Применение приёмов «кластер», «Куб Блума» для развития навыков смыслового чтения
презентация урока для интерактивной доски на тему

Дяченко Тамара Николаевна

Выступление на семинаре "Развитие навыков смыслового чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Своё выступление я хочу начать с китайской пословицы:

Слайд №1 «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». 

Я остановлюсь на тех приёмах, которые нас заинтересовали, которые мы используем  на своих уроках.

Слайд №2 «Кластер» один из методических приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая способствует развитию смыслового чтения:

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Слайд №3  Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. 

Слайд №4  Теперь, уважаемые коллеги  перенесёмся в своё детство. Вы ученики 2-го класса. Составим кластер по статье учебника Изобразительного искусства стр. 14-15 после чтения.

- Какое новое понятие, слово вы узнали? (живопись)

- Запишите слово в основную рамку. Поставьте вопросы к этому понятию. (Что это?) Запишите вопрос в овал.
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. Запишите.

- Какой вопрос ещё можно поставить? (Какие материалы используем?). Запишите вопрос в овал.
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. Запишите.

и т.д.
Слайд №5   Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся: 
- умение ставить вопросы;
- умение выделить главное;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил: 
- не бояться записывать все, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; 
- постараться построить как можно больше связей.

Слайд №6  Мы познакомим вас сегодня ещё с одним приёмом  техники  развития  смыслового, активно-продуктивного чтения  “Кубик Блума” .  Автор этого приёма американский педагог  и психолог  Бенджамин   Блум .

        На гранях кубика написаны начала вопросов:

•        «Почему»,

•        «Объясни»,

•        «Назови»,

•        «Предложи»,

•        «Придумай»,

•        «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

ДЕМОНСТРАЦИЯ КУБИКА.

Ни для кого не секрет, что умение ставить вопросы к тексту напрямую зависит от понимания этого текста обучающимися.  Необходимо  формировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

 

Вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

                     Возможны два режима использования данного приёма.

  • Учитель задаёт соответствующие вопросы.
  • Ученики формулируют вопросы.

Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.

Мы вам предлагаем прочитать статью учебника Музыки для 4-го класса на стр. 64-65.

Слайд №7  В коллекции  для интерактивной доски ЛАТ-2 мы нашли средство «Кости – ключевое слово» и  использовали его вместо «живого» кубика.

Теперь Вы, обучающиеся 4 класса, попробуйте сами составить вопросы по их началам к статье учебника.

Пример:

1. Почему Гимн является одним из символов государства?                                          2.Объясни, что такое гимн.                                                                                                3.Назови, что ещё относится к государственным символам?                                      4.Предложи своим одноклассникам поучаствовать в конкурсе на лучшее исполнение гимна.                                                                                                                            5.Придумай  гимн своей семьи или класса.                                                                6.Поделись информацией об авторах  гимна Российской Федерации.  

ЖЕЛАЮ  ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения

Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения...

"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Тренажёр "Читаю и понимаю" как способ развития навыка смыслового чтения у обучающихся 1 класса

Данный тренажёр позволит ученикам 1 классов развивать навык смыслового чтения.Благодаря данному тренажёру, мы доказали, что можно развивать данный навык не только на уроках литературного чтения, но и ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста

Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...