Конспект урока. Распознавание геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника (квадрата).
план-конспект урока по математике (1 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Создать условия для ознакомления с различными геометрическими фигурами;уметь различать геометрические фигуры; определять стороны, вершины многоугольников, чертить геометрические фигуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Распознавание геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника (квадрата).

Цели: создать условия для ознакомления с различными геометрическими фигурами; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития вычислительных навыков, мышления, аккуратности.

Планируемые результаты (предметные): уметь различать геометрические фигуры; определять стороны, вершины многоугольников, чертить геометрические фигуры.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей).

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Тип урока:  открытие новых знаний.

Форма урока: урок-сказка.

Оборудование и наглядные пособия: тетради, мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал.

Методы ведения урока:

Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

Методы стимулирования (новизна, занимательность);

Современные образовательные технологии: ИКТ технологии,  здоровьесберегающие технологии, игровые технологии .  

Ход  урока.

I. Организационный этап.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
   

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный мир Геометрии.  

- Путешествовать мы будем вместе со сказочным героем. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку:

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился…. (Колобок).                                    (Слайд №2)

- Давайте определим цели нашего сегодняшнего путешествия.

Будем учиться …     

Аккуратно писать        

Решать примеры    

Сравнивать числа    

Решать задачи

Внимательно слушать и отвечать на вопросы. (Слайд №3)

Девиз урока: То, что знаешь, не скрывай, на   вопросы - отвечай!

II. Актуализация знаний (устный счет). 

- По дорожке Колобок покатился,

На поляне очутился.

Но поляна не простая,

Называется «Цифровая».

1)  Игра «Назови соседа»   

Возьмите карточки с числами.

- Какое число следует при счёте после числа 14.  

- Какое число следует при счёте после числа 17.

- Какое число следует при счёте перед числом 12.

- Какое число следует при счёте перед числом 10.

- Какое число на 6 больше, чем 5?  

- Какое число на 4 меньше, чем 12?

2) Письмо цифр

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

                            Вот один иль единица,

                           Очень тонкая, как спица,

                            А вот это цифра два.

                           Полюбуйся, какова:

                          Выгибает двойка шею,

                           Волочится хвост за нею.

                       А за двойкой - посмотри -

                           Выступает цифра три.

                       Тройка - третий из значков -

                           Состоит из двух крючков.

                       За тремя идут четыре,

                           Острый локоть оттопыря.

                        А потом пошла плясать

                           По бумаге цифра пять.

                           Руку вправо протянула,

                           Ножку круто изогнула.

III. Открытие новых знаний.

1)  Формулировка темы и цели урока.          (Слайд №4)

- Ребята, ну вот мы и попали в сказку. Колобок испекся. Положила бабка его остывать. А рядом ещё пироги разной формы.  

(На магнитной доске и на партах расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры)

– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.  (Работа в парах)

В результате на доске появляются 2 большие группы:       

треугольники           четырёхугольники

- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)

- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)

-  Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)

– Как бы вы назвали  оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)     

- Какая фигура лишняя? (Круг)

- Ребята, Колобок спрашивает, а как можно назвать одним словом все фигуры которые у нас на доске расположены? ( Все фигуры можно назвать многоугольники)

-Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники) (Слайд №5)

-Какая цель урока?

Научиться различать геометрические фигуры.    

Чертить многоугольники.

-  Итак,  и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.

- Как ещё их можно назвать?                          (Слайд №6)

2) Знакомство с понятиями «Углы, стороны, вершины многоугольников»

– Назовите каждый многоугольник.      

– Покажите в нём углы, стороны, вершины.

3) Физминутка.

- Лежал колобок на окошке, лежал и решил погулять. И мы с ним отправимся в путь. (Слайд №7)  

Раз – поднялись, потянулись…

4) Графический диктант           (Слайд №8)

Скок да скок,

Скок да скок.

Покатился Колобок.

Круглый и румяный

Дальше по поляне.

- Встретил Колобок зайчика. Скучно ему без друга. Давайте подарим зайчонку друга.

http://stranakids.ru/wp-content/uploads/2012/06/graf-diktant.jpg

- Сколько углов у изображения нашей собачки? (18)

5) Различение квадрата и прямоугольника.

- Проведите линии. Какая фигура образует пасть собачки?

- Какая фигура образует туловище собачки?

- Чем отличается квадрат от прямоугольника?

Каждый угол в нем прямой              Если все углы прямые.
Все четыре стороны -                     И всего угла четыре.
Одинаковой длины                           Ну, а по две стороны
Вам его представить рад               Противоположны и равны.
А зовут его…. . (квадрат)              Этот четырехугольник

                                                         Назовем…. . (прямоугольник)
- Назовите предметы, которые имеют форму квадрата, прямоугольника.

6) Сказка про треугольник  и квадрат.

- Катится колобок по тропинке,  а навстречу ему Волк. (Слайд №9)

-Колобок, колобок, я тебя съем.

-Не ешь меня, я тебе пригожусь.

-Помоги избавиться от надоедливой пчелы.

-А ты знаешь, что пчела полезное насекомое?

-Чем полезна пчела? (Ответы детей

Реши задачу.

Одна пчела  опылила 11 цветов, а другая на 4 меньше. Сколько цветов опылили другая пчела?       (11-4=7 (ц.))

- Теперь волк понял, что пчёл уничтожать нельзя.

Отпустил волк колобка.              (Слайды №10-13)

7) Физминутка  (Ветер дует нам в лицо)

IV. Включение знаний в систему, повторение и закрепление ранее изученного.

1) Самостоятельная работа на карточках-цветочках.

Вдруг  навстречу  Косолапый.           (Слайд №14)

Говорит он колобку:

- Помоги. Люди все цветы сорвали, пчёлам негде нектар собирать. Значит, я останусь без мёда.

-Поможем медведю и сделаем свою цветочную полянку.      

Взаимопроверка.                 (Слайды №15,16)

2)  Формирование умения различать многоугольники.

-  Помогли колобку, отпустил его медведь. 

- Как вы думаете, кого мы дальше встретим?

- Катится дальше. Вот навстречу лиса – рыжая плутовка.   (Слайд №17)

Колобок ей приглянулся.

И задумала она съесть его!

Ох, какова?!

-Не ешь меня, лиса.

- При одном условии:

Реши, мои хитрые задачки!

Чтобы сумел за 5 минут

Всё решить, что есть вот тут.

1) Сколько ушей у трёх мышей?

2) Спряталось число. Оно больше 15, меньше 18, но не 17.

3) Оле 8 лет. Сколько лет ей было в прошлом году?

4) Петух весит 4 кг, стоя на одной ноге. Сколько он будет весить, если он станет на 2 ноги?

5) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

6) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.    Кто  летит ниже всех?

- Какие познавательные оказались задачи. Лисе понравилось, как вы работали, и она отпустила колобка.  (Слайды №18)

V. Рефлексия.

- Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы  узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили?

- Как назвать все фигуры общим словом? 

Игра «Верно – неверно»

- Геометрическая фигура, которая имеет 3 стороны и 3 угла называется четырехугольник.

- В семиугольнике 10 углов.

- Геометрическая фигура, которая имеет 4 стороны и 4 угла называется четырехугольник.

- Круг – это многоугольник.

- Многоугольники – это треугольник, шестиугольник, восьмиугольник.

VI. Итог урока.         (Слайд №19)

-Что нового открыли для себя на уроке?  

- Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

- Оцените свою активность на уроке  (смайликами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики «Геометрические фигуры. Закрепление»

Методическая цель: формирование коммуникативных, регулятивных УУД через игровую форму урока.Цели урока: повторить знания о геометрических фигурах; закреплять пространственные представления; закреплять...

Раздаточный материал по предмету "Математические представления" по теме "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник", 1 класс, 2 вариант

Карточки для отработки навыка изображения геометрических фигур детьми с интеллектуальными нарушениями...

Конспект занятия по игре и игротерапии «Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат)»

Задачи:Образовательные:1. Познакомить ребенка с геометрическими формами – кругом, квадратом.2. Учить обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окр...

Конспект урока математики «Геометрическая фигура квадрат»

Данный конспект предназначен для детей с ССД (11класс)...

презентация к уроку математики Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

презентация содержит информацию к уроку Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...

Геометрические фигуры. Круг, треугольник, четырехугольник

Геометрические фигуры. Круг, треугольник, четырехугольник...