Конспект урока по шахматам "Защита фигур и пешек от нападения"
план-конспект урока (2 класс) на тему
В конспекте наглядно показано как защитить фигуры от нападения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shahmaty_2_klass.docx | 402.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа №1393 «Школа РОСТ»
Конспект урока по шахматам " Защита фигур и пешек от нападения"
Тема курса "Организация и проведение учебных занятий по шахматам в начальной школе (2 класс)
Подготовила
учитель начальных классов
Лотоцкая Анжела Алифовна
2016
Цели и задачи: познакомить обучающихся с такими приемами защиты как:
- уход атакованной фигурой;
- её поддержка другой фигурой;
- перекрытие действия атакующей фигуры;
- ответное нападение;
- развитие внимания и логического мышления;
- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, шахматные фигуры, демонстрационная доска.
Основные виды деятельности: рассказ учителя, объяснение, обсуждение, работа у демонстрационной доски.
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке, мы познакомились с такими понятиями как атака, нападение и контрнападение. А что делать, когда нас атаковали? Какие предпринять меры для защиты? Оказывается в игре «Шахматы» есть не только приемы нападения, но и приемы защиты. Сегодня, я покажу вам, как уйти от фигуры, которая вас атаковала, как поддержать другую фигуру, как перекрыть действия атакующей фигуры или сделать ответное нападение. А как вы думаете, что обозначает слово защита?
(Ответы детей)
- Защита – принятие мер против нападения противоположного войска. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.
- Уход от нападения. Самый простой способ. Белая ладья нападает на черного коня. Он уходит на безопасное поле. Пример:
K:a7
Чёрный конь ушёл от атаки белой ладьи.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Защита фигуры другой фигурой. Мы защищаем атакуемую фигуру или пешку другой фигурой или пешкой, чтобы противнику было невыгодно её брать. Белая ладья нападает на черного коня. Как вы думаете:
-Какие действия могут предпринять черные фигуры? (Ответы детей)
Kp:a6
Чёрные защитили коня королём.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Взять атакованную фигуру под защиту другой фигурой. На слона d3 напали. Какой фигурой его можно защитить? (Ответы детей)
Его можно защитить ладьей с поля е1.
Почти при любом нападении, есть хоть один из способов защиты.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Закрыться, если атаковала линейная фигура, по линии атаки другой своей фигурой. Ребята, какая фигура напала? (Ответы детей)
Какой фигурой можно закрыться от Лc8? (Ответы детей)
От ладьи с8, что напала, можно закрыться ладьей а2, на поле с2.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Такой способ не всегда может работать, если между атакующей и атакуемой фигурой нет свободных полей или конь - единственная атакующая фигура.
Может случиться, что на одну фигуру или пешку нападают сразу несколько вражеских фигур. В таком случае количество защит должно как минимум равняться количеству нападений. Например:
На чёрного коня нападают белые слон и ладья, а защищает один король. Чёрные могут сыграть С:с6, уравнивая количество защит и нападений.
Однако при использовании такого метода следует учитывать относительную ценность фигур.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Уничтожение атакующей фигуры. Если есть возможность избавиться
от атакующей фигуры можно, просто ее взять. Пример:
Чёрные могут сыграть Kp:h5
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Особыми атакующими фигурами являются пешка и конь – это нелинейные фигуры и от них нельзя закрыться. А значит при их атаке, уменьшается число возможных защит. Особенно это ощутимо при защите короля, остается всего два варианта защиты: бежать от шаха или побить фигуру.
Черный ферзь нападает на белого короля. Белые могут сыграть: Л:d1 или Кр:d1
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Подведение итогов.
Ребята, сегодня мы познакомились с приемами защиты. Давайте, повторим, как они называются.
Ответы детей.
Вы, молодцы. Вам понравилось занятие? Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики «Геометрические фигуры. Закрепление»
Методическая цель: формирование коммуникативных, регулятивных УУД через игровую форму урока.Цели урока: повторить знания о геометрических фигурах; закреплять пространственные представления; закреплять...
Конспект урока "Нахождение площади фигуры при помощи палетки" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Нахождение площади фигуры при помощи палетки". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа Рос...
Конспект урока "Площадь. Сравнение фигур по площади" с использованием карточек https://uchi.ru
Коспект урока по математике 3 класс УМК "Школа России по теме "Площадь. Сравнение фигур по площади"...
Конспект урока технологии "Архитектура. Фигура в масштабе" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Архитектура. Фигура в масштабе»Цели деятельности учителя: знакомство с основами черчения и масштабирования; формирование умения выполнять чертеж в масштабе;Планируемые результаты:Пр...
Конспект урока математики «Геометрическая фигура квадрат»
Данный конспект предназначен для детей с ССД (11класс)...
Конспект урока. Распознавание геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника (квадрата).
Создать условия для ознакомления с различными геометрическими фигурами;уметь различать геометрические фигуры; определять стороны, вершины многоугольников, чертить геометрические фигуры....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...