Применение приёмов «кластер», «Куб Блума» для развития навыков смыслового чтения
презентация урока для интерактивной доски на тему
Выступление на семинаре "Развитие навыков смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_priyomov_klaster_kub_bluma_dlya_razvitiya_navykov_smyslovogo_chteniya.rar | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Своё выступление я хочу начать с китайской пословицы:
Слайд №1 «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Я остановлюсь на тех приёмах, которые нас заинтересовали, которые мы используем на своих уроках.
Слайд №2 «Кластер» один из методических приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая способствует развитию смыслового чтения:
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Слайд №3 Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Слайд №4 Теперь, уважаемые коллеги перенесёмся в своё детство. Вы ученики 2-го класса. Составим кластер по статье учебника Изобразительного искусства стр. 14-15 после чтения.
- Какое новое понятие, слово вы узнали? (живопись)
- Запишите слово в основную рамку. Поставьте вопросы к этому понятию. (Что это?) Запишите вопрос в овал.
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. Запишите.
- Какой вопрос ещё можно поставить? (Какие материалы используем?). Запишите вопрос в овал.
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте. Запишите.
и т.д.
Слайд №5 Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
- умение ставить вопросы;
- умение выделить главное;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
- не бояться записывать все, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей.
Слайд №6 Мы познакомим вас сегодня ещё с одним приёмом техники развития смыслового, активно-продуктивного чтения “Кубик Блума” . Автор этого приёма американский педагог и психолог Бенджамин Блум .
На гранях кубика написаны начала вопросов:
• «Почему»,
• «Объясни»,
• «Назови»,
• «Предложи»,
• «Придумай»,
• «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
ДЕМОНСТРАЦИЯ КУБИКА.
Ни для кого не секрет, что умение ставить вопросы к тексту напрямую зависит от понимания этого текста обучающимися. Необходимо формировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Возможны два режима использования данного приёма.
- Учитель задаёт соответствующие вопросы.
- Ученики формулируют вопросы.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.
Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.
И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.
Мы вам предлагаем прочитать статью учебника Музыки для 4-го класса на стр. 64-65.
Слайд №7 В коллекции для интерактивной доски ЛАТ-2 мы нашли средство «Кости – ключевое слово» и использовали его вместо «живого» кубика.
Теперь Вы, обучающиеся 4 класса, попробуйте сами составить вопросы по их началам к статье учебника.
Пример:
1. Почему Гимн является одним из символов государства? 2.Объясни, что такое гимн. 3.Назови, что ещё относится к государственным символам? 4.Предложи своим одноклассникам поучаствовать в конкурсе на лучшее исполнение гимна. 5.Придумай гимн своей семьи или класса. 6.Поделись информацией об авторах гимна Российской Федерации.
ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения
Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения...
"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)
Упражнения для развития навыка смыслового чтенияна уроках математики....
Тренажёр "Читаю и понимаю" как способ развития навыка смыслового чтения у обучающихся 1 класса
Данный тренажёр позволит ученикам 1 классов развивать навык смыслового чтения.Благодаря данному тренажёру, мы доказали, что можно развивать данный навык не только на уроках литературного чтения, но и ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста
Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...