Рабочая программа "Юный автор"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа рассчитана на 612 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий со школьниками. Сроки реализации программы 1 год.
Основная идея программы «Юный автор» - развить у детей мотивацию к познанию и творчеству. Открывая мир через книгу, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_avtor.docx | 55.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад №13»
_____________________________________________________________________________
Байкальского городского поселения
Слюдянского района
Иркутской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для начальной школы (1-4 классы)
«Юный читатель»
Разработчик программы:
Брезина Н.Н.
Учитель начальных классов,
библиотекарь Эрматова В.В.
МБОУ НШДС № 13
2016
«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,
а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший»
Герман Гессе
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 - 4 классов на 2016 -2017 учебный год разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий..
Цель
Цель программы внеурочной деятельности пятиклассников — содействие процессу образования и развития творческого потенциала детей. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных знаний, но и на воспитание культуры чтения, коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, познавательной активности, а в дальнейшем на формирование творческого, культурного и образованного человека. Основная идея программы «Юный автор» - развить у детей мотивацию к познанию и творчеству. Открывая мир через книгу, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.
Перед учащимися в начале внеурочных занятий было предложено научиться самим добывать качественную информацию, научиться грамотно излагать свои мысли, а свои работы помещать в библиотечных газетах, плакатах, презентациях, на просмотр которых приглашать друзей, педагогов и родителей. Ребятам это очень понравилось и они начали заниматься в библиотечном кружке.
Кружок назвали «Юный автор», который имеет духовно-нравственную направленность.
Место занятий – школьная библиотека.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Задачи:
- формировать потребность в постоянном чтении книг
- развитие эмоционально - чувственной сферы;
- обучение чтению - рассматриванию;
-развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни ;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Формы и виды деятельности
Занятия в кружке включают в себя:
1. Встречи с писателями и новой литературой:
- обсуждения и анализ предложенных художественных произведений;
- просмотр презентаций, чтение книг, способствующих патриотичес-
кому и экологическому воспитанию.
2. Литературная мастерская:
- знакомство с историей создания книги, со всеми ее элементами и
изготовление собственной книжки;
- при чтении сказок предлагается дописать сказку самому ученику;
- при знакомстве с небылицами – сотворить-сочинить собственную
небылицу-перевертыш;
- при чтении стихов – пробудить интерес самим писать стихи;
- Драматизация отрывков из книг.
3. «Проба пера»:
- выпуск литературной газеты и сборника творческих работ детей,
- сотрудничество со школьной газетой «Планета №13»,
- знакомство с компьютерными программами для записи своих работ.
4. Сотрудничество с городским краеведческим музеем:
- изучение музейных материалов,
- исследовательская деятельность,
- экскурсоводческие навыки.
5. Презентации прочитанной книги.
6.Выставки прочитанных книг.
7.Викторины.
8.Читательские конференции.
9.Конкурсы иллюстраций к любимой книге.
10. Праздники читательских удовольствий.
Программа рассчитана на 612 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий со школьниками. Сроки реализации программы 1 год.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Юный читатель».
Планируемые результаты:
- Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; умение выбрать книгу и читать ее.
- Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Возрастание интереса к литературе, к чтению; понимание читателем, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир художественной и познавательной литературы при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение кругозора и познавательного интереса воспитанников.
- Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде. Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником программы, он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.
Школьник научится:
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- давать элементарную характеристику литературным произведениям.
- понимать текст и его интерпретировать;
- воспринимать художественное произведение как искусство слова.
- размышлять и фантазировать;
- воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;
- читать вслух и про себя;
- научится самостоятельной читательской деятельности.
В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
- Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
- Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Содержание программы «Юный автор»
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШДС №13, реализуемой в школе для учащихся 1 -4 классов.
Раздел | Количество часов |
«Здравствуй, книга!» | 74 |
«Мой учитель – мой друг» | 70 |
«Жанры литературы и фольклора» | 144 |
«Народные традиции» | 36 |
Встреча с творчеством детского писателя земляка С.Устинова | 22 |
Изучение видов презентаций | 146 |
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» | 32 |
Изготовим книгу | 46 |
Книги-сборники стихотворений для детей | 42 |
«Здравствуй, книга!» (74ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра)). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
«Мой учитель – мой друг»(70ч)
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценировка картин - эпизодов из выбранной книги.
«Жанры литературы и фольклора»(144ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценировка.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
«Народные традиции»(36ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Встреча с творчеством детского писателя земляка С.Устинова (22ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценировка отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Изучение видов презентаций(146ч)
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»(32ч).
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
Изготовим книгу (46 ч)
Изготовление книжек-малышек, презентации, спектакли, библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы.
Книги-сборники стихотворений для детей(42ч)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Юный читатель».
№ занятий | Тема занятия | Количество часов | Форма занятий | Дата |
1-я четверть учебного года | ||||
1 | Здравствуй, книга! Вводное занятие. Определение цели и задачи кружка «Юный автор». | 8 | беседа | |
2 | Путешествие по школьной библиотеке. | 2 | Путешествие | |
3 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку | 8 | Экскурсия | |
4 | Из чего состоит книга? | 8 | Практикум. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки». | |
5 | Знакомство с фондом библиотеки. | 8 | теория | |
6 | Справочно-поисковый аппарат библиотеки. Словари, энциклопедии, справочники, указатели | 40 | практика | |
7 | «Мой учитель – мой друг» | 8 | Беседа | |
8 | «Поздравляю своего классного руководителя» - оформление поздравительного плаката | 32 | Практика Презентация | |
9 | Оформление стендов в вестибюле 1-го этажа | 30 | ||
2-я четверть учебного года | ||||
10 | «Жанры литературы и фольклора» | 16 | Беседа, чтение любимых текстов. Викторина Сценки, презентации, выставки книг, проба пера, конкурсы | |
11 | «Что за прелесть – эти сказки» по творчеству А.С. Пушкина | 16 | ||
12 | «Элементы книги» (обложка, титульный лист и др.). | 22 | Теория Практика | |
13 | Изготовим книгу-сборник, где в будем размещать свои работы | 46 | ||
14 | «Мама – самое светлое слово» | 14 | Беседа, чтения | |
15 | театрализованное представление | 60 | Практика | |
16 | Оформление плакатов ко Дню матери Оформление стендов в школе | 16 | Презентация проектов | |
3 четверть | ||||
17 | «Народные традиции»: гадания под Старый Новый год, рождество, святки, колядки | 18 | Теория | |
18 | «Удивлю параллельный класс» - разработка проектов по народным традициям | 18 | Практика Презентация | |
19 | Встреча с творчеством детского писателя земляка С.Устинова «Эколог Леший и его соседи» | 22 | Беседы, просмотр мультфильмов Проба пера | |
20 | Изучение видов презентаций (реферат, проект, презентация, буклет, рекомендательный список, библиографические описания) | 16 | Теория | |
21 | Правила оформления работ, составления списка использованных информационных источников | 42 | практика | |
4 четверть | ||||
22 | Предложение кружковцам тем проектов. Выбор детьми темы для поиска информации. | 6 | Теория | |
23 | Как сформулировать тему запроса? | 6 | практика | |
24 | Элементы газеты: заголовок, рубрика и др. | 8 | Теория | |
25 | Создаю свою газету в библиотеке Тематические рубрики газеты «Планета №13» | 32 | Проба пера | |
26 | Сотрудничество кружковцев с городским музеем | 4 | Экскурсии | |
27 | Подготовить работы кружковцев к муниципальному конкурсу «Умники и Умницы» | 32 | Практика «Проба пера» | |
28 | «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой». Сбор и обработка информации ко Дню Великой Победы | 32 | Беседы практика | |
29 | Книги-сборники стихотворений для детей | 34 | ||
30 | Урок-концерт | 8 | ||
Итого часов в год | 612 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Список дополнительной литературы
- Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
- Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
- Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
- http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
- Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
- http://www.allbest.ru/
- http://xreferat.ru/
2. Интернет-ресурсы
- газета «1 сентября»: www.festival.1september.ru
- единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
- презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info
- образовательный портал «Учёба»: http://uroki.ru
3. Наглядные пособия
- портреты детских писателей: XIX и XX веков
4. Технические средства обучения
- магнитная доска
- ноутбук
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран
- аудиоцентр
5. Учебно-практическое оборудование
- шкаф для хранения книг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану ...
Рабочая программа и КТП по математике 2 класс автор В.Н.Рудницкая
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Начальна...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс автор Л.А.Ефросинина
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.)...
Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс
Рабочая программа по предмету математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова " Школа России"...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая тетрадь ,автор Ильина Н.А.
Данная тетрадь содержит задания по курсу Основы православной культуры...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...