 18.10 | |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. | 25.10 | |
9 | Наблюдение и экспериментирование. | 8.11 | |
10 | Основные логические операции. | 15.11 | |
11 | Гипотезы и способы их конструирования. | 22.11 | |
12 | Искусство задавать вопросы. | 29.11 | |
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 6.12 | |
14 | Ассоциации и аналогии. | 13.12 | |
15 | Суждения, умозаключения, выводы. | 20.12 | |
16 | Искусство делать сообщения. | 27.12 | |
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 17.01 | |
Самостоятельная исследовательская практика (11 ч) | |||
18 | Как выбрать тему собственного исследования | 24.01 | |
19 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 31.01 | |
20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 7.02 | |
21 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 14.02 | |
22 | Коллективная игра-исследование | 21.02 | |
23 | Коллективная игра-исследование | 28.02 | |
24 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7.03 | |
25 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 14.03 | |
26 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 21.03 | |
27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 4.04 | |
28 | Семинар. Обобщение полученных данных. | 11.04 | |
Мониторинг исследовательской деятельности (6 ч) | |||
29 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | 18.04 | |
30 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | 25.04 | |
31 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2.05 | |
32 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 16.05 | |
33 | Защита собственных исследований | 23.05 | |
34 | Защита собственных исследований | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»
Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"
Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного ...
Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса " Занимательная математика.
Программа курса внеурочной деятельности объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Данный курс внеурочной деятельности ставит перед собой задачу формирования инт...