Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanitarn_nauki_novoe.docx | 52.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа № 5»
Развитие навыка смыслового чтения
на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
(из опыта работы)
2017
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………………… …………………………………………………………..3
- Упражнения для развития навыка смыслового чтения
на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………………………………………....4
- Упражнения для развития навыка смыслового чтения
на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………………………………………....... 15
- Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 18
- Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………... 19
Пояснительная записка.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).
Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
- создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
Типы чтения:
- коммуникативное чтение вслух и про себя;
- учебное;
- самостоятельное.
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.
Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
- понимать основную мысль текста;
- формировать систему аргументов;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- понимать назначение разных видов текстов;
- сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
- выражать информацию текста в виде кратких записей;
- различать темы и подтемы специального текста;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
Задания для смыслового чтения по русскому языку 1 класс
Тема урока | Задания | Текст |
Имя собственное | Определять тему текста (о чём текст).
| Юрий Коваль Тучка и галки. В деревне Тараканово живёт лошадь Тучка, рыжая как огонь. Её любят галки. На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть. — У неё шерсть тёплая, как у верблюда, — говорит возчик Агафон. — Из этой бы шерсти носки связать. Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться об забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо. Тучка лошадь мирная. Она никогда не брыкается. Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул. |
Группы слов |
| Чарушин Е. И. Рассказы о животных Заяц. Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Тёплого лета ждёт. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер — кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с мёдом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку. |
Слова с несколькими значениями. |
| Звезда. Морские звезды — животные с необычной формой тела. Люди наблюдали за ними еще в древние времена. Звезда́ — большой раскалённый шар, который состоит из газа и пыли. Звезда излучает свет. Эти животные - хищники. Ночью он виден как светящаяся точка. Питаются звезды моллюсками и различными морскими червями. Ближайшей к Земле звездой является Солнце. Живут морские звезды около 30 лет. |
Ударение |
| Чарушин Е. И. Рассказы о животных ЛИСА Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит — кинется.Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице! |
Слово и его значение. От слова к предложению |
| Лосьбольшой, сильныйикрасивый. Рогаунегоменяютсякаждыйгод, становятсявсёбольшеибольше. Имилосьзащищаетсяотволкаиотмедведя. Егочастоможновстретитьвблизиозёриболот. Лосьпрекрасноплавает,питаетсяонветвями деревьев. |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. |
| Л.Толстой. Собака, львица и щенок. В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда однажды у собаки появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находили его и переносила на место. |
Слоги |
| Выдры Выдры живут около рек и озёр. Они хорошо плавают и ныряют. Рыбке не увернуться от выдры. Да и лягушке от неё достаётся. А если выдра выберется на берег, то и мышку поймает. Вот какая ловкая! У выдры не одна, а несколько нор. Вход в них спрятан под водой. |
Задания для смыслового чтения по русскому языку 2 класс
Тема | Текст | Задание |
Текст | М. М. Пришвин. Начало осени. Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад. | 1. Определите тип текста. 2. Отметьте изученные орфограммы. 3. Какими словами автор описал берёзу. 4. Признаки осени. 5. Основная тема текста. 6. Есть ли в тексте сравнение. |
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. | Барсуки. И. Аксенов Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. | 1. Определить тему текста. 2. Сколько букв и звуков в словах 2 предложения. 3. Где была барсучья нора? 4. Кто был самый весёлый? 5. Найти слово, в 6 предложении, в котором все согласные звуки звонкие. 6. Придумать продолжение из двух предложений. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Чудесная ёлка. Г. Скребицкий Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью. | 1. Придумать своё название тексту. 2. Какую полезную работу сделали дети? 3. Звуковой анализ слов: ягодами, снег, заяц. 4. Чем угощались птицы? 5. Задайте вопрос детям, устроившим праздник для птиц и зайцев. 6. В восьмом предложении найдите слово в котором все согласные звуки глухие и твёрдые. |
Шипящие согласные. Буквосочетание | Зимой. Е. Чарушин Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. | 1. Предложите своё описание леса. 2. Какие слова подтверждают, что в лесу зима? 3. Найти слова с изученной орфограммой, выписать их и подчеркнуть слова, на изученное правило. 4. Когда зверьки ищут пищу? Почему? 5. Составить продолжение текста, используя слова на изученное правило. |
Безударные гласные | Золотой подснежник. К. Пронин После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну? Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. | 1. Почему подснежник был золотым? 2. Определить главную мысль текста. 3. В третьем предложении найти слова с проверяемой безударной гласной, выписать, подобрать проверочные слова. 4. В чём секрет цветка - мать - и - мачеха? 5. Какие ещё цветы появляются ранней весной? 6. В последнем предложении расставить ударение. |
Слова с удвоенными согласными. | По Л.Воронковой Начался урок русского языка. Ребята объясняли орфограммы. Вдруг в класс вбежал Снежок. Все засмеялись. Вот так ученик! Снежка выпроводили из класса. Ребята посмеялись и стали слушать учительницу. | 1. Прочитайте текст, определите тему, придумайте и запишите название. 2. Выпишите слова с удвоенной согласной, подчеркните орфограмму. 3. Какой ученик появился в классе? Почему его не допустили к урокам? 4. Как бы вы поступили, если бы на урок пришёл такой ученик? 5. Сделайте звуковой анализ слова - русского. |
Разделительные ь и ъ знаки. | Зима об.явила войну весне. Прилетел ветер, собрал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. Весна посылала молодой траве теплые капли дождя. Зима их замораживала. На дерев..яхс..ежилисьпоч..ки. Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со снегом, весенний гром с в..югой. Раз..яренная зима старалась нанести удар в самое сердце весне, но не смогла. | 1. Прочитать текст, придумать и написать название. Определить тему текста. 2. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы. 3. Какие правила используются в словах, когда вставляем пропущенные буквы? 4. Какие слова в тексте использованы в переносном смысле? 5. Между чем шла борьба и за что? |
Слова с несколькими значениями. | Следы на снегу. В лесу было темно. Но вот он посветлел и ожил. Выпал первый снег. Весело затрещала сорока. На снегу появились следы зверей и птиц. Вот шагает лисёнок по снежку. Вот следы клеста. Каждый зверёк оставляет след на белом ковре. Прилетели к лесной полянке тетерева. Недалеко кормились сороки. Вдруг появилась лиса. Сразу затрещали сороки на макушке дерева. Тетерева встрепенулись и улетели. | 1. Почему так назван рассказ? 2. Разделите текст на части и придумайте название каждой. 3. Где происходило событие? 4. Найти слова с несколькими значениями, выписать, написать в каких значениях могут употребляться эти слова? 5. Следы каких животных увидел автор в лесу? |
Состав слова. | **** А. Митяев. Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло. | 1. Основная мысль текста? 2. Как автор описал время дождя? 3. Разберите по составу слова: дождик, вышли, люди, влетели, тепло. 4. Что увидели люди после дождя? 5. Что необычного, в тексте? Какие средства использованы для этого? |
Имя существительное. | Ива. А. Митяев На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. | 1. Какое дерево описал автор? Почему? 2. Из текста выпишите все имена существительные. 3. Определите тип текста. Какие слова подтверждают. 4. Кто пользуется цветами ивы? Для чего? 5. Разберите по составу слово - крылышками, определите часть речи. |
Глагол. | Белка. В. Чаплина. В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, - где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы. | 1. Почему автор написал о белке? Чем она его заинтересовала? 2. В первом и втором предложении найдите слова, отвечающие на вопросы- что делать? Что сделать? 3. Что делает белка осенью? Для чего? 4. Придумайте своё описание белке. 5. В четвёртом предложении определите изученные части речи. |
Имя прилагательное. | * * * К Пронин. В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога. С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом. | 1. Прочитайте текст. Определите тему. Придумайте название тексту. 2. Как можно назвать 1 часть, 2 часть? 3. В тексте найдите имена прилагательные и слова от которых они зависят, выпишите. 4. Что светит на небе ночью? чем помогают людям? 5. Определите части речи в третьем предложении. 6. Какой вывод можно сделать? придумайте своё окончание текста. |
Задания для смыслового чтения по русскому языку 3 класс
Тема урока | Текст | Задания к тексту |
Урок 20. Прописная буква в имени собственном | Домино вырос и стал очень красивым черно-бурым лисом. Добраться до шкуры которого было много желающих. Вскоре Домино обзавелся подругой – красивой лисицей Белогрудкой. И злейшим врагом – собакой Геклой, не раз гонявшей его по лесам. Но Домино всегда уходил от преследования, запутывал следы и использовал другие хитрости, которым он научился за свою жизнь. Пару раз Домино попадал в капканы, но удача была на его стороне и он выскользал из них почти невредимым. Один раз, прогуливаясь около фермы, Домино увидел индюшку и хотел пообедать ей, но его спугнула девочка. Так черно-бурый лис впервые познакомился с человеком. Через некоторое время у Домино и его подружки Белогрудки появились лисята. Родители воспитывали их, учили охотиться и, впоследствии, лисята выросли и стали отдаляться от семьи.Тем временем Гекла – злейший враг Домино, расправлялась с овцами, а всю вину за это фермеры списывали на черно-бурого лиса.(Эрнст Сетон – Томпсон) |
|
Урок 21. Безударные гласные в корне слова. | Аниска шла через поляну. Лесная трава стояла по пояс. Вдруг закачалась еловая ветка. Аниска подняла глаза. На дереве сидела чудеснал птица. Это ронжа. Птица была, как яркий цветок. Она сидела и глядела на маленькую девочку. Головка у птицы чёрная, а грудка зелёная. Крылья и хвост красные, как огонь. Птичка тихо скользнула над поляной и скрылась в древесной листве деревьев. (По Л.Воронковой) |
|
Урок 26. Непроизносимые согласные. | Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи. Под корнями старой берёзы была нора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Он выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лег на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его. (По Г.Скребицкому) |
|
Урок 28. Разделительный Ъ и Ь знак. | Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа; он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. – А, ты так со мной! – сказал я. И кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой. Мышей у меня было много, я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. Так, положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих. (М. Пришвин) |
|
Урок 31. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Нахождение этих словосочетаний в тексте. | Тихо и плавно падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай снежинку. Посмотри, как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж. А сколько красивых рисунков можно сделать! Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья. Они похожи на кусочки мягкой ваты. (По В. Корабельникову) |
|
Урок 52. Однородные члены предложения. | Настала зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики. Вдруг, смотрю, на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Я присел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся. Что, думаю, за зверь такой завелся? Я сорвал хворостинку — и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился. Фу ты! Да это кошка! Так вот куда кошки из города переехали! Я стал звать: — Кис-кис! Кисанька! — и просунул руку в нору. А кисанька как заурчит, да таким зверем, что я и руку отдернул. Б. Житков |
|
Урок 61. Нахождение приставок. | В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей. (По А. Толстому) |
|
Урок 116. Глагол как часть речи. Распознавание. | Мы приехали утром, когда вытягивали невод. Море было совсем спокойное, как вода в блюдце. Невод уж подходил к концу, и на берег вытащили вместе с рыбой целую ватагу морских раков — крабов. Они, как крупные пауки, ловкие, быстро бегают и злые. Они становятся на дыбы и щелкают над головой клешнями: пугают. А если ухватят за палец, так держись: до крови. Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идет наша Мурка. Она ловко откидывала крабов с дороги. Подцепит его лапой сзади, где он достать ее не может, и швырк прочь. Краб встает на дыбы, пыжится, лязгает клешнями, как собака зубами, а Мурка и внимания не обращает, отшвырнет, как камешек. (Б Житков) |
|
Урок 144. Роль имен прилагательных в речи. | Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл на крышу и давай серебряным копытцем бить. Из-под ножки ка мешки дорогие посыпались. Вернулся Кокованя домой и не узнал избушки. Вся она была в дорогих камнях. Камни горели, переливались разными огнями. К утру выпал большой снег. Все камни засыпало. Там, где козёл скакал, люди камешки дорогие находить стали. (По П.Бажову) |
|
Задания для смыслового чтения по русскому языку 4 класс
Тема | Задания | Текст |
Предложения с однородными членами | 1.Определите тему текста. 2. Составьте план. - Почему ёжику дали такую кличку? - Как ёжик напоминал хозяину о том, что он голоден? - Как вёл себя ёжик с наступлением зимы? Найдите и подчеркните однородные члены предложения. | В дому у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок. Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, ёж стал жить в доме. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезает. Всю жизнь непоседа бегает лапками, топает, всех будит. (по Г.Скребицкому) |
Простые и сложные предложения | 1. Определите тему текста. 2. Составьте план текста. 3. Подчеркните главные члены предложения, найдите сложные предложения. | Последние грибы. Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё развернулся, рванул со всей силой и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи и мокрые леса и поля засверкали. Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы. ( М.Пришвин) |
Главные члены предложения. Однородные члены предложения. | -Что заставило медведя пуститься наутёк? 1. Подберите заголовок к тексту. 2.Найди грамматическую основу каждого предложения. 3.Найди предложения с однородными членами. | Медведь быстро обернулся, насторожил уши и понюхал воздух. Мы не шевелились. Медведь успокоился и принялся за еду, но Дерсу в это время свистнул. Медведь поднялся на задние лапы, затем спрятался за дерево и выглядывал оттуда одним глазом. В это время ветер подул нам в спину. Медведь рявкнул, прижал уши и без оглядки пустился наутёк.( по В.Арсеньеву) |
Падежные окончания имён существительных 1 склонения | 1.Подберите заголовок к тексту. 2. Составьте план. 3.Определите тему текста. 4.Допишите пропущенные окончания имён существительных, определите склонение, падеж. - Почему был напуган владелец гитары? - По какой причине гитара лежала в кладовке? | У меня дома была старая гитара. Она долго висела на стене в комнат__. И при очередной уборк__ я решил, что раз не умею играть на гитар__, то что ей здесь пылиться. И отнёс её в кладовку. Вскоре я забыл огитар__, и только случай напомнил мне о ней. Я сидел вкомнат__ и читал книгу. Вдруг послышалось, что где-то рядом перебирают струны гитары. Звук повторился ещё громче прежнего. Прислушавшись, я обнаружил, что неизвестный гитарист находится в кладовк___. Я изумился: «Кто бы это мог быть? Ведь, кроме меня, вквартир___ никого нет!» Открыл дверь кладовой и осмотрел всё вокруг. С гитары на меня смотрели несколько пар блестящих глаз- бусинок. Мышата! Посмотрев на меня ещё секунду, они нырнули в гитару. И тут я всё понял. В кладовк__ за, а гнездо мать- мышь сделала внутри гитары. Когда мышата подросли, они стали вылезать из инструмента, цепляясь своими лапками за струны. От этого гитара и звучала. Вот и вся разгадка. (М. Пчельников) |
I и II спряжение глаголов | 1.Подберите заголовок к тексту. - Перечислите признаки весны по тексту. 2. Выпишите из текста глаголы по спряжениям. | Летит к нам весна на солнечных крыльях. Много дел её ждёт. Но не за всё она принимается сразу. Сначала весна гонит снег с земли на полях. Так и делает проталинку за проталинкой. Потом на речках и озёрах лёд ломает. И только после этого приходит в лес. (По Н. Сладкову) |
Спряжение и лицо глагола | 1.Подберите заголовок к тексту. -О ком этот текст? Опишите их. Найдите глаголы, укажите их спряжение и лицо. | Что это? Будто крохотный голубой огонёк светится в тёмной ночной траве… а вон, немного подальше, ещё и ещё. Или это звёзды отражаются в каплях росы? Нет, не может быть… - Видишь, светлячки, - сказал папа. – хочешь - набери их в трубочку, а дома выпустим в сад. Пусть у нас живут. (Г. Скребицкий) |
Наречие | 1.Подберите заголовок к тексту. -Как мартышка хотела поднять себе настроение? Найдите наречия, разберите их по составу. | У мартышки было плохое настроение. Поэтому она сидела на финиковой пальме и ела финики. Чем больше она их ела, тем лучше у неё становился аппетит. Но настроение почему-то не улучшалось. Мартышке было вкусно, но грустно.(Г.Остер) |
Правописание предлогов и приставок | - Как должен вести себя воспитанный человек в данной ситуации? - Спиши текст, раскрывая скобки. Укажи, где предлог, а где приставка или частица. | Вредный совет. Если ты пришёл (к) знакомым, (Не) здоровайся ни (с) кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому (не) говори. (От)вернись и (на) вопросы Ни на чьи (не) отвечай. И тогда никто (не) скажет (Про) тебя, что ты болтун. (Г.Остер) |
Ознакомительное чтение - извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
- Назови действующих лиц произведения - О каком событии рассказывается в этом тексте | - Кто из героев вызывает симпатию? - Какими качествами наделены персонажи? - От чьего имени ведется рассказ? | - Что вас удивило в этой сказке? - По каким признакам сказку можно отнести к волшебным? - Сравни тексты произведений | - Что вы можете сказать об авторе рассказа? - Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы? - Какие вопросы можно задать к тексту? |
Формируемые УУД: извлекать информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, основные события, их последовательность.
Поисковое чтение - нахождение конкретной информации, конкретного факта.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-К кому обращены слова из (песни, текста и т.д.) -Как описан предмет? -Подтверди свой ответ строками из произведения… -Найди и прочитай… | -Соотнеси иллюстрацию с соответствующим эпизодом произведения -Найдите в тексте предложения со словом … - Найди строки, которые подтверждают (утверждают)… | -Найдите в тексте реальные факты: место действия, время действия, события и т.д. -Кто является главным героем, найдите подтверждение в тексте | -В словах какого персонажа содержится главная мысль -Опишите … , используя слова из текста -Найдите в стихотворении сравнения, метафоры |
Формируемые УУД:
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя
- находить нужную информацию в учебнике
- самим задавать вопросы
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
- самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений
Изучающее чтение - извлечение полной и точной полезной в данный момент информации.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-Сравни героев, сюжет … -Как ты понимаешь смысл… -Объясни смысл пословицы, поговорки… -Какие поступки героев говорят о том, что… | -Какие слова использовал автор для раскрытия характера героя? -Найди в словаре значение слова… -Что общего в этих произведениях? Чем различаются? -Перескажи сказку от лица героя | -Перечитай самый интересный эпизод -Найди статью об авторе в энциклопедии -Разыграйте спектакль по произведению -Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их -Найди в тексте опорные слова и сделай по ним пересказ | -Как писатель относится к своему герою? (подтверди словами произведения) -Проследите по тексту, как менялось настроение героя -Какие пословицы подходят к тексту? -Попробуй передать содержание рассказа в нескольких предложениях |
Формируемые УУД:
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
- определять тему
- составлять простой план
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
- составлять сложный план текста
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Рефлексивное чтение - понимание основной мысли текста, прогнозирование содержания по ходу чтения, анализ своего эмоционального состояния в процессе чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
- Над чем заставило тебя задуматься это произведение? - Какую главную мысль хотел донести автор до читателя? -Охарактеризуй героя по его поступкам | - Чему учит произведение? -С каким настроением и в каком темпе будем читать произведение? -Объясни название рассказа | - Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы? -Зачем предложение в тексте повторяется дважды? -Какие чувства появились к герою? -Напиши отзыв о прочитанном произведении | - Как вы понимаете смысл последней строчки -Отметьте те эпизоды, в которых изображаются события, созвучные вашему настроению -Разыграйте сценку этого эпизода. Какие рекомендации дадите актерам | ||||
Формируемые УУД:
- выделять ключевые слова
- высказывать свою точку зрения
- переводить каждое задание в самоинструкцию
- приводить доводы в поддержку или опровержение
- доказывать высказанную авторскую точку зрения
- находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение - переводить каждое задание в алгоритм действий
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
Заключение.
Систематическое использование данных упражнений на уроках русского и литературного чтения будет способствовать формированию навыка смыслового чтения в начальной школе.
Список литературы. Источники.
- Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
- Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
- Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000
- .Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 201
http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
http://edu.grsu.by/alternant/?p=856
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...
«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»
1. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.
Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...