Рабочая программа. 2 класс. Окружающий мир.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ___________________ Руководитель МО _________________________Протокол № ___ от «____»____________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________Гармаева Б.Г._ «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ Ширапов Б.К Приказ № ___ от «___»____________2015г |
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для 2 класса
начальное общее образование
(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Учитель: Цыжипхенова А.Р.
2015 г.
Раздел I
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Окружающий мир в начальной школе составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Авторской программы по предмету Окружающий мир Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой;
- БУП 2008;
- Требований к оснащению учебного предмета;
-Федерального перечня учебников;
- - Учебного плана школы;
Для разработки учебной программы использованы материалы:
1. Основная образовательная программа начального общего образования структурного подразделения школы №7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова;
2. Авторская программа по окружающему миру, авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва (сборник примерных учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2011.)
3. Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Окружающий мир 2 класс.- М., Вита-Пресс, 2013.
4. Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс.- М., Вита-Пресс, 2014.
5. Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Окружающий мир. Проверочные работы 2 класс. - М., Вита-Пресс, 2014.
6. Сайт информационной поддержки «www.n-bio.ru». Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Окружающий мир. Методическое пособие для учителя.
1. Общая характеристика предмета «Окружающий мир», цели и задачи
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания.
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного содержательного общения с людьми, как представителями общества, и опыта взаимодействия с природой.
Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.
Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы:
- на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;
- у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается);
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией – с другой.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».
2. Место предмета «Окружающий мир» в образовательном процессе, система оценки
Курс рассчитан примерно на 270 часов. Во втором классе по авторской программе предусмотрено 60 часов + 6 часов резервного времени (2 ч. Х 34 нед.), по учебному плану на него отводится 68 часов (2 ч. Х 34 нед.). В календарно-тематическом планировании темы резервных уроков выделены курсивом (8 ч.).
В разделе «Содержательные блоки программы», курсивом выделены необязательные для изучения и освоения способы действий; курсивом с подчёркиванием выделены работы с применением компьютера (цифровые ресурсы).
В УМК входит «Тетрадь для проверочных работ», предназначенная для самооценки, оценки и диагностики уровня освоения учебного материала во втором классе. С помощью проверочных работ, представленных в этой тетради, ученик может оценить своё продвижение в изучении окружающего мира, а учитель – оценить ход достижения планируемых образовательных результатов с целью организации дополнительной коррекционной работы в случае необходимости.
Данный вид уроков в программе выделен полужирным шрифтом.
Раздел II
Планируемые результаты освоения учебного курса
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов.
Личностные:
- осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность придти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения; знание правил действий при пожаре);
- опыт планирования режима дня, составления других планов действий (в рамках заботы о членах семьи, трудовых дел).
Метапредметные:
- умение вместе с другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт;
- умение вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов;
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
- умение составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос);
- способность представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану.
Предметные:
- представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
- освоение средств и способов прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, массы, времени, твёрдости минерала, направления и силы ветра, количества и интенсивности осадков, облачности, температуры воздуха и тела и пр.).
- опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, определение параметров объекта, выбор объекта с заданными характеристиками и пр.)
- различение и описание свойств материалов и определение применимости материалов для решения разных задач;
- осознание родственных и дружеских отношений, своего места в жизни и истории семьи, роли своей семьи в жизни и истории города.
Раздел III
Содержательные блоки программы
Содержание, часы | Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) | Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид |
Тела и процессы. Явления природы. | ||
Тела и процессы. Явления природы. Повторение и обобщение изученного в 1 классе на примере процессов 2 часа | Применение определения (подведение под понятие) тела, процесса, явления. Составление схемы процесса. Работа с информационным текстом: озаглавливание. Практическое исследование процесса образования ржавчины. | Лепка из глины. Выставка глиняных изделий (художественно-эстетическая) |
Вещество (материал). | ||
Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево. Зависимость свойств изделий от свойств материалов и формы (на примере прочности конструкций). 3 часа | Практическое исследование свойств материалов. Группировка объектов по признаку (классификация). Практическое исследование прочности конструкций из листа бумаги. Построение ряда конструкций по прочности. | Экскурсии на предприятия города: «Мясославль», «Полипак». |
Трудовые процессы в быту. | ||
Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. 2 часа | Анализ технологических рецептов, как описаний порядка действий с предметами и материалами. Составление и чтение схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой → картофель варёный) с указанием условий изменения (вода, нагревание). Различение существенных и несущественных условий процессов. Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, вычитывание информации. Практические работы по поиску условий процессов (условия работы веревочного телефона и «змейки», выявляющей движение воздуха). | Экскурсии на предприятия города: хлебозавод «Русь». |
Условия процессов. | ||
Условия процессов. Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе. Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения. 4 часа | Различение состояний воды по признакам. Составление и чтение схем превращений (например, лёд→ вода→пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение). Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов). Практические работы по изучению превращений воды, вида снежинок, образования тумана, процесса растворения. | |
Процесс и условия горения. | ||
Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы. 1 час | Обнаружение воздуха, как необходимого условия горения. Знакомство с правилами безопасного поведения при возгорании. | Экскурсия в ПЧ №21 города. Выставка плакатов о правилах пожарной безопасности (общественно-полезная). |
Условия скольжения. | ||
Условия скольжения. Трение и скольжение. 3 часа | Практические работы по выбору: «Скольжение монетки и ластика», «Фигуры высшего пилотажа», «Игра в фантики». Составление текста-описания практической работы по плану. Освоение тестовой формы проверочной работы. | Конкурс на конструкцию лучшего летательного аппарата (научно-познавательная). |
Условия, необходимые для жизни растений. | ||
Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья. 3 часа | Работа со схемой: чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий. Чтение и понимание ссылок – дополнительной информации к схеме. Работа с информационными источниками: поиск информации в справочниках, у взрослых, в словарях, в сети интернет) | Проектная работа по созданию журнала «Эти удивительные растения». |
Правила работы в группе. | ||
Условия процессов. Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе. 1 час | Обсуждение и уточнение правил групповой работы. |
|
Эксперимент. | ||
Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей, комнатными растениями, поведением животных и др.) Погодные условия, предсказание погоды. Комнатные растения: части растений. Видоизмененные части растений. 10 часов | Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными. Составление текста-описания эксперимента. Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации, различение известного и неизвестного, различение фактов и объяснений. Освоение тестовой формы проверочной работы. Выполнение технического рисунка. | Межпредметный модуль «Как придумать загадку?» интеграция литературного чтения, естествознания, математики. Работа с цифровыми ресурсами (научно-познавательная). |
Измерения. | ||
Ошибки органов чувств (иллюзии). Проблема измерения. Меры. Стандартные меры. 2 часа | Практическое исследование иллюзий человека. Работа с цифровым ресурсом «Зрительные иллюзии». Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения. | Межпредметный модуль «Как измерить всё на свете?» интеграция естествознания и математики. Работа с цифровыми ресурсами. |
Ветер. | ||
Ветер. Его обожествление в славянской мифологии. Сила ветра. Условное измерение – оценка. Измерительная шкала. Измерительный прибор. Ветер – движение воздуха. Свойства воздуха. 4 часа | Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. Измерение силы ветра по шкале Бофорта. Работа с цифровыми ресурсами: шкала Бофорта (измерение силы ветра по фотографии, картине, тексту). Практическое исследование свойств воздуха. Практическое исследование потоков воздуха. Планирование опытов. Интерпретация проведенных опытов. Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли. | |
Нагревание и охлаждение тел. | ||
Нагревание и охлаждение тел. Изменение состояния вещества при нагревании (на примере воды, металла, газа). Расширение вещества (воздуха, металла..) при нагревании. Использование этого свойства веществ для измерения температуры (нагретости) с помощью термометра. Устройство термометра. Температурные шкалы. Правила техники безопасности при проведении практических работ 5 часов | Практическая работа по исследованию нагревания воздуха. Практическая работа по изучению устройства термометра. Практическая работа по изучению и сравнению разных температурных шкал. Работа с цифровым ресурсом « Температурные шкалы». Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человека. Работа с информационным текстом: восстановление значения слов по контексту, составление инструкции по работе с прибором. Освоение тестовой формы проверочной работы. Знакомство с правилами техники безопасности. | |
Осадки. | ||
Осадки. Горизонтальные: роса и иней, - вертикальные: снег, дождь, град. Сила дождя и общее количество осадков. 4 часа | Различение горизонтальных и вертикальных линий. Различение силы (интенсивности) дождя и общего количества осадков. Практическая работа по измерению силы дождя и общего количества осадков. | |
Облачность. | ||
Облачность. Виды облаков. Влажность. 2 часа | Работа с информационным текстом: вычитывание информации. Практическая работа по изучению облаков. Измерение облачности с помощью палетки. Работа с цифровыми ресурсами: измерение облачности с помощью палетки. Анализ устройства приборов для измерения влажности (гигрометра), давления воздуха (барометра). Планирование опытов. | |
Время и его измерение. | ||
Время и его измерение. Сезонные изменения в природе. Общий способ измерения времени. Циклические и нециклические процессы. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Час, минута, секунда. Режим дня. Время и жизнь людей. Семья – ячейка общества. Жизнь в семье – взаимопомощь и поддержка. Календарные семейные праздники. 7 часов | Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Освоение тестовой формы проверочной работы. Конструирование часов: солнечные часы, водяные часы и пр. Работа с цифровыми ресурсами: Солнечные часы, часы-свечка, водяные часы). Изготовление макета циферблата механических часов. Освоение счета времени по механическим часам. Различение «момента времени» и «временного промежутка»- длительности. Составление для себя «Распорядка дня», «Календаря семейных праздников». | Экскурсия в музей Энштейна (научно-познавательная). |
Время и работа людей. | ||
Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. Размножение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Способы распространения плодов и семян. 6 часов. | Составление «Календаря садовода». Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений. Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Работа с цифровыми ресурсами: Годовой круг.. | Участие в работах на пришкольном участке (общественно-полезная). |
Раздел IV
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
- Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Окружающий мир 2 класс.- М., Вита-Пресс, 2014.
- Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс.- М., Вита-Пресс, 2014.
- Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва Окружающий мир. Проверочные работы 2 класс. - М., Вита-Пресс, 2014.
Необходимые учебные пособия.
1) Шишки (лучше сосновые) — штук 12, фасоль — семена (0,5 кг), фрукты и овощи с семенами и без них (можно вареные);
2) термометры физические (со шкалой от минусовой до более +100 градусов по Цельсию) — по числу групп, измерительные приборы из кабинета физики;
3) фен или вентилятор, скотч, гвозди, легкие ленточки, полоски целлофана, бумага, линейки, коробка из-под обуви, карандаши с ластиками, палочки, стаканчики из-под йогурта, веревка, пластилин, резинки, пластиковые бутылки, тазик, часы или их макет;
4) лупы, неострые ножи (для разрезания и расколупывания плодов), разнообразные плоды с семенами (например: вишня, яблоко, абрикос, персик, слива (можно из компота), апельсин, крылатки клена или ясеня, кедровая шишка или шишка сосны, ели (с семенами), «бешеный огурец», стручок акации или гороха, фасоли; семена кабачка или тыквы, фасоли, пшеницы; овощи, не являющиеся плодами: картофель, лук или чеснок, морковь.
Цифровые образовательные ресурсы «Новая начальная школа 1-4».
Раздел V
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Число уроков | Практических работ | Экскурсий | Проверочных работ | Диагностических работ |
1. | Тела и процессы. Явления природы. | 2 ч. | 1 | |||
2. | Вещество (материал). | 3 ч. | 1 | 2 | ||
3. | Трудовые процессы в быту. | 2+1 ч. | 2 | 1 | ||
4. | Условия процессов. | 4+1 ч. | 2 | |||
5. | Процесс и условия горения. | 1+1 ч. | 1 | 1 | ||
6. | Условия скольжения. | 3+1 ч. | 3 | |||
7. | Условия, необходимые для жизни растений. | 3+1 ч. | 1 | |||
8. | Правила работы в группе. | 1 ч. | ||||
9. | Эксперимент. | 10+1 ч. | 1 | 1 | ||
10. | Измерения. | 2 ч. | 2 | |||
11. | Ветер. | 4 ч. | 4 | |||
12. | Нагревание и охлаждение тел. | 5 ч. | 3 | |||
13. | Осадки. | 4-2 ч. | ||||
14. | Облачность. | 2 ч. | ||||
15. | Время и его измерение. | 7+3 ч. | 3 | 1 | 1 | |
16. | Время и работа людей. | 6+2 ч. | 1 | |||
Всего | 68 ч. | 21 | 6 | 3 | 2 |
№ | Тема урока | Дата |
Раздел I. Процессы и их условия. | ||
1. | Стартовая работа. | |
2. | Анализ стартовой работы. Повторение: процессы в природе (схема процесса). | |
3. | Знакомство с некоторыми материалами и веществами. Исследование их свойств и превращений. | |
4. | Сравнение материалов по свойствам. | |
5. | Сравнение материалов по свойствам. Практическая работа: «Что из чего сделано?» | |
6. | Обнаружение условий процессов, как определяющих их направление и результат. Существенные и несущественные условия. | |
7. | Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. Практическая работа: «Составление схемы процессов». | |
8. | Обнаружение условий процессов, как определяющих их направление и результат. Существенные и несущественные условия. Практическая работа: «Поиск условий работы верёвочного телефона». | |
9. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Практическая работа: «Замораживание воды и таяние льда». | |
10. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Работа с текстами. | |
11. | Круговорот воды в природе. | |
12. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Практическая работа: «Вода и пар». | |
13. | Вода и растворы. | |
14. | Процесс и условия горения. | |
15. | Проверочная работа № 1. Анализ работы. | |
16. | Условия прочности конструкций. Практическая работа: «Условия прочности сооружений. Построение рядов конструкций по прочности». | |
17. | Условия скольжения. Практическая работа: «Фигуры высшего пилотажа». | |
18. | Условия скольжения. Практическая работа: «Условия дальнего полёта фантика». | |
19. | Условия скольжения. Трение и скольжение. | |
20. | Условия, необходимые для жизни растений и животных. | |
21. | Экскурсия в Дом природы «Условия, необходимые для жизни растений и животных». | |
22. | Условия, необходимые для жизни растений и животных (бактерий). | |
23. | Условия роста и развития человека. | |
24. | Правила работы в группе. | |
Раздел II. Эксперимент. | ||
25. | Открытие экспериментирования. Предсказатели погоды. | |
26. | Эксперимент с шишками. Анализ схемы эксперимента. Проверка заложенных опытов. Практическая работа: «Как заставить шишку закрыться?». | |
27. | Сезонные изменения в жизни животных и растений. Планирование опыта с зайцами. | |
28. | Сезонные изменения в жизни животных и растений. Работа с текстами. | |
29. | Комнатные растения. Части цветкового растения (повторение). | |
30. | Опыты с комнатными растениями. | |
31. | Замечательные умения животных. Животные и их способности. | |
32. | Насекомые и опыты с ними. Пчёлы, осы. Профилактика и первая помощь при укусах пчёл и ос. | |
33. | Летучие мыши – звери с удивительным слухом. Опыты с летучими мышами. | |
34. | Насекомые и опыты с ними. Бабочки. | |
35. | Эксперимент и наблюдение. Подведение итогов. Проверочная работа №2 и её анализ. | |
Раздел III. Измерения. | ||
36. | Проблема измерения. Практическая работа: «Зрительные иллюзии». | |
37. | Стандартные единицы измерения. Точность измерения. Практическая работа: «Измерение длины». | |
38. | Сила ветра. Открытие способа измерения условно измеряемых признаков. | |
39. | Сила ветра. Практическая работа: «Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта». | |
40. | Воздух и его свойства. Практическая работа: «Свойства воздуха». | |
41. | Воздух и его свойства. Практическая работа: «Исследование тёплого и холодного потоков воздуха». | |
42. | Нагревание и охлаждение. Термоскоп. | |
43. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа: «Устройство термометра». | |
44. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа: «Температурные шкалы. Работа со шкалой Цельсия и Фаренгейта». | |
45. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа: «Измерение температуры воздуха и тела человека». | |
46. | Нагревание и охлаждение. Измерительные приборы. Составление инструкции по работе с измерительными приборами. | |
47. | Виды осадков. Практическая работа: «Измерение интенсивности дождя». | |
48. | Виды осадков. Измерение общего количества осадков. | |
49. | Виды облаков. Измерение облачности. | |
50. | Виды облаков. Измерение влажности воздуха. | |
51. | Сезонные изменения в природе. Время как течение процессов. | |
52. | Сезонные изменения в природе. Явления природы. | |
53. | Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. | |
54. | Измерение времени. Часы – прибор для измерения времени. Практическая работа: «Конструирование часов». | |
55. | Измерение времени. Быстрые и медленные процессы. | |
56. | Измерение времени. Меры времени. | |
57. | Механические часы с циферблатом. Определение времени по часам. | |
58. | Проверочная работа № 3 и ее анализ. | |
59. | Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. | |
60. | Семена и плоды. Зачем нужны плоды. Способы распространения семян. | |
61. | Размножение растений семенами. | |
62. | Однолетние, двулетние, многолетние растения. | |
63. | Условия развития растений. | |
64. | Условия развития растений. Прорастание и развитие растений в разных условиях. | |
65. | Уклад семьи и распорядок дня. Практическая работа: «Составление режима дня». | |
66. | Время и жизнь людей. Практическая работа: «Календарные и семейные праздники». | |
67. | Итоговая диагностическая работа. | |
68. | Анализ работы. Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...