Рабочая программа "Юный автор"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Программа рассчитана на 612  часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий со школьниками. Сроки реализации программы 1 год.

Основная идея программы «Юный автор» - развить у детей мотивацию к познанию и творчествуОткрывая мир через книгу, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад №13»
_____________________________________________________________________________
Байкальского городского поселения
Слюдянского района
Иркутской области

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для начальной школы (1-4 классы)

«Юный читатель»

Разработчик программы:

Брезина Н.Н.

Учитель начальных классов,

библиотекарь Эрматова В.В.

МБОУ НШДС  № 13

2016

 «Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,
а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший»
Герман Гессе

Рабочая программа внеурочной деятельности  для 1 - 4 классов на 2016 -2017 учебный год разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий..

Цель

Цель  программы внеурочной деятельности пятиклассников —  содействие  процессу  образования  и развития творческого потенциала детей.  Занятия  рассчитаны  не  только  на приобретение  учащимися  информационных  знаний,  но  и  на  воспитание культуры  чтения,  коллективизма,  формирование  навыков  самостоятельной работы,  познавательной  активности,  а  в  дальнейшем  на  формирование творческого, культурного и образованного человека. Основная идея программы «Юный автор» - развить у детей мотивацию к познанию и творчеству. Открывая мир через книгу, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.

Перед  учащимися в  начале внеурочных занятий  было предложено  научиться  самим  добывать  качественную  информацию,  научиться  грамотно  излагать свои  мысли,  а  свои  работы  помещать  в  библиотечных  газетах,  плакатах, презентациях,  на  просмотр  которых  приглашать  друзей,  педагогов  и родителей. Ребятам это очень понравилось и они начали  заниматься в библиотечном кружке.

Кружок назвали «Юный автор», который имеет духовно-нравственную направленность.

Место занятий – школьная библиотека.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Задачи:

- формировать потребность в постоянном чтении книг

развитие эмоционально - чувственной сферы;

- обучение чтению - рассматриванию;

-развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни ;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Формы и виды деятельности

Занятия в кружке включают в себя:

1. Встречи с писателями и новой литературой:

- обсуждения и анализ предложенных художественных произведений;

-  просмотр презентаций, чтение книг, способствующих патриотичес-

кому и экологическому воспитанию.

2. Литературная мастерская:

- знакомство с историей создания книги, со всеми ее элементами и

 изготовление собственной книжки;

- при чтении сказок предлагается дописать сказку самому ученику;

- при знакомстве с небылицами – сотворить-сочинить собственную

   небылицу-перевертыш;

- при чтении стихов – пробудить интерес самим  писать стихи;

            - Драматизация отрывков из книг.

 3. «Проба пера»:

- выпуск литературной газеты и сборника творческих работ детей,

- сотрудничество со школьной газетой «Планета №13»,

- знакомство с компьютерными программами для записи своих работ.

4. Сотрудничество с городским краеведческим музеем:

- изучение музейных материалов,

- исследовательская деятельность,

- экскурсоводческие навыки.

5. Презентации прочитанной книги.

6.Выставки прочитанных книг.

            7.Викторины.

            8.Читательские конференции.

            9.Конкурсы иллюстраций к любимой книге.

            10. Праздники читательских удовольствий.

     Программа рассчитана на 612  часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий со школьниками. Сроки реализации программы 1 год.

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Юный читатель».

Планируемые результаты:

  1. Первый уровень результатов  - приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; умение выбрать книгу и читать ее.
  2. Второй уровень результатов  -   формирование позитивного отношения школьника  к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Возрастание  интереса к литературе, к чтению;  понимание читателем, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир  художественной и познавательной литературы  при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение  кругозора и познавательного интереса воспитанников.
  3. Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде. Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником программы, он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.

 Школьник научится:

  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;                                                                                                                                                                                        
  • давать элементарную характеристику литературным произведениям.
  • понимать текст и его интерпретировать;
  • воспринимать художественное произведение как искусство слова.
  • размышлять и фантазировать;
  • воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс;
  • читать вслух и про себя;                                                                            
  • научится  самостоятельной читательской деятельности.

В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной  и мировой литературе;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
  • Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

 Содержание программы  «Юный автор»

       Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШДС №13, реализуемой в школе для учащихся 1 -4 классов.

Раздел

Количество часов

«Здравствуй, книга!»

74

«Мой учитель – мой друг»

70

«Жанры литературы и фольклора»

144

«Народные традиции»

36

Встреча с творчеством детского писателя

земляка С.Устинова

22

Изучение видов презентаций

146

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

32

Изготовим книгу

46

Книги-сборники стихотворений для детей

42

«Здравствуй, книга!» (74ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра)). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

«Мой учитель – мой друг»(70ч)

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценировка картин - эпизодов из выбранной книги.

«Жанры литературы и фольклора»(144ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценировка.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

«Народные традиции»(36ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

Встреча с творчеством детского писателя земляка С.Устинова (22ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценировка отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Изучение видов презентаций(146ч)

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»(32ч).

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

Изготовим  книгу (46 ч)

Изготовление книжек-малышек, презентации, спектакли, библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы.

Книги-сборники стихотворений для детей(42ч)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Юный читатель».

занятий

Тема

занятия

Количество часов

Форма занятий

Дата

1-я  четверть учебного года

1

Здравствуй, книга!

Вводное занятие. Определение цели и задачи кружка

«Юный автор».

8

беседа

2

Путешествие по школьной библиотеке.

2

Путешествие

3

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

8

Экскурсия

4

Из чего состоит книга?

8

Практикум. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

5

Знакомство с фондом библиотеки.

8

теория

6

Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

Словари, энциклопедии, справочники, указатели

40

практика

7

«Мой учитель – мой друг»

8

Беседа

8

«Поздравляю своего классного руководителя» - оформление поздравительного плаката

32

Практика

Презентация

9

Оформление стендов в вестибюле 1-го этажа

30

2-я  четверть учебного года

10

«Жанры литературы и фольклора»

16

Беседа, чтение любимых текстов.

Викторина

Сценки, презентации, выставки книг, проба пера, конкурсы

11

«Что за прелесть – эти сказки» по творчеству А.С. Пушкина

16

12

«Элементы книги» (обложка, титульный лист и др.).

22

Теория

Практика

13

Изготовим книгу-сборник, где в будем размещать свои работы

46

14

«Мама –

самое светлое слово»

14

Беседа, чтения

15

театрализованное представление

60

Практика

16

Оформление плакатов ко Дню матери

Оформление стендов в школе

16

Презентация проектов

3 четверть

17

«Народные традиции»: гадания под Старый Новый год, рождество, святки, колядки

18

Теория

18

«Удивлю параллельный класс» - разработка проектов по народным традициям

18

Практика

Презентация

19

Встреча с творчеством детского писателя

земляка С.Устинова «Эколог Леший и его соседи»

22

Беседы, просмотр мультфильмов

Проба пера

20

Изучение видов презентаций (реферат, проект, презентация, буклет, рекомендательный список, библиографические описания)

16

Теория

21

Правила оформления работ, составления списка

использованных информационных источников

42

практика

4 четверть

22

Предложение кружковцам тем проектов.

Выбор  детьми темы для поиска информации.

6

Теория

23

Как сформулировать тему запроса?

6

практика

24

Элементы газеты: заголовок, рубрика и др.

8

Теория

25

Создаю свою газету в библиотеке

Тематические рубрики газеты «Планета №13»

32

Проба пера

26

Сотрудничество кружковцев

с городским музеем

4

Экскурсии

27

Подготовить работы кружковцев к муниципальному конкурсу

«Умники и Умницы»

32

Практика

«Проба пера»

28

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

Сбор и обработка информации ко Дню Великой Победы

32

Беседы

практика

29

Книги-сборники стихотворений для детей

34

30

Урок-концерт

8

Итого часов в год

612

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Список дополнительной литературы

  • Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
  • Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
  • Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
  • http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
  • Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
  • http://www.allbest.ru/
  • http://xreferat.ru/

2. Интернет-ресурсы

3. Наглядные пособия

  • портреты детских писателей: XIX и XX веков

4. Технические средства обучения

  • магнитная доска
  • ноутбук
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран
  • аудиоцентр

5. Учебно-практическое оборудование

  • шкаф для хранения книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и  базисному учебному плану ...

Рабочая программа и КТП по математике 2 класс автор В.Н.Рудницкая

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Начальна...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс автор Л.А.Ефросинина

Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.)...

Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс

Рабочая программа по предмету   математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова   " Школа России"...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая тетрадь ,автор Ильина Н.А.

Данная тетрадь содержит задания по курсу Основы православной культуры...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...